https://altruism.ru/sengine.cgi/5A/7/8/11/12
Там, где я могу быть самим собой...
1. Клуб по-английски и по-русски Когда в сферу моих профессиональных интересов попали клубы по месту жительства, мне в первую очередь захотелось разобраться по сути: что же это такое - клуб и чем эта форма организации отличается от каких-то иных. Вот какое определение клуба я нашла в английском словаре: клуб - это организация людей, которые собрались, чтобы реализовать свой интерес и время от времени что-то еще делать вместе. Это так сказать "американский вариант " клуба - клуб общения. А второй вариант английского клуба - это группа людей, которая за свой счет реализует свой интерес в помещении, которое принадлежит кому-то из членов клуба, что определяет закрытость клуба, его недоступность для "нечленов". Или вот читаешь просто литературу - идут фразы "Он обедал сегодня в своем клубе, дабы случайные люди не мешали ему и не навязывали ему ненужного общения". То есть вот суть - мои люди в моем месте, где и я могу быть самим собой. Что же мы видим у нас в стране? В первые годы советской власти развивались два типа клубов. Первый - это учреждение при организации: клубы комсомола по месту жительства, клубы комсомола на селе, при заводе. А второй тип - образовательные клубы, решавшие, например, задачи ликвидации неграмотности, обеспечивавшие какую-то массовую профильную занятость (читай - дополнительное образование), приближенные к месту жительства. В итоге получился такой альянс: партийно-комсомольская идеология + профсоюзные финансы + помещение при ЖЭКах, ДЭУ и пр. В конце 80-х система клубов начала рушиться - идеология в кризисе, профсоюзам стало не до клубов и ушли финансы, помещениям нашлось более выгодное назначение - коммерческое. Клубы вошли полосу выживания. И чтобы выжить, принимали различные, иногда прямо скажем экзотические формы. Это были и учреждения дополнительного образования, и учреждения культуры, и некоммерческие организации, и общественные организации, и частные предприятия, и коммунальные предприятия, и учреждения органов по делам молодежи - кто как смог, тот так и выжил. Но по сравнению с прошлой сетью клубных учреждений, число их значительно сократилось - прошел естественный отбор.
2. Поддержка сверху Департамент по молодежной политике (ранее - Государственный Комитет по делам молодежи), органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации десять лет назад предприняли ряд мер по поддержке клубного движения в нашей стране. Наиболее благополучный регион в этом отношении - Республика Башкортостан, где в отличие от многих других регионов России была сохранена система работы с детьми и подростками по месту жительства не только в городах, но и в сельских районах. Это стало возможным благодаря своевременному принятию в 1992 году Кабинетом министров Республики "Республиканской программы предупреждения преступлений и правонарушений среди подростков и молодежи на 1992-93 гг.", согласно которому вся система клубов по месту жительства в городах и селах Республики была передана в управление органов по работе с молодежью. 27 июля 1993 года Совет министров Республики Башкортостан принял постановление "О государственном механизме финансирования и поддержки детских и молодежных объединений, осуществляющих социальные услуги и работу с детьми, подростками и молодежью по месту жительства", в Республике принят Закон "О государственной поддержке деятельности детских, подростковых, молодежных клубов и центров". Таким образом государственная заинтересованность в работе по месту жительства, инициатива органов по работе с молодежью, позволяют сохранить и развивать эту деятельность. В Санкт-Петербурге была разработана программа организации работы с детьми и подростками по месту жительства "Экология двора", которая одобрена распоряжением мэра города и находится на утверждении в Законодательном собрании города; дано распоряжение губернатора г. Санкт-Петербурга об упорядочении принадлежности, материально-технического обеспечения, финансирования и методического руководства клубами. Это позволило с 1993 по 1996 год вновь увеличить число клубов с 273 до 341. В Свердловской области принимались комплексные усилия для разработки одновременно концепции и моделей клубной работы, нормативной базы развития деятельности специалистов и руководителей учреждений и служб, а также реализации долговременных программ повышения квалификации. Правительство Москвы в марте 1996 года приняло постановление "О воспитательной и досуговой работе с подростками и молодежью по месту жительства и занятости несовершеннолетних". В "пакете" с Постановлением было принято Положение о педагоге - организаторе воспитательной работы с детьми и подростками по месту жительства; определены требования к Городским экспериментальным организационно-методическим центрам, создаваемым в каждом административном округе столицы с целью обеспечения работы в сфере социального воспитания и задачи муниципальных учреждений, создаваемых для ведения досуговой и воспитательной работы с детьми, подростками и молодежью по месту жительства. Для того, чтобы поддержать непосредственные клубные коллективы уже пятый год проводится Конкурс программ среди клубов по месту жительства. Задача была вовлечь в участие в конкурсе как можно больше клубов. И если за 4 первых года в конкурсе приняли участие 43 клуба, то только за 2002 год - 32. Это не педагогика. Это политика. Система мер в поддержку тех, кто работает с детьми.
3. ..и инициатива снизу За эти годы мы познакомились со множеством интереснейших инициатив. И вот что интересно - чем дальше от центра, тем больше разных интересных идей и форм клубной работы, позволяющих удерживать именно суть клуба как добровольного объединения людей для реализации своего интереса. Из Октябрьского района Екатеринбурга недавно на конкурс прислали такую, например, программу: "Реализация идей сЭтлмента в клубе по месту жительства". Сама идея сэтлмента - сообщества культурных людей в некультурном окружении - принадлежит Шацкому, который еще в начале прошлого века эту идею реализовывал. Они так себя, видимо, ощущают. Это творческое сообщество типа КСП - поют и сами сочиняют песни, дают концерты и втягивают окружение в свое творческое пространство. Очень интересно работает Сургут. Это город молодых - средний возраст 26 лет, где-то 430 тыс. жителей. В городе 8 клубов и все они объединены в центр "Вариант" при Комитете по делам молодежи. Все эти клубы - это именно клубы по интересам и все они для детей бесплатны. В них вкладывает деньги Комитет по делам молодежи. Они реализуют в городе программу "Сургутские дворы" - это массовые клубные праздники для тех районов, где клубных учреждений нет. Интересно, как меняется пространство вокруг клубных помещений - ребята приводят в порядок лестничную площадку, расписывают стены. А поскольку клубы, как правило, расположены на первых этажах, жильцы верхних даже слегка обижаются - почему только внизу так красиво. В клубную жизнь вовлекаются и взрослые-соседи и вокруг каждого клуба начинает организовываться целое сообщество детей и взрослых. В городе действует программа трудоустройства подростков. Существуют предприятия, где работают ребята начиная с 14 лет - шелкография, пошивочные мастерские, молодежные кафе и т.д. Ну и результат - в городе на 2-3% снизился уровень наркомании! Еще не могу не упомянуть Саров Нижегородской области. Там клубным движением заправляет Центр внешкольной работы. Поскольку город закрытый (градообразующее производство - ядерный центр), то у него вообще довольно специфическая субкультура - это своего рода социальный оазис. Это и стадионы, и ледовый дворец, и клубы по месту жительства, и музыкальные и спортивные школы, и учреждения дополнительного образования - на 80 тысяч населения плотность получается очень даже значительная. Там, например, в подростковом клубе одном даже программа такая реализуется "Мечты сбываются". Конечно радует, что на карте страны по-прежнему немало ярких звездочек - клубов по месту жительства, где подросткам интересно, где им действительно удается общаться и "быть самим собой в кругу друзей". Но как ни прискорбно, по большому счету, клуб из нашей жизни в нормальном его восприятии ушел. Это теперь, к сожалению, по своей сути не пространство общения, а учреждение дополнительного образования с расписанием и оплатой по часам. Очень в немногих клубах из тех, что сейчас есть, сохранилась "клубная" суть. Большей частью клуб сегодня - это просто оказание платных услуг населению. Осознание этой ситуации навело на мысль - провести во Всероссийском детском центре "Орленок" смену-слет победителей конкурса клубов по месту жительства, чтобы попробовать объединить то лучшее, что наработано сейчас в клубном движении, наметить перспективы взаимодействия да и просто познакомиться, ведь, к сожалению, каких-то действенных форм межклубного общения пока не налажено, хотя потребность такая несомненно есть.
4. Поговорим как клуб с клубом Первая такая смена прошла в 2001 году. Тогда, помимо задачи организации места встречи и диалога клубов страны, хотелось еще и просто почувствовать, чем живет современный подросток, ради чего приходит в дворовый клуб, что может его увлечь. И смена та называлась "Дом, который построим мы". На смене ребята и взрослые создавали проекты межклубного взаимодействия. Проектов сделали много, и все они были интересные: "Фестиваль клубных талантов", "Детский правовой клуб", "Детская городская дума" и т.д. Но самый большой интерес у ребят вызвал проект Екатерины Родионовой, 15-летней костромичанки, воспитанницы "Клуба старшеклассников" - это фестиваль молодежной культуры "Уличный путь". Фестиваль - модель двора, в котором каждый подросток найдет себе занятие по душе. Двора, в котором взрослые принимают интересы молодых и создают условия для самореализации. Цель этого фестиваля - легализовать детскую и подростковую субкультуру, чтобы взрослые обратили внимание на нее, признали и дали ей право на существование. Во второй смене клубов, которая прошла в "Орленке" в 2002 году, мы и попробовали реализовать Катин проект. В смене приняли участие 229 подростков из 72 клубов по месту жительства 19 регионов России. Интересными были коллективы Городского клуба сташеклассников г.Костромы, Центра внешкольной работы г.Сарова Нижегородской области,Муниципального учреждения по работе с детьми и подростками по месту жительства "Энергия" г. Зеленоград, Городского центра внешкольной работы г.Тамбова, Детско-юношеского центра "Гелиос" г.Коврова Владимирской области, Социально-досугового центра для молодежи "Истоки" г.Волжский Волгоградской области и др. В каждом направлении лучшие отбирались на общеорлятский фестиваль. Кроме того, каждый отряд готовил свою уличную композицию на лагерный фестиваль. Ребята провели мастер-классы и в других лагерях, прошли с рекламными акциями по "Орленку". Итогом был большой фестиваль на весь "Орленок". Это было событием для "Орленка" - на набережной полторы тысячи человек и параллельно идут разные действа - в одном углу группы поддержки соревнуются в танцевальном марафоне, в другом конкурс граффити на тему "Орленок, Россия и ты", конкурс рэперов, соревнование по стритболу, сокс. Все это, конечно, вызывало у других ребят интерес и будило их активность и творчество в этом направлении. И тут мы столкнулись с противоречием между установкой взрослых и желанием детей включиться в то, что несли мы.
5. На каком языке общаться? Для многих взрослых то, что из себя представляет мир современных подростков, стало открытием. И далеко не все приняли и признали этот мир. Особенно резкое противостояние было между фольклористами и участниками Фестиваля, когда мы проводили открытую дискуссию. Нас обвиняли в американизме, в том, что в нас нет ничего русского. Остановить взрослых в их обвинительных выступлениях было невозможно. Мы вот все говорим про терпимость, про воспитание толерантности. А ведь, пожалуй, это нам, взрослым, надо бы поучиться у подростков уважению и терпимости к иному. И если мы говорим, что подросток для нас ценность, мы должны говорить о своих ценностях с подростками на их языке, на их сегодняшнем языке. Говорить о патриотизме можно и языком рэпа, языком граффити, чем угодно. Если мы хотим быть услышаны, значит не пристало нам чураться того языка, который привлекателен и близок нашим современным подросткам. Есть риск, что отвергнув их язык, мы "выплеснем вместе с водой и младенца" и навсегда окажемся по разные стороны баррикад. Вот их рэп взять - там ведь не набор слов, читаешь и все пронизано этим -"будь собой!". А мы вот все хотим их сделать удобными для себя, подравнять, чтобы они одинаковыми стали, ведь когда он сам собой является, с ним не просто. И нам еще до этой лозунговой толерантности ой как далеко! Когда в гости к нам пришли ребята из фольклорных коллективов, то наши приняли их с восторгом, они с удовольствием подпевали, играли в народные игры и даже умудрились станцевать брэйк под народную музыку. И мне кажется, что дети, открытые уличной культуре, открыты и другой культуре, они свободнее ее воспринимают. А ребята, живущие в рамках какой-то определенной традиции, воспринимают что-то иное довольно настороженно, у них как будто есть убеждение, что все уличное - это плохо, хорошо только то, что принимается взрослыми. Для взрослых уличная культура подростков тема вообще закрытая, они, во-первых, мало что толком про это знают, если только специально в силу своих профессиональных интересов не занимаются изучением ее. Ну а, во-вторых, и сами подростки им не навязывают (в отличие от взрослых) своих пристрастий и вполне спокойно, если даже не с удовольствием, обходятся без взрослых в реализации своих увлечений. Так что для многих взрослых этот фестиваль стал своего рода "культурным шоком". Хотя, вот что интересно - как только подростки увидели искренний и неподдельный интерес со стороны взрослых к тому, чем они занимаются, они открыто и с удовольствием демонстрировали все, на что способны. Им все же было очень важно это признание со стороны взрослых (ведь согласитесь - далеко не всякий взрослый сможет сделать то, что ребята делают легко). Почему подростки скрываются - потому что они уверены, что их не воспримут. Так что то, что часть подростковой жизни стала тайной - это просто неготовность взрослых принять то, в чем подростки более сведущи, в чем они превосходят взрослых. А то, что делается скрытно - оно уже неподвластно влиянию и корректировке, и бывает приводит к печальным последствиям, которых вполне можно было бы избежать, будь рядом понимающий и опытный взрослый. Если взрослый найдет в себе силы признать это как факт, то на этом фундаменте возможен культурный диалог и взаимопроникновение ценностей. Самое главное - за формой подчас эпатирующей, гротесковой и шокирующей увидеть просто суть - бешеное желание повзрослевшего ребенка заставить с собой считаться, сравняться со взрослым в праве на самоутверждение. Я сотрудничаю с подростковым клубом - Детским спортивно-культурным центром "Восход". Расположен он на востоке Москвы. Является Городским экспериментальным организационно-методическим центром Комитета по делам семьи и молодежи Правительства Москвы, т.е. помогает систематизировать работу по месту жительства в Восточном округе столицы. Ребята ездили на обе смены. Для меня в организационном смысле первая смена была интереснее. А вот ребята, наоборот, с таким воодушевлением рассказывали о Фестивале, и вообще они стали значительно активнее, без конца собираются вместе, что-то обсуждают. Для меня это удивительно, это хороший признак, что мы попали с выбором направления и тематики этой смены - это действительно была их смена.
6. Сделать нам, друзья, предстоит... Конечно же, надо отдавать себе отчет, что линия уличной культуры - это не одна единственная, а одна из множества других, наполняющих пространство жизни подростка. В сентябре 2003 года в "Орленке" пройдет еще одна смена клубов по месту жительства. Основная идея - "Двор для подростка". Я думаю, мы дополним палитру подростковой жизни другими, не менее яркими и важными красками. Конечно, очень жаль, что в смене смогут участвовать всего 230 человек. Очень бы хотелось провести подобные форумы в каждом из федеральных округов России. Нерешенных проблем еще масса. Нет правовой базы, нормирующей и защищающей клубную работу. И, как ни парадоксально, - клуба, как организационно-правовой формы, просто не существует. Практически отсутствует в этой сфере единое информационное поле. Нет точного понимания сколько и каких клубов сейчас в стране существует, практически не налажено профессиональное общение, обмен опытом, подготовка кадров для клубной работы, почти нет литературы в помощь тем, кто занимается клубным движением. Радует то, что несмотря на все это, клубное движение еще существует и даже в каких-то регионах нашей страны имеет очень большой вес в социальной инфраструктуре.
В числе стратегических задач - реализация программы межклубного взаимодействия, создание ассоциации клубов по месту жительства России и своего сайта. То есть, по сути, сейчас нужно делать клубное пространство страны. А в идеале, хорошо бы, чтобы сложился некий научно-практический центр с филиалами в каждом из округов, которые бы и помогали складывать это информационное пространство. Мы очень рассчитываем на эту публикацию, на ее неоднозначность. Хотелось бы, чтобы она положила начало большому диалогу о сегодняшних клубах, о месте подростка в нем, о его участии в жизни клуба, о позициях взрослых в подростковых клубах. Хотелось бы собрать взрослых в "Орленке" (или еще где-нибудь), перезнакомить их друг с другом (ведь дети-то общаются), хотелось бы сформировать клуб лидеров клубов (пусть даже виртуальный), хотелось бы организовать общие межклубные проекты. Хотелось бы: Если этот материал станет отправной точкой - полдела сделано. Ждем откликов.
|