https://altruism.ru/sengine.cgi/5I-/7/8/12/39
Проект "Эврики"
ФЭПы как модель взаимодействия Современная жизнь "Эврики" во многом воплощена в той системе поддержки культурно-образовательных инициатив, которая оформлена как сеть федеральных экспериментальных площадок. Образовательные учреждения, входящие в сеть ФЭП, одновременно являются частью ведомственной вертикали. Поэтому для их нормальной работы в намеченном русле чрезвычайно значим особый статус "Федеральная экспериментальная площадка". Это дает возможность соединить инициативную основу сообщества, высокий творческий потенциал с официальным признанием и более-менее надежным ресурсным обеспечением за счет средств Федеральной программы развития образования. Вхождение сети "Федеральные экспериментальные площадки" в структуру Федеральной программы развития образования позволило сформировать модель взаимодействия между профессиональной общественностью и ведомством на современной контрактной основе. При этом культурно-образовательная инициатива, пройдя экспертизу, становится предметом контракта между авторами и ведомством. Главная гипотеза проекта ФЭП состоит в том, что для отработки новых моделей содержания образования, новых организационно-правовых форм образовательных институтов, экономических условий деятельности, новых моделей управления наиболее эффективным условием является сетевой характер взаимодействия образовательных институтов. Причем речь идет о такой системе взаимодействия, целью которой является моделирование характера отношений, присущих гражданскому открытому обществу. Мы предполагаем что сетевой характер взаимодействия образовательных институтов на следующем шаге, после того как основные его контуры будут выстроены, сможет внести свой вклад в решение задачи доступности образования. Правда, при этом потребуется особая работа по признанию и оформлению сетевого взаимодействия образовательных институтов.
Хрупкий диалог с государством Проблематику, которая сформировалась за годы эксперимента с ФЭПами, можно охарактеризовать так: построение механизма взаимодействия ведомства и сети инновационных школ. Сейчас уже можно сказать, что такой механизм, о котором участники "Эврики" только мечтали лет десять назад, создан. И теперь уже задача состоит в том, чтобы сохранить этот хрупкий баланс соотношений неопределенностей: бюрократических требований к программам, сметам, отчетам (внутри которых путаницы больше, чем порядка) и инновационных традиций, инициативных программ, проектов, которые так или иначе стремятся вырваться за рамки административных предписаний и требований. И честно говоря, к этому объективному набору сложностей добавляется еще постоянная полемика "Эврики" с министерством или с министром. И министерства и министра - с "Эврикой". Пожалуй, ни одна структура, имеющая договорные отношения с ведомством, не позволяет себе такой фронды, как эвриканская сеть и поддерживающая ее газета "Первое сентября". И еще. Федеральная программа развития образования оказалась чрезвычайно эффективным способом финансирования школ из федерального источника. Теперь можно сказать, что в России действительно существует механизм прямого финансирования муниципальной школы из федерального бюджета. И это нисколько не умаляет значимость местных органов самоуправления. Мы убеждены в том, что рано или поздно такой путь финансирования школ станет основным. И зарплату будут платить из федерального бюджета, и федеральные программы в массовой школе поддерживать оттуда же. Сейчас благодаря финансированию из средств ФПРО создана сеть инновационных центров повышения квалификации, в которых учителя и управленцы могут не только познакомиться с новыми инновационными специализациями, но и пройти курсы по ним. Не будем описывать подробности - они достаточно полно изложены на эвриканском сайте www.eurekanet.ru, и каждый может познакомиться с этими материалами.
Сеть "Эврики" и стандарт образования За эти годы сложился определенный стандарт школ "Эврики". И нам лишний раз стало ясно, что стандарт в образовании - это, конечно, не содержание образования. Невозможно и вредно стандартизировать образовательную деятельность: она вся направлена на изменение собственной предметности, она связана с изменчивостью целей, с постоянным поиском новых образовательных средств. Мы видим, что происходит с профессиональным образованием, содержание которого стандартизировали несколько лет назад. Что же вышло? Вузы обслуживают не экономику, не потребности рынка, работают не на развитие человеческого капитала, а на выполнение стандарта. А когда лучшие из лучших пробивают эту железобетонную стену и вырываются к вершинам профессии, оказывается, что уровень зарплаты, который соответствует их профессиональному уровню, выше того стандартного, который установили здесь. И происходит пресловутая "утечка мозгов". Поэтому стандарт в общем образовании, если он будет направлен на содержание образования, резко ухудшит качество. И все же в "Эврике" сложился свой стандарт. Его никто не разрабатывал, хотя проектные шаги, конечно, были в этом направлении. Что такое сегодня стандарт эвриканских школ? Какая школа может считаться, с нашей точки зрения, школой "Эврики"?
Мы считаем, что эти условия позволяют школе быть современной и соответствовать тем потребностям, которые появляются в обществе. При этом в сети сформировалось представление о том, что такое "инновационная образовательная программа" и что такое развитое общественное управление и "сетевое взаимодействие". Если это можно назвать стандартами, то это и есть стандарт "Эврики". Можно ли его проверить? Экспертными способами - да. Можно ли распространять результаты деятельности таких школ? Если это делать не принудительно, а с помощью конкурентных механизмов, можно. И мы убеждены, что эти результаты помогут другим школам повысить их конкурентоспособность.
Условия и механизмы сети Под условиями cетевого взаимодействия мы понимаем: Во-первых, возможность совместной деятельности участников сети. То есть:
Во-вторых, общее информационное пространство:
Модель сетевого взаимодействия в сети федеральных экспериментальных площадок создается следующими механизмами:
Вдоль конкурса Принципиальным для основы сетевого взаимодействия является свободный вход в сеть. В сети федеральных инновационных экспериментальных площадок свободный вход обеспечивается открытостью подачи заявок на конкурс. Речь не идет о том, что частью сети становится любая школа или другой образовательный институт. Речь идет о том, что возможность стать частью сети имеет каждая школа. До экспертизы никакого отбора не производится, заявку можно подать прямо на конкурс. Ежегодно приказом Министерства образования РФ объявляется конкурс культурно-образовательных инициатив на статус "Федеральная экспериментальная площадка". Сам конкурс состоит из трех этапов. Первый этап. Январь-февраль. Подача заявки, в которой в свободной форме, на 2-3 страницах излагается суть инициативы. Заявка проходит оценку экспертов на предмет актуальности заявленной темы. Результат оценки заявки - приглашение участвовать во втором туре. Как правило, 90% заявок попадают во второй тур. Второй этап. Апрель-август. Заочная экспертиза проектов. Перед началом второго этапа экспертизы устраивается встреча сообщества авторов и сообщества экспертов для предварительного согласования параметров экспертизы. Организаторы конкурса "Авторская школа" исходили и исходят из того, что объективная оценка инновационного экспериментального проекта предполагает создание оригинальной, соответствующей данной инновационной идее системы параметров экспертизы. Но и для самих авторов культурно-образовательных инициатив представление о параметрах экспертизы их проектов также остается иногда большой загадкой. Поэтому организаторы конкурса "Авторская школа" проводят традиционные установочные семинары, которые получили название "Эврика-Авангард". На этих семинарах авторы в учебно-модельном режиме предъявляют свои проекты и в ходе учебно-экспертной дискуссии с экспертами оформляют свое видение параметров экспертизы проекта и основные составляющие структуры развернутого проекта. Подобные установочные семинары проводятся в Москве и тех регионах, в которых собираются региональные учебно-экспертные сессии Института образовательной политики "Эврика". После проведения установочных семинаров объявляется следующий этап экспертизы. Авторы оформляют свой проект в развернутом виде, обозначают свое видение параметров экспертизы собственного проекта и предлагают свои кандидатуры в состав экспертной группы. Состав экспертной группы определяется, как правило, из трех позиций: кандидатура, предложенная автором культурно-образовательной инициативы; кандидатура, предложенная Советом сети ФЭП согласованно от имени Министерства образования РФ и уже сложившегося эвриканского сообщества, а также кандидатура, предложенная региональным или муниципальным органом управления образованием. Результатом второго этапа экспертизы становится приглашение для участия в третьем туре экспертизы. Третий этап экспертизы: моделирование программы эксперимента. Третий этап экспертизы проходит в рамках традиционного ежегодного фестиваля-конференции "Авторская школа". Способ моделирования, программа предъявления проекта выбираются самими авторами. Обычно это фрагмент образовательной программы, предъявленный либо в виде модельного учебного занятия, либо в записи, либо "проигранного" с участием экспертов. В состав группы авторов могут привлекаться учащиеся и родители. После модельного действия начинается дискуссия, в ходе которой привлекается как материал ранее экспертируемого проекта, так и модельного действия, представленного в рамках экспертной секции. В ходе дискуссии между авторами и экспертами (в том числе общественными) выясняется, насколько глубоко и осознанно авторы представляют себе ход и результативность экспериментальной программы. Предметом экспертизы в данном случае становится способ реализации программы. Результатом третьего этапа конкурса может быть рекомендация экспертной группы Министерству образования РФ о присвоении статуса или решение о том, что такую рекомендацию давать не следует. Важная часть механизма сетевого взаимодействия - это возможность открыть свои наработки не только профессиональному сообществу, но и всему обществу. Кроме сайтов площадок в Интернет-сети, во многом в распоряжении участников сети находятся еженедельник "Управление школой" и научно-педагогический журнал "Перемены", выходящий раз в два месяца. На страницах "Управления школой" участники сети могут разместить объявления о своих мероприятиях, а также авторские материалы на тему развития образования или опыт решения актуальных проблем. Кроме того, публикуются все аналитические отчеты экспертов и все материалы, представляемые в качестве отчетов (кроме тех, которые оговорены контрактом как "для служебного пользования"). Журнал "Перемены" носит сугубо теоретический, методологический характер. В нем публикуются теоретические статьи экспертов, а также участников сети. Информационный обмен, сетевая экспертиза, Интернет-программы повышения квалификации и открытый характер предъявления своей деятельности - основные элементы механизма сетевого взаимодействия сети ФЭП.
Региональные сессии Региональные учебно-экспертные сессии проводятся в Приморском, Краснодарском и Красноярском краях, в Бурятии, Калмыкии, Удмуртии, Якутии, в Иркутской, Белгородской, Омской, Тюменской, Ростовской, Пензенской областях и в других местах. В каждой сессии принимает участие от 100 до 200 участников - представители проектов, либо имеющих статус "Федеральная экспериментальная площадка", либо ведущих инновационную экспериментальную деятельность самостоятельно. Каждый проект, как правило, представлен группой из 3-5 человек: управленцы, учителя, психологи. Кроме задач промежуточного анализа результатов деятельности площадок, в рамках региональных сессий эксперты соотносят результаты, полученные на площадках различных регионов, анализируют возникающие тенденции и совпадения или различия в решении сходных задач в разных регионах. Примером такого соотнесения могут быть инновационные программы подростковой школы, блока начальной школы, профилизация старшего звена, проекты сельских школ по становлению культурно-образовательных центров. Кроме того: сравнение моделей организационно-правовых форм образовательных учреждений, некоммерческих организаций, школ-комплексов, школьных округов (в большом городе); методики расчета нормативов, а также системы аттестации.
Система инновационных центров повышения квалификации ...В сентябре 2002 года 45 федеральных экспериментальных площадок получили от Министерства образования РФ - в рамках Федеральной программы развития образования - грант на создание инновационных центров повышения квалификации. "Эврика", по контракту с Минобразования, вела работу по отбору этих площадок и поддержке создания программ повышения квалификации. Основным принципом, по которому эксперты "Эврики" отбирали площадки, было появление в школах новых видов деятельности. Во многом работа инновационных центров повышения квалификации будет состоять в апробации (через программы повышения квалификации) новых профессиональных позиций. Эти позиции появились в результате реализации своих экспериментальных программ. У этих позиций еще нет социально зафиксированного, легитимного статуса. Кроме того, они, эти позиции, специализации, еще нуждаются в апробации и, возможно, модификации. Большинство из них связано с таким видом деятельности, как проектирование. И не только собственно содержания образования, но и образовательного пространства или индивидуальных образовательных программ учащихся. Или социально-образовательных программ (особенно это актуально для сельских школ). Собственно, "Эврика" и занимается этим сейчас - предлагает Министерству образования заметить появившиеся виды деятельности в школе и узаконить их. Как гипотезу наиболее эффективного способа развития и апробации этих новообразований организаторы центров повышения квалификации рассматривают возможность их переноса - из тех учебных заведений, где они родились, в те, в которых они должны прижиться как совершенно новые. И, собственно, востребованность разработанных площадками программ повышения квалификации, основанных на этих новых профессиональных позициях и видах деятельности, также является частью их экспертизы.
В поисках своего языка Язык, если иметь в виду педагогический язык, так сказать образовательную речь, формируется по ходу оформления образовательной деятельности. Как самостоятельной. Индивидуальной. Автономной. Своего языка нет у того, у кого нет своей автономной деятельности. Правда, с моей точки зрения, верно и другое: деятельность не может оформиться как самостоятельная, пока не найдет, не обретет, не создаст своего языка. Языка своего неповторимого самовыражения. Во многих инновационных школах появились новые детско-взрослые деятельности: прежде всего - проектирование. Проектирование содержания образования (например, самарская школа N 114, зареченская гимназия "Дидакт"), образовательного пространства (красноярские школы N 113 и N 124, есть и другие); школы, в которых дети создают проект своего здоровья (железногорская школа N 180, Тюменский центр "Крепыш"). Есть школы, в которых дети и взрослые создают тип деятельности, еще не существующий как оформленная система и в научном мире (например, синергетика в гимназии N 56 Ижевска). И для всех этих новых видов деятельности требуется найти имя. Новое имя, которое относилось бы и ко взрослому: кто это теперь - учитель-проектировщик? И к ребенку: формально это по-прежнему ученик школы, но по сути дела - равноправный сотрудник. К огромному сожалению, многообразная предметность культуры, с помощью которой, собственно, и образуется человек в пространстве культуры, не представлена в школе. Построенный по линейному принципу строгого соответствия заранее определенных тем графику их прохождения, учебный предмет моделирует в сознании ребенка ложную, предельно упорядоченную, предельно линейную, предельно нормированную картину мира. Эта фиктивная картина мира воспроизводится ради того, чтобы удержать детское сознание в рамках хоть и неэффективных, зато нормированных представлений. Многие из нас до сих пор пребывают в уверенности, что именно трансляция опыта и является не только основной, но и единственной миссией современной школы. На мой взгляд, миссия школы состоит в том, чтобы прежде всего создавать проектную модель будущих, а не прошлых социальных, экономических, политических и других отношений. Предметность образования - это становящиеся здесь и сейчас новые отношения человека и природы, человека и истории, человека и других людей, человека с самим собой. И здесь возникает интересная управленческая задача, ломающая привычные линейные представления об управлении в системе образования. До сих пор вся работа строится на том, что сверху идут руководящие сигналы, а снизу - отчет о выполнении этих сигналов. В такой жесткой вертикальной конструкции, в которой функция целеполагания принадлежит только верхнему уровню, возникновение новых отношений, новых деятельностей невозможно. Поэтому для эффективной работы инновационного образования нужна другая система взаимодействия, управления и распределения ресурсов. Что мы называем сетью?
Это такой тип отношений, в котором каждая единица является источником своих целей и влияет на деятельность всех остальных единиц. Интерес взаимодействия и взаимообращения друг к другу в сети заключается в востребованности результатов деятельности каждой единицы сети - другими единицами. А управление происходит не директивно, а конвенционально. То есть управление сетью - это возникающие и особым образом укореняющиеся соглашения, конвенции.
|