https://altruism.ru/sengine.cgi/5I-/25/12
АнтибадНа наших глазах всего за неделю родилось новое общественное движение. Оно обрушилось как горная лавина, начавшись с одного непредсказуемого камешка — короткого частного сообщения в ЖЖ. Уже в первые несколько дней под этим сообщением появилось более пяти тысяч комментариев, в момент написания этой статьи — через три недели, их (на разных сайтах) сотни тысяч, и число продолжает расти. Но самое главное, что часть этих людей не остались в пределах виртуальности. Они сорганизовались, вышли в реальный мир и начали действовать... Я все-таки буду немножко их цитировать, хотя можно поставить и ссылки, но... мало ли что может произойти с ЖЖ... лишняя копия не помешает. Вот сообщение, которого все началось, с небольшими купюрами и комментариями. Пишет brockhurst 12 октября 2007 года 15:34: Звонит мне сегодня несколькими часами раньше мать. В слезах. Нужны деньги. Пятнадцать тысяч (российских рублей — это 600 долларов — Ред.). На жизненно необходимое лекарство. Семь тысяч у них с отцом есть, пенсии недавно принесли. Надо успеть непременно сегодня за лекарство заплатить, потому как сегодня специально для пенсионеров скидки. Так это лекарство стоит 38 тысяч, а только сегодня и только для пенсионеров они делают скидку и жизненно необходимое лекарство для стариков стоит всего-навсего 22 тысячи. Вечером за баблом приедет курьер, ага. Спрашиваю, что за лекарство, кто прописал? Говорит, слушала по радио передачу, там очень известные кардиологи с неизвестными фамилиями рекомендовали всем старикам от болезней суставов употреблять лекарственное средство «Гравикол 21». Курс за 38 штук пропить и десять лет о суставах не вспоминаешь. Кардиологи. От суставов, да. Рекомендуют, (Здесь было сказано очень по-русски. В дальнейшем заменяем многоточиями в скобках. — Ред). Открываю реестр лекарственных средств — никакого гравикола там нет. Звоню знакомым айболитам — говорят, обычная пищевая добавка, типа отрубей. Вроде безвредная. Но лучше вместо этой (...) купить рублей за 150 витаминно-минеральный комплекс, одобренный Минздравом. И кушать фрукты-овощи. И мясо с рыбой. И прогулки на свежем воздухе. Это какими же (...) надо быть, чтобы такую (...) за такие бабки втюхивать пенсионерам!? Позвонил я сам по телефону, который мать записала. Спрашиваю, что за лекарство такое, что в медреестре его нету? Какое там основное действующее вещество? От чего, вообще, лекарство ваше? Быстро сказали, что перезвонят сами и бросили трубку. Даже номера, по которому перезванивать будут, не спросили. Услышали, что голос мужской, молодой. И вопросы правильные задаёт. Не стали связываться, на их долю и стариков хватит. Зовут того «кардиолога», которая пищевыми добавками спекулирует и на бабло пенсионеров разводит Виктория Дмитриевна. Фамилиё еёйное не то Тимошина, не то Тишина. А барыжит «лекарствами» она с телефона (495) 981-06-05. Я не уверен, что будь у матери необходимая сумма, она бы мне позвонила. Скорее всего отвалила бы все сбережения за пустышки. И ладно если ещё (...) эта действительно безвредна. Да и далеко не она одна, небось, записала телефончик. Но телефон-то в рекламе на радио прозвучал. Многие, наверное, записали. Деды с бабками, которым недавно пенсии подняли. На 74 рубля. Я о чём...Может, поможем им поменять номер телефона? Чтоб хоть кто-то из стариков себе вместо бесполезной биологически-активной добавки себе купил мяса. И фруктов. Потому что по тому телефону уже не дозвонится... ??? А? Ну, вы знаете, что делать... Кстати, друзья мои, ссылки на пост приветствуются, давайте поднимем этот пост в топ («поднимем пост в топ» — сленговое, но цензурное выражение, упрощенно говоря, сделаем тему популярной за счет большого количества отзывов от разных людей — Ред.), чтобы как можно больше людей смогли поучаствовать. Человек под псевдонимом brockhurst , судя по косвенным признакам, молодой парень. Он точно не политический деятель, не известный журналист и не т.п. — псевдонимы публичных лиц интернет-публика вычисляет и публикует, их легко найти. Наверное, он человек талантливый, но по большому счету, надеюсь, он простит, обычный — один из нас. Теоретически на его месте мог бы оказаться любой. В интернете часто появляется много аналогичных сообщений. Почему именно это задело за живое и вызвало небывалый всплеск социальной активности — это загадка социальной природы. Через три-пять дней тысячи людей обсуждающих это сообщение, вызнали все телефоны фирм, продающих «чудо-лекарство» и радиостанции, которая транслировала мошеннические рекламные объявления, — ею оказалась и без того скандально известная «Эхо Москвы». Вроде бы общеизвестно, что средство массовой информации не несет ответственности за содержание рекламы... Но, во-вторых, этот закон не так однозначен и прост. А во-первых, и главное: массы общественности действовали не по закону, а по совести! Хотя и, в подавляющей массе своей, не нарушая закон. Они начали беспрестанно звонить по этим телефонам и высказывать все, что думают по поводу рекламодателей и рекламотрансляторов. Иногда они произносили в трубку те самые слова, которые мы заменяем многоточиями, формально это можно классифицировать как мелкое правонарушение, но их слишком много, чтобы выловить. А большинство все же ограничивались цензурным лексиконом — их вообще не за что «привлекать». И так по нескольку сотен звонков в день от нескольких тысяч (потом десятков тысяч) людей в течение... да до сих пор они звонят! Телефоны, предназначенные для заказа «лекарства» практически оказались заблокированными, а владельцам «фармацевтических» фирм пришлось нанимать психотерапевтов для персонала — работники, сидящие на телефонах, не выдерживали такого потока человеческой боли. У нового движения очень быстро самоорганизовалось самоназвание «антибадовцы» (БАД — биологически активные добавки) и уже через пять дней после первого сообщения заработал их сайт «Анти БАД»1. От «работы» по «Гравиколу» они перешли к другим БАДам, а потом и к другим товарам — ко всем видам недобросовестной рекламы. На все это были вынуждены отреагировать телеканалы, газеты, журналы, уже не самиздатовские, а вполне солидные. Игнорировать или замолчать такое массовое общественное движение невозможно! Сейчас, на наших глазах число антибадовцев растет в геометрической прогрессии, превращаясь их десятков тысяч в сотни тысяч. Возможно, в момент, когда Вы, читатель, увидите эту статью, их будут уже миллионы, а возможно и наоборот — волна пойдет на убыль. Такие социальные цунами наука прогнозирует гораздо хуже, чем обычные океанские (хотя и с прогнозами наводнений даже в богатых странах не все ладно). Через неделю brockhurst написал постскриптум к своему знаменитому сообщению: Upd: Друзья мои, я здесь, всё читаю, но просто не вмешиваюсь. Пост начал жить собственной жизнью, от меня не зависящей («пост» на сленге — сообщение, запись в интернет-журнале, от англ. Posting — Ред.). Спасибо поддержавшим за гражданскую позицию, спасибо оппонирующим за почву для размышлений. Наша заслуга в формировании общественного мнения и в том, что проблема вышла далеко за рамки (мягко говоря, пустых разговоров — Ред.) в жежешечке. И... Так победим! Вот некоторые сообщения, которые я выдернул для Вас, читатели, из этого потока. Честно говоря, выдернул почти наугад, те, что показались интересными. Их слишком много, напоминаю, сотни тысяч, чтобы у меня хватило сил на серьезный анализ. labytnang_n0, 12 октября 2007: Позвонил. Первая девушка, сразу уже вроде все поняв перешла на повышенный тон. Стала выспрашивать мой телефон и имя. Всё пыталась передать моим «друзьям» что она де бедный диспетчер и если я звоню ругаться, то звоню не по тому номеру. Однако я был предельно любезен дал ей и имя и телефон и был готов ждать звонка специалиста и она дрогнула и засомневалась, не стала кидать трубку и соединила меня со «спецом». Трубку взяла другая девушка, судя по гвалту на заднем фоне, сидящая в том же зале. Спросила для кого мне это надо и что болит. На мои вопросы рассказала, что препарат является биологической добавкой. На вопрос откуда берется цена, ответила прямо — с потолка. Для примера привела разницу цен между мартини и чинзано. На вопрос как ей спится по ночам, ответила, что прекрасно и чтобы я не волновался. Так что, как здесь кто-то писал, то, что они бегают замаливать в церковь грехи, так это видимо через одного. laovay, 12 октября 2007: Эффективные способы дозвона. 1. Модем на автоматический дозвон. 2. Разговоры... Держаться на линии как можно долго. Перезванивать сразу после обрыва. 3. Старческим голосом задавать вопрос несколько раз. Просить повторить их номер телефона... Переспрашивать. 4. Молодым бодрым голосом настоятельно рекомендовать операторам сменить работу, так как благодаря усилиям интернет-аудитории уже возбуждено уголовное дело по статье мошенничество в крупном размере совершённое группой лиц по предварительному сговору... Tatyana Tihomirova, 12 октября 2007: У меня скопилось около 80 примеров некорректной рекламы БАДов на радио, в газетах и журналах, на сайтах. Практическую ценность эти примеры имеют огромную, но только в случае обработки каждого из них с пояснениями, что именно не так. Времени каждый пример занимает от 2-3 часов (в случае с радио) до 30 минут (в случае с газетой и сайтом). Эту прорву работы делаю я и еще один врач. И все. Я впряглась и делаю, но время у меня не резиновое и не бесконечное, как и у всех нас. У меня просьба — работать параллельно. Помочь. laovay, 12 октября: Куда звонить? Консультативный центр «Фармит» . Многоканальные телефоны в г. Москва: 7495-981-06-05, 7495-661-36-21... Как звонить через интернет? А если я не в Москве? 8-800-200-35-45 (бесплатная горячая линия для жителей регионов РФ)... 19 октября 2007 г. — через неделю после первого сообщения: «РИА НОВОСТИ»: Блоггеры пытаются остановить мошенников, торгующих «чудо-лекарством» . Депутат Ройзман запросит Генпрокуратуру о рекламе БАД «Гравикол-21» «НОВАЯ ГАЗЕТА»: Блоггеры парализуют работу мошенников, торгующих «чудо-лекарством» для пенсионеров «NEWSru.com» (раздел «Мошенничество»): Блоггеры пытаются парализовать работу мошенников, торгующих «чудо-лекарством» «ИЗВЕСТИЯ»: (не побоялись дать конкретный телефон в тексте) Блоггеры пытаются остановить мошенников, торгующих «чудо-лекарством» «LENTA.RU»:Блоггеры ополчились на продавцов псевдо-лекарства «КОРРЕСПОНДЕНТ» (Украина): Московские блоггеры борются с мошенниками MIGnews: Пользователи «ЖЖ» разоблачили торговцев «чудо-лекарством» ВЗГЛЯД: Генпрокуратура разберется с рекламой «Гравикола-21» Dok_i, 20 октября: Похоже уроды не продают больше гравикол, а перешли на что-то другое. Заказать его в последние дни ни разу не удалось. Буду благодарен за инфу, какую еще (...) втирают в (...) «Фармите». Блокировать их заказами — практически единственный способ обрушить эту контору. Предлагаю сосредоточить усилия именно на ней, т.к. ее падение есть информационный повод для СМИ. Затем «полюбим» и остальных. СРОЧНО! Завтра, в пятницу, 26.10.07 в программе «Дневной обход» радиостанции «Эхо Москвы» фирмой «Фармит» в течение 13 минут будет рекламироваться чудо-средство от импотенции «фитОгра». Подробности см. здесь. Ссылка со времени эфира в таблице ведет на сайт «Эха» , где уже сейчас можно задавать вопросы к предстоящему эфиру. Номера телефонов пока предварительные, скопированы из предыдущей рекламы указанного средства. Если в передаче прозвучат другие номера телефонов, я постараюсь оперативно отразить это в таблице. Готовьтесь к бою, камрады! Новости сайта Анти БАД1: 26 октября 2007: Главный специалист отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Светлана Синицына: Зарегистрировано большое количество нарушений по факту продажи дистанционным способом лекарственных средств... 27 октября 2007: «Радио России» и «Петровский курьер» оштрафуют за рекламу «Имовина» ... 29 октября 2007: Открытое письмо. Пишем! Теперь ждем консультации юриста по правилам сбора подписей и по самому письму. Надеюсь, в понедельник можно будет начать сбор подписей... Президенту РФ, Председателю Госдумы, председателю Совета Федерации, Председателю Правительства, в Общественную палату РФ, в Федеральную антимонопольную службу, в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей, в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения, всредства массовой информации Открытое письмо граждан России, пользователей сети Интернет В настоящее время в России в сфере рекламы и торговли биологически активными добавками (БАД) сложилась совершенно неконтролируемая, критическая ситуация. Несмотря на существующие законодательные нормы, сотни организаций осуществляют дистанционную торговлю БАД, в рекламной продукции нарушаются в том или ином виде практически все пункты Федерального Закона о рекламе ст.5, ст. 25. Особенно некорректной реклама БАД является на радио.... Итак, мы остановились на том, что стихийное общественное движение приобрело легитимную форму. Сбор подписей под письмом в правительство — это факт уже юридический. Мы с Вами читатель остановились в рассказе, но АнтиБАДовцы не стоят на месте. Пока эта статья дойдет до публикации еще многое может произойти. (Уже произошло1 — авт., позднейшее дополнение.) В заключение еще один мой комментарий. В интернет-обсуждениях вопросов связанных с АтиБАДом, кроме подавляющего большинства, были и другие мнения, возражения. То есть кроме антибадовцев существуют сторонники БАДов. Я имею свою гражданскую и человеческую позицию и в данном случае отношусь именно к большинству. Но и мнение меньшинства хотелось бы отобразить. Честно признаюсь, что при таком огромном объеме информации, я не имею возможность найти все сообщения, противоречащие мнению большинства. Но несколько десятков нашел. Среди них нет ни одного, утверждающего, что цена пищевых добавок соразмерна их лечебному эффекту. Некоторые ссылаются на законы рынка, но это не главный их довод. Все они, вкратце, сводятся к совсем другому тезису, вот он: шум в интернете и в СМИ спланирован и устроен специально, по заказу конкурентов фирмы, производящей и продающей «Гравикол 21» и рекламирующей его радиостанции «Эхо Москвы» (тут к делу пришивают еще и политическую подоплеку). Что по этой гипотезе сказать? Случаи как бы похожие, в коммерческой сфере были. Например известный аналитик Анатолий Вассерман подробно исследовал и доказательно описал в статье «Эколожь» успешную кампанию корпорации «Дюпон» по антирекламе фреонов. Другими исследователями описана антирекламная кампания против микроавтобусов автозавода ГАЗ в начале 2000-х. Читатель, вы ее должны помнить: когда в течение нескольких месяцев по многим телеканалам каждый день показывались аварии микроавтобусов «Газель». Фокус достаточно простой: 95% всех маршруток тогда были этой марки. При неизменном (увы, неизбежном) проценте аварийности все аварии в эфирное время не влезут. Но можно выбирать для показа наиболее трагичные аварии именно с «Газелями» и игнорировать, не показывать по телевизору аварии автомобилей других марок, чтобы получить требуемый эффект. Для этого приходится оплачивать работу съемочных групп и, главное, эфирное время — это очень дорого. Когда антирекламные кампании относится к товарам с рыночным оборотом в сотни миллионов, и даже миллиардов (как фреоны) долларов, то они, как показывает практика, могут быть экономически целесообразны. Естественно, антиреклама широко применяется и в политических технологиях, где ценность «продукта» (места в парламенте, например) тоже очень высока. Представьте себе оценочную стоимость кампании АнтиБАД, если делать ее традиционными методами. Например, платить всем участникам «общественного» движения за «общественную работу». Это десятки тысяч людей, большинство из них — москвичи, с соответствующим уровнем средних зарплат и запросов. Или финансировать инфраструктуру общественного движения, как сделала фирма «Дюпон» с экологами? Такие затраты соизмеримы со всем оборотом всех пищевых добавок в России и русскоязычном пространстве. Но даже если какой-то сумасшедший миллиардер решил заплатить. Ни одна из известных антирекламных кампаний не сопровождалась общественным движением, набравшим такую массовость с такой фантастической скоростью. Конечно, для конкурентов было бы заманчиво потратить пусть даже несколько тысяч долларов на гонорары нескольким людям, которые частными сообщениями запустят такой гигантский процесс. У меня нет никаких иллюзий по поводу нравственных качеств наших бизнесменов: если бы они могли, они бы так и сделали. Но с таким же успехом они могли попытаться вызвать нашествие инопланетян или, вот более приземленная аналогия — горную лавину. Однажды человек в горах может случайно крикнуть слово (волшебное?) и сходит снежная лавина в тысячи тонн. Но, даже если он сам в при это остался жив, никому это еще не удавалось два раза с заранее предсказанным результатом. Нет таких технологий. Чтобы сорвать лавину реально требуется многочасовая работа артиллерийского дивизиона, и компьютерные расчеты с научной базой, которая подороже снарядов и изношенных пушечных стволов. На сегодняшний день не существует социальных технологий, позволяющих создавать такое массовое общественное движение в такие короткие сроки и с таким минимальным расходом ресурсов. Может быть, эти технологии секретны? Ну, теоретически нельзя исключать случая, что мы именно сейчас увидели первое в мире применение новой социальной технологии. Исторический опыт, отображенный в учебниках военного дела, говорит, что всякое оружие (или другая военная технология) наиболее эффективно только при ПЕРВОМ применении. Как только факт того, что такое возможно, становится известным, очень быстро появляются защитные, противодействующее средства, а потом и такое же оружие у противника. Исходя из сказанного, считаю гипотезу о «заказе конкурентов» практически невероятной. Я в нее не поверю, пока не увижу многократного... хотя бы несколькократного исполнения таких заказов, с доказательствами, что это были именно заказы — с заранее предсказанным результатом. А пока то, что произошло с АнтиБАДом, я отношу к стихийным явлениям социальной природы. Но к приятным. Как хорошая погода — солнечный и теплый день посреди зимы. 1. 4 декабря 2008. Теперь этот домен захвачен сквоттерами и на нем висит совсем другая информация. Вероятнее всего, это сделано в коммерческих целях — сайт по инерции посещаем и на нем размещена платная реклама. Подробнее смотрите вот этот пост в ЖЖ одного из создателей движения «Антибад» Татьяны Тихомировой.
|