Вальдорфская садовая сеть: от кроны к корням и обратно

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> СОЮЗНИКИ >> На путях к новой школе >> No 3 2003 год >> Вальдорфская садовая сеть: от кроны к корням и обратно >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5A/7/8/12/34


 Еще 10 лет назад экзотическое словосочетание "вальдорфская педагогика" мало что говорило нашим соотечественникам. Возникнув как инициатива небольшой группы энтузиастов, за эти 10 лет она выросла в сеть, объединившую в своих рядах уже сотни педагогов, прошедших специальную подготовку. Успех этого начинания во многом определен способом взаимодействия и управленческим принципом коллегиальности, устойчивым к различным катаклизмам (как правило, сопутствующим всякому инновационному педагогическому направлению). О том, как этот механизм работает в разного масштаба вальдорфских сообществах - подборка статей на этих страницах.

Светлана Экс (Киев) и другие

(несколько статей разных авторов под общим заголовком)

 

Вальдорфская садовая сеть: от кроны к корням и обратно

 

Светлана ЭКС

Киев

Международное движение

Страна, в которой есть несколько вальдорфских детских садов, автоматически становится членом Международного объединения вальдорфских детских садов. Одной из основных его задач является развитие и поддержка семинаров для воспитателей. Объединение помогает не только организовать семинары в разных странах мира, но и создавать для них всю необходимую базу и инфраструктуру. На протяжении последних десяти лет эта сфера деятельности значительно расширилась за счет активности стран Восточной Европы, где возникает все больше семинаров для вальдорфских педагогов. Теперь они появляются и в Африке, и в Азии. В целом в 23 странах мира сегодня насчитывается 51 семинар для воспитателей. Возможно, не стоит говорить про то важное значение, которое имеют эти учебные заведения не только для вальдорфского движения, но и для самой страны и ее культурной среды. Они собирают вокруг себя не только педагогов, но и других представителей интеллигенции, ученых.

Поддержка обучения взрослых - лишь одна из задач Международного объединения. Другая цель - налаживание регулярного сотрудничества воспитателей и участников семинаров и конференций. Такая сосредоточенность содействует созданию новых творческих инициатив.

Еще одна задача Объединения - проведение ежегодных конференций в разных странах. Все это дает возможность не только познакомиться с представителями других культур, но и лучше понять самих себя.


Татьяна Яковлева

Санкт-Петербург

Конференция садовниц

По мере того, как в России возникали детские сады, воплощающие в жизнь вадьдорфскую педагогику, росло и желание воспитателей вместе обсуждать возникающие трудности, делиться радостями и победами. И вот в 1994 году в Москве встретились первые 10 детских садов, получившие название "вальдорфские". Здесь были воспитатели Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Рязани. Эта встреча положила начало ежегодным российским конференциям садовниц.

По традиции они проходят в начале ноября в разных городах России. "Содружество воспитателей вальдорфских детских садов" оформилось в 1998 году и взяло на себя задачу объединить воспитателей.

На ноябрьских конференциях Содружества помимо лекций, круглых столов и мастер-классов, вечера посвящены рассказам о детских садах. Удивительно, что часто в процессе становления детские сады сталкиваются со схожими проблемами и трудностями, а значит, во многом могут друг другу помочь. Пять дней плодотворной работы позволяют и обсудить множество вопросов, и поработать над своим голосом, движением и т.д., а самое главное, получить новые импульсы. Этот ежегодный курс повышения квалификации стал важной частью педагогического пути каждого воспитателя. Всем известно, что "вариться в собственном соку" не всегда полезно, а такие встречи позволяют быть в курсе событий в педагогическом мире, дарят множество радости и сил.

Разновозрастная вальдорфская группа учит детей сотрудничеству, умению договориться друг с другом, иногда уступить, иногда отстоять себя, и их воспитательница - это живой пример современного активного человека, воплощающего идеи сотрудничества в своей жизни на каждом шагу.


 

Ирина Петрова

Санкт-Петербург

Городская коллегия

В Санкт-Петербурге четыре года существует городская коллегия вальдорфских садов, где ставятся исследовательские задачи на год, рассматриваются проблемы, связанные с организацией работы родительского семинара, разбираются методические вопросы. Любой из работающих вальдорфских педагогов может участвовать в ее работе. В сентябре инициативной группой составляется план работы на год, в котором определен ритм работы и обозначены темы заседаний, этот план объявляется на ежегодной Конференции всем членам Содружества.

Есть круг людей, которые регулярно участвуют в работе коллегии, они приходят практически на каждое заседание и заинтересованы во всем, что касается развития вальдорфского движения на уровне города. Есть те, кто приходит на заседание коллегии для участия в обсуждении заинтересовавшей его темы или своей проблемы, получить помощь в решении каких-то конкретных вопросов.

В коллегиальности заключен огромный ресурс для развития и становления вальдорфской инициативы, поскольку таким образом воспитывается ответственность каждого за общее дело. Но работа эта не простая, это всегда очень нелегко - прийти к какому-то общему мнению. Одно дело, когда за столом собирается 3 человека и совсем другое - когда их собирается 10-15, а то и больше - и нужно прийти к полному согласию. Но хочу сказать, что для педагогов эта работа воспринимается не как обуза, а как дополнительная возможность научиться слушать и понимать точку зрения другого, аргументированно высказываться, это возможность повысить свой профессиональный уровень.


 

Светлана Варнавская

Санкт-Петербург

Коллегия одного сада

Что же это за форма работы - коллегия - и что она дает? Это когда:

  • можешь пережить радость взаимодействия;
  • чувствуешь опору и поддержку других;
  • знаешь, что любой вопрос можешь принести в круг и получишь помощь;
  • научаешься слушать и слышать другого, узнаешь и ценишь его больше;
  • понимаешь, что в любом вопросе можно прийти к соглашению;
  • научаешься доверию;
  • научаешься говорить на одном языке друг с другом;
  • можешь принимать наиболее правильные и взвешенные решения, т.к. каждый знает тонкости и взаимосвязи поставленного вопроса; да к тому же всегда "одна голова хорошо, а две лучше";
  • научаешься видеть, что нет дел больших и маленьких, более или менее значимых, а есть разные дела, от выполнения которых зависит целое;
  • научаешься брать ответственность на себя; работаешь иначе, когда чувствуешь собственную ответственность за маленькое дело, которое делаешь сам и за дело в целом;
  • увереннее и ответственнее чувствуешь себя, когда владеешь финансовыми, административными, правовыми и другими вопросами детского сада, в котором работаешь;
  • чувствуешь единомышленников, которых объединяют общие принципы, взгляды на поставленную задачу;
  • во много раз повышается сплоченность коллектива, а чем более сплочен коллектив, тем лучше выполняется задача, которая объединила людей;
  • образуется новый орган чувствования - социальная чуткость, когда каждому даются наилучшие возможности для развития собственного творческого потенциала, и наиболее гармоничного проявления себя в мире;
  • чувствуешь, что в твоей Душе образуется вся община, а в общине живет и действует сила твоей Души.

 

Наталья Токранова

Казань

Совместная коллегия школы и детского сада

В вальдорфскую школы N 164, поступает большинство наших выпускников. Обсуждение их развития наших бывших выпускников происходит на совместных коллегиях педагогов школы и воспитателей детского сада, которые проходят раз в четверть. Кроме того, на этих коллегиях мы углубляем наши знания о вальдорфской педагогике, планируем работу школы и сада и занимаемся многими другими вопросами. На первой в учебном году совместной коллегии рассматриваем и утверждаем кандидатуру учителя будущего первого класса - с этого начинается большая работа по подготовке выпускников детского сада к школе.

Далее воспитатели организуют встречу учителя и родителей будущих первоклассников. А с февраля-марта начинаются еженедельные подготовительные занятия для наших выпускников и их родителей. Дети на занятиях получают представление о тех предметах, которые им предстоит изучать в школе. Хотя эти уроки носят занимательный характер, ребятам уже предъявляются определенные требования - они должны, например, внимательно слушать или некоторое время выполнять какое-либо задание. Таким образом, к первому сентября учитель уже хорошо знает часть своих учеников, знаком с их родителями.

В апреле-мае наши будущие выпускники по договоренности с коллегией школы приходят в первый класс на пробный урок, который учитель выстраивает в соответствии с возможностями дошкольников. Конечно, этот урок производит на детей огромное впечатление. Цель данного мероприятия - положительная мотивация дошкольников к учебе.

В мае в вальдорфской школе начинает работать комиссия по набору детей в первый класс. Воспитатели детского сада принимают участие в ее работе и дают подробную информацию о своих выпускниках.

В конце учебного года на совместной коллегии детского сада и школы учителя первого класса рассказывают о выпускниках детского сада. Обычно отмечают, что наши воспитанники быстро адаптируются в школе, имеют огромное желание учиться, обладают способностями к искусствам, отличаются умением концентрироваться.

Кроме того, информацию о наших бывших питомцах мы получаем на ежегодной традиционной встрече воспитателей детского сада и родителей, бывших выпускников, которая обычно проходит в апреле. В свободной и теплой атмосфере за круглым столом родители рассказывают о своих детях, об их успехах и трудностях, о том, как они растут и меняются.



Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования