https://altruism.ru/sengine.cgi/5I-/23/7/15
Педагогика коллективного социального творчестваМы вошли в XXI век, когда новая концепция образования стремится позволить человеку понять самого себя и окружающую среду, помочь формированию личностного менталитета, которому присуще состояние постоянного и пожизненного служения людям. В рамках только учебной деятельности, даже в условиях перехода от единообразной системы образования к многообразным, это невозможно. Поэтому наряду с проблемой повышения качества образования не менее остро перед нами, руководителями учреждений образования, должна стоять проблема повышения качества воспитательного процесса. Я не могу согласиться с тем, что система воспитания находится в состоянии острого кризиса (как было отмечено на Всероссийском родительском собрании в декабре прошлого года). Может быть потому, что живу и работаю в Северодвинске, где воспитание не отвергается как специально организованный процесс, насыщенной жизнью живут различные детские объединения, создаваемые в школах и учреждениях дополнительного образования, реализуются программы интеллектуального, военно-патриотического, эстетического воспитания. В нашей школе, которая в этом году отметила 10-летие, вопросы создания условий для формирования детских коллективов, становления личности каждого ребенка, направления подростковой активности на пользу людям, никогда не были в "загоне". В течение трех лет в школе трудился институт освобожденных классных руководителей, доказавший, что воспитание ≈ процесс творческий. Именно в тот период родилась традиция ярких праздников, устраиваемых ребятами для взрослых, и родители пошли в школу с радостью. Экономические трудности положили конец этому замечательному эксперименту, но убежденные в том, что традиции ≈ прочный фундамент жизнедеятельности коллектива, мы продолжили процесс формирования у наших ребят потребности "дарить радость людям". Руководитель школьного хора О.В.Воронцова не просто искала возможность для его выступлений, а договаривалась о концерте в госпитале к 23 февраля, или поездке в поморское село Ненокса, и разновозрастный детский коллектив делал общее и очень нужное людям дело. В канун Дня Победы в школе проходят "огоньки" для ветеранов Великой Отечественной войны, проживающих в микрорайоне школы. Связь с ними поддерживает поисковая группа, члены которой горды тем, что создают книгу, записывая их воспоминания. Пожилые люди, которым здоровье зачастую не позволяет принимать участие в городских торжествах, идут в наш музыкальный зал, где ребята "от мала до велика" окружают их вниманием, устраивают чаепитие и только для них дают праздничный концерт. Работая над методической темой "Творчество педагога ≈ основа для создания технологий образования", педагогический коллектив не только глубоко изучил многообразие педагогических технологий и понятие "педагогическое творчество", но, проанализировав свои возможности, сделал выбор: решил, что технология воспитания общественного творчества Игоря Петровича Иванова в наибольшей степени способствует созданию единой воспитательной системы, самому духу школы. Ведь коллективные творческие дела являются ничем иным, как социальным творчеством, направленным на служение людям, Родине. Содержание этого творчества ≈ забота о себе, друге, о своем коллективе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях. Творчеству можно и нужно учить, им можно управлять. Нет ни одного нормального ребенка, которого природа не наделила бы творческими возможностями. Важным условием и средством выявления и развития таких возможностей ≈ творческий педагог. В нашей школе сложился молодой, дееспособный коллектив, стремящийся не просто к сотрудничеству с ребятами, а к его высшему выражению ≈ совместному творчеству. Среди традиционных школьных "мероприятий": встречи КВН между командами Шкрабов и старшеклассников; "игры века" по баскетболу и волейболу, соперниками в которых опять являются учителя и ученики; на традиционных турслетах поем вместе песни, написанные учителями, сочиняем частушки друг про друга; на праздниках Последнего звонка обязательно учителя поют выпускникам "прощальную песню"; на торжествах звучит гимн школы в исполнении ученического и педагогического коллективов... Из вышесказанного становится ясно, что выбор сделан нашими педагогами не случайно. Ведь в основе методики проведения КТД лежат педагогика сотрудничества, сотворчества ученика и учителя. В феврале прошлого года прошел педагогический совет по теме "Технология воспитания общественного творчества", а уже в августе была утверждена социально-педагогическая программа "Радоград" для учащихся начальной школы. Автор программы, педагог-организатор Н.Г.Бакланова, в качестве эпиграфа выбрала слова В. А Сухомлинского: "Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества". На линейках, посвященных началу блока программы или подведению итогов, на праздниках обязательно все поют специально написанную песню о славном городе Радограде. В этом же направлении работает школьное самоуправление (советы дел, совет старшеклассников). Ребята решили создать школьные Законы, определить коллективные творческие дела, вызывающие наибольший интерес и активность. Мы еще в начале пути, итоги подводить рано. Но уже сейчас хорошо видно, что путь избран верно. В школе царит атмосфера доброжелательности, взаимоуважения, в кабинет администрации и взрослые, и дети входят без страха, причем, часто по собственной инициативе что-нибудь уточнить или предложить свою помощь. Все чаще сейчас говорят об обреченности общества индивидуалистов. Значит самое время вспомнить высказывание доктора психологических наук Д.И.Фельдштейна: "коллективизм составляет одно из определяющих отношений личности в деятельности ≈ творческое отношение к общественному делу, но не только к делу своего коллектива, а к общему делу в более широком понимании. Именно при этом происходит самовыражение сформированной личности, для которой выполнение общественного долга ≈ потребность и жизненная необходимость". КТД ≈ вот средство воспитания коллективистов, способных быть нужными людям, привносить в жизнь новое, интересное. Как не может быть детского коллективного социального творчества без творчества педколлектива, так и невозможно развитие творчества педагогов, если руководители не будут творцами.
Пусть в кабинетах директоров и заведующих так, чтобы регулярно попадаться им на глаза, будет вывешено высказывание Л.С.Выготского: "...в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования, и всё, что выходит за рамки рутины и в чем заключается хотя бы нота нового, обязано своим происхождением творческому процессу".
|