https://altruism.ru/sengine.cgi/5I-/23/4/5
Новая социальная ситуация и актуальные проблемы воспитания молодежиI В последние годы много говорят и пишут о переходе человечества к новому миропорядку. При этом никто не берёт на себя смелость сказать, каким он будет. Все рассуждения, естественно, носят гипотетический характер. На фоне этой глобальной, даже вселенской озабоченности протекает жизнь конкретных людей, которым дела нет до глобалистики и нового миропорядка. Им бы свой дом сохранить да детей воспитать. Но оказывается и то, и другое сегодня тоже делать труднее, чем прежде.
II Ещё недавно мои товарищи по профессии, учителя, которые перенесли на себе не одну школьную реформу, сумевшие сохранить разумное, доброе, вечное в образовании, испытали горькую обиду за унизительную тотальную критику советской школы, которая некоторыми горячими реформаторами клеймилась как порочная по природе своей. Похоже, что педагогический радикализм всё меньше и меньше встречает поддержку в педагогическом сообществе, которое начинает понимать, что любой период в истории нашего образования имеет свою цену и значение. Слова "откат", "возврат" уже не пугают, а "консерватизм", чаще всего употребляется с эпитетом здоровый. Нет, это не слезоточивая ностальгия по прошлому, не призыв к его реставрации. Это попытка выработки цивилизованного к нему отношения, желание восстановить историческую справедливость в образовании. Образование развивается сложно, но непрерывно, и никому не дано выбрасывать из него целые эпохи или учинять сведение политических счётов с прошлым. Ещё А. С. Пушкин отметил, что цивилизованный человек от варвара отличается именно своим уважительным отношением к предкам. В связи с этим не могу отказать себе в удовольствии привести знаменитую цитату великого поэта из переписки с П. Я. Чаадаевым: "Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, чем историю наших предков".
III Сегодня проблемы воспитания молодёжи волнуют всех и носят глобальный характер: социальная апатия, бездуховность, криминализация молодёжной среды, деспотическое влияние массовой культуры, широкое распространение алкоголизма и наркомании. В нашей стране эти проблемы усугубляются кризисным состоянием общества. В основе воспитания лежит процесс ориентации на нравственные ценности. В условиях резкого социального расслоения, небывалой разнородности нашего общества нынче преобладают сословные ценности, связанные с выживанием, с личным успехом и благополучием. Социально значимые ценности отошли на дальний план, усилились эгоистические тенденции. Основным институтом общественного воспитания является система образования, её учреждения и структуры. В них произошла разбалансировка двух основных функций: обучения и воспитания. Первая, бурно развиваясь, пошла круто вверх, вторая пришла в упадок. Прошлая система воспитания была разрушена. Робкие попытки реанимировать её в новых условиях успеха пока не имеют. Многие острейшие проблемы воспитания из чисто педагогических становятся всё в большей степени социо- культурными, а значит, требуют объединения надведомственных усилий.
IV Усиленное создание элитарных школ для богатых и официальное разрешение образовательных платных услуг превратило их в средство социального отбора, в инструмент классового расслоения общества. Коллективы, нашедшие в себе смелость продолжать путь массовой, народной школы, задыхаются в бедности и противоречиях. Российская школа всё большие и больше носит классовый характер. Между тем информационные войны и стремительное совершенствование способов манипуляции сознанием людей - черта нашего времени. Что же до России, то она уже не одно десятилетие живёт в условиях информационно- психологической агрессии. Школа держит круговую оборону. Учитель оказался в точке наибольших идеологических напряжений, так как именно он занимается формированием идеологии, мировоззрения современного молодого поколения.
V У школы всегда были непростые отношения с действительностью. Ведь многие педагогические постулаты противоречили объективной реальности, точнее, эта самая реальность не помещалась в круг учительских правил. Это обстоятельство всегда вызывало шквал критики в адрес школы за её отрыв от жизни. Многие горячие головы требовали, чтобы в школе было всё, как в жизни, в ее зеркальном отражении. Думается, сегодня важно сосредоточить усилия педагогов на воспитании в детях тех качеств, которые помогут выдержать повышенные нагрузки новых условий, не поддаться соблазну тёмных путей, сохранить и реализовать лучшие человеческие потенции. Но где взять такой опыт? Где найти такую школу? Выход один - самим конструировать, создавать реальность, которая по отношению к объективной может показаться инобытием. Вообще-то по части создания субъективной реальности человечество имеет богатый опыт. Современная школа в своей гуманистической системе неизбежно будет создавать некую педагогическую утопию, в которой дети испытывают реальные ощущения реальной жизни. Меня хорошо поймут те, кому хоть раз довелось проводить с детьми коммунарские сборы. Вообще неправильно думать, что вся молодёжь оболванена современной массовой культурой, построенной по модели наркотизированного сознания. Многие дети испытывают острый дефицит добра, ласки, внимания, мечты. Если эти потребности не будут вовремя удовлетворены, они могут перейти в свою противоположность.
VI Сегодня прошло время выбора, постоянного, ежегодного, непрерывного. Но выбор не может осуществляться по решению педагогического совета или даже решением Правительства.
|