Караковский В.А.

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Коммунарское движение: факты >> Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра >> Караковский В.А. >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5I-/23/7/3


Караковский В.А.

Караковский В.А.

г. Москва

НОВАЯ СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ И АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЁЖИ

Сегодня проблемы воспитания молодёжи волнуют всех и носят глобальный характер. Социальная апатия, бездуховность, криминализация молодёжной среды, деспотическое влияние массовой культуры, широкое распространение алкоголизма и наркомании √ вот что волнует всех. В нашей стране эти проблемы усугубляются кризисным состоянием общества.

Многие острейшие вопросы воспитания из чисто педагогических становятся всё в большей степени социо-культурными, а значит, требуют объединённых надведомственных усилий.

Тем не менее основным институтом общественного воспитания остаётся система образования, её учреждения и структуры. Развиваясь по своим, педагогическим законам, эта система чутко отзывается на все существенные изменения, происходящие в обществе, стране и государстве.

А изменения эти, действительно, существенные.

В последние годы в образовании преобладали центробежные тенденции, процессы неумеренной регионализации. В прессе нередко проводились идеи освобождения школы от государства, её независимого от власти развития. Это приводило к ослаблению образования как системы, к разрушению единого педагогического пространства.

Но вот 4 октября 2000 года Постановлением Правительства РФ принимается Национальная доктрина образования, в которой фиксируется возвращение государства в образование, возвращение решительное и волевое. Конечно, декларировать идею легче, чем её осуществлять, но обновление социальной ситуации уже явно наметилось.

Наметилась и другая черта новой социальной ситуации √ восстановление исторической справедливости относительно прошлых поколений школы, изменение общественного сознания.

Ещё недавно мои товарищи по профессии, учителя, которые перенесли на себе не одну школьную реформу, сумевшие сохранить разумное, доброе, вечное в образовании, испытали горькую обиду за унизительную тотальную критику советской школы, которая некоторыми "горячими" реформаторами клеймилась как порочная по природе своей. По существу ей подписывался смертный приговор, основанный только на одном показателе- идеологическом. Новой российской школе предлагалось броситься вдогонку за цивилизованным человечеством, под которым понималась только капиталистическая, а точнее - американская модель образования. Игнорировалось одно из ключевых положений: образование √ часть национальной культуры, а значит, оно должно быть культуросообразным.

Похоже, что педагогический радикализм всё меньше и меньше встречает поддержку в педагогическом сообществе, которое начинает понимать, что любой период в истории нашего образования имеет свою цену и значение. Слова "откат", "возврат" уже не пугают, а "консерватизм" чаще всего употребляется с эпитетом "здоровый". Нет, это не слезоточивая ностальгия по прошлому, не призыв к его реставрации. Это попытка выработки цивилизованного к нему отношения, желание восстановить историческую справедливость в образовании.

В образовании, как и в развитии культуры, не может быть временных разрывов. Это вовсе не означает, что его развитие идёт только линейно, одновременно, вперёд и выше, от простого к сложному, от хорошего к лучшему. Нет, это развитие может быть разнонаправленным: оно включает подъёмы и спады, гениальные находки и неудачи, одновременное развитие нескольких идей, движение по спирали и остановки, повторы, даже возврат к прошлому опыту в новых исторических условиях. Разве знаменитые опорные сигналы Шаталова или столь популярный сегодня метод проектов не подтверждают это? Разве гимназическое и лицейское образование √ новость для России?

Образование развивается сложно, но непрерывно, и никому не дано выбрасывать из него целые эпохи или учинять сведение политических счётов с прошлым. Ещё А.С.Пушкин отметил, что цивилизованный человек от варвара отличается именно своим уважительным отношением к предкам. В связи с этим не могу отказать себе в удовольствии привести знаменитую цитату великого поэта из переписки с П.Я.Чаадаевым: "Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, чем историю наших предков".

Ещё одна примечательность времени √ усиление воспитательных мотивов на всех уровнях общества, особенно на его верхних этажах. В педагогический лексикон возвращаются понятия "патриотизм", "гражданственность", "духовность", "нравственность". Они сегодня выступают как важнейшие цели и задачи образования.

Воспитание всё чаще провозглашается приоритетом номер 1, имеющим государственную и общественную самоценность. Всё чаще воспитание выделяется из системы образования как самостоятельная проблема.

Вместе с тем у воспитателей-профессионалов нет оснований успокаиваться и самообольщаться. Воспитывающая деятельность современной школы проходит в необычайно сложных и противоречивых условиях. Надо быть постоянно готовым к непривычным ситуациям, нетрадиционным подходам.

В последние 10-12 лет в образовании произошла пагубная разбалансировка основных функций: обучения и воспитания. Первая, бурно развиваясь, пошла круто вверх, вторая пришла в упадок. Прошлая система воспитания была разрушена. Робкие попытки реанимировать её в новых условиях успеха пока не имеют.

В основе воспитания лежит процесс ориентации на вечные нравственные ценности. В условиях резкого социального расслоения, небывалой разнородности нашего общества нынче преобладают сословные ценности, связанные с выживанием, с личным успехом и благополучием. Социально значимые ценности отошли на дальний план, усилились эгоистические тенденции.

Усиленное создание элитарных школ для богатых и официальное разрешение образовательных платных услуг превратило их в средство социального отбора, в инструмент классового расслоения общества. Коллективы, нашедшие в себе смелость продолжать путь массовой, народной школы, задыхаются в бедности и противоречиях. Российское образование всё больше и больше носит классовый характер.

Эта ситуация в свою очередь резко обостряет противоречия между идеальным и реальным, романтическим и прагматическим, эмоциональной и рациональной сферами воспитания.

У школы всегда были непростые отношения с действительностью. Ведь многие педагогические постулаты противоречили объективной реальности, точнее, эта самая реальность не помещалась в круг учительских правил. Это обстоятельство всегда вызывало шквал критики в адрес школы за её отрыв от жизни. Многие горячие головы требовали, чтобы в школе было всё, как в жизни, в её зеркальном отражении. При таком подходе проще готовить детей к вступлению в эту жизнь.

Многие годы, помимо знаний, умений и навыков, которыми школа вооружала своих питомцев, она должна была осуществлять и некоторый обязательный набор условий.

Прежде всего, надо было подготовить к общественному производству трудолюбивых и дисциплинированных молодых людей. Поэтому первостепенное значение придавалось профориентации, ранней профессионализации, воспитанию исполнительской дисциплины. Всячески поощрялись трудовые династии, разнообразные связи с производством, трудовая практика.

Вторая путёвка в жизнь предполагала продолжение образования в ВУЗе, но поспешное поступление в него сразу после школьной скамьи настораживало и раздражало. Куда лучше было поступать в институт, имея за плечами трудовой стаж. Такие абитуриенты имели государственную поддержку.

Одновременно с этим на школьный быт переносились характерные черты общественной жизни: работа политических организаций, создание многочисленных советов, комитетов, штабов, обличенных властными полномочиями, социалистическое соревнование с выдачей знамён, почётных грамот и соответствующих привилегий √ всё это тоже должно было облегчить вступление во взрослую жизнь наших воспитанников. И надо честно признать, что в условиях стабильного, социально однородного общества такая система давала желаемый по тому времени результат. Такова была объективная реальность.

Но вот пришла пора социальных перемен, и эта самая объективная реальность неузнаваемо изменилась. Сегодня уже не ставится впрямую задача подготовки детей к жизни, чаще говорится об адаптации. Никто не может сказать, как и к какой жизни готовить выпускников.

Прежняя установка на массовое включение вчерашних школьников в общественное производство сегодня не имеет смысла.

Можно пойти в торговлю, в коммерцию. Но время бешеных денег уже прошло. Условия работы жестокие. Все выгодные места уже схвачены.

Есть ещё многочисленные, но малопонятные фирмы. Но их деятельность, как правило, окружена недомолвками, коммерческой тайной. Фирмы ведут тщательный отбор и стараются брать в дело своих людей.

Большим соблазном для молодых является шоу-бизнес. Но в нём действуют такие законы и правила, что мало кто выдержит. Без мощных покровителей здесь не пробиться. А как их найти? Разве что продавать себя?

Есть ещё один путь √ путь криминальных структур. Ещё недавно об этом было и подумать страшно. А сегодня по телевидению, на многомиллионную аудиторию, в популярной передаче "Моя семья" отец, отвечая на вопрос, кем бы он хотел видеть своего сына, спокойно отвечает: "Наёмным убийцей". При этом он разъясняет несколько шокированной публике, что убийство за деньги √ хороший заработок.

Наконец, главные жизненные планы старшеклассников, конечно же, связаны с вузовским образованием. Но и здесь появились новые мотивы. Всё реже выбирают ВУЗ по внутреннему влечению, всё чаще √ тот, куда легче попасть. В него не поступают, в него устраиваются. Главное √ зацепиться и перетерпеть первый курс, а там видно будет.

Для многих (особенно для парней) ВУЗ √ это пятилетняя отсрочка от вступления в настоящую реальность. Прав А.В.Мудрик, который утверждает, что молодёжь сегодня √ жертва социализации.

А теперь попробуйте ответить на вопрос, может ли школа брать на себя ответственность за будущую жизнь своих воспитанников?

Конечно, об ответственности говорить трудно, но тем не менее помогать детям в такой ситуации необходимо. Всё дело в том, как это делать. Если прямого решения нет, надо заходить на проблему с другой стороны.

Думается, сегодня важно сосредоточить усилия педагогов на воспитании в детях тех качеств, которые помогут выдержать повышенные нагрузки новых условий, не поддаться соблазну тёмных путей, сохранить и реализовать лучшие человеческие потенции. Ведь сегодня нужны не только дельцы и ловкие предприниматели, а те, кто не позволит манипулировать собой, кто сумеет проявить способности к социальному творчеству. Кстати всё больше старшеклассников именно этого ждут от школы (опыт социального взаимодействия) .

Но где взять такой опыт? Где найти такую школу?

Выход один √ самим конструировать, создавать реальность, которая по отношению к объективной может показаться инобытиём.

Вообще-то по части создания субъективной реальности человечество имеет богатый опыт. Его глубоко проанализировал Михаил Михайлович Бахтин в книге о Рабле. Но есть и более близкие примеры, и их педагоги знают прекрасно. Прежде чем изменить окружающую среду, человек не раз сделал это в собственном воображении.

Итак, на помощь призывается феномен игры. Вспомним гайдаровского Тимура, удивившего со своей командой весь мир. Современные педагоги говорят, что это был гениальный социальный проект, блестяще реализованный нашей детворой в тяжелейшие годы военных испытаний.

Современная школа в своей гуманистической системе неизбежно будет создавать некую педагогическую утопию, в которой дети испытывают реальные ощущения реальной жизни. Меня хорошо поймут те, кому хоть раз довелось проводить с детьми коммунарские сборы.

Вообще неправильно думать, что вся молодёжь оболванена современной массовой культурой, построенной по модели наркотизированного сознания. Многие дети испытывают острый дефицит добра, ласки, внимания, мечты.

Если эти потребности не будут вовремя удовлетворены, они могут перейти в свою противоположность.

В последние годы под влиянием глобальной компьютеризации все большую популярность, особенно у молодёжи, приобретает так называемая "виртуальная реальность". Это искусственно созданная компьютерными средствами среда, в которую можно проникнуть и при этом испытать реальные ощущения. "Искусственные реальности", возникающие благодаря воздействию компьютера на сознание, как бы надевают на человека "электронные очки" и "электронные перчатки". Это воздействие может быть настолько сильным, что у человека (ребенка, подростка) иногда возникает состояние, напоминающее наркотическое, алкогольное опьянение или гипнотическое состояние.

Тенденции виртуализации сегодня проникают в самые широкие сферы человеческого бытия, особенно в массовую культуру.

В мире возникла целая индустрия интерактивных развлечений и услуг нового поколения, обыгрывающая принцип обратной связи и эффект присутствия. Уже налажено массовое производство детских игрушек, многообразных видеоигр, виртуальных сексодромов, телешопингов, интерактивных образовательных программ, электронных тренажеров. Уже появились виртуальные конференц-залы, ситуативные комнаты и другие новинки компьютерной техники.

Виртуализация развивается с пугающей скоростью.

Нашим детям предстоит осваивать эту новую реальность, а некоторые уже живут в ней.

Подавляющее большинство современных педагогов не готовы к встрече с этим явлением. Однако отворачиваться от него, не учитывать и тем более делать вид, что ничего такого не происходит, уже нельзя. Парадокс еще заключается в самой этимологии этого слова: оно происходит от латинского virtus , что в переводе означает "истина".

Итак, развитие современного ребенка, школьника проходит одновременного в трёх реальностях. Первая √ объективная повседневная реальность, которую он изменить не может. Он должен принять её как данность, постараться понять и приспособиться, приноровиться к ней, обрести опыт, который, как известно, - "сын ошибок трудных". Вторая √ субъективная реальность, которую можно на какое-то время создать сообща, по взаимному согласию. В ней реализуются потребности, не реализованные в повседневной жизни. Третья √ виртуальная реальность, созданная новыми технологиями, в которой можно видеть, слышать, двигаться и даже осязать. В этих трёх реальностях так причудливо переплелись вымысел и реальность, мнимость и истинность, что, похоже, мы постепенно подходим к принципиально новому пониманию и ощущению человеческого бытия.

Сегодня пришло время выбора, постоянного, ежедневного, непрерывного. Но выбор не может осуществляться по решению педагогического совета или даже решением правительства.


Каждый выбирает по себе
Женщину, религию, дорогу,
Дьяволу служить или Пророку,
Каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает для себя.
Каждый выбирает по себе,
Выбираю тоже как умею,
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает по себе.

  Удачного выбора Вам, коллеги!


Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования