https://altruism.ru/sengine.cgi/5A/7/8/12/23
Кружевное полотно, а не рыболовная сетьОбойдемся ли без школьных кладбищ? На уроке в Салминской сельской школе дети раскрыли замечательный смысл слова "улица" - место "у лица дома". На сельской "школьной улице" Карелии 208 школ, 102 из них - средние, 81 - малокомплектная, 30 из них имеют всего одну-две учительницы, 34 - расположены в безработных деревнях и поневоле носят статус деревнеобразующих предприятий. Что дороже: содержать маленькую школу или ввести сеть школьных автобусов? Проселочные дороги, погодные условия, квалификация водителей, дороговизна бензина, тех. обслуживание и очень большие расстояния не дадут экономии средств. А вот что дадут - большой вопрос, который может вырасти в огромную проблему. На последнем педагогическом сельском сходе было предложено создать ассоциацию сельских школ, которые хотят перемен. Таких школ-"звездочек" у нас на селе - 97. Педагоги, директора совхозов, управляющие деревень волновались: "Главное, чтобы не было больше школьных кладбищ", ведь такое уже случалось в Карелии. Несколько лет назад было закрыто 210 сельских школ - они так и стоят: где покосившиеся, с забитыми окнами, где-то уже пепелища. В такой деревне не слышно детского гомона, там нет будущего. Когда мы рассматриваем проблемы сельской школы отдельно от проблем деревни - мы делаем серьезную ошибку. Нам важно заниматься возрождением деревни всем миром, образованием всех деревенских жителей, дети и учителя могут быть преподавателями для малообразованных родителей. Проблемы у деревни комплексные, они касаются прежде всего отсутствия экономики, управляемости, финансовой поддержки, физического и нравственного здоровья; необразованности оставшегося взрослого населения (более сильные бросили деревню), потери культуры и традиций, отсутствия цветов, песен, гордой кружевной изгороди возле дома. Отсутствия интереса к жизни, жизни ребенка, жизни растений, жизни стариков. Держат деревню только учителя и ученики, так как они не безработные. Стремление нашего карельского министерства образования - чтобы в каждом населенном пункте, где есть дети, был и детский сад, и школа (возможно, где-то только начальная или школа-сад), может появиться система домашних учителей или воспитателей.
Первая задача - создать систему признания сельских школ. Обратить взор на каждую, осмыслить судьбу, перспективу каждой. Закрывать школу или не закрывать - должна решать не только власть, но и народ. При этом, если принимает решение сход, это означает, что он берет на себя и часть ответственности. Моделей обустройства школьного дела на селе может быть несколько, и чем больше и разнообразнее подходы, тем живучесть села крепче.
Магнитная школа волости Полноценно оснастить сегодня все школы на селе современными и качественными кадрами, оборудованием невозможно. Есть предложение организовать систему так называемых "магнитных" сельских школ. "Магнитная" - то есть притягивающая к себе малокомплектные и малочисленные школочки своими возможностями, щедростью, неравнодушием. "Магнитная" школа - это центр образовательной волости, учебно-методическая лаборатория. В этой школе организованы сельские фонды взаимопомощи. По нашим подсчетам, таких "магнитных" школ в республике будет более 60-ти, к этим школам министерство подберет столько же городских (продвинутых) школ из малых городов республики, таких как Кондопога, Костомукша, Сортавала, Сегежа, Кемь, Питкяранта; эти городские школы должны состояться как открытые институты, развивающие среды для учителей, детей сельских "магнитных" школ. Образ "магнитной" школы, так характеризуется директорами сельских школ: притягательная, направляющая, перспективная, деятельная, щедрая, крепко стоящая на земле, удобно расположенная, заинтересованная в развитии окружающих ее школ, волостная методическая библиотека, центр взаимодействия педагогов, школа дополнительного образования деревенского детства, информационный центр с доступом в Интернет, центр медицинского обслуживания детей волости, центр одаренных детей волости, сердце образовательной волости, зеркало…
Центральная школа района В каждом районе предполагается иметь Центральную школу под патронажем главы местного самоуправления. Эта школа выбирается местной администрацией среди самых мощных и в материально-техническом плане, и по кадровому составу. Центральная школа - межволостной образовательный центр с районной школьной библиотекой, районным информационным центром, медико-психолого-педагогической службой, районным попечительским советом и фондом развития районного образования. Социальными партнерами такой школы будут школы Петрозаводска и Москвы (с Москвой имеется серьезный договор о сотрудничестве), факультеты университета. Все это и многое другое позволит нам создать систему "дополнительного питания" сельской школы, объединить лучшие силы и ресурсы. Будем просить все офисы, которые расположены на селе, допускать лучших учеников к компьютерам, учить их компьютерной грамоте.
Сеть-паутина-кружева. Как уловить содержание? Как в кружеве каждый узелок и стежка имеют свой особый смысл, свою особую роль и место (в отличие от унифицированности всех узлов в рыболовной сети), так и в системе управления образованием каждое звено должно быть наделено своей собственной неповторимой миссией, своей конкретной функцией. В такой системе красота примиряет принципы предельной эмоциональности (т.е. максимальной энергичности) и предельной целесообразности (т.е. максимальной прагматичности и рациональности). К такому пониманию вещей мы пришли не сразу. Сначала мы заключили в "рыболовную сеть" уравнительных отношений все больное в образовании, в надежде помочь ему стать здоровым. Этот путь оказался крайне затратным и малоэффективным. Затем стали пристально разглядывать тоненькие паутинки инноваций, и за счет опережающего присвоения статусов и званий поддерживали ту структуру, которая называла себя экспериментальной. И так от "рыболовной сети" нас бросило к "запутанной паутинке", и вероятно, мы могли бы долго ходить там по кругу. Затем мы сделали паузу - и поняли, что социальная политика - это, прежде всего, не помощь нуждающимся, а инвестиции в будущее; поняли, что образование уже не отрасль, а скорее форма общественной практики. Мы стали задумываться над понятием Со=держание. Ведь всякое со=держание определяется, с одной стороны, некоторой предметностью (тем, что держат), а с другой - своей ориентацией на субъектов, совместно держащих эту предметность и совместно действующих относительно нее (тем, как держат). Так "рыболовная сеть" и "запутанная паутина" стали превращаться в "кружевное полотно", где узелки - образовательные учреждения, получившие общественное признание, в том числе школы-"звездочки". А ячейки этого полотна заполнены образовательными учреждениями, соседствующими со "звездочками", но при этом имеющие свое зерно, свой статус, свою идею. Можно согласиться с одним из великих, что образовательный уклад школы - то, как она устроена, как управляется, как к ней относится общество, - это и есть со=держание образования. Кружевное полотно - это не просто модель взаимосвязи и взаимоподдержки, источник и соучастия и сотрудничества, но, кроме того, и инструмент экономических отношений, способ изменения отношения людей к школе, детскому саду, к образованию вообще. Вокруг "кружевного полотна" мы попытаемся создать плотное окружение социального партнерства. Есть идея: всем вместе - министерствам культуры, здравоохранения, сельского хозяйства, экономики, Петрозаводскому университету, институтам повышения квалификации организовать Открытый крестьянский университет для всех желающих жителей села по всему спектру образовательных возможностей.
Режиссеры деревни Учитель, директор могут стать режиссерами и молодежных процессов, и жизнеутверждающих событий в деревне. Мы будем искать деньги, чтобы профинансировать дополнительную деятельность нашего педагога. Народные чтения, народные дома, изба-читальня, восстановление быта, сельские сходы - в этом я вижу роль нашей государственной школы. Нам нужна школа народного календаря, агро-культурная, школа агро-образовательного сервиса, консалтинга. Нужен выпускник, получивший полное фермерское образование. Школа может стать центром гражданской активности на селе, если в ее стенах будут обсуждаться вопросы изменения сельской жизни. Велика вероятность того, что именно в школе насущные проблемы села будут решаться успешно. Ведь сейчас на дискотеку в деревне модно приходить нетрезвым, а вот на школьный вечер до сих пор приходят прилично одетыми и с ясным взором. Убеждена, что Школа не будет одинокой на селе, не будет усиливаться ее замкнутость, если директор разглядит тех самых деревенских "стариков", которые снискали авторитет своей житейской мудростью и безупречностью. Мы планируем в этом году провести педагогический сход крепких крестьянских домов. Районным управлениям образованием очень важно знать этих людей в лицо, так как опыт показывает, что к авторитетным людям прислушивается сельский сход, утихает и соглашается с их советами деревенское общество, и, возможно, семья, в которой растут дети.
В который раз задаю себе вопросы: "Что нужно сельской школе для ее благополучия?" Возможно - добрая, красивая, работящая деревня. Что нужно деревне от школы? Может быть, уважаемый учитель, небрезгливо относящийся к деревенскому укладу, доброе отношение к ребенку, уважение к родному языку - русскому, карельскому, вепсскому - как к образу жизни, совместная работа с семьей, маленькая теплая школа…
|