https://altruism.ru/sengine.cgi/5A/30/1
Китеж - некоммерческое партнерство приемных семей. Педагогическая община, существующая с 1992 года в Калужской области. СЕМЬЯ, ОБЩИНА, РОССИЯПожалуй, только по прошествии восьми лет мы можем сказать, что создали живой коллектив с укоренившимися традициями престижности образования и восприятия мира людей как биологического и социального целого. Мы условно называем это содружество общиной, подчеркивая неразрывную связь детей, взрослых, малой Родины, России и всей планеты Земля. Независимые психологи и наблюдатели констатировали хорошие успехи в адаптации детей-сирот и высокий уровень сознательности и вовлеченности детей в педагогический процесс. Теперь детская "субкультура" Китежа признает успехи в учебе и творчестве важнейшими добродетелями. Семья, община, Россия - все это ступени познания мира. Ребенок движется по ним бок о бок с родителями и учителями, находя поддержку и вдохновение в каждом, кто окружает его. Развивающая среда Китежа состоит из трех компонентов. 1 - Приемная семья, которая дает обездоленному ребенку самое главное: ощущение, что он кому-то нужен, что его любят. А это - основное в формировании полноценной личности. 2 - Социализация: умение жить и трудиться в коллективе, воспринимать своеобразие любого человека как его право быть самобытным. 3 - Использование окружающей природы для снятия психологического напряжения и ускорения процесса адаптации детей-сирот. Духовность - это переживание своего единства с окружающим миром. Духовность так же конкретна, как любовь, и так же приносит плоды, только воплотившись в созидательном действии. Несмотря на общее заблуждение, в жизни обязательно должен быть высший смысл. Никогда не чувствуй себя жертвой, меняя свою точку зрения на более осмысленную. Понимать, но не уподобляться. Вся нынешняя система образования построена так, чтобы удовлетворять потребности именно неразвивающейся части населения. Человек не может считаться нормальным, если живет без ощущения собственного предназначения. На каком бы уроке ни находился ученик, он прежде всего изучает своего учителя. Сильному потоку нужны крепкие берега. Мягкий берег рождает грязь болот. На каком уроке может учитель попытаться объяснить ребенку закон человеческого общежития, связывающий человека с окружающими? При виде сырой глины скульптор радуется, а обыватель возмущается: где же статуя? На восьмом году существования мы еще способны менять законы - значит, сохраняем пластичность. Мы глина, мы же и скульпторы. Понять - значит прожить, вместить в свое сердце... Образ мира воплощен в архитектурном плане Китежа, в эстетике его деревянных срубов, резных наличников и остроконечных крыш. Простота и уют, функциональность и экологичность жилья отражают новый подход к окружающему миру. Подход уважительный, бережный, нерасточительный. Одно поле - хозяйственное: ангары, гараж, лесопилка, ферма. Другое - "ангельское": здесь церковь и дома приемных семей. Третье - учебный комплекс: компьютерный центр, спортзал, студии и лаборатории (только это все еще в проекте). Прозрачный липовый лес в центре Китежа говорит о том, что природа занимает важнейшее место в системе нашего мира. Три поля, окружающие свободный, хаотичный участок липового парка, создают строгий рисунок. Им соответствуют три состояния: труд, познание, творчество. Наш недолгий опыт работы с детьми-сиротами, прошедшими "уличный университет", показывает, что учиться они не хотят, да и не могут. Прежде всего, так происходит потому, что они не видят в этом никакого смысла. Школа предстает перед ними как орган насилия, а опыт их "свободной" жизни учит избегать насилия любыми путями. В них нет готовности подчиняться, свойственной благополучным детям. Уже научившись опираться на свои собственные силы и чувственный опыт, они и дальше могут поверить только опыту. Увещевания, наставления и принуждение они отвергают с необычайным внутренним упорством. Одно лишь знакомство ребенка со школьной программой не выполняет и десятой доли этой задачи. Выпускник одиннадцатого класса может знать проблематику "Евгения Онегина", но оказаться неспособным построить семейные отношения. Познания из области древней истории не помогут ему найти работу в соответствии со своими вкусами и талантами, ибо, потратив время на историю, он как раз и не успеет определиться в самом главном: что ему делать со своей жизнью? Конечно, все сказанное выше не ново. Но в обычной школе с ее конкретными задачами, учебными планами, тарифной сеткой почасовой оплаты возможности учителя весьма ограничены. Жизнь заставляет идти по пути наименьшего сопротивления. На этой стезе результаты совершенствования методик преподавания предметов куда заметнее, так как поддаются конкретному учету по линии успеваемости. Золотая медаль - вещь конкретная, и путь к ней ясен, как статистический отчет. Неясно только, насколько обладатель этой награды преуспеет в жизни. Высокая успеваемость в школе, даже ярко выраженная талантливость зачастую создают серьезные проблемы на жизненном пути выпускника. Поэтому мы видим свою задачу в поиске путей комплексного формирования личности. Община - идеальный социальный механизм для формирования развивающей микросреды. Конечно, и нам приходится ежедневно решать много проблем, но зато в Китеже удалось избежать рутины образовательного процесса, который гибелен для школы и совершенствования любого учителя. Наша работа выходит за рамки четких методических разработок, вернее, делает возможными и применение конкретных методик, и творческий поиск, и импровизацию, то есть расширяет сферу контакта учителя с учеником. Тут уже речь идет не столько о передаче интеллектуальной информации, сколько о трансформации личности ученика в определенном, заранее заданном направлении. Итак, путь традиционного школьного воздействия по линии преподавания предметов, даже сдобренный психологическими изысками, совершенно БЕСПЕРСПЕКТИВЕН. Я имею в виду не только проблематичность освоения детдомовцами школьной программы. С этим-то как раз многие могут и справиться. Но если мы понимаем образование как процесс подготовки личности к самостоятельной и полноценной жизни в мире взрослых, то нам надо честно признать: успехи в этом деле в детских домах весьма скромные. Любое учреждение вырабатывает в ребенке привычку приспосабливаться. В этом случае личность формируется окружением, часто не учитывающим внутренние возможности и стремления. Поэтому есть опасность, что, выйдя из детского дома, такой человек не будет обладать в должной мере навыком самореализации. Условия выживания в плотном коллективе с жестким распорядком дня и требованиями старших могут отбить охоту к самопознанию. Так и живем, компенсируя отсутствие денег красотой и опрятностью быта. Аккуратные скромные срубы, украшенные резьбой - это тоже педагогика. Парк - площадка для игр. Небо и открытый горизонт - повседневная реальность, которая не может наскучить. Дело за малым: надо научить ребенка все это замечать. Понемногу нам это удается. От нас не бегут дети. В нашей школе все старшеклассники пишут стихи, работают на компьютере и говорят по-английски. И, кажется, они духовны... духовны настолько, насколько это понятие можно вообще отнести к детям; при этом любознательны, явно ориентированы на выход "в мир" и достижение успехов. В них, кажется, меньше эгоизма и сильнее, чем у городских школьников, развито чувство взаимовыручки, общинности. Нравственным стержнем общины становится любовь и забота о детях, а регулятором общественной жизни - взаимопонимание и общее видение. Мы договорились выслушивать друг друга, идти на компромиссы и совершенствоваться. Так мы и пытаемся жить до сих пор. Хотя община, будучи живым творческим коллективом, оставляет за собой право пересмотра некоторых жизненных принципов, если они войдут в противоречие с интересами развития и безопасности наших детей.
Список того, чем нужно располагать для визита в общину Китеж: 1 - стремление и способность замечать все происходящее: смену настроения детей и взрослых, погоду, сломанную ветку, неприготовленные уроки, намек учителя. 2 - необусловленность радости материальными благами, умение получать удовольствие от своего тела, природы, музыки и живописи, а также (но при наличии этих первых факторов) от духовных поисков и философии. 3 - умение оставить свое "я" за порогом, то есть выслушать критику и сделать выводы, не обижаясь, отсутствие потребности быть все время правым, умение даже во время спора замечать происходящее вокруг. 4 - умение пересекать внутренние границы: готовность взять на себя любую ответственность, любую работу, быть своим в любой компании, играть в дурацкие игры (так некоторые называют внеклассную работу с детьми). Не думайте, что все китежане наделены вышеуказанными качествами в полной мере. Все мы живые люди, и Китеж сейчас только в начале пути. Он еще строится и изменяет свой облик с каждым новым гостем общины. Итак, если вы молодой, ищущий испытаний и творческого труда учитель, радующийся не зарплате, а возможности УЧИТЬ детей, да к тому же способный не только учить, но и учиться, то почему вы еще не с нами? Община нуждается в молодых и НЕОПЫТНЫХ педагогах всех направлений. Начните с письма по адресу:
|