Там, где я могу быть самим собой...

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> СОЮЗНИКИ >> На путях к новой школе >> No 2 2003 год >> Там, где я могу быть самим собой... >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5I-/7/8/11/12


Я - свой? Для кого?Я - свой? Для кого?

Слишком сильного сломает, тихого затрет, двуличного порой подкупит, бедному всегда отрежет дорогу. Кто? Да никто - жизнь!

Януш Корчак




Марина Руслановна МИРОШКИНА

Москва
эксперт Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации, кандидат педагогических наук, руководитель двух смен представителей клубов по месту жительства, которые проводил Департамент по молодежной политике в ВДЦ "Орленок" в 2001 и 2002 году. Более 20 лет занимается детскими организациями. Работала в Совете Федерации детских организаций России.

Там, где я могу быть самим собой...

 
  

В 2002 году опорно-экспериментальными центрами Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации стали:

Городской Центр по работе с детьми и молодежью (г. Тамбов)

Муниципальное учреждение "Молодежный центр" (г. Котлас)

Городской клуб старшеклассников и учащейся молодежи (г. Кострома)

Социо-культурно-образовательный центр "Звездный" (г. Новосибирск)

Муниципальное учреждение по работе с подростками и молодежью по месту жительства "Вариант" (г. Сургут)

Государственное учреждение "Дом молодежи Санкт-Петербурга" (г.Санкт-Петербург)

Государственное учреждение "Мордовский республиканский молодежный центр" (г. Саранск)

Экспериментальные центры по социальной работе на 2002 год, разрабатывающие инновационные формы и направления:

Детско-юношеский профилактический центр "Школа выживания" (г. Кумертау, Башкортостан)

Детско-юношеский центр "Гелиос" (г. Ковров, Владимирская обл.)

Комплекс социально-досуговых центров детей и молодежи "Истоки" (г. Волжский)

"Молодежный центр им. Огонькова" (г. Боровичи, Новгородская область)

Подростково-молодежный клуб "Заречье плюс" (Тула)

"Подростково-молодежный клуб Центрального района г. Тулы"

Спортивный клуб "Донские Соколы" (г.Новочеркасск, Ростовская область)

Детский спортивно-культурный центр "Восход" (г.Москва)

Детско-юношеский клуб "Энергия" (г.Москва)

 

1. Клуб по-английски и по-русски

Когда в сферу моих профессиональных интересов попали клубы по месту жительства, мне в первую очередь захотелось разобраться по сути: что же это такое - клуб и чем эта форма организации отличается от каких-то иных.

Вот какое определение клуба я нашла в английском словаре: клуб - это организация людей, которые собрались, чтобы реализовать свой интерес и время от времени что-то еще делать вместе. Это так сказать "американский вариант " клуба - клуб общения. А второй вариант английского клуба - это группа людей, которая за свой счет реализует свой интерес в помещении, которое принадлежит кому-то из членов клуба, что определяет закрытость клуба, его недоступность для "нечленов". Или вот читаешь просто литературу - идут фразы "Он обедал сегодня в своем клубе, дабы случайные люди не мешали ему и не навязывали ему ненужного общения". То есть вот суть - мои люди в моем месте, где и я могу быть самим собой.

Что же мы видим у нас в стране? В первые годы советской власти развивались два типа клубов. Первый - это учреждение при организации: клубы комсомола по месту жительства, клубы комсомола на селе, при заводе. А второй тип - образовательные клубы, решавшие, например, задачи ликвидации неграмотности, обеспечивавшие какую-то массовую профильную занятость (читай - дополнительное образование), приближенные к месту жительства. В итоге получился такой альянс: партийно-комсомольская идеология + профсоюзные финансы + помещение при ЖЭКах, ДЭУ и пр. В конце 80-х система клубов начала рушиться - идеология в кризисе, профсоюзам стало не до клубов и ушли финансы, помещениям нашлось более выгодное назначение - коммерческое. Клубы вошли полосу выживания. И чтобы выжить, принимали различные, иногда прямо скажем экзотические формы. Это были и учреждения дополнительного образования, и учреждения культуры, и некоммерческие организации, и общественные организации, и частные предприятия, и коммунальные предприятия, и учреждения органов по делам молодежи - кто как смог, тот так и выжил. Но по сравнению с прошлой сетью клубных учреждений, число их значительно сократилось - прошел естественный отбор.

 

2. Поддержка сверху

Департамент по молодежной политике (ранее - Государственный Комитет по делам молодежи), органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации десять лет назад предприняли ряд мер по поддержке клубного движения в нашей стране.

Наиболее благополучный регион в этом отношении - Республика Башкортостан, где в отличие от многих других регионов России была сохранена система работы с детьми и подростками по месту жительства не только в городах, но и в сельских районах. Это стало возможным благодаря своевременному принятию в 1992 году Кабинетом министров Республики "Республиканской программы предупреждения преступлений и правонарушений среди подростков и молодежи на 1992-93 гг.", согласно которому вся система клубов по месту жительства в городах и селах Республики была передана в управление органов по работе с молодежью. 27 июля 1993 года Совет министров Республики Башкортостан принял постановление "О государственном механизме финансирования и поддержки детских и молодежных объединений, осуществляющих социальные услуги и работу с детьми, подростками и молодежью по месту жительства", в Республике принят Закон "О государственной поддержке деятельности детских, подростковых, молодежных клубов и центров". Таким образом государственная заинтересованность в работе по месту жительства, инициатива органов по работе с молодежью, позволяют сохранить и развивать эту деятельность.

В Санкт-Петербурге была разработана программа организации работы с детьми и подростками по месту жительства "Экология двора", которая одобрена распоряжением мэра города и находится на утверждении в Законодательном собрании города; дано распоряжение губернатора г. Санкт-Петербурга об упорядочении принадлежности, материально-технического обеспечения, финансирования и методического руководства клубами. Это позволило с 1993 по 1996 год вновь увеличить число клубов с 273 до 341.

В Свердловской области принимались комплексные усилия для разработки одновременно концепции и моделей клубной работы, нормативной базы развития деятельности специалистов и руководителей учреждений и служб, а также реализации долговременных программ повышения квалификации.

Правительство Москвы в марте 1996 года приняло постановление "О воспитательной и досуговой работе с подростками и молодежью по месту жительства и занятости несовершеннолетних". В "пакете" с Постановлением было принято Положение о педагоге - организаторе воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства; определены требования к Городским экспериментальным организационно-методическим центрам, создаваемым в каждом административном округе столицы с целью обеспечения работы в сфере социального воспитания и задачи муниципальных учреждений, создаваемых для ведения досуговой и воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства.

Для того, чтобы поддержать непосредственные клубные коллективы уже пятый год проводится Конкурс программ среди клубов по месту жительства. Задача была вовлечь в участие в конкурсе как можно больше клубов. И если за 4 первых года в конкурсе приняли участие 43 клуба, то только за 2002 год - 32.

Это не педагогика. Это политика. Система мер в поддержку тех, кто работает с детьми.

 

3. ..и инициатива снизу

За эти годы мы познакомились со множеством интереснейших инициатив. И вот что интересно - чем дальше от центра, тем больше разных интересных идей и форм клубной работы, позволяющих удерживать именно суть клуба как добровольного объединения людей для реализации своего интереса.

Из Октябрьского района Екатеринбурга недавно на конкурс прислали такую, например, программу: "Реализация идей сЭтлмента в клубе по месту жительства". Сама идея сэтлмента - сообщества культурных людей в некультурном окружении - принадлежит Шацкому, который еще в начале прошлого века эту идею реализовывал. Они так себя, видимо, ощущают. Это творческое сообщество типа КСП - поют и сами сочиняют песни, дают концерты и втягивают окружение в свое творческое пространство.

Очень интересно работает Сургут. Это город молодых - средний возраст 26 лет, где-то 430 тыс. жителей. В городе 8 клубов и все они объединены в центр "Вариант" при Комитете по делам молодежи. Все эти клубы - это именно клубы по интересам и все они для детей бесплатны. В них вкладывает деньги Комитет по делам молодежи. Они реализуют в городе программу "Сургутские дворы" - это массовые клубные праздники для тех районов, где клубных учреждений нет. Интересно, как меняется пространство вокруг клубных помещений - ребята приводят в порядок лестничную площадку, расписывают стены. А поскольку клубы, как правило, расположены на первых этажах, жильцы верхних даже слегка обижаются - почему только внизу так красиво. В клубную жизнь вовлекаются и взрослые-соседи и вокруг каждого клуба начинает организовываться целое сообщество детей и взрослых. В городе действует программа трудоустройства подростков. Существуют предприятия, где работают ребята начиная с 14 лет - шелкография, пошивочные мастерские, молодежные кафе и т.д. Ну и результат - в городе на 2-3% снизился уровень наркомании!

Еще не могу не упомянуть Саров Нижегородской области. Там клубным движением заправляет Центр внешкольной работы. Поскольку город закрытый (градообразующее производство - ядерный центр), то у него вообще довольно специфическая субкультура - это своего рода социальный оазис. Это и стадионы, и ледовый дворец, и клубы по месту жительства, и музыкальные и спортивные школы, и учреждения дополнительного образования - на 80 тысяч населения плотность получается очень даже значительная. Там, например, в подростковом клубе одном даже программа такая реализуется "Мечты сбываются".

Конечно радует, что на карте страны по-прежнему немало ярких звездочек - клубов по месту жительства, где подросткам интересно, где им действительно удается общаться и "быть самим собой в кругу друзей". Но как ни прискорбно, по большому счету, клуб из нашей жизни в нормальном его восприятии ушел. Это теперь, к сожалению, по своей сути не пространство общения, а учреждение дополнительного образования с расписанием и оплатой по часам. Очень в немногих клубах из тех, что сейчас есть, сохранилась "клубная" суть. Большей частью клуб сегодня - это просто оказание платных услуг населению.

Осознание этой ситуации навело на мысль - провести во Всероссийском детском центре "Орленок" смену-слет победителей конкурса клубов по месту жительства, чтобы попробовать объединить то лучшее, что наработано сейчас в клубном движении, наметить перспективы взаимодействия да и просто познакомиться, ведь, к сожалению, каких-то действенных форм межклубного общения пока не налажено, хотя потребность такая несомненно есть.

 

4. Поговорим как клуб с клубом

Первая такая смена прошла в 2001 году. Тогда, помимо задачи организации места встречи и диалога клубов страны, хотелось еще и просто почувствовать, чем живет современный подросток, ради чего приходит в дворовый клуб, что может его увлечь. И смена та называлась "Дом, который построим мы". На смене ребята и взрослые создавали проекты межклубного взаимодействия. Проектов сделали много, и все они были интересные: "Фестиваль клубных талантов", "Детский правовой клуб", "Детская городская дума" и т.д. Но самый большой интерес у ребят вызвал проект Екатерины Родионовой, 15-летней костромичанки, воспитанницы "Клуба старшеклассников" - это фестиваль молодежной культуры "Уличный путь". Фестиваль - модель двора, в котором каждый подросток найдет себе занятие по душе. Двора, в котором взрослые принимают интересы молодых и создают условия для самореализации. Цель этого фестиваля - легализовать детскую и подростковую субкультуру, чтобы взрослые обратили внимание на нее, признали и дали ей право на существование.

Во второй смене клубов, которая прошла в "Орленке" в 2002 году, мы и попробовали реализовать Катин проект. В смене приняли участие 229 подростков из 72 клубов по месту жительства 19 регионов России. Интересными были коллективы Городского клуба сташеклассников г.Костромы, Центра внешкольной работы г.Сарова Нижегородской области,Муниципального учреждения по работе с детьми и подростками по месту жительства "Энергия" г. Зеленоград, Городского центра внешкольной работы г.Тамбова, Детско-юношеского центра "Гелиос" г.Коврова Владимирской области, Социально-досугового центра для молодежи "Истоки" г.Волжский Волгоградской области и др.

В каждом направлении лучшие отбирались на общеорлятский фестиваль. Кроме того, каждый отряд готовил свою уличную композицию на лагерный фестиваль. Ребята провели мастер-классы и в других лагерях, прошли с рекламными акциями по "Орленку".

Итогом был большой фестиваль на весь "Орленок". Это было событием для "Орленка" - на набережной полторы тысячи человек и параллельно идут разные действа - в одном углу группы поддержки соревнуются в танцевальном марафоне, в другом конкурс граффити на тему "Орленок, Россия и ты", конкурс рэперов, соревнование по стритболу, сокс.

Все это, конечно, вызывало у других ребят интерес и будило их активность и творчество в этом направлении. И тут мы столкнулись с противоречием между установкой взрослых и желанием детей включиться в то, что несли мы.

 

5. На каком языке общаться?

Для многих взрослых то, что из себя представляет мир современных подростков, стало открытием. И далеко не все приняли и признали этот мир. Особенно резкое противостояние было между фольклористами и участниками Фестиваля, когда мы проводили открытую дискуссию. Нас обвиняли в американизме, в том, что в нас нет ничего русского. Остановить взрослых в их обвинительных выступлениях было невозможно.

Мы вот все говорим про терпимость, про воспитание толерантности. А ведь, пожалуй, это нам, взрослым, надо бы поучиться у подростков уважению и терпимости к иному. И если мы говорим, что подросток для нас ценность, мы должны говорить о своих ценностях с подростками на их языке, на их сегодняшнем языке. Говорить о патриотизме можно и языком рэпа, языком граффити, чем угодно. Если мы хотим быть услышаны, значит не пристало нам чураться того языка, который привлекателен и близок нашим современным подросткам. Есть риск, что отвергнув их язык, мы "выплеснем вместе с водой и младенца" и навсегда окажемся по разные стороны баррикад. Вот их рэп взять - там ведь не набор слов, читаешь и все пронизано этим -"будь собой!". А мы вот все хотим их сделать удобными для себя, подравнять, чтобы они одинаковыми стали, ведь когда он сам собой является, с ним не просто. И нам еще до этой лозунговой толерантности ой как далеко!

Когда в гости к нам пришли ребята из фольклорных коллективов, то наши приняли их с восторгом, они с удовольствием подпевали, играли в народные игры и даже умудрились станцевать брэйк под народную музыку. И мне кажется, что дети, открытые уличной культуре, открыты и другой культуре, они свободнее ее воспринимают. А ребята, живущие в рамках какой-то определенной традиции, воспринимают что-то иное довольно настороженно, у них как будто есть убеждение, что все уличное - это плохо, хорошо только то, что принимается взрослыми.

Для взрослых уличная культура подростков тема вообще закрытая, они, во-первых, мало что толком про это знают, если только специально в силу своих профессиональных интересов не занимаются изучением ее. Ну а, во-вторых, и сами подростки им не навязывают (в отличие от взрослых) своих пристрастий и вполне спокойно, если даже не с удовольствием, обходятся без взрослых в реализации своих увлечений. Так что для многих взрослых этот фестиваль стал своего рода "культурным шоком".

Хотя, вот что интересно - как только подростки увидели искренний и неподдельный интерес со стороны взрослых к тому, чем они занимаются, они открыто и с удовольствием демонстрировали все, на что способны. Им все же было очень важно это признание со стороны взрослых (ведь согласитесь - далеко не всякий взрослый сможет сделать то, что ребята делают легко). Почему подростки скрываются - потому что они уверены, что их не воспримут. Так что то, что часть подростковой жизни стала тайной - это просто неготовность взрослых принять то, в чем подростки более сведущи, в чем они превосходят взрослых. А то, что делается скрытно - оно уже неподвластно влиянию и корректировке, и бывает приводит к печальным последствиям, которых вполне можно было бы избежать, будь рядом понимающий и опытный взрослый. Если взрослый найдет в себе силы признать это как факт, то на этом фундаменте возможен культурный диалог и взаимопроникновение ценностей. Самое главное - за формой подчас эпатирующей, гротесковой и шокирующей увидеть просто суть - бешеное желание повзрослевшего ребенка заставить с собой считаться, сравняться со взрослым в праве на самоутверждение.

Я сотрудничаю с подростковым клубом - Детским спортивно-культурным центром "Восход". Расположен он на востоке Москвы. Является Городским экспериментальным организационно-методическим центром Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, т.е. помогает систематизировать работу по месту жительства в Восточном округе столицы. Ребята ездили на обе смены. Для меня в организационном смысле первая смена была интереснее. А вот ребята, наоборот, с таким воодушевлением рассказывали о Фестивале, и вообще они стали значительно активнее, без конца собираются вместе, что-то обсуждают. Для меня это удивительно, это хороший признак, что мы попали с выбором направления и тематики этой смены - это действительно была их смена.

 

6. Сделать нам, друзья, предстоит...

Конечно же, надо отдавать себе отчет, что линия уличной культуры - это не одна единственная, а одна из множества других, наполняющих пространство жизни подростка. В сентябре 2003 года в "Орленке" пройдет еще одна смена клубов по месту жительства. Основная идея - "Двор для подростка". Я думаю, мы дополним палитру подростковой жизни другими, не менее яркими и важными красками. Конечно, очень жаль, что в смене смогут участвовать всего 230 человек. Очень бы хотелось провести подобные форумы в каждом из федеральных округов России.

Нерешенных проблем еще масса. Нет правовой базы, нормирующей и защищающей клубную работу. И, как ни парадоксально, - клуба, как организационно-правовой формы, просто не существует. Практически отсутствует в этой сфере единое информационное поле. Нет точного понимания сколько и каких клубов сейчас в стране существует, практически не налажено профессиональное общение, обмен опытом, подготовка кадров для клубной работы, почти нет литературы в помощь тем, кто занимается клубным движением. Радует то, что несмотря на все это, клубное движение еще существует и даже в каких-то регионах нашей страны имеет очень большой вес в социальной инфраструктуре.

В числе стратегических задач - реализация программы межклубного взаимодействия, создание ассоциации клубов по месту жительства России и своего сайта. То есть, по сути, сейчас нужно делать клубное пространство страны. А в идеале, хорошо бы, чтобы сложился некий научно-практический центр с филиалами в каждом из округов, которые бы и помогали складывать это информационное пространство. Мы очень рассчитываем на эту публикацию, на ее неоднозначность. Хотелось бы, чтобы она положила начало большому диалогу о сегодняшних клубах, о месте подростка в нем, о его участии в жизни клуба, о позициях взрослых в подростковых клубах. Хотелось бы собрать взрослых в "Орленке" (или еще где-нибудь), перезнакомить их друг с другом (ведь дети-то общаются), хотелось бы сформировать клуб лидеров клубов (пусть даже виртуальный), хотелось бы организовать общие межклубные проекты. Хотелось бы: Если этот материал станет отправной точкой - полдела сделано. Ждем откликов.



Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования