https://altruism.ru/sengine.cgi/5I-/7/8/22/4/6/3/2
Андрей Русаков. Эпоха великих открытий в школе 90-х годов. Анклавы прошлого и анклавы грядущего. Задачи по проектированию миров Мария МиркесОт нытья к развитиюОдних людей мы называем «активными», «деятельными», других — «нытиками». Нам бы хотелось в своей фирме побольше первых и поменьше вторых. Чем же различаются эти люди? Темпераментами? — Да. Скоростью? — Да. Оптимизмом? — Да. Но ключевые различия нам видятся в «задачном отношении к жизни», «задачном мышлении». По этому параметру можно разделить людей на три категории. Первая — люди «трудностей». Они любят обсуждать «всё, что плохо». Их ключевые фразы: — Ну вот, опять! (поломался принтер, обругал начальник, обнаглел клиент). — Вечно этот ... (принтер ломается, начальник меня ругает, климат тяжёл и враждебен астрал). — Только у нас возможны такие безобразия! Мы не предлагаем выяснять, насколько правдивы эти утверждения. Дело в другом! В том, что эти люди вряд ли засучат рукава и изменят происходящие «нехорошести», которые так их раздражают. Вторая категория — «заданные люди». Это те, кто в обнаруженной «нехорошести» вычленяют конкретную проблему — переводят её в задачу и решают. С людьми задачного типа веселее и оптимистичнее, поскольку в их картине мира всё возможно. «Нытикам» из первой категории такие люди часто неудобны, поскольку «ну чего он суетится, всё равно ничего не получится!» Казалось бы, преимущество людей задачного типа очевидно. Набираем в свою организацию таких сотрудников — и успех гарантирован! К сожалению, их не бывает много. Довести задачу до точной, позитивной и конструктивной формулировки — очень важно и сложно. — Одна группа работников любит обсуждать задачи для других, в частности — для начальства (от руководителя отдела до президента). — Часто хорошая задача находит себе десятки болельщиков, но не находит ответственного решателя. — Иногда активные решатели не видят всех контекстов и сносят на своем пути чужие замыслы, интересы, других людей. Получив по голове, затихают и переходят в первую категорию. — Оригинальные задачи, как правило, не входят ни в чьи функциональные обязанности. — Удобно под задачей понимать исполнение простой ежедневной обязанности, в то время как задача — это напряжение и выход за границу привычных усилий. И так далее! Перебирая свой персонал (не забывая и себя), удивлённо обнаруживаем, что людей, ставящих и ответственно решающих задачи, невероятно мало! Почему? Любимый ответ руководителей: «Плохой персонал. Нужно этих уволить и набрать новых, которые смогут». Любимые ответы подчиненных: «Начальник бьёт по рукам, поэтому дешевле сидеть и не высовываться»; «поскольку моя зарплата никак не зависит... то...». Часто руководители — творческие и задачные люди по отношению к своему делу — переходят в категорию «нытиков по поводу трудностей», когда речь заходит о подчинённых. Мы считаем, что задачное мышление — это системный эффект. Поэтому только работая с организацией в целом и меняя схемы управления и соорганизации, можно научить сотрудников всех уровней ставить и решать задачи. В идеале сотрудники должны чувствовать трудности, выделять и оформлять проблемы, переводить их в задачи, решать задачи, формулировать крупные — долгосрочные — цели (проекты) и реали-зовывать их. Чем больше сотрудников организации переведено в задачный и, затем, в проектный режим, тем выше человеческий ресурс организации. Это не означает, что все и всегда должны быть творцами и проектировщиками. Если решение задачи (реализация проекта) требует простого и аккуратного исполнительства в течение определённого времени — это нужно обеспечить. Мы предлагаем специальную работу по переведению сотрудников организации (всех или определённого ядра) в задачный и проектный режимы. При этом будут изменены некоторые схемы управления и способы соорганизации, которые мешают появлению инициативы и ответственности...
|