Жизнь в коттедже оплачена пышками

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> СОЮЗНИКИ >> На путях к новой школе >> No 2 2004 год >> Жизнь в коттедже оплачена пышками >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5I-/7/8/16/3


Школа для подросткаШкола для подростка

На границе 5-6 классов для школьных педагогов заканчивается благостное, относительно благополучное время общения с младшими школьниками.

Они не узнают спокойных и милых малышей в столь активных, часто агрессивных и вечно проказничающих 5-6-7-классниках. Такое ощущение, что злой джинн, доселе томившийся в бутылке, вдруг вырвался наружу. Именно в это время и начинается ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ШКОЛЯРОВ И ШКОЛЫ, много раз описанное в мировой литературе.

Одни в этом винят подростков, другие считают, что это нормально, так и должно быть.

Мы предлагаем подумать над тем, что нужно изменить в самой школе, для того, чтобы она стала ШКОЛОЙ ДЛЯ ПОДРОСТКА.




Ирина ХОМЕНКО, Евгения ЛАЗАРЕВА

США

Материал к публикации подготовила Елена Пальм

Жизнь в коттедже оплачена пышками

Не секрет, что потребности современной школы растут с каждым днем, а средств выделяемых государством, не всегда хватает даже на самое основное. Как быть? Способна ли школа сама заработать на свои нужды? Американская школа уверенно говорит: "YES!!!".

О том, как в американской школе совмещаются такие вещи как трудовое воспитание детей и зарабатывание денег на нужды школы, как, в этом случае, происходит взаимодействие школы, учащихся и их родителей, нам рассказывают Евгения Лазарева и ее дети Влад и Аня, которые уже много лет живут в США.

 

- Каким образом дети оказываются привлеченными к трудовой деятельности?

- Взаимодействие школы и родителей в США очень тесное. Даже когда родители очень стараются остаться в стороне от школы, им это не удается, потому что до них добираются. ПиТиЭй (это такая организация на общественных началах - добровольное объединение родителей и учителей) ставит своей задачей улучшение качества образования - организацию всякой внешкольной деятельности и активно агитирует всех родителей вступать в ряды и помогать кто, чем и насколько может. Никого на самом деле не обязывают, но интенсивно уговаривают и убеждают, так, что, в конце концов, неудобно становится ничего не делать, и родители начинают заниматься какой-либо деятельностью.

Мы на все заработаем сами

- В каких случаях возникают потребности в работе детей и зарабатывании ими денег?

- Нас (родителей) очень редко просят принести деньги на что-то: на праздник, на экскурсию, на выпускной вечер... Когда возникает потребность в финансировании какого-то мероприятия или поддержать школьные кружки, спортивные команды или оркестр, тогда родители собираются и начинают думать, как заработать эти деньги. Людей не призывают принести деньги, а предлагают найти способы, как можно заработать. Иногда эти деньги зарабатывают с помощью разных организаций, потому что многим компаниям выгодно поддерживать школы. Например, "Криспи-кримс" - очень крупная компания по производству пышек. Так вот, они специальные пышки пекут и упаковывают для поддержки школ. Там даже на коробках написано "благотворительные", мы продаем за пять долларов коробку с дюжиной пышек, и два доллара из них уйдут для школы, а три - компании.

Начинается все с родителей, которые ищут компанию, которая была бы разрекламирована и занималась бы благотворительностью.

Кроме пышек дети продают упаковочную бумагу. И некоторые люди покупают у нас продукцию даже просто потому , что это поддержка школы. Еще мойка машин - это совершенно замечательно. В России считается, что это не детское занятие, а в Америке - очень даже детское и очень веселое. Солнышко, тепло, дети приходят в купальниках, все друг друга поливают из этих шлангов, мажут губками и шампунями, смывают из шлангов с себя ... ну, кое-что и машинам достается.

- С какого возраста дети начинают зарабатывать деньги?

- Начиная с первого класса, но чаще получается, что это родители продают: приходят на работу и предлагают купить у них упаковочную бумагу, например, поскольку не одобряют, когда первоклассники по домам ходят.

До четвертого-пятого класса родители не разрешают, как правило, детям самим ходить по домам, а уже четверо-классники начинают заниматься мойкой машин.

- А как происходит оплата труда?

- По-разному. С пышками - платят сразу наличными, а потом деньги зачисляются на счет фонда (ПиТиЭй). Эта организация действует на федеральном уровне; можно сказать, что это такой большой родительский комитет, только еще и включающий учителей. И за каждую потраченную сумму организация отчитывается. Также ассоциация создает специальные календари для родителей, и родители знают о том, где можно найти какого специалиста, план мероприятий на год, на каждый месяц. Любой родитель в начале года имеет возможность узнать, что будет происходить в школе, в какие дни и как они, родители, могут поучаствовать в этих мероприятиях. Каждый родитель решает для себя, какую посильную помощь он может оказать школе. В начале года каждому родителю приходят письма от организации с просьбой присоединиться к ней, а также анкета, в которой родитель может отметить свой уровень участия в деятельности организации. Это может быть какой-то определенный вид помощи - например, в проведении телефонных переговоров или помощь на книжной ярмарке, или помощь в проведении тематических дней - например, Дня ветеранов, или Дня карьеры. Кто хочет, может получить телефонный справочник, где есть телефоны родителей - 80-90% родителей оставляют там свои координаты. Все члены ПиТиЭй имеют определенные преимущества, например, на специальных мероприятиях, но членство в этой организации необязательно.

- На какие нужды идут деньги?

- На культурные мероприятия. На экскурсии. На публикацию телефонного справочника. На экологическое образование. На печатание материалов, на письма и анкеты, а также на взносы в организации, в которых ПиТиЭй сама состоит как член, на выпускной восьмиклассников. Все расходы, не связанные впрямую с обучением, оплачиваются из фондов этой организации, деньги для которой зарабатываются детьми.

Например, в прошлом году дети отправились в поездку на три дня в образовательный лагерь в Висконсин, где они живут в коттеджах и посещают разные экскурсии, археологические раскопки, участвуют в экологической программе. Эта поездка стоит немалых денег. Дети едут осенью, а предыдущую весну стараются всячески заработать денег, чтобы профинансировать это мероприятие. Так вот, в прошлом году пышки оплатили половину стоимости образовательного лагеря.

- Как детей обучают трудовым навыкам?

- В школе 16 факультативов, и из них в течение года можно выбрать только четыре. Учат кулинарии, работам по дереву, пользоваться различной техникой. Результаты своего труда дети могут продать на весенней ярмарке. И это вещи очень хорошие, мы их охотно покупаем.

За всякую работу полагаются разные поощрения. Например, если дети распространяют журналы (подписку на издания), то между классами происходит соревнование, кто больше подписок распространит. А потом устраивается праздник, на котором награждают отличившийся класс.

Сколько в среднем зарабатывает класс, мы точно не знаем, но за три года работы по подписке они оборудовали школьную телестудию и тренажерный зал.

- А дети имеют дело с наличными деньгами?

- Нет, наличных денег детям не дают. Даже на мойке машин, когда платят наличными, стоит картонная коробка, в которую опускают деньги, а потом эту коробку оприходуют и деньги сдают в банк, начисляя на специальный счет. И так со всем, что зарабатывается для школы. Сами дети никогда не имеют дело с наличными деньгами.

- А привлекаются ли дети к какой-то рекламной деятельности?

- Нет, их стараются не привлекать.

- Как-то учитывается доход школы, те деньги, которые зарабатываются детьми, в масштабе района? Влияет ли зарабатывание денег на статус и рейтинг школы?

- Это создает положительный образ не только школы, но и местности. И срабатывает такая цепочка: в этой местности люди много времени и сил уделяют бескорыстной общественной деятельности и школе, что влияет на стремление людей жить в этой местности, а если больше людей переезжает в эту местность жить, то поднимаются и цены на жилье и цены на аренду, когда же поднимаются цены на жилье, то поднимаются и налоги, а школа на 80% финансируется из местного бюджета. Так цепочка замыкается.

- Имеют ли дети возможность зарабатывать вне школы? И если да, то каким образом?

- Работать дети могут с пятнадцати лет - это возраст, с которого человек может официально поступать на работу. Работа в основном в сфере обслуживания. До пятнадцати лет ребенок может подрабатывать неофициально. Например, ухаживать за животными (выгуливать и кормить собаку) или присматривать за детьми. Эта работа не запрещена, но это не работа за зарплату. Примерно с одиннадцати лет ребенок начинает подрабатывать, и это всячески поощряется. Подработки мелкие, такие как присмотр за чужими детьми или уборка снега, стрижка газонов или выгуливание собак. Например, когда наши соседи уехали, то попросили моего сына Влада за собакой присмотреть за 5 долларов в день. Надо было кормить собаку и гулять с ней.

Оплата разнообразная и зависит от того, насколько опытный ребенок и как хорошо он выполняет свои обязанности.

Чрезвычайно распространена у детей работа приходящей няней. Дети охотно присматривают за другими детьми за плату. Это удобно как для детей, так и для родителей малышей, у которых появляется свободное время.

Оплата за такую услугу от минимальной - три доллара в час (что вдвое дешевле, чем любой детский сад) до максимальной - семи, когда у ребенка есть многолетний, успешный опыт присмотра за детьми всех возрастов и хорошие рекомендации. За второго ребенка обычно оплату не удваивают, а просто идет надбавка в доллар или два за каждого последующего. Эту работу относительно легко найти, потому что любой детский сад на порядок дороже.

Смотреть за малышами детей учат на специальных курсах.

Дети приходят на эти курсы с девяти-десяти лет и учатся, хотя реально работать смогут лишь с одиннадцати, успешно пройдя обучение.

Детей специально готовят к тому, чтобы они смогли ухаживать за младшими. Это очень серьезные курсы, которые проходят в течение девяти недель один раз в неделю (обучение стоит порядка тридцати долларов). Детей учат тому, что можно и нужно ребенку в каком возрасте, как пеленать малышей, как менять подгузники, учат, как отвечать на телефонные звонки, как общаться с родителями детей, как договариваться. К ним на занятия приходит и офицер полиции, и работник неотложной медицинской службы. Они объясняют, как себя вести в экстремальных ситуациях. Каждую неделю идет проверка усвоенных знаний. Моделируются реальные проблемы, которые могут возникнуть в процессе работы, и юная няня показывает, что она будет делать в такой ситуации. По окончании курсов ребенок получает сертификат. Если преподаватель считает, что ребенок недостаточно хорошо усвоил программу курсов, то сертификат могут и не дать.

По окончании курсов книга с материалами занятий остается у ребенка, а в ней можно найти всю необходимую информацию.

- Как происходит поиск работы и как ребенок набирает опыт?

- Считается, что найти работу по объявлениям - это ненадежно, так что ищут в основном по знакомству. Начинается с того, что просто родители опрашивают других родителей в ближайшем жилом комплексе, спрашивают, не хочет ли кто-нибудь посидеть с их малышами. С другой стороны, и дети спрашивают, не нужно ли кому-нибудь из взрослых помочь.

Сначала можно ходить просто помогать без оплаты, даже иногда и в присутствии родителей. И эти родители начинают доверять ребенку своих детей. Главное - хорошо зарекомендовать себя.

- Заключается ли какой-нибудь договор с ребенком или с родителями?

- Нет, обычно это устное соглашение.

- Какую ответственность несет ребенок за другого ребенка? И кто несет ответственность, если ребенок не справится со своими обязанностями, не уследит и что-нибудь случится?

- За ребенка отвечают его родители и, если ребенок не уследит и что-нибудь случится с малышом, то родители предъявят иск родителям няни, потому что, пока она несовершеннолетняя, родители несут ответственность за все. Родители стараются выбирать для такой работы ответственных детей, про которых они хорошо наслышаны. Бывают, конечно, ситуации, не зависящие от ребенка, например, если в соседнем корпусе начался пожар или еще что-нибудь. За это ребенок никак не может нести ответственность. Родители это обычно понимают.

О том, сколько я заработаю, если помою папину машину

- Как ребенок может заработать деньги в своей семье?

- Как только дети начинают выполнять какую-то работу по дому, им сразу же это оплачивается. Оплачиваемая работа - это, например, уборка общественно значимых мест - так что уборка в своей комнате, стирка для себя или мытье посуды - это не работа, за которую платят, а вымыть туалет или убрать в гостиной или вымыть машину - это уже работа. Выполняя работы по дому, ребенок может заработать самое большее десять долларов в неделю, а в среднем - четыре-пять долларов в неделю.

- А ребенку дают деньги за хорошие оценки?

- Бывает такое. Например, я знаю случай, когда за отличную успеваемость ребенку родители дают премию в двадцать долларов. Не за каждую отличную оценку, а за отличный аттестат. Некоторые родители не могут себе этого позволить, а многим дети не дают повода для подобных поощрений. Конечно, поощрения возможны, но ни в коем случае не делается так, чтобы деньги были определяющим стимулом для учебы.

- А как ребенок распоряжается деньгами, которые он заработал, например, присматривая за детьми? Должен ли он отдать какую-то часть семье или может распоряжаться ими самостоятельно?

- Вообще считается аморальным со стороны родителей отбирать у ребенка его кровно заработанные деньги. До взрослого состояния деньги, самостоятельно заработанные, ребенок может тратить по своему усмотрению. Но если ему уже восемнадцать, а он по какой-то причине еще не отделился и живет с родителями, то какую-то часть своего заработка, а ведь это уже настоящая зарплата, он отдает на общие нужды.

Благотворительный труд

- В какой степени в США распространен детский благотворительный труд?

- Больше половины детей тем или иным способом вовлечены в благотворительный труд. Волонтерская работа может быть организована разными способами и к ней подключены как школы, так и разные другие организации. В школе с седьмого класса, к примеру, организуются клубы добрых дел. Деятельность этих клубов направляется школой.

Эти клубы организуют различные мероприятия для детей из малообеспеченных семей, например, большой праздник на День всех святых. Или, например, обычно летом в июле-августе происходит благотворительный сбор канцтоваров для детей из малообеспеченных семей. Канцтовары можно привезти представителям (в библиотеку, в городскую управу или даже в магазин). Эта организация публикует список необходимых канцтоваров, и мы всегда стараемся помочь. Потом же, когда это все собрано, они приглашают волонтеров рассортировывать и раскладывать все это по коробкам. В этом активно помогают дети. И по окончании работы всем детям и всем, кто помогал, присылают письма с благодарностью за оказанную помощь.

В этом году благотворительная деятельность помогла обеспечить канцтоварами более тысячи детей.

- Как учителя участвуют в благотворительной деятельности?

- Во-первых, есть учитель, который ведет клуб добрых дел. Этот учитель всегда вместе с детьми. И во время благотворительных акций еще несколько учителей принимают в них участие.

Учителя всегда помогают в любом деле, например, с одной стороны, они сами покупают, а с другой стороны - помогают продавать. А еще учителя помогают стимулировать благотворительную деятельность.


Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования