Историческая справка, часть I. Методология

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Методологи >> Нельзя обогнать того, кто идет своей дорогой >> Историческая справка, часть I. Методология >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5A/37/1/5


Александр Буданцов. Нельзя обогнать того, кто идет своей дорогой

Историческая справка, часть I.
Методология

Об истории методологии как таковой и ее последствии — игротехнике, я могу говорить достаточно авторитетно, начиная с 1982 года, когда я сам стал участником сообщества. А другое будет, так или иначе, трансляцией чьих-то точек зрения.

Но это, по крайней мере, будет квалифицированная трансляция, от методолога. Если я сам соберу эти сведения в библиотеках и интернете, то качество продукта — описания — явно получится хуже.

Хорошо. Я сейчас изложу некие опубликованные апокрифы. Общепринятый миф о методологии сводится к следующему. Где-то конце 40-х начале 50-х годов четверо студентов МГУ, основали из себя некое сообщество, которое осталось в истории под названием «Московский методологический кружок». Но сначала они его назвали «Московский логический кружок».

Старший из них — Александр Александрович Зиновьев — фронтовик, летчик-штурмовик, работал над проблемой, впоследствии диссертацией «Восхождение от абстрактного к конкретному». Тема взята из трудов Карла Маркса. Позже, когда все интересующие нас события уже произошли, в 1978 году Зиновьев эмигрировал и уже с Запада заявлял: «Я не считаю Запад царством свободы, я не считаю СССР царством рабства. Я не считаю себя жертвой режима. Я считаю режим своей жертвой. Режиму от меня досталось больше, чем мне от него». В эмиграции прославился как писатель, его книги издавались как во всем мире, так и в советском самиздате. Названия его книг «Зияющие высоты», «Гомо советикус», «Катастройка» и другие стали устойчивыми выражениями в лексиконе русской интеллигенции. В 1999 году Зиновьев вернулся в Россию.

А тогда, в конце сороковых, в рамках марксизма (или маскируясь), Зиновьев исследовал вопрос, который его на самом деле интересовал: «Может ли в условиях тотальной несвободы человек оставаться свободным?» Проблема, да? Хочу быть свободным, но не могу быть свободным. Составив, таким образом, вопрос, Зиновьев перешел к ответу на следующий: можно ли разработать такую технологию, методологию, метод... сложно назвать что... которая бы ему и его близким, позволила в условиях несвободы оставаться свободным? От ответа на этот вопрос он и кружковцы перешли к ответу на следующий... хотя, тут очень сложно развести, что было раньше, а что было потом. Но важно что, с одной стороны, чтобы себе обеспечить свободу творчества, Зиновьев выбирает в качестве материала «Капитал» К.Маркса, который по идеологическим соображениям никак не мог быть отвергнут в качестве материала для диссертации. В качестве темы — вышесказанную, но это официоз. На самом-то деле Зиновьев поставил следующий вопрос: можно ли по труду человека, в данном случае труд человека это «Капитал», восстановить ту технологию, используя которую вот этот человек, К.Маркс, создал этот труд? То есть: если есть продукт, то должна была быть технология. Но технологии Маркс не оставил, стало быть, Зиновьев решил ответить вот на такой вопрос.

Мы можем сказать, что с этого все и начиналось. В кружок вошли кроме Зиновьева Борис Грушин, впоследствии известный социолог, создатель социологической службы «Вокс попули», философ Мераб Мамардашвили и Георгий Петрович Щедровицкий — ГП. Все они уже ушли от нас, царство им небесное.


Обсудить на форуме  |   Обсудить в ЖЖ |   Читать дальше ⇒



Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования