https://altruism.ru/sengine.cgi/5I-/7/8/15/11
"Поучать, развлекая"Всё больше театров задумываются над проблемой привлечения на спектакли подростков. Но что заставит привыкших отдыхать со вкусом тинэйджеров отказаться от пусть порою глупых либо злых, но весёлых "шалостей" в пользу посещения театра, где всё подчинено каким то правилам, где нельзя громко смеяться, шелестеть бумажками, обсуждать актёров, а лишь следует притвориться паиньками и сидеть по-солдатски смирно, пока не покинешь стен этого величественного здания? Очевидно, что единого рецепта идеального спектакля для подростков нет, да и быть не может. Есть много вариантов. Каждый, кто помнит себя подростком, знает, какой именно театр он любил. Лично я терпеть не могла ТЮЗовские спектакли, предпочитая БДТ с его абсолютно недетским репертуаром. Может, и для нынешних подростков не надо изобретать ничего специального? Ведь лицам до шестнадцати ужасно хочется поскорее почувствовать себя взрослыми. С другой стороны, согласно проведённому мной анкетированию в школе ? 106 г. Санкт-Петербурга в 7, 8 и 11 классах, среди опрошенных 115 человек лишь 30 человек назвали среди посещаемых театров БДТ. Было названо огромное количество театров, чаще всего среди названий встречались: Театр Сатиры на Васильевском - 30 человек, Театр Комедии - 15 человек, Театр имени Ленсовета - 13 человек, также были упомянуты такие театры, как Александринский, Молодёжный театр, Балтийский дом. Практически не упоминаются театры оперы или балета. Где же нужно искать корни подобных результатов, чем БДТ, Мариинский театр, Малый драматический так непривлекательны для подростков? Кто-то скажет, что цена билета высока не только для тинэйджера, но даже для большинства взрослых. Кто-то станет утверждать, что причина просто в репертуаре. Ведь не секрет, что сегодняшние "дети" вырастают, видя вокруг себя грязь, нищету, воровство, страдания, зачастую живут в одной квартире, в одном подъезде с алкоголиками и наркоманами. Так что если и пойдёт такой человек в театр, то уж наверняка не для того, чтобы в очередной раз переживать бездну отчаянья, чтобы видеть на сцене то, чего уже насмотрелся дома! Хочется просто отдохнуть, расслабиться, забыться. А для того, чтобы пойти на серьёзный спектакль, надо быть очень хорошо подготовленным к этой порой нелёгкой схватке, в которой нужно иметь огромное количество терпения, напрячь все свои силы и внимать актёрам, работать вместе с ними. Ведь иначе нельзя проникнутся духом спектакля, нельзя увидеть в актёрах реальных персонажей, невозможно сопереживать и, следовательно, воспринимать театр не столько как отдых, сколько как место духовного роста. Опять же, обратимся к статистике. Из опрошенных - 40 человек считают театр местом духовного роста, а 65 говорят о том, что театральные зрелища предназначены для отдыха. Вот и получается, что в поисках развлечений и отдыха отроки направляют свои стопы отнюдь не в театр, в котором мелькает то образ житейских перипетий, от которых хочется убежать, то образ школьного урока с учительницей, которая всегда права и знает, как надо. Больше всего меня удивляет то, как режиссёры усердствуют в своих попытках запугать подростков какой либо сложной ситуацией! Даже Бертольд Брехт, к последователям которого, видимо, относят себя авторы нравоучительных спектаклей, не одобрил бы столь примитивного воздействия на публику. У него был лозунг: "Поучать, развлекая", он призывал нравоучительные идеи прикрывать яркой театральностью, а не выставлять напоказ. И это не от недоверия к интеллектуальным возможностям публики. Просто театр должен отличаться от школы, особенно от школы сегодняшней, и без того нагружающей ребят. Вряд ли они, отправляясь в театр, хотят попасть "на вторую смену". Неужели же, при всех сегодняшних возможностях, театр не может найти такую форму, когда спектакль не смотрелся бы занудно и поучительно, а мог бы действительно волновать и затрагивать души? Оказывается - может. Совсем недавно в театре Ленсовета я видела оперу для драматического театра "Владимирская площадь" (музыка Александра Журбина, автор пьесы Вячеслав Вербин, режиссёр-постановщик Владислав Пази) по мотивам произведения Достоевского "Униженные и оскорблённые". Можете вы себе представить, чтобы подобный роман был преподнесён так, чтобы посмотрев это произведение на сцене, вы вышли не с тяжёлым чувством обречённости и безысходности, а до глубины души потрясённые спектаклем, но всё же помимо грусти испытывая истинное наслаждение от игры и вокального мастерства актёров, от постановки, от тонкого юмора, который скрашивает многие трагические моменты. Вот вам, пожалуйста, классическое, трагическое произведение, которое главному режиссёру удалось поставить прямо по уже упоминавшейся формуле Брехта! Невозможно заставить всех, кто не ходит в театр, срочно бросить свои дела и бежать навстречу Мельпомене, но если хотя бы один "нетеатральный" человек, благодаря стараниям театра придёт на спектакль, а, уходя, вздохнёт полной грудью, оглянётся, посмотрит на нас светлым взором, и скажет: "Не понимаю, как я жил до сих пор", это уже можно будет назвать победой! Остаётся только пожелать театрам не бояться экспериментировать и радовать нас всё новыми и новыми фантастическими постановками!
|