https://altruism.ru/sengine.cgi/5I-/22/8
КОММУНАРЫ ПОДЕЛИЛИСЬ НА БОГАТЫХ И БЕДНЫХИстория с географией или социология с экономикой
Не хотел писать об этом по горячим следам. Думал, пусть поуляжется. Прошел год. Я почитал педагогические издания с этой точки зрения, поизучал ситуацию: можно ли считать этот случай показательным? Считаю, что можно. Весной 2001 года мне позвонили из газеты "1-е сентября". И выдали (сначала голосом, а потом и по EML) официальное приглашение на такое мероприятие: II-й Международный фестиваль "Школа для ребенка". И не простым тусовщиком, а ведущим одной из коммунарских мастерских. Список, в котором я оказался фигурантом, был для меня очень почетен: Елена Хилтунен, Татьяна Бабушкина (Тамбиева), Сергей Курганов, Владимир Караковский, Михаил Гусаковский, Ада и Олег Лишины. И там был еще длинный перечень не коммунаров, а из других отраслей педагогики, включая иностранцев. Действительно, с большинством коммунарской части списка я знаком лично, с некоторыми даже в друзьях. Но считал себя рангом ниже. То ли дослужился, действительно, тридцать лет коммунарской активности, из них двадцать профессиональной работы педагогом, книжки-брошюрки, статьи. Правда, все это как-то провинциально и географически (Одесса, Туапсе), и по удаленности от научного мейнстрима. То ли как раз им для примера надо было кого-то из провинции (впрочем, Бабушкина - Ростов, Гусаковский - Минск). Но все равно приятно. Далее в тексте приглашения был кусок явного бреда, но кто привык к коммунарской среде, не удивится такому сочетанию шизы с прагматизмом: якобы все это мероприятие оплачивает Фонд Сороса, и состоится оно на плывущем по Волге комфортабельном теплоходе. Наконец, каждый руководитель мастерской должен заблаговременно написать для газеты "1-е сентября" полосу с изложением своей программы и, поскольку все это должно быть заранее, то уже и писать побыстрее. Приводился формат и размер требуемого текста. Я, конечно, ответил мгновенно, написал вовремя и статью и про свой энтузиазм. Что если уважаемой мной газете "1-е сентября" нужен материал, то я всегда готов и без дополнительных пряников, что и раньше делал. Что, глядя на список участников, в жизни не поверю, что дядюшка Сорос будет оплачивать это путешествие маргиналов, а потому, несмотря на провинциальную учительскую бедность, готов приехать в Москву за свой счет и провести мастерскую без обещанного в приглашении гонорара. Что у меня в Москве есть где жить - впишусь у старых коммунаров, КСП-шников, хиппов, а для семинара всегда найдется в августе, в каникулы-то, школа частично отремонтированная, а в идеале - какой-нибудь подмосковный пионерлагерь. Ошибся я именно в этом рассуждении. Через пару месяцев мне опять позвонили. И, естественно, извиняющимся голосом сообщили, что Сорос им ничего не дал. И далее, уже неестественно (для меня), что фестиваль все равно будет проходить на том же самом комфортабельном теплоходе по той же самой Волге. Но за счет участников. Путевка 250 баксов. Я не поленился и нашел несколько знакомых, которые так плавали. Может, на других пароходах или с другими турфирмами, но Волга та же и рынок тот же. Действительно, этот отдых дешевле, чем в Испании или даже Турции. Но если предоплата $250, то минимум еще полстолько придется выложить на месте. Это только для выживания, если согласен быть бедным, под презрением стюардов, официантов и мыдлов-пассажиров. А так, чтобы быть как все, тогда еще столько же. Плюс дорога до Москвы и обратно $100. Итого $600. Ставка учителя в Одессе - $23. No comments? Не буду прикидываться шлангом (почти невероятно, что эту статью прочтет налоговая инспекция), я-то зарабатываю раз в десять больше учителя. Что нетипично для среднего жителя Украины, но реально при моих ремесленных профессиях, которым я и детей обучаю: радиомеханик, верстальщик, веб-мастер. Указанная сумма для меня напряженная, но не смертельная. Но мне расхотелось ехать к ТАКИМ коммунарам. И я поехал на "Костры". Благо, отпуск уже был налажен, и время примерно совпадало. В Сети довольно много информации о "Кострах", и нигде, кажется, они не называются коммунарским слетом. Копая глубже, можно найти педагогические статьи отца-основателя и лидера "Костров" Владимира Ланцберга и предположить, что "что-то там такое есть". Там оно таки да есть. Приглашенный на "Костры" может приехать с одним спальником, а место в палатке ему найдут. А за питание при комендантской команде внести из расчета 1,5$ в сутки - и трижды в день трапеза вкусна и обильна. Сверх того можно явиться на кухню в любое время круглосуточно и получить остаточного или будущного у вечно живущего там дежурного: огромного, живописного как кок из сказки о добрых пиратах московского ролевика и хакера Сергея Куковлева (Realname - Яковлев). Естественно, можно приехать со своими палатками, походной посудой и продуктами и ничего в кассу не вносить, что большинство из 400 участников и делают. Можно ходить гостевать в семейные или отрядные стоянки, петь им песни и угощаться. Или слушать их песни и угощаться. Или мешать им петь песни и угощаться. И ни цента, да что там цента - ни копейки больше не тратить. Концерты с очень приличным звукоусилением и освещением. Лагерь освещен: импортные движки-электрогенераторы шуршат потихоньку. Под комендантским навесом компьютеры с базой данных участников этого и всех предыдущих слетов, карта лагеря, размеченная по участкам, кто где живет. На столе два мобильника на постоянной подзарядке: это бесплатно для всех, с просьбой не злоупотреблять. Но дежурного по раскинувшемуся на полкилометра туда-сюда лагерю врача можно вызвать отсюда через московский пейджер. В палатке-лазарете за лекарства денег не берут. $1.5 в день. В канувшей системе координат это ничего о коммунарскости не говорит. Но время сейчас такое, что всё нужно объяснять в долларах. (Мой любимый профессор радиотехники объяснял всё в женщинах.) Я назвал эту цифру старому одесскому другу, а ныне известному московскому политику. Он не поверил, сказал, что такое невозможно. Он сказал, показывая мне меблированные апартаменты, евро-кухню и сад камней своего молодежного политического лагеря, где молодежь учат блевать при любом слове с корнем "комм". Господи, он не видит ведь всего за 110 км от Кольцевой Дороги, а Дума его якобы Всероссийская... Экономическая структура костровской дешевизны складывается, во-первых, из бескорыстного труда тех, кто: ищет и размечает место, ведет постоянную переписку с будущими участниками и рассылает приглашения, договаривается с местными властями и лесниками, осуществляет экологический контроль, лечит, тащит на себе и ремонтирует оборудование. Оборудование - вторая составляющая себестоимости. Очень много микрофонов, кастрюль, колышков, тентов, стендов, лекарств, фломастеров, кабельных катушек, палаток, флагов и флагштоков... Нет, флагшток всего один. Эти вполне материальные ценности не висят на балансе никакой организации: нет такого юр.лица - "Костры". Формально это чье-то личное. Фактически общее. Как они будут делить имущество, когда в коллективе лидеров возникнет конфликт? Увы. "Костры" в основном бескорыстны и коммунарны, но все-таки происходят не на Марсе, а в России. Потому и там попадаются бандитские рожи с криминальной идеологией. Что ж, человек разнообразен: может быть, и в Госдуме есть альтруисты. И то и другое не мейнстрим - примеси. Единственное, что могу предсказать не печального по этому поводу: "Костры" существуют уже больше десяти лет и того, что они уже сделали, вполне достаточно для места в раю, даже если они завтра исчезнут. Желательно, конечно, чтобы исчезновение обошлось без трупов.
Итак, коммунары поделились на богатых и бедных. Отчасти здесь попахивает Москвой. Но только отчасти. Из признанных столпов коммунарского движения Олег Лишин тоже москвич, а на мой вопрос о фестивале на Волге пожал плечами: да, приглашали, но откуда такие деньги у доцента московского ВУЗа? Уверен, он не единственный такой среди коммунаров. На коммунарской конференции в Архангельске Лишин был. И прошла она, насколько можно понять, по-северному скромно. "Насколько можно понять", потому что в материалах конференции ничего не упоминается о "мат.части", и это само по себе признак того, что материальное там вторично. Меня туда тоже звали (к сожалению, я не смог себе позволить два отпуска в году) и, хотя в Архангельске у меня друзей для проживания там нет, обещали шаровую вписку где- нибудь в углу гостиничного номера. С другой стороны, половина актива "Костров" - москвичи. Всего в базе данных костровитян 1513 записей, из них москвичей 281. На последних "Кострах" было 400 человек из 40 городов. (К сожалению, конструкция базы не позволяет вычислить процент москвичей именно последнего слета. Может, у кого-то есть "исходники" и можно сделать запрос?) Треть ведущих мастерских поволжского фестиваля - из дальнего зарубежья: Голландия, Шотландия, Англия, США. Из бедных стран трое: Украина (2) и Белоруссия (1). О русских написано "Россия" без указания города. И вот в чем вопрос: участниками фестиваля числятся и те, кто на пароходе не катались: там и моя "мастерская" есть. Я и сейчас не знаю, кто таки внес наличные баксы, а кто, как я, только программу написал. Впрочем, за текст заплатили гонорар 30$ - раз в 10 больше, чем одесские газеты. Видимо, проблема все же глубже; она в социальном и идеологическом расслоении нашего общества. Москва только индикатор - место, где этот тектонический разлом разошелся в открытый и зловещий кратер.
На оборудование и прочую инфраструктуру каждый из актива
"Костров" скидывается сколько может. В информационных
рассылках упоминается один меценат: "Очень помог холдинг
IBS (точнее, лично А.М. Карачинский), с помощью которого
удалось приобрести новые источники электропитания и еще
много чего." Сверх того, несколько самых благополучных
активистов (цитирую) "отложили сбывку своих мечт на 100
долларов". Это, как ни считай, в несколько раз меньше
сбывшейся "коммунарской" мечты о белом пароходе. А
некоторые не внесли ничего. Кроме своего труда,
естественно. Я в подготовке "Костров" не участвовал,
потому, приехав, притащил эту самую "отложенную мечту". У
меня не хотели брать. Меня отговаривали: "Ты же с
Украины!.." Я собрал около комендантской палатки небольшой
круг и рассказал им вышеописанную историю с поволжскими
коммунарами. И что вместо дивидендов владельцам турфирмы
я предпочитаю вкладывать вот в это коллективное
имущество, и в эти невозможные 1,5$/сутки...
Все-таки коммунары существуют. Те, что побогаче, освещают себя в газетах. Те, что победнее, не называют себя коммунарами. Пока это происходит без дележки прав на название. У другого неформального движения - брейнринговцев - уже идут судебные процессы. Интересно, не зарегистрированы ли где-то словосочетания "коммунарская методика", "коммунарское движение" и тому подобные как объект авторского права?
Тепло костерка, чистоту родника,
Так допевают слет костровитяне. Для темы статьи я бы
добавил еще строфу из другой песни Ланцберга.
Копейки - дни, надежда - хлеб
P.S.
From: "Vladimir Lantsberg"
А я получил приглашение от "1-ое Сентября" на 29 июля - 5
августа в Финляндию, в кемпинг на берегу озера Ориламмен, на международное
образовательное путешествие.
Всего за 100 евро (орграсходы), виза $23 и проживание с
питанием 240 евро в неделю: сауна, экскурсия на старую бумажную
фабрику "Verla", прогулка на катере, посещение винодельческой фермы,
концерт ансамбля кантри, встреча с литераторами, заход в аква-парк "Сирена",
автобусная экскурсия в г.Коувола, вернисаж дизайнеров и полиграфистов, концерт
фортепианной музыки, рыбалка, обзор старой водонапорной башни, финский
кофе, вечер авторской песни, еще 3-4 сауны и отъезд.
Да, конечно же, мастер-классы и лекции. Обещаны Курганов,
Демакова, Сороков,
Гусаковский.
Не поеду. Неинтересно все. Тем более что противно.
Боюсь, что башня
настоящая, а лекция про "понимание мира детства"
придуманная.
|