https://altruism.ru/sengine.cgi/5A/7/8/12/15
"Что? Где? Когда?" для любителей и профессионалов
От интеллектуального шоу к интеллектуальному спорту Раз 12 в год по ОРТ мы слышим: "Телекомпания "Игра-ТВ" и МАК "Что? Где? Когда?" представляют…" "Интеллектуальное казино" смотрят многие - замечают недостатки ведущего, смеются над "знатоками", следят за любимыми игроками, задумываются над вопросами. Однако немногие задумываются над этими словами - "МАК "Что? Где? Когда?". Что стоит за ними? Что это за международная ассоциация клубов? Чем занимаются люди и клубы, входящие в эту ассоциацию - вроде понятно - отвечают на вопросы. Ответить на вопрос - на специальный, составленный по негласным правилам ИГРЫ, для игроков в "Что? Где? Когда?" то же самое, что забить гол для футболиста. А помните, Хоттабыч говорил Вольке: "Как сладостен должен быть тот миг, о Волька, когда ты забиваешь гол!". Этот миг действительно сладостен. Поэтому игроки хотят отвечать на большее и большее количество вопросов. Это становится азартным увлечением. А там, где важно количество - кто ответил больше, кто меньше - начинается спорт. И в середине 80-х годов "знатоки" вышли из телевизора и вошли в народ - в крупных городах появились клубы любителей телевизионного детища Владимира Ворошилова. Отвечать на вопросы между собой им скоро стало не интересно и движение "знатоков" - как правило молодых начитанных студентов, аспирантов, научных сотрудников - выплеснулось на просторы СССР. Конгресс в Мариуполе, собственно создавший МАК как организацию, первый чемпионат СССР по "Что? Где? Когда?" 1989 года, проведенный по телефону среди более чем ста команд, появление новой телеигры - "Брейн-ринга" и ее новые звезды сделали ИГРУ еще более массовой и популярной. В начале 90-х не многие футбольные и хоккейные команды могли похвастаться такой аудиторией болельщиков, которую имели команды Блинова, Мороховского, Виватенко, выступавшие на "Брейн-ринге". Однако телевидением круг не замкнулся - люди смотрели передачу и замечали, что могут ответить на не меньшее количество вопросов, чем иные их кумиры. А игроки, в свою очередь, проводили наборы в клубы, готовили тренировки, писали вопросы… Новые люди почти всегда приходились ко двору. Играть стали иначе, чем "в телевизоре" - на один вопрос в клубе отвечают сразу все команды, сдавая ведущему листок с написанным на нем ответом. Эта игра получила прозвище "спортивной", в отличие от "телешоу", в которое все больше превращается телеигра. Сейчас дошло даже до того, что многие звезды "клубных" "спортивных" игр не откликаются на предложение телегруппы принять участие в съемках, считая их менее интеллектуальным делом, чем игра в клубе. "Так, - говорят они, - мы, по крайней мере, не обязаны никого развлекать". С появлением "спортивного" "Что? Где? Когда?" стало возможным проведение крупных турниров с участием многих команд из многих городов. Это стало новым шагом в развитии МАК - не каждый мог "попасть в телевизор", но очень многие могли собрать свою команду, прийти в клуб и играть там. А если позволяли результаты, ресурсы свободного времени и финансы (хорошие спонсоры - редкость до сих пор) - съездить из Петербурга куда-нибудь в Екатеринбург или Одессу на фестиваль интеллектуальных игр. Развитие коммуникаций, особенно сетевых технологий, помогло преодолеть визы и расстояния на новом уровне - сейчас активно идут игры в Интернет-клубе знатоков. Сейчас "Что? Где? Когда?", "Брейн-ринг", "Своя игра" - почти самостоятельные почти виды спорта, которые активно развиваются практически независимо от телепередач-первоисточников. И, как в любом уважающем себя спорте, тут не обошлось без детских и юношеских команд.
Настоящих бойцов ринга готовят смолоду Молодежное движение активно живет с середины 90-х. Немало игроков, из тех, кто тогда начинал школьником, сейчас корифеи. Очень яркими примерами могут служить два друга - одессит Слава Санников и петербуржец Миша Мун. Почти за десять лет выстроились стройные правила, по которым "детьми" считаются игроки, не достигшие на момент соревнования 18 лет. Иногда выделяют еще "младших школьников" - до 16 лет. Играют дети как и взрослые, иногда и на общие со взрослыми вопросы, но обычно их результаты считают отдельно - даже самые сильные детские команды не в силах пока еще состязаться с такими "звездами", как команды Поташева или Друзя. Попадание ребенка в "тусовку" "Что? Где? Когда?" начинается обычно с появления в учебном заведении игрока - представителя клуба, который тем или иным способом проводит отбор, выявляет заинтересованных, эрудированных - как говорят в спорте - "перспективных". Тут, как и в спорте, перспективность совершенно разнообразная. Как звезда NBA Макси Бокс имеет рост 168 см, так и игрок детской команды может иметь совсем низкий уровень эрудиции - она по ходу дела нарастет. Помимо записных эрудитов в команде неплохо иметь игрока с хорошей интуицией, трех людей, которые быстро и грамотно пишут аккуратным почерком - чтобы записывать вопрос, двух-трех "быстрых" игроков, которые могут сообразить в чем дело за считанные доли секунды, одного "медленного", который бы не давал этим быстрым слишком много воли, одного "критика", который мог бы внимательно слушать остальных, и говорить, почему их версия никуда не годится, важно иметь авторитетного и уверенного в себе игрока, который смог бы стать капитаном… Эти качества должны счастливым образом соединиться в шести человеках. Обычно так не бывает. Поэтому тренер старается в двух плоскостях - и как собственно тренер, разнообразными упражнениями развивая команду, и как менеджер - пополняя состав новыми персонами. Если вторая ипостась требует в основном чутья и опыта (не считая, конечно, моральных качеств: если ты плохо обращаешься со своей командой, к тебе другой ребенок и не пойдет), то первая - это целая наука. Как и в любой науке, среди "знатоков" есть различные "игровые школы", "школы писания вопросов" - например, вопрос московской школы нетрудно опытному игроку отличить от вопроса, написанного в Петербурге или в Саранске. Несмотря на такую обособленность, клубы разных городов достаточно открыты друг для друга - игроки и тренеры свободно меняются игровым материалом, разнообразными новыми играми собственного изготовления, целыми методиками.
Как учат думать? Методика тренировок, это скажет вам любой спортсмен, зависит от целей и задач. Поэтому тренер в первую голову должен определиться с теми целями, которые хочет решить с этой командой. В этом есть два подхода: первый говорит о том, что важно заниматься образованием детей с помощью такой интересной игровой методики, как "интеллектуальные игры". Такой точки зрения придерживается, например, магистр игры Александр Друзь, известный петербургский педагог Игорь Сафронов, менее известный педагог, но более известный игрок Алексей Богословский. Обладатель "хрустальной совы" Георгий Жарков даже защитил диссертацию по психологии на тему реабилитационного воздействия интеллектуальных игр на девиантов. "Что? Где? Когда?" в данном случае становится игровой технологией в образовании, помогая ребенку учиться структурировать информацию, что немаловажно в наш информационный век, работать в команде, разыгрывать определенные социальные роли, принимать ответственные самостоятельные решения. Игра в этом случае будет требовать от ребенка самостоятельной работы в области повышения эрудиции, когда он оказывается в компании, где все знают больше, чем он; приучит ребенка читать книги, чаще заглядывать в справочники, пользоваться разнообразными источниками информации и одновременно ее критически оценивать. Такой подход часто реализуется в кружках внутри большой школы или внутри маленькой школы целиком. Примерами могут быть кружок по "Что? Где? Когда?" в 239 школе или частные школы "Дипломат", "Праздник +". Второй подход отличается от первого в первую очередь своей целью - тут основная идея создать команду-чемпиона, которая могла бы показывать высокие результаты на турнирах самого высокого ранга. Этот подход реализует, например, гимназия при Государственном Русском Музее. Явный недостаток этого пути - малое количество охваченных детей - в одной команде не бывает больше 8 игроков, причем одновременно за игровой стол могут сесть только шестеро из них. В одной школе невозможно сделать более двух классных команд (например 8-9 классы и 10-11 классы). То есть задействованы получаются в среднем 15 человек из многих сотен учащихся. Зато при удачной работе хорошего тренера-педагога и минимальной помощи администрации эти отобранные дети могут показывать отличные результаты, что немаловажно и для рекламы школы (всегда приятно директору, который знает: именно его ученики хоть в чем-то сильнее всех в мире), и для самих детей, которые в данном случае реализуются в игре. Для них педагог в итоге ставит, обычно даже гипертрофируя, те же общеобразовательные и общевоспитательные задачи, которые описаны выше. Зато появляются и новые. Это две-три тренировки в неделю, это специальные упражнения и домашние задания для саморазвития, это психологические установки и тренинги. Ребенок не только оказывается в мире, где ценны его знания, но и получает спортивную мотивацию, понимает, что от его состояния, от его игры зависит игра всей команды, развивается самостоятельность, чувство ответственности за себя и за другого. Важно заметить при этом, что почти всегда дети чувствуют грань игры и задумываются о будущем. Они готовы играть часто и с интересом, пока это не начинает касаться вопросов собственной карьеры и образования. В 11 классе ребята стараются совмещать тренировки, школу и подготовительные занятия в ВУЗы, делая акцент, однако, именно на последних. Если стоит выбор тренировка или курсы, то очень редко дети выбирают тренировку, при выборе игра или курсы дети обычно выбирают игру, но уж если стоит выбор тестирование (предэкзамен или экзамен) или игра, то на моей практике игру еще никто не предпочел.
Удовольствие, общение, успех и другие радости И нельзя забывать, что мы именно играем. И игра должна приносить удовольствие - удовольствие от погружения в другой мир, удовольствие от столкновения с массой интересных фактов, удовольствие от общения с соперниками и партнерами… На различного уровня (от областных до Чемпионата Мира) турнирах и фестивалях собирается множество (до сотни) команд из различных городов и стран. Гостиница, в которой организаторы размещают команды, даже детские, кипит и заполночь. Происходит невероятное по своей плотности общение, обмен мнениями и просто рассказы друзей, которые не видели друг друга последние полтора года - потому что один из них живет в Ашхабаде, другой - в Выборге. Дети, безусловно, глубоко обогащаются различного рода эмоциями и переживаниями, заводят массу знакомств с умными и образованными сверстниками и взрослыми. А насколько ближе после первого же выезда на фестиваль становятся партнеры по команде - это не передать! Хорошие организаторы стараются оставить среди игр для гостей время для знакомства с городом, музеями, другими достопримечательностями. И вот уже "юниор", начавший играть в "Что? Где? Когда?" в 8 классе, к 11 успевает посетить (при минимальной спонсорской поддержке) массу городов в нескольких странах. А сам он почти наверняка никогда не заехал бы в Гусь-Хрустальный или Гомель. Все написанное выше - не теоретические выкладки. За каждым словом стоит пятилетний опыт автора в ведении "предмета по выбору" "Интеллектуальные развивающие игры" в Российской гимназии при Государственном Русском музее и восьмилетний опыт ИГРЫ. За это время в ГРМ сменилось три школьные команды, каждая из которых помимо достаточно высоких спортивных результатов (например, дважды был выигран Открытый Кубок России среди игроков младше 18 лет), добивалась и многих личных успехов. Еще не было случая (тьфу-тьфу) непоступления игрока в ВУЗ. Мальчик, по окончании школы эмигрировавший в Израиль, достаточно легко адаптировался в новой стране благодаря тому, что и здесь и там играет в "Что? Где? Когда?" - его в хайфском клубе интеллектуальных игр уже ждали такие же русские эмигранты, которые моментально смогли стать его новыми друзьями в новой стране. Да и просто высокая коммуникабельность, появляющаяся даже у застенчивых подростков в результате тесного контакта с массой новых лиц, позволяет не теряться в самых удивительных и сложных ситуациях. Многие учителя отмечают, как по-новому раскрывается на уроках ребенок, который играет в "Что?Где?Когда?" - ведь в этой игре у него вырабатывают активную позицию по отношению к вопросу, к материалу. Стремясь отвечать на вопросы в игре, ученик приносит это желание и в класс. Он не так пассивен, как прежде - ведь он знает, его задача ответить на вопрос. Уже по новому ученик оценивает и свои собственные знания - он видит теперь их ценность, стремится пополнить, глубже вникнуть в суть вещей. С повышением коммуникативности, с появлением определенных успехов ребенок, который до этого был далеко не в первых рядах класса, начинает подниматься по социальной лестнице не только класса, но и школы. Ведь не в каждой школе, не в каждом классе учатся дети - чемпионы России. При определенной разумной поддержке администрацией таких детей можно сотворить в школе серьезный прорыв в сознании учеников - надо чтобы масса школьников хотя бы задумалась над тем, как здорово бывает мыслить головой…
Ребята из Гимназии дважды участвовали в съемках телевизионного "Брейн-ринга", в телевизионных съемках городских каналов Петербурга, Гуся-Хрустального, Минска. А в скольких городах по сколько раз побывали - сбился со счета даже я. Выезды и фестивали тоже серьезный мотив для занятий интеллектуальными играми - при проворной администрации в муниципальном совете не так уж трудно найти деньги на поездку детской команды - к тому же существуют школьные скидки на билеты, не обязательно ездить в СВ и жить в пяти звездах. Такого рода проблемы школьников обычно не смущают. Зато какой ажиотаж при должном PR в школе может вызвать приличная игра команды в чужом городе! Да и сам уровень игры команды поднимется на новую высоту - никакие недели тренировок не помогут так вырасти.
|