Интервью с уникальным детским домом

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Чужой ребенок >> Два полюса третьего мира >> Интервью с уникальным детским домом >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5I-/26/12/1


Интервью с уникальным детским домом

Михаил Кордонский

Одесса

Светлана Катаргина

г. Железногорск, Красноярский край,
директор детского дома


Здравствуйте, Железногорский Детский Дом!

Я Михаил Кордонский, возможно, Вы помните меня по статье в Вашем сборнике "Современные подходы к решению проблем детей, утративших родительскую опеку". Может быть, Вы читали и другие мои статьи на тему о беспризорных в педагогической и общественно-политической прессе.

Целью всех моих публикаций было найти позитивный опыт социализации беспризорных. В каждой статье открытым текстом задавался этот вопрос. Приходили отзывы и информация... но Ваш случай резко выделяется из других, просто на порядок. Он уникален. Вопрос о неполноценности поиска с помощью Интернета предлагаю пока отложить; если он для Вас важен, то обсудим его отдельно. Пока скажу только, что мои статьи публиковались не только в сетевых, но и в бумажных изданиях.

Естественно, мне хотелось бы написать статью о "рецепте успеха". Собственно, за помощью в этом я к Вам и обращаюсь.

Теперь вдохните... и не обижайтесь на вопросы, потому что я ехидный и желчный. Надеюсь, Ваш психолог Мария Миркес подготовит Вас, и вы не обидитесь, и интервью получится.


Вопрос I.

Если я правильно понял, акция "Детей на лето в семью" заключалась в том, что воспитанники детского дома провели лето в обычных благополучных семьях. Если бы у Вас сохранился подробный отчет... Вы, наверное, вели учет? Мне ведь не нужны конфиденциальные данные: фамилии и адреса детей и семей. Пусть они будут под псевдонимами или номерами. В идеале мне нужны анонимные, но полные данные.

Ответ.

Первая акция в г. Железногорске "На каникулы - в семью!" проходила с апреля по сентябрь 2002 года. Организаторами акции были железногорский Детский дом и "Сегодняшняя Газета-26" при поддержке городской администрации, железногорского отделения Сбербанка России, сотрудников "Школы Антропоники".

Акция проводилась с целью:

  • предоставления опыта проживания в семье нашим детям;
  • создания возможного образа собственного будущего, будущей семьи у воспитанников Детского дома;
  • привлечения внимания городской общественности как к проблеме летнего отдыха воспитанников детского дома, в частности, так и к проблеме сиротства, вообще.
  • создание условий для дальнейшего развития различных форм семейного жизнеустройства детей, таких как усыновление, опекунство, патронат и т.д.;
  • налаживания и развития партнерских отношений Детского Дома с организациями и учреждениями города, так или иначе связанными с проблемой сиротства;

В результате акции 25 воспитанников провели летние месяцы в семьях горожан (см. таблицу 1).

Вопросы серии II.

- Как находились семьи, желающие участвовать в акции?

- Кого оказалось больше, семей, желающих временно принять ребенка, или детей?

- Всем ли семьям, заявившим о желании, давали детей? Или кого-то "забраковали"?

- Устанавливался ли при передаче ребенка срок его возвращения в детский дом? Из названия акции ясно, что да, потому что "лето" - это срок. Но этот вопрос о точных датах, и каким образом они устанавливались: устно, или каким-то документом?

- Были ли случаи, когда ребенок возвращался из временной семьи досрочно, раньше запланированного срока?

- Были ли случаи, когда в семью, из которой один ребенок вернулся, отправили другого ребенка?

- Были ли случаи, когда ребенок, досрочно вернувшийся из одной семьи, направлялся в другую?

Ответы, серия II.

Акция проходила в три этапа.

Первый этап "Знакомство" был рассчитан на 2 месяца (апрель, май).

Он состоял из еженедельных публикаций в городской газете материалов, представляющих:

  • воспитанников железногорского детского дома;
  • основные принципы и концептуальные идеи в подходах к решению проблем сиротства. "Прямой эфир" с директором Детского дома С.Г.Катаргиной;
  • комментарии и консультации специалистов по детству в части оказания психологической, правовой помощи гражданам, желающим принять ребенка в семью;
  • описание первых шагов и текущих результатов проходящей акции членами коллектива детского дома;
  • рассказы воспитателей об опыте работы с детьми-сиротами;

Статьи готовились журналистами редакции городской газеты при непосредственном содействии специалистов Детского дома. До опубликования все материалы прочитывались и еще раз согласовывались с директором. В газете материалам отводилось стационарное место.

Таким образом, жители города получали информацию об акции и воспитанниках Детского дома практически из первых рук. Сведения об условиях помещения ребенка на временное проживание в семью предоставлялись гражданам по телефону и при личной встрече с заместителем директора по социальной адаптации, координатором акции.

Семей, интересующихся данной темой и желающих принять ребенка, оказалось приблизительно в два раза больше, чем детей, истории которых были представлены на страницах газеты.

"Отбор" семей, заявивших о своих намерениях, происходил следующим образом:

  • первичное собеседование с координатором акции, уточнение намерений;
  • предварительное знакомство с ребенком (или несколькими детьми);
  • посещение семьи воспитателем и юристом детского дома (он же социальный педагог) с целью обследования жилищных условий и знакомства с другими членами семьи;
  • встреча членов семьи со специалистами Детского дома: врачом, психологом, воспитателями с целью получения информации о состоянии здоровья ребенка, особенностях его развития, а также получения предписаний специалистов на период пребывания ребенка в семье.

* При проведении последней, новогодней, третьей по счету акции действия по "отбору" семей, разработке "сценариев" знакомства взрослых с детьми, взаимодействие со специалистами и сопровождения ребенка в гостевой семье выполняли социальные педагоги-кураторы определенных детей.

В результате прохождения этих ступеней часть заявителей, реально оценив свои возможности, отказалась от прежних намерений, а часть - "забраковали" сотрудники детского дома.

Все условия передачи ребенка, в том числе срок его помещения в семью и возвращения в Детский дом, устанавливались Договором о передаче ребенка на воспитание.

Лишь в одном случае, когда по причине стихийного бедствия супругам пришлось срочно выехать из города на неопределенное время, ребенок досрочно возвратился в детский дом.

Случаев замещения детей в семье или семей не было.

Вопросы, серия 3.

- На какие законодательные и нормативные акты РФ опиралась акция?

- Проводилась ли юридическая экспертиза акции на предмет соответствия законодательству РФ?

- Были ли приняты какие-то официальные решения местных (краевых, городских) властей по поводу акции? Этим вопросом предполагается, что все решения властей проходят обязательную юридическую экспертизу, для чего в штате органов власти имеются полномочные специалисты.

- Какими официальными документами на уровне детского дома и его вышестоящих организаций (Управление образования) оформлялась временная передача детей?

- Были ли среди участников акции дети при живых родителях, не лишенных родительских прав (или дети, у которых есть официальные опекуны, попечители)? Получено ли от этих родителей (опекунов, попечителей) разрешение на то, чтобы ребенок временно жил в чужой семье? В какой форме - устной, письменной, нотариальной?

- Были ли среди участников акции дети при живых родителях, не лишенных родительских прав, местонахождение родителей (опекунов, попечителей) которых не известно и связь с ними не установлена?

- Были ли среди участников акции дети, о родителях (опекунах, попечителях) которых официально ничего не известно, или известно только со слов ребенка (например, посланы запросы для уточнения сведений о родителях, но ответы на запросы "еще" не пришли)?

Ответы, серия 3.

Акция опиралась на следующие законодательные и нормативные акты:

  • ст.35 Гражданского кодекса РФ, которая устанавливает, что опекуном (попечителем) детей, оставшихся без попечения родителей, является то учреждение, куда они помещены; соответственно такому учреждению предоставлены все права опекуна;
  • ст.1 Семейного кодекса РФ, устанавливающая основные начала семейного законодательства;
  • ст.54 Семейного кодекса РФ, устанавливающая право ребенка жить и воспитываться в семье;
  • ст.123 Семейного кодекса РФ, которая устанавливает формы и приоритеты в устройстве детей, оставшихся без попечения родителей;
  • типовое положение об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (утв. Постановлением Правительства РФ 676 от 01.07.95г.);
  • Устав Детского дома г.Железногорска Красноярского края (дает возможность Детскому дому выбирать формы и методы воспитания в соответствии с действующим законодательством и интересами воспитанников, выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни);
  • Положение Городского Совета г.Железногорска Красноярского края о патронатной форме воспитания (от 23.06.98г.), которое было принято для школы-интерната с целью определения детей в патронатные семьи на выходные и каникулярные дни.

Юридическая экспертиза не проводилась. Наш проект городского положения о патронате, основанный на практическом опыте, вошел в проект закона Красноярского края по патронату.

Официальных документов и решений местных властей принято не было. Было получено устное согласие администрации на эксперимент.

Временная передача детей оформлялась Договором о передаче ребенка на воспитание. За основу брался договор о патронате.

В акции не принимали участие дети, родители, которых не лишены родительских прав. Все переданные в семьи дети являлись юридически "чистыми".

Вопросы, серия 4.

- Какой орган или руководитель принимал решение о передаче семье "летнего" ребенка?

- Проводилось ли обследование временных приемных семей на соответствие нормативам опекунства/усыновления/попечительства?

- Какие документы о себе предоставляли временные приемные семьи? Кому они предоставляли эти документы?

- Соответствовали ли жилищные, санитарные, материальные и т.п. условия всех временных приемных семей нормам на опекунство/усыновление/попечительство?

- Поступали ли в органы власти или в Детский дом жалобы на то, что в семьях проживают чужие дети, например, на плохое поведение этих детей, например, от соседей? Как на эти жалобы реагировали, какие принимались меры?

- Поступали ли в органы власти или в Детский дом жалобы от родных родителей или родственников детей - участников акции?

Ответы, серия 4.

Решение о передаче ребенка принималось куратором акции после согласования со специалистами, принимавшими участие в работе с семьей. В ходе последней акции эти функции выполняли социальные педагоги.

Как указывалось ранее, обследование семей проводилось, на предмет санитарно-гигиенических норм, наличия игрового и спального места для ребенка, изучения состава семьи, ее материального положения специалистами Детского дома. Соответствие этих и других условий нормам на опекунство и усыновление проверялось впоследствии у семей, пожелавших воспитывать детей долгосрочно, т.е. и после акции, специалистами Комитета по вопросам отцовства, материнства и детства.

Временные приемные семьи (мы их называем гостевыми) предоставляли следующие документы: ксерокопию паспорта, справку из ЖЭКа о составе семьи, справку с места работы о занимаемой должности и заработной плате.

Жалобы на проживающих в семьях воспитанников не поступали.

Во время акции произошла активизация близких родственников.

Бабушка одного из воспитанников, взятого в семью с долгосрочными планами на воспитание, пыталась силой изъять ребенка и вернуть в Детский дом. Мы были вынуждены ребенка забрать, ограждая семью от ее посягательств. Через месяц бабушка оформила на внука опекунство. Одно из последствий акции - "воспитание" родственников, которые вдруг не захотели мириться с тем, что их дети будут проводить лето в чужих семьях. Подобный случай произошел и во время последней акции, когда биологический отец ребенка, 5 лет откладывавший установление отцовства, сделал это за два дня и забрал дочь, узнав о ее помещении в гостевую семью.

Вопросы, серия 5.

Следующая серия вопросов о "последствиях" акции. Как я понял, уточните, если неверно, несколько детей из числа участников летней акции, были взяты семьями на постоянное/длительное опекунство/усыновление/попечительство. Лучше всего конечно полные (анонимные) данные об этих случаях, так, чтобы псевдонимы или номера совпадали с данными летней акции. Если таких нет, тогда хотя бы штрихи.

- Случилось ли, что дети, пожившие в семье летом, были потом этой семьей взяты на постоянное/длительное опекунства/усыновление/попечительство?

- При оформлении постоянного/длительного опекунства/усыновления/попечительства оказывалась ли семьям юридическая помощь? Кто были эти юристы, кто оплачивал их труд? Какой формы была это юридическая помощь: сами ли семьи ходили по инстанциям, или за них ходил юрист (в коммерческих юридических фирмах, занимающихся установкой опекунства, обычно юрист ходит)?

- соответствовали ли жилищные, санитарные материальные и т.п. условия всех семей (уже не летних, а длительных) нормам на опекунство/усыновление?

Ответы, серия 5.

Из числа участников акции 8 детей остались жить в семьях. В соответствии со своими возможностями и планами семьи выбирали разные формы оформления отношений. (см. таблицу 2).

Помощь семьям в подготовке и сборе документов при оформлении опекунства оказывал юрист Детского дома.

В результате дальнейшей работы по устройству детей в семьи (в том числе новогодней акции-2004) на сегодняшний день имеется следующая картина движения детей из детского дома: (см. таблицу 3).

Таким образом, с июня 2002 года по февраль 2004 года (т.е. за 1 год 9 месяцев)

  • 17 воспитанников проживают в замещающих семьях.
  • 18 детей посещают гостевые семьи и семьи родственников.

(back)

Таблица 1. В результате акции "Детей на лето в семью" 25 воспитанников провели летние месяцы в семьях горожан.

Код.
ФИО

Пол ребенка

Возраст ребенка

Соц. статус ребенка

Время проживания в семье.

Код семьи.
Состав семьи.

Возраст членов семьи.

Место работы, должность.

Размер жилья.

К-1

жен.

14 лет

Соц. сирота

1 месяц

S-1
Муж
Жена
Дочь
Дочь

43
45
19
22

Сотрудник фирмы
Воспитатель д/дома
Студентка
Студентка

3-х комн. кварт.

К-2

муж

12 лет

Сирота

1 месяц

S-2
Муж
Жена
Сын

40
38
14

Воспитатель д/дома
Паспортист
Школьник

2-х комн. кварт.

К-3

муж

1 год

Соц. сирота

3 месяца (и не вернули)

S-3
Муж
Жена

26
23

Водитель
Рабочая пекарни

Сельский дом

К-4

муж

3 года

Соц. сирота

3 месяца + 9 мес. (затем вернули в д/дом по просьбе старших детей семьи)

S-4
Мать
Сын
Дочь
Дочь
Дочь

35
16
15
10
9

Экспедитор

Все дети школьники

2-х комн. кварт.

К-5

муж

8 лет

Соц. сирота

3 месяца (и не вернули)

S-5
Муж
Жена
Дочь

40
38
18

Частные предприниматели
Студентка

2-х комн. квартира

К-6

жен

14 лет

Соц. сирота

3 месяца

S-6

Одинокая женщина

36

Продавец

1-комн. квартира

К-7

жен

10 лет

Сирота

1,5 месяца

S-7
Мать
Дочь
Дочь
Бабушка

32
10
13
66

Сторож школы
Школьница
Школьница
Пенсионерка

3-х комн. квартира

К-8

муж

9 лет

Соц. сирота

2,5 месяца

S-8
Муж
Жена
Сын
Сын
Сын

35
34
19
15
8

Машинист
Охранник
Учащийся колледжа
Школьник
Школьник

3-х комн. квартира.

К-9

жен

6 лет

Соц. сирота

1 месяц (планы были долгосрочными, но не осуществились из-за болезни жены)

S-9
Муж
Жена
Сын
Бабушка
Дедушка

35
31
7
53
54

Сотрудник фирмы
Домохозяйка
Школьник
Табельщица
Инженер

3-х комн. квартира

К-10

муж

3 года

Соц. сирота

3 месяца и не вернули

S-10
Муж
Жена
Дочь
дочь

37
35
16
14

Водитель
Оператор гот. прод.
Школьница
Школьница

2-х комн. квартира

К-11

жен

12 лет

Соц.сироты

1 месяц

S-11
Муж
Жена
Сын

55
54
20

Мастер
Домохозяйка
Студент

Сельский дом

К-12

муж

9 лет

К-13

жен

15 лет

Соц. сирота

3 месяца

S-12
Мать
Дочь

 

50
15

Маляр
Школьница

3-х комн. квартира

К-14

жен

15 лет

Соц.сирота

1 месяц и не вернули

S-13
Муж
Жена
Сын

55
52
26

Пенсионер
Пенсионер
Водитель

4-х комн. квартира

К-15

жен

17 лет

Соц. сирота

2 месяца + еще 4 мес. до 18-тилетия

S-14
Муж
Жена
Дочь
Дочь

42
40
18
16

Рабочий
Дворник
Учащаяся ПТУ
Школьница

2-х комн. квартира

К-16

жен

11 лет

сирота

1 месяц

S-15
Муж
Жена
Дочь
Дочь

37
38
17
16

Слесарь
Мл. воспитатель
Школьница
Школьница

3-х комн. квартира

К-17

муж

2 года

Соц. сирота

3 месяца и не вернули

S-16
Муж
Жена
Дочь
Дочь
Дочь
Зять
Бабушка

38
40
20
12
7
21
75

Водитель
Воспитатель д/с
Продавец
Школьница
Школьница
Рабочий
Пенсионерка

Сельский дом

К-18

муж

3 года

Соц.

сирота

1 неделя (Хотели оставить, но вмешалась бабушка)

S-17
Муж
Жена
Дочь

37
37
7

Начальник смены
Бухгалтер-ревизор
Школьница

3-х комн. квартира

К-19

муж

6 лет

Соц. сирота

2 недели

S-18
Родная бабушка
Ее дочь
Зять
Внук

55
34
34
11

Пенсионерка

2-х комн. квартира

К-20

муж

10 лет

Соц. сирота

1 месяц

S-19
Родная бабушка
Ее дочь
Зять
Внук

65
25
30
5

Дворник
Вахтер
Следователь
Воспитанник д/сада

2-х комн. квартира

К-21

жен

11 лет

Соц. сирота

2 месяца

S-20
Родная бабушка
Ее сын

52
24

Гладильщица
Водитель

3-х комн. квартира

К-22

муж

14 лет

Соц. сироты

3 месяца

S-21

Двоюродная бабушка

62

Пенсионерка

2-х комн. квартира

К-23

жен

15 лет

К-24

Жен

9 лет

Соц. сирота

1 месяц

S-22

Родная бабушка

71

Пенсионерка

1-комн. квартира

К-25

жен

11 лет

Соц. сирота

2 месяца

S-23
Дядя
Его жена

35
35

Предприниматель
Бухгалтер

2-х комн. квартира



(back)

Таблица 2. Из числа участников акции 8 детей остались жить в семьях

Код.
ФИО ребенка.

Пол ребенка.

Возраст ребенка.

Код семьи.

Форма устройства ребенка.

К-3

муж

1 год

S-1

опека

К-3

муж

3 года

S-4

Долгосрочное проживание в семье по Договору о передаче ребенка на воспитание. (т.к. жилищные условия не соответствовали нормам для оформления опеки)

К-5

муж

8 лет

S-5

Опека (возможно с последующим усыновлением)

К-10

муж

3 года

S-10

опека

К-14

жен

15 лет

S-13

опека

К-15

жен

17 лет

S-14

Проживание по договору до 18-тилетия

К-17

муж

2 года

S-16

опека

К-18

муж

3 года

Родная бабушка

опека





(back)

Таблица 3. В результате работы по устройству детей в семьи на сегодняшний день (февраль 2004 г.) имеется следующая картина движения детей из детского дома.

Код ребенка.

Пол ребенка.

Возраст ребенка.

Форма устройства.

К-26

муж

13

У родственников по договору

К-16

жен

13

патронат

К-24

жен

9

опека

К-19

муж

7

У родственников по договору

К-27

жен

13

Гостевая семья

К-20

муж

12

У родственников по договору

К-28

жен

12

патронат

К-29

муж

13

У родственников по договору

К-4

муж

 

Гостевая семья

К-7

жен

12

патронат

К-9

жен

7

патронат

К-8

муж

12

Гостевая семья

К-30

жен

4

У родственников по договору (долгосрочно)

К-31

муж

7

патронат

К-32

жен

5

патронат

К-33

жен

14

У родственников по договору

К-34

муж

7

У родственников по договору

К-35

жен

5

Возврат родителям

К-36

жен

5

Возврат родителям

К-37

жен

7

У родственников по договору

К-21

жен

13

У родственников по договору

К-12

муж

12

У родственников по договору

К-11

жен

14

У родственников по договору

К-38

муж

17

У родственников по договору

К-39

муж

9

У родственников по договору

К-40

муж

13

У родственников по договору

К-41

муж

11

У родственников по договору

К-42

муж

18

Гостевая семья

К-43

жен

16

У родственников по договору


От редактора

Тезис "Только семья может воспитать..." достаточно банален. Всем нам известен опыт большинства развитых стран, где "расширенные семьи" - генеральная линия (Канада, США). Впрочем, известны и страны, где достаточно эффективно работают детские дома и интернаты (Германия, Израиль). В России много организаций (чаще всего общественных, но это не принципиально), которые пытаются перенять западный опыт foster family, но ничего, сравнимого с результатами Железногорска, у них нет. Что же есть такого в Железногорском детском доме, что отличает его от других - и детдомов и других организаций, пытающихся решить проблему беспризорности? Это красивый, но не вопрос... Хотя, можно на него ответить, но это не настоящий ответ. Настоящий или содержится в скучных предыдущих вопросах, точнее, в ответах на них. Или не содержится, тогда придется придумывать новые вопросы.

Предоставляю судить об этом читателю.

Февраль 2004 года


Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования