https://altruism.ru/sengine.cgi/5I-/20/4
Неплюев Николай НиколаевичКраткая справкаНеплюев Николай Николаевич (11.9.1851, м. Янполь Глуховского уезда Черниговской губернии - 21.1.1908, хут. Воздвиженск того же уезда) - общественный и религиозный деятель, автор книг и статей богословского, религиозно-публицистического и педагогического направлений, организатор Православного Крестовоздвиженского Трудового братства. Из дворян. Родился в семье Черниговского губернского предводителя дворянства Николая Ивановича Неплюева и его жены Александры Николаевны, урожденной баронессой Шлиппенбах. В 1875 окончил юрид. фак-т Петербургского ун-та и поступил на дипломатическую службу при императорском посольстве в Мюнхене. В 1877 в результате духовного переворота бросил карьеру и решил посвятить свою жизнь воспитанию крестьянских детей. Два года был вольнослушателем Петровской земледельческой академии, с 1880 поселился в фамильном имении в Черниговской губернии. В начале 80-х издал несколько брошюр, в которых ставил вопрос об ╚историческом призвании русского помещика╩ и предлагал землевладельцам программу деятельности в области народного просвещения. Не найдя сочувствия в кругах либералов и народников, в одиночку занялся осуществлением своей программы. В 1881 в своем имении создал приют для крестьянских детей-сирот, мужскую (1885) и женскую (1891) низшие сельскохозяйственные школы, выпускники которых по желанию входили в состав возникшего в 1889 на хут. Воздвиженске Православного Крестовоздвиженского Трудового братства. Устав братства был принят Синодом и утвержден императором в 1894. Согласно Уставу, братство, призвано ╚заботиться о христианском воспитании детей и православном религиозно-нравственном усовершенствовании взрослых членов через учреждение трудовой общины, строй коей основывался бы на началах христианской любви и правилах церкви╩. Экономически являясь производственной и потребительной артелью и арендуя имение Н., Трудовое братство управлялось братской Думой, во главе кот. стоял Блюститель братства - Н. Личные семьи крестьян были объединены по родам деятельности в производительные ╚семьи╩, каждая из которых жила в отдельном доме и носила имя какого-либо святого. В братстве и школах была внедрена разработанная Н. система религиозно- нравственного и эстетического воспитания личности, кот. вызвала неоднозначные оценки современников и полемику в прессе. Братство было признано филиалом Лиги Мира (1898), Союза Единения (1897), отделением Красного Креста (1914). В 1901 Н. передал братству большую часть своего недвижимого имущества в Глуховском уезде Черниговской губ., общая стоимость кот. составляла 1 млн. 750 тыс. руб. После смерти Н. братство росло, в 1919 оно было преобразовано в коммуну, сохранив при этом свой личный состав и религиозный уклад жизни, в 1924 стало колхозом, а в 1929 его члены были выселены из Воздвиженска, многие из них репрессированы. В своих публичных выступлениях и работах, часть которых была опубликована по цензурным причинам за границей, Н. развил собственную религиозно-нравственную доктрину превращения России в бесконфликтное христианское общество социальной справедливости. Как социальный мыслитель был близок ко взглядам В. Бутса и Ф. Ле-Плэ, разделял религиозно-философские взгляды А.С. Хомякова. В качестве сторонника экуменического движения явился одним из инициатором Конгресса единого человечества (1900, Париж), целью кот. было заявить о единении в братолюбии представителей всех народов, философских систем и религиозных конфессий на пороге нового столетия. Тяжело пережив события 1905 года, Н. выступил с инициативой создания двух общероссийских организаций - религиозной (Всероссийское братство) и светской (╚партия мирного прогресса╩), кот. были призваны привнести христианский дух в общественную и политическую жизнь и послужить делу примирения и согласия всех слоев общества. В 1907 прочел ряд лекций в Моск. дух. академии и был избран ее почетным членом. Взгляды и деятельность Н. вызвали резкую критику со стороны К.П. Победоносцева, М.О. Меньшикова, С.И. Четверикова и др. Понимание нашел среди сторонников ╚нового богословия╩ и преподавателей Моск. духовн. академии (М.М. Тареев, П.Я. Светлов, еп. Евдоким), отдельных представителей российской и зарубежной общественности (протоиер. А. Устьинский, С.А. Соллертинский, В.И. Экземплярский, Н.В. Дризен, Н.П. Вагнер, принцесса Е.М. Ольденбургская, А. Леруа-Болье, А. Грасье, Г. Буасье, Б. Зутнер и др.). Н. был членом Англо-русского литературного союза, Международного молитвенного союза, Всероссийского союза русских рабочих. В наст. время в с. Воздвиженском Ямпольского района Сумской области существует музей Н.Н. Неплюева.
|