https://altruism.ru/sengine.cgi/5I-/7/8/6/9
Cельская школа в городе(очерки социально-педагогической реанимации)
Эти заметки появились после почти 9-летнего опыта работы в качестве директора Центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям (ППМС - центра), созданного в начале 1993 года в городе Десногорске. ППМС-центры - принципиально новая форма образовательных учреждений в России (первый такой Центр появился в 1991 году).
Существует и постоянно увеличивается большая категория так называемых "проблемных" детей, успешное обучение которых в условиях обычной массовой школы практически невозможно.
Практика показала, что подавляющее большинство этих детей растет в неблагополучных семьях, где не уделяется (или почти не уделяется) внимание их развитию, воспитанию и образованию. У родителей этих детей нет ни желания, ни сил, ни возможностей воспитывать собственных детей. Жизнь этих детей протекает в основном вне семьи и вне школы: в больнице, в приюте, на лестничной клетке, на чердаках, в подвалах, а чаще всего - просто на улице, в компании себе подобных. Они не ходят в школу совсем не потому, что не хотят, а потому что не могут: стыдно своих недостатков, над которыми смеются сверстники; стыдно за отсутствие учебников, ручек, тетрадей, которые пропивают родители-алкоголики; стыдно за несделанные домашние задания (а попробуйте их сделать, если в квартире постоянно собираются "веселые компании", а у мамы каждый день новые женихи, которым не нужны лишние свидетели). Создание в школах классов коррекции и компенсирующего обучения только усугубляет их проблемы. Эти классы почти открыто называют "классами дураков". Дети здесь чувствуют себя изгоями, людьми "второго сорта". Они очень быстро озлобляются на учителей и "благополучных сверстников", уходят из школы или совершают различные преступления (основная часть правонарушений совершается именно детьми из "классов коррекции"). Не посещают "проблемные" дети и так называемые "учреждения дополнительного образования" (кружки, секции, спортивные, музыкальные, художественные школы). Во-первых, за пребывание во многих из них надо платить. Во-вторых, нет необходимых принадлежностей (спортивной формы, музыкальных инструментов, альбомов, красок и т.д.). А в-третьих, и самое главное, абсолютно нет привычки к какой-либо длительной систематической работе! Педагоги обычно относятся к этому факту как к личному возмутительному недостатку конкретного ребенка. Но это общая трагедия: все дети из неблагополучных семей совершенно не приучены к работе. Никто из них в этом не виноват; никаким образом без помощи извне привычка к работе и не могла возникнуть. Родители давно на все "махнули рукой", дома - непролазная грязь, из мебели - старые кровати, кухонный стол и несколько табуреток, все остальное давно пропито или украдено "друзьями"; телевизор все-таки, чаще всего имеется, а вот книги или газеты - никогда. Увы, главным дестабилизирующим фактором в работе с "проблемным" ребенком, источником всех его бед и страданий оказывается семья. Понятие "семья" в данном случае является условным. Фактически ребенок воспитывается в патологической, "нечеловеческой" среде, где изначально отсутствуют такие базовые ценности как любовь, доброта, творчество, честность, доверие... В сочетании с постоянной борьбой за выживание, которую ребенку приходится вести дома, на улице и в школе все это приводит к тому, что у него формируется патологическая, сугубо материальная система ценностей. Вся его дальнейшая жизнь оказывается подчиненной одному - обеспечению собственного материального благополучия. Чаще всего это достигается преступным путем. Однако и эта "материальная" система ценностей часто бывает несформированной или не принимается ребенком. Ценность собственной жизни и жизни вообще сводится к нулю. Это неизбежно ведет к самоубийству или его "отсроченным" формам - алкоголизму и наркомании. Круг общения этих детей четко ограничен и включает в себя только детей с похожими "проблемами". Характерными чертами "проблемного ребенка" являются:
Вместе с тем, эти дети хорошо адаптированы к окружающей их социальной среде. Они прекрасно знают где, когда и как "достать" определенную сумму денег. Они мастерски обманывают учителей, родителей, врачей и других людей, от которых они зависят. Они хорошо знают "расстановку сил" в криминальной среде и часто имеют там друзей и покровителей.Они отлично знают все места, где можно скрываться, отсидеться, "зависнуть", "перекумарить" и т.д. Самое же главное, в свои 10-12 лет они имеют богатейший жизненный (включая и сексуальный) опыт, которого нет и не может быть ни у кого из их учителей. К сожалению, этого никак не хотят понять и принять учителя, с удивительным упорством продолжая снова и снова воспитывать и "учить их жизни". Жизнь этих детей протекает параллельно обычной школьной жизни и никак с ней не связана. Это та глубина жизни (падения), куда не доходят волны "реформирования" и "модернизации". Эта жизнь развивается по другим законам. Здесь ежедневно идет жесткая, смертельная борьба за выживание. Итоги этой борьбы предрешены - большинство неизбежно опустятся на дно. Именно отсюда, из этой глубины жизни "выплывают на поверхность" алкоголики и наркоманы, бомжи и проститутки, воры и убийцы. Всех этих людей объединяет одно - им нечего терять в этой жизни. Все что они имели, они давно потеряли в самом раннем возрасте. Ребенок из неблагополучной семьи постоянно находится на пороге смерти - физической или социальной. Вот почему процесс "вытягивания" этих детей со "дна жизни" можно назвать "социально-педагогической реанимацией". Очевидно, что такой процесс "социально-педагогической реанимации" нельзя осуществить в обычной школе. Мало подходят для этого и школы-интернаты. Во-первых, концентрируя в одном месте большую массу детей с однотипной патологией, мы лишаем их контакта с обычными детьми, резко снижая планку их возможного развития. А во-вторых, длительная изоляция ребенка в "тепличных условиях" интерната ведет к тяжелейшей социальной дезадаптации в будущем. Именно поэтому так велик процент самоубийств среди выпускников интернатов. Наш опыт свидетельствует о том, что для успешного обучения и воспитания таких детей нужна небольшая школа (не более 100 человек) с маленькими уютными классами (не более 9-10 человек в каждом - согласно исследованиям психологов, объем активного внимания человека (учителя) не превышает обычно 10 объектов (учеников)).
Больше всего такая школа напоминает сельскую. Все здесь хорошо знают друг друга и не стесняются собственных недостатков. К сожалению, дети каждый день должны возвращаться домой, а нормального дома и нормальной семьи ни у кого из них нет. Вот почему процесс "социально-педагогической реанимации" мы начинаем каждый день снова. Мы начинали свою работу с обучения небольшой группы детей-инвалидов. Сейчас в Центре тремя основными формами обучения - начальной школой, подростковой школой и самодеятельными подростковыми объединениями - охвачено более 100 детей с различными "проблемами" (от чисто медицинских до явно криминальных). К сожалению, как и в медицине, отдаленный прогноз наших "реанимационных мероприятий" неблагоприятен. Мы не можем изолировать ребенка от той социальной среды, в которой он родился и вырос. А поэтому "рецидивы" болезни неизбежны. Сделать надежную прививку жизнестойкости и саморазвития удается далеко не всем. И все же структура нашего центра доказала свою высокую эффективность, значительно большую, чем другие известные нам формы. За время работы в центре я понял две вещи. 1. Все проблемы "проблемных" детей на самом деле являются проблемами их родителей. Я знаю много примеров, когда дети, благодаря вниманию и поддержке семьи, имея довольно тяжелые заболевания, успешно оканчивали школу, учились дальше, находили хорошую работу, создавали семьи и были счастливы. Но я знаю гораздо больше примеров, когда дети, имея выдающиеся способности и отличное здоровье, погибали или скатывались на дно. В России более трети семей живет за порогом бедности, 10% населения страдают различными формами алкоголизма, а значит, треть детей могут стать "проблемными". 2. Обычная массовая школа не может и не хочет работать с проблемными детьми. Для этого есть, по крайней мере, три причины: а) диктатура образовательной бюрократии, б) отсутствие в школе мужчин, в) отсутствие сильных педагогов. На мой взгляд, давно необходимо издание (газета, журнал), полностью посвященное работе с социальными сиротами и проблемными детьми. С подростками работают множество организаций: школа, учреждения культуры, спортивные клубы, милиция, армия и т.д. Но реальное влияние на подростков оказывают совсем другие силы. По степени влияния на подростков можно составить рейтинговую таблицу:
Почему это так - вот главный вопрос в работе с подростками. Он смыкается с очень важной темой - проблемой свободы и зависимости.
Путь подростка от детства к юности и взрослой жизни пролегает по очень опасной территории - территории зависимостей: от других людей (социальная зависимость); от уровня благосостояния родителей (материальная зависимость); от TV и музыки (психическая зависимость); от алкоголя, никотина, наркотиков (химическая зависимость) и прочее, прочее, прочее.
Судьба подростка, в конце концов, зависит от того, хватит ли у него здоровья и сил для преодоления всех этих зависимостей.
|