https://altruism.ru/sengine.cgi/5I-/22/16/5
Анна Тур. Заключение«Неформальная педагогика» — это социально-культурная деятельность, внедряющая абстрактные ценности (альтруизм и коллективизм) в ткань социальных действий (в деятельность педагогической группы). Это воспитательный процесс, осуществляемый неформальным лидером через коллективную работу возглавляемой им группы. В результате проведённого исследования, теперь мы можем уточнить: у этого процесса есть две цели. Первая цель — педагогическая, воспитание детей в духе коллективизма, альтруизма. Вторая цель — культурно-просветительская, влияние на общество с целью принятия окружающими этих принципов. Средствами для достижения последней цели выступает широкий спектр методов социально-культурной деятельности: концерты, праздники, театральные постановки. «Неформальная педагогика», современная версия коммунарского движения, по-прежнему представляет собой синтез педагогики с социально-культурной деятельностью. Предпосылки идеологии «неформальной педагогики» были заложены в эпоху Возрождения Я. А. Коменским: это концепция «естественности», осознанного следования «природе» вместо бездумного принятия устаревших понятий (в те годы — феодальной этики). В эпоху Просвещения, этот идеал был расшифрован как «критическое», или самостоятельное мышление, на необходимости которого одинаково настаивали такие разные мыслители, как Джон Локк и Жан-Жак Руссо. В России, этот педагогический идеал был уточнён В. Я. Стоюниным как «научное мышление» — на необходимости которого настаивал народник П. Л. Лавров. К этому, народники добавили «служение общему благу» — или «обязанность уплаты обществу за личное развитие», в терминологии П. Л. Лаврова. Служение общему благу, в педагогической деятельности народников, заключалось в насаждении и поддержании коллективизма, что пронизывало литературные чтения, театральные постановки, и другие формы социально-культурной деятельности. С ней неразрывно связывался собственно педагогический процесс, нацеленный на воспитание коллективизма. Коллективизм, в понимании народников, был синонимом духовного здоровья. Эта ценность, вместе с единством воспитательного процесса и социально-культурной деятельности, в полной мере унаследована неформальной педагогикой. От народников пришла и установка на самоорганизацию «снизу», отличающая все педагогические инициативы неформальных педагогов. Жизнеспособность неформальной педагогики (современной версии коммунарского движения) объясняется совпадением унаследованных от народников ценностей с действительными ценностями русской народной культуры. В этических представлениях русских, повлиявших на всех россиян, коллективизм и самоорганизация слиты воедино, будучи двумя аспектами одной и той же ценности (они не противоречат друг другу). Исторически сложившись как синтез социально-культурной деятельности с собственно педагогикой, коммунарское движение опирается на российский менталитет, благодаря чему неформальная педагогика сумела пережить распад СССР.
|