Модульная организация образования в сельском районе

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> СОЮЗНИКИ >> На путях к новой школе >> No 3 2003 год >> Модульная организация образования в сельском районе >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5I-/7/8/12/26


Сельские сети

Иван Григорьевич ОСАДЧИЙ

(Киевская область),
начальник отдела образования Ставищенской районной государственной администрации Киевской области, заведующий лабораторией сельской школы Киевского областного института последипломного образования педагогических кадров, докторант Института педагогики АПН Украины.

Модульная организация образования в сельском районе

В основе нашего эксперимента лежит положение о том, что субъектом гарантий конституционного права граждан на образование выступает не отдельная сельская школа, а система образования района. Такое смещение акцента позволяет развязать чрезвычайно сложную проблему качества обучения в сельской местности и учета индивидуальных особенностей и интересов детей.

Очно-заочная разнопрофильная школа

Основные причины, препятствующие дифференциации учебного процесса в сельской школе известны: недостаток педагогов соответствующей квалификации, слабая материальная база и ограниченность ресурсов. В каждой отдельной школе эти причины становятся непреодолимы. Но изменив подход к решению проблемы, ее оказывается вполне возможно решить в масштабе образовательной системы района.

С этой целью с сентября 2002 года в Ставищенском районе была создана районная очно-заочная разнопрофильная школа. Она выступает как образовательный модуль, обеспечивающий дополнительное углубленное изучение учебных дисциплин в основной школе.

Открытию школы предшествовал серьезный анализ образовательных запросов учеников сельских школ и их родителей. В результате было создано 47 межшкольных факультативов для учеников 7-9 классов сельских школ по 15 учебным дисциплинам.

Рабочий учебный план очно-заочной школы включил 140 часов еженедельно. Занятия посещают 465 учеников, что составляет примерно 30% детей этого возраста. Руководителями факультативов приглашены лучшие преподаватели района.

Благодаря освоению проектно-модульной системы организации образования, небольшой сельский район получил в свое распоряжение систему общего образования, которую мог себе позволить только достаточно большой город.

 

Итак, очно-заочная школа представляет собой совокупность межшкольных факультативов и курсов по выбору, организованных на базе тех общеобразовательных школ района, которые имеют достаточную материальную базу, высококвалифицированных специалистов и, как правило, старшую профильную школу.

Для создания межшкольных факультативов и курсов по выбору используются часы вариативной части рабочих учебных планов общеобразовательных школ района по просьбе их педагогических советов.

Объем учебного плана очно-заочной школы, перечень учебных предметов, персональный состав руководителей межшкольных факультативов и курсов по выбору определяется отделом образования и оформляется соответствующим приказом.

Сеть межшкольных факультативов и курсов по выбору создается на основе анализа образовательных запросов учеников и их родителей, предложений педагогов и образовательных учреждений. Ежегодно к 15 сентября обобщенную информацию об этом подает в отдел образования Центр социально-педагогической диагностики и мониторинга.

 

Учеба в заочной форме (самостоятельное выполнение заданий) занимает меньшую часть времени обучения в ОЗШ. Больше 50% учебного времени дети занимаются в очной форме (занятия в группах и индивидуальные консультации).

Продолжительность групповых занятий - 45 минут. В один день может проводиться до трех занятий. Групповые занятия, как правило, проводятся в выходные дни или во время каникул.

Обучение ведется по авторским программам, проходящим экспертизу в районном методическом кабинете.

Кроме учебных занятий широко практикуется проведение конкурсов, олимпиад, выставок, семинаров, ученических конференций.

 

Учеников зачисляют в очно-заочную школу на основе устного или письменного заявления родителей. После этого составляют списки групп того или иного межшкольного факультатива.

Перед зачислением учеников проводятся тестирования, собеседования и иная дополнительная работа с целью изучения их мотивации к обучению и возможностей учиться в той или иной группе. На основе полученной информации ребятам рекомендуют образовательные учреждения и факультативы, которые могут наиболее полно удовлетворить их запросы.

 

Хотя общее руководство очно-заочной школой - прерогатива отдела образования, непосредственное управление осуществляет совет очно-заочной школы, в состав которого входят делегированные педагогическими советами представители образовательных заведений, где действуют межшкольные факультативы и курсы по выбору. Работу совета школы координирует ее глава, которого назначает отдел образования.

Решения совета очно-заочной школы (в пределах его компетенции) обязательны для выполнения всеми участниками образовательного процесса и оформляются приказом отдела образования.

При райметодкабинете создается районное методическое объединение руководителей межшкольных факультативов и курсов по выбору, действующее на основе собственного плана работы.

Финансирование очно-заочной школы осуществляется как за счет бюджетных средств, выделенных на содержание образования района, так и внебюджетных. Для организации работы используется имеющаяся материальная база учебных заведений и иных учреждений по их согласию. По желанию родителей могут создаваться платные межшкольные факультативы и курсы по выбору.


Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования