Энциклика

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> О словах и выражениях: маргиналы, неформалы, альтруисты >> Энциклика >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5_9_9.html/17/1


ЭНЦИКЛИКА



АЛЬТРУИЗМ,   а, м. (книжн.).   Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими интересами.
| прил. альтруистический, ая, ое.

АЛЬТРУИСТ,   а, м. (книжн.). Человек, отличающийся альтруизмом.

АЛЬТРУИСТИЧНЫЙ,   ая, ое; чен, чна. Проникнутый альтруизмом, самоотверженный.
| сущ. альтруистичность, и, ж.



Альтруизм (от лат. alter - другой), бескорыстная забота о благе др. людей. Термин введен О. Контом как противоположный по смыслу термину "эгоизм".

Эгоизм (от лат. ego - я), себялюбие; поведение, целиком определяемое мыслью о собственной пользе, выгоде, предпочтение своих интересов интересам других людей и т. п. Противоположность эгоизму - альтруизм.

Конт (Comte) Огюст 1798-1857 французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии. Позитивизм рассматривал как среднюю линию между эмпиризмом и мистицизмом; наука, по Конту, познает не сущности, а только явления. Выдвинул теорию трех стадий интеллектуальной эволюции человечества (теологической, метафизической и позитивной, или научной), определяющих развитие общества. Разработал классификацию наук (по степени уменьшения их абстрактности). Основные сочинения: "Курс позитивной философии" (т. 1-6, 1830-42), "Система позитивной политики" (т. 1-4, 1851-54).

Из статьи буддизм

В доктрине великой колесницы основной упор делается на учение о небесных и земных Бодхисаттвах. Первые - это просветленные существа, которые обрели просветление (бодхи), но до того они дали обет остаться в кругу перерождений, чтобы помогать другим существам достичь этого состояния и нирваны, хотя последняя при таком идеале практического альтруизма отходит на второй план.

Из статьи Милль Джон Стюарт (1806 -1873)

Английский философ и экономист. идеолог либерализма. сын Дж. Милля. основатель английского позитивизма, последователь О. Конта. В "Системе логики" (т. 1-2, 1843) разработал индуктивную логику, которую трактовал как общую методологию наук. В этике соединял принцип эгоизма (утилитаризм) с альтруизмом.

Из статьи Фромм Эрих (1900-1980)

Опираясь на идеи психоанализа, экзистенциализма и марксизма, стремился разрешить основные противоречия человеческого существования - между эгоизмом и альтруизмом, обладанием и бытием, негативной "свободой от" и позитивной "свободой для". Пути выхода из кризиса современной цивилизации видел в создании "здорового общества", основанного на принципах и ценностях гуманистической этики (среди которых высшая - любовь), восстановлении гармонии между индивидом и природой, личностью и обществом

Из статьи Юм Девид (1711-1776)

Юм стоял на позиции этического антиинтеллектуализма, для него характерно также неприятие религиозного обоснования нравственности. Он подчеркивал, что многие философы-моралисты не объясняют переход в рассуждениях от сущего к должному. В целом, по Юму, этика занимается мотивами поступков, которые в конечном итоге обусловливаются психологическими особенностями людей. В его учении утилитаризм сочетается с альтруизмом.



Книги имеют свою судьбу. Эта латинская пословица в полной мере относится к энциклопедическому шедевру - "Словарю" Брокгауза и Ефрона, который рекордными тиражами выходил в конце XIX-го - начале ХХ века. Фундаментальный труд, над созданием которого работали крупнейшие ученые России, и по сей день пользуется необычайным авторитетом и популярностью, став настоящей библиографической редкостью. Выход в свет подобного энциклопедического издания был напрямую связан с экономическим и духовным возрождением России начала ХХ века. Развитие промышленности, сельского хозяйства, строительство крупнейшей в мире Транссибирской магистрали, развитие системы высшего образования определили необходимость создания энциклопедии, где был бы подведен итог экономического и культурного развития страны на конец XIX века. Тем более что связь "Словаря" со своим временем была двусторонней: воплощая приметы тех лет, он одновременно прививал читателю представление о вечном, незыблемом, которое не может исчезнуть, которое нельзя забыть и которое и составляет сущность нового русского подъема и гарантирует непреходящее значение цивилизации в широком смысле слова. Энциклопедия стала воплощением живой связи между минувшим и будущим, в нее было включено все, что составляет гордость истории Отечества.

Из статьи о М.П. Арцыбашеве (1878 -?)

Князь Мышкин, с обычной точки зрения - "идиот". И вот, в величайшую, конечно, похвалу автору, можно сказать, что после князя Мышкина из "Идиота" Достоевского, во всей нашей литературе нет столь яркого изображения проникновенного альтруизма, как фигура арцыбашевского студента Ланде.

Из статьи о Максиме Горьком (1868 - 1934)

Философия этих босяков - своеобразнейшая амальгама жесткого ницшеанского поклонения силе с тем безграничным, всепроникающим альтруизмом, который составляет основу русского демократизма.

Из статьи о Д.Н. Мамине-Сибиряке (1852 - 1912)

... догмы его веры, взгляды, идеи, которые легли потом в основу лучших его произведений: глубокий альтруизм, отвращение к людскому взаимопоеданию, к грубой силе, пессимизм, любовь к жизни и, вместе с тем, тоска о ее несовершенствах, о "мере печали и слез", где столько ужасов, жестокостей, неправды

Из статьи о Н.К Михайловском (1842 - 1904)

Протест Михайловского против органической теории Спенсера и его стремление показать, что в исторической жизни идеал, элемент желательного, имели огромное значение, создавая в читателях настроение, враждебное историческому фатализму и квиетизму. Поколение 70-х годов, глубоко проникнутое идеями альтруизма, выросло на статьях Михайловского и считало его в числе главных умственных вождей своих.

Из статьи о Л.Е. Оболенском (1845 - 1906)

Существует альтруистическая мораль, вытекающая из первичного свойства органической материи, в силу которого при одинаковых условиях получаются однородные субъективные состояния. На чувствованиях, происшедших путем эволюции, строятся объективные условия блага, а первичный альтруизм создает субъективные его условия. При субъективных условиях стимулом является непосредственная жалость к другому, вложенная в органическое вещество и растущая параллельно с сознанием сходства с другими. Внеопытный альтруизм понемногу подчиняет себе опытную мораль и один только может служить критерием поведения. Первичный альтруизм - то единое, что ведет постоянную борьбу с призраком индивидуальности; это - сущность, единая у всех, но сущность не в метафизическом смысле, а ее проявление для нас.

Из статьи о В.В.Соловьеве (1853 - 1900)

Нравственная деятельность должна не только представлять известные качества, а именно доставлять наслаждение, иметь в виду общую пользу, вытекать из чувства симпатии или альтруизма, иметь форму долга или категорического императива, но она необходимо должна сверх того иметь некоторый определенный предмет; таким предметом может быть только нормальное общество, определяемое характером свободной общности....

Из статьи о Вильяме Фрее (1839 - ?)

Фрей определяет религию как "совокупность образов, воплощающих собой жизнь, основанную на альтруизме"...


Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования