Тезисы к семинару по педагогике и социопсихологии.
1. Человек меняется медленнее своих технологий. "Массовый" человек вооружен средствами исполнения своих желаний самым современным образом; массовое же сознание остается практически пещерным. В мире дефицитов и конфликтов "массовый" человек не останавливается перед выбором средств решения собственных проблем.
Международные нормы и законодательства наиболее развитых стран рассчитаны на сознание прогрессивной части человечества и в критических ситуациях оказываются беспомощными перед варварским менталитетом "массового" человека.
Положение усугубляется тем, что целый ряд конфессий и иных больших сообществ практикуют установки, несовместимые с представлениями о гуманистических ценностях.
Кроме того, варварские способы ведения экономики и быта складываются с картиной естественных природных катаклизмов, усугубляя ее.
Мир входит в полосу катастроф.
2. Спасти человечество может только новый, "экологичный" менталитет "массового" человека. Этот менталитет невозможно укоренить иначе, как "воспитанием". Под "воспитанием" понимается такое глубокое усвоение "экологичных" нравственных ценностей, норм и моделей поведения, которое в экстремальной ситуации определяет наиболее оптимальные с точки зрения "экологии человека", хотя и парадоксальные с точки зрения инстинктов, его поступки.
3. "Воспитание", в отличие от "обучения" и "дрессировки", недостижимо средствами дидактики или системы наказаний. Оно требует нового взгляда на педагогический процесс, иной его организации.
В то же время известны педагогические методики, технологии, весьма эффективные в плане воспитания.
4. Эти методики и технологии не практикуются практически ни в одной педагогической системе как принятые по умолчанию; они применяются весьма редко в отдельных системах дополнительного образования, на страх и риск педагогов. Подготовкой же таких педагогов не занимается никто.
5. Если человечество хочет продлить свое существование, оно должно в корне пересмотреть массовую педагогику таким образом, чтобы воспитание в ней стало главенствующей задачей, шло впереди обучения. Практически это означает кардинальную перестройку школы.
6. Известные методики воспитания позволяют организовывать в их рамках также обучение и всестороннее развитие личности. Таким образом, возможно создание массовой педагогической системы, где воспитание, обучение и развитие слиты воедино, составляют комплекс.
Существует достаточно широкая практика, опыт работы со многими отдельными составляющими этой методики и системы. В то же время необходима большая работа по созданию и доводке системы и методики в целом.
7. В основе системы лежит структура неформальных ученических и учительских сообществ. Есть опыт создания и эффективной работы с ними в свете новых педагогических задач. Он лежит прежде всего в области социопсихологии. Блок соответствующих знаний и методов можно условно назвать "технологией группы".
8. Должно измениться содержание образования в массовой школе. Уменьшится набор необходимых, но отвлеченных сведений; появятся блоки социальных компетенций, а также методологический и культурологический. Частью педагогического процесса должен стать эффективный блок практической социализации учащегося. Эту задачу призван решать педагогический менеджмент.
9. В создании новых и разнообразных педагогических систем особое значение приобретает ментально-адресный, социологически точный менеджмент, именуемый создателями его методики "социотехническим проектированием".
10. Подготовка педагога новой формации, таким образом, неизбежно включает в себя ряд новых аспектов социопсихологии неформальных сообществ, педагогический менеджмент и социотехническое проектирование.
Программа семинара по педагогике и социопсихологии
для работников учреждений дополнительного образования
1 день.
1. Мир в начале XXI века: человек как главная опасность для человечества. "Экология человека" и "экология человечества". Новые приоритеты в педагогике: формирование "экологичного" менталитета становится главной задачей. Воспитательные возможности дополнительного образования. - 1 час.
2. Новый взгляд на школьное образование. Образовательные возможности дополнительного образования. Методика коллективного творческого воспитания (по И. П. Иванову) как основная воспитательно-образовательная технология. Школа и клуб на ее основе. Мотивация саморазвития и образование мотивационной среды. - 2 часа.
3. Новый взгляд на содержание образования. Методология. Культурология. Концепция социальных компетенций. Образовательные и социализационные возможности дополнительного образования в свете новых идей. - 1 час.
4. Мотивы и потребности. Анализ педагогической системы с потребностной точки зрения. - 1 час.
5. Школа и клуб на основе неформальных сообществ. - 1 час.
2 день.
6. Технологии формирования неформальных групп, сопровождения (управления), расформирования. Вопросы конфликтологии. - 4 часа.
7. Сетевое образование. Анализ возможностей традиционной школы и школы нового типа, а также учреждения дополнительного образования. Сети - внутренняя и внешняя. - 1 час.
8. Педагогический менеджмент (внутренний и внешний) - 1 час.
3 день.
9. Социотехническое проектирование. - 2 часа.
10. Педагог новой формации. Новое содержание педагогического образования. - 1 час.
11. Обзор проведенных занятий. Разговор о практическом применении новых знаний. - 3 часа.