https://altruism.ru/sengine.cgi/5A/7/8/14/6
Они не узнают спокойных и милых малышей в столь активных, часто агрессивных и вечно проказничающих 5-6-7-классниках. Такое ощущение, что злой джинн, доселе томившийся в бутылке, вдруг вырвался наружу. Именно в это время и начинается ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ШКОЛЯРОВ И ШКОЛЫ, много раз описанное в мировой литературе. Одни в этом винят подростков, другие считают, что это нормально, так и должно быть. Мы предлагаем подумать над тем, что нужно изменить в самой школе, для того, чтобы она стала ШКОЛОЙ ДЛЯ ПОДРОСТКА. Формулы дружбы и человечная математикаИщут все Каждый возраст детей по-своему интересен. Я хочу рассказать о работе с шестиклассниками. Итак, я классный руководитель в 6 классе, веду у них уроки математики и человековедения. Начну с того, что я с детьми постоянно пишу математические сказки. О чем же в них пишут? И что их волнует? Вот небольшие выдержки:
Итак, практически в каждой сказке все ищут верного друга. Поэтому я буду говорить о дружбе и общении ребят друг с другом в нашем классе, где у многих началась подростковая пора. Общение с товарищами-сверстниками всегда, в любом возрасте, привлекательно для ребенка, но когда он становится подростком, общение приобретает совершенно исключительное значение. Ведь отношения со сверстниками - это отношения принципиального равенства. Здесь никто не берет верх в силу того, что он старше. Я понимаю, что к шестому классу наши ребята пришли с разным опытом общения: у одних оно уже занимает особое место в жизни, у других ограничивается преимущественно школой. Они с детского сада вместе. На мой взгляд, круг их общения широк, но далеко не постоянен, отношения довольно тесные, но неустойчивые. Все в поиске. Все ищут близкого друга. Странички, из которых сложилась дружба На одном из уроков человековедения мы решили вести дневнички, в которых каждый пытался бы задать себе очень важный для него вопрос и постарался бы честно на него ответить. По желанию дневничок можно было отдать мне на несколько дней. Мне можно было задать вопрос в дневничке и я бы ответила на него письменно или же попросить меня прочесть ту или иную страничку из дневничка и высказать опять же письменно свое мнение о прочитанном или просто порассуждать на заданный вопрос на страничке дневничка. А вот как выглядели странички дневничка, приготовленные для каждого ребенка в классе:
Наука "Не предать" Надо сказать, что долго ждать дневничков мне не пришлось. Буквально через несколько дней все дневнички уже побывали в моих руках и, надо сказать, что все, о чем я в них читала, заставляло меня серьезно задуматься, и вскоре "игра", как мне вначале казалось, переросла в совместное продумывание и проживание (а порой и не только) жизни. Я поняла для себя, что вмешаться здесь никуда невозможно. Главное - у ребят есть возможность сказать о своих переживаниях. Вот что я читаю в их дневничках: "Я считаю, что у меня много друзей, но я думаю, что они не все умеют дружить, потому что в моем понимании дружба - это не предавать друзей, в трудную минуту помочь другу, не выдавать секретов, не дружить крепче с другими. А некоторые мои друзья неоднократно предавали меня и выдавали мои секреты". Или: "У меня много друзей. Но из них одна такая есть девочка, которая умеет дружить. Она всегда поддерживала меня и выручала". Вы видите, какая потребность в личном друге, с которым можно всем поделиться и обо всем посоветоваться, у которого можно найти поддержку и помощь. Поэтому дети выдвигают особые требования к дружеским отношениям. От друга ждут откровенности и понимания, чуткости и отзывчивости, умения сопереживать и хранить тайну. Общение, в котором один открывает другому самое важное и сокровенное, обогащает обоих, позволяет лучше осознать то, что происходит в собственной душе. А если этого нет, дружбу лихорадит, и она разрушается. Вот пример: "Да, у меня много друзей, но некоторые из них просто не умеют дружить. Моя подруга несколько раз предавала меня и сплетничала. Я когда узнала, что это она предает меня и сплетничает, то разбиралась с ней, иногда она даже плакала (мне так кажется, от стыда). Я не могу понять ее и многих моих друзей, почему они сначала дружат со мной, а потом начинают говорить неправду про меня". Вы заметили слово "предавать"? Так вот - это красной нитью проходит через все срезы. Из 23 наших мам 17 человек приходили ко мне как к классному руководителю только по этому вопросу. Некоторые говорили, что их дети дружат с детского сада, а теперь происходит нечто. Они вроде бы и не в ссоре, но и дружбой это не назвать, так как каждый из них пытается верховодить, никто друг другу не уступает. Несколько раз мне пришлось услышать: "Вот посадите их, Валентина Ивановна, и скажите им". В своей работе я учитываю то, что дети шестого класса знают друг друга очень давно. Думаю, что опыт кратковременных дружеских отношений у них позади, что личный идеал друга и дружбы у многих сложился. Думаю, что они уже понимают или чувствуют, что для дружбы мало лишь симпатий и совпадения интересов. Думаю, что самое трудное у нас то, что к другу мы предъявляем высокие и определенные требования, а к себе - еще далеко не всегда и не во всем. Недостатки друга каждый видит, а свои - нет. Обиды, разлады идут, прежде всего, из-за этого. Вот примеры. Практически все пишут в дневничках: "Мне кажется, что я умею дружить" или "я считаю, что я - хороший друг", "Да, я - хороший друг, потому что я не предаю друзей". Реже встречаю: "Но я, все-таки, не знаю, хороший я друг или нет" или "Иногда я бываю невыносимым". И только в одной тетради я прочла: "Один раз я шел с другом. В нас стали кидать снег. Я присоединился к врагам". Думаю, такое признание самому себе сделано не зря. Это - огромная тяжесть для ребенка - носить это в себе. И снять ее может только он сам. Я ему могу помочь только признаться в этом самому себе. Как же я пытаюсь это сделать?
Шаг за шагом к себе и к друзьям Первая большая работа, которую мы выполняли в течение недели, была связана с цветописью. Мы на уроке человековедения пришли к тому, что, когда настроение хорошее, то многие вещи нам нравятся, а когда плохое - все как бы окрашено в черный цвет, и хорошего мы просто не замечаем. Мы говорили о том, что неплохо было бы научиться управлять своими чувствами - и самому легче и окружающим приятнее. И первый шаг к этому - умение оценивать свое настроение. А для этого надо учиться наблюдать за собой. На последней страничке дневничка нарисована большая красивая ромашка с шестью разноцветными лепестками. Каждый из ребят, наблюдая за собой, оценивал прожитый день, выбирал, каким цветом он мог бы обозначить свое настроение и ставил дату на нужный лепесток... Следующая большая работа была по самооценке. Перед вами дорога из болота в горы. В болоте - плохой человек, в горах - хороший. Надо было определиться, а где же я на этом трудном пути. А потом поразмышлять, почему именно здесь. Большинство ребят нарисовали себя где-то посередине дороги. Все в один голос заявили, что они не самые хорошие люди. Что у них есть плохие черты характера. Например, Света пишет: "Я бываю через день хорошая". Некоторые написали, что они плохо ведут себя со своими родителями. А вот что пишет Фатима: "Я выбрала место у подножия горы, потому что я еще не выросла. А человек, который не вырос, он зависит от родителей, и все его желания зависят от родителей, а не от него самого. Он не может стать идеальным, как он себе представляет". По этому вопросу мы с ними еще долго переписывались в их дневничках. Хотелось, чтобы они задумывались о себе, анализировали, давали оценку своим поступкам, находили решения своих проблем. Готовились к большой жизни впереди. Следующая большая работа. Мы размышляли о том, что очень важно разобраться в отношениях с тем, кто рядом. Ведь многие из тех, кто рядом, могли бы стать их близкими друзьями. Почему этого не происходит? А сделал ли он что-нибудь, чтобы завоевать их дружбу? Свои размышления по этому поводу они написали в своих дневничках, я кое о чем из написанного уже говорила выше. Следующий шаг в нашей работе. Им предстояло поразмышлять вот над чем: надо вспомнить, был ли случай, когда они спорили с другом или подругой. Чье мнение чаще всего брало верх? Почему так получалось? На один из уроков человековедения я попросила принести свои любимые игрушки. Надо было сказать вслух, с кем бы из класса они играли своей игрушкой и почему. Потом поставить игрушку перед тем, кого называешь. Разумеется, назывались самые хорошие черты характера. При этом каждый как бы ждал, а вдруг о нем будут говорить? Как были счастливы те, кто оказался с игрушкой в конце урока. Но самое интересное, на второй день одна девочка принесла две игрушки и попросила меня поставить их на парту кому-нибудь на уроке математики. Через день игрушку принесла Фатима. А на днях принесла еще одну игрушку в подарок и говорит: "Это пусть всегда будет на уроке человековедения". А потом многие ждали, кому я поставлю свою игрушку, а главное - почему. Все то, о чем я говорила, заставляет меня и урок математики продумывать по-особому. Не всегда получается так, как хочу, но я уже иногда могу позволить себе на уроке сказать, что я кем-то недовольна. И поэтому сегодня я его просто не буду спрашивать. Поверьте, для доброй половины класса - это наказание очень серьезное. Но об уроках я говорить не буду. Считаю, что разговор о дружбе и общении имеет огромное, быть может, решающее значение для морального развития взрослеющего человека. Обогащаются его нравственные представления, складываются основы оценок и самооценок. Заканчиваю я, как и начинала, сказкой. Ее написала Шхалахова Кристина. На одном из уроков человековедения я просто прочла эту сказку и предложила поговорить. И мы говорили. Говорили о дружбе...
|