https://altruism.ru/sengine.cgi/5A/28/6
ТРЕТЬЯ СТОРОНА ИНТЕРНЕТА
|
К нам едет Ревизор
Запущен уникальный онлайн-сервис "Ревизор". "Ревизор" предназначен для напоминания пользователю об изменениях, произошедших на любых указанных веб-страницах.
Хотя и существуют программы, работающие на компьютере пользователя и выполняющие аналогичные функции, все же пользоваться "Ревизором" в ряде случаев удобнее и проще: не нужно ничего устанавливать, не нужно специально вручную запускать проверку, не нужно производить лишние действия. Достаточно лишь читать почту.
"Ревизор" не имеет реальных конкурентов, - говорит Петр Обухов, программист и идеолог "Ревизора". - Существовавшие до сих пор online-проверялки веб-страниц крайне не продуманы с точки зрения алгоритмов проверки." В создании "Ревизора" принимал активное участие украинский дизайнер и специалист по юзабилити Андриан Буданцов, которым был разработан внешний вид "Ревизора" и интерфейс пользователя службы. "Не каждый день выдается возможность поработать над службой, не имеющей аналогов в сети ;). Я уверен: открытие "Ревизора" приведет к появлению нового класса online-сервисов в рунете," - сообщает он. |
Аналогичные публикации появились также на нескольких других интернет-СМИ, входящих в первую двадцатку почти всех рейтингов.
Прочитав это, я, наконец, решил, что пора писать подробную статью.
Фишка в том, что авторам "Ревизора" Обухову и Буданцову в этот момент по 17 лет и они выпускники детского клуба "Смайлик". В котором их обучали вот именно всякому вебству и воспитывали всякому трудству.
Хотя там ли обучили? Или они пришли уже учеными? Были ли они и без того сами такими? Ой, как трудно обойтись без философских вопросов, когда пишешь о педагогике.
Будем стараться.
Клуб "Смайлик" внешне сильно отличается от типового детского клуба формами коммуникации и общения. Все дети имеют дома компьютеры и Интернет. Ну, почти все (наверное, о "почти" - отдельно). Но в то же время, живут в одном городе и раз в неделю проводят вместе вечер в клубной тусовке. Конечно, сверх того встречаются и между собой и с педагогом, не по расписанию, а так, по дружбе. Но главное: внутриклубный траффик электронной почты составляет в среднем 33 кБ в сутки.
Это значит, что за каждый год пребывания в клубе учащиеся прочитывали около 7 мегабайт текста, что равно по объему:
Заметную часть этого траффика составляют цитаты из этих и подобных им книг, остальное - то, что пишет педагог и сами учащиеся.
О чем эти письма? О приколах, анекдотах и днях рождения? - Не без того. Но на 90% - о тэгах HTML, IP-адресах, функциях Java-script, пингах и хостингах, точках на дюйм и секторах на трек, регистрах и разрядах, требованиях клиента и сроках выполнения заказа и, в общем, обо всем, что составляет предмет обучения. Собственно, это и есть обучение. И это не совсем и не только письма. Многоуровневая структура технического обеспечения клубного дистантного образования включает в себя:
Телеконференция, называемая еще mailing-list, эхоконференция и т.п. - это конструкция, при которой каждое электронное письмо, написанное на специальный адрес конференции, автоматически рассылается всем ее подписчикам. Ответ на это письмо по умолчанию тоже посылается всем, таким образом, создается своеобразная беседа. На конференцию можно подписаться или, наоборот, отписаться - перестать получать сообщения из нее. Обычно в каждой телеконференции есть модератор - человек, регулирующий список подписчиков и выполнение правил конференции. Эти правила, в основном, касаются ограничений тематики.
Две минимальных телеконференции: одна деловая, она же учебная, вторая - для общения на вольные темы. В "Смайлике" в какой-то момент пришлось разделить деловую конференцию на две: учебную и собственно деловую, в которой обсуждались только заказы, сроки, задания. В учебной конференции больше участвовали новички. И вообще грани между конференциями достаточно условны, они зависят от строгости модератора и определяются свойствами текущего состояния клуба.
Веб-страницу с заданиями мы какое-то время делали даже автоматизированной, с веб-интерфейсом, так что взявшийся за задания отмечался там в одной графе, выполненные задания окрашивались другим цветом и сползали в конец списка и т.п., но это уже изыски.
Среди очных тусовок основной была та, что для вольного общения. Фактически разговоры там были большею частию о том же: о чем еще могут говорить пятнадцать юных хакеров? Учитывая именно их юность, а не детство (15-17 лет), и традиции фидошно-хакерского мира, на этих тусовках традиционно употреблялось пиво. Особенно с того момента, когда Смайлики начали сами зарабатывать и пивные деньги стали поступать не из родительского кармана. Еще, кстати, на этой тусовке был торжественный момент выдачи зарплаты. На тусовку же приходили и те "нетипичные" члены клуба, кто не имели домашних компьютеров или имели, но не участвовали (слабо участвовали) в выполнении заданий, образовательном процессе.
Второй в неделю день очного расписания клуба, не основной, был посвящен как раз тем компьютерным делам, которые сложно освоить заочно. Сборка и ремонт компьютеров, например. Но использовался этот день не так интенсивно.
Во всех этих формах складывается многоуровневая сетевая структура общения.
1. Педагог - конференция (тусовка) - ученики.
Задания на выполнения работ, отчеты об их выполнении, вопросы учеников, ответы и консультации педагога (последнее, собственно, и есть отдаленный аналог "уроков"), свободное общение на любые темы.
2. Ученики - конференция (тусовка) - ученики.
Одни ученики могут сами отвечать на вопросы других, если знают. Так создается еще одна структура обучения, в которой, между прочим, учится и сам педагог. В клубной системе совершенно не зазорно учителю обратиться за "уроком" к ученикам, что и происходит.
3. Ученики-ученики
4. Ученики-педагог
Все то же самое, но не на клубных территориях (в конференции, помещении), а при хождении друг к другу в гости.
В журнале "Школьные технологии" N2 за 2000 год в статье А.Калмыкова и Л.Хачатурова "Опыт организации виртуальных образовательных сред" описана очень похожая структура для учебного заведения из многих групп. Если упростить нарисованную в "Школьных технологиях" схему до одной группы, то получится почти то же самое (отсутствуют направления ученик-ученик и ученик--> учитель). Я ни в коем случае не оспариваю приоритет А.Калмыкова и Л.Хачатурова в изобретении этой схемы. Я сторонник open source, и мне любые приоритеты по фиг. Наоборот, пытаюсь защититься от возможных претензий со стороны уважаемых авторов: у меня есть доказательства, что я пришел к этому самостоятельно. И это служит доказательством того, что такая схема организации дистантного образования не случайна, а складывается естественно, исходя из некоей целесообразности. А вы, читатели, имеете возможность прочитать об этом только здесь, потому что упомянутый журнал защищен авторскими правами от публикаций в Сети. Он продается. И, кажется, только в Москве. Во всяком случае, ни в бумажном журнале не написано, ни в Сети мне найти не удалось, как его можно купить с доставкой по почте.
Я, знаете ли, одессит, потому позвольте начать с ВО-ВТОРЫХ.
Заочное обучение все равно не работает без очной части. Есть некоторые тонкие места, "барьеры", в почти любом предмете, которые проще преодолевать живьем.
Например, маски и слои в редакторах растровой графики. Сидя вдвоем за компьютером, я любого среднего человека научу этому за 5 минут, а через Интернет потребуется гораздо больше времени. А не средний - талантливый человек - и сам все преодолеет.
Если в типовых заочных факультетах досетевой эпохи нужно было проводить два месяца в году лично, то в дистантных ВУЗах, если верить рекламе, - неделю. Экономится время и деньги на поездки и проживание в чужом городе.
Перед тем как приступить к дистантному образованию, нужно, опять-таки очно, овладеть общей компьютерной грамотностью, научиться пользоваться Интернетом. "Смайлик" не ставил это целью, чаще всего в клуб приходили дети, уже владеющие азами и даже буками. Но даже и для опытного пользователя сам принцип дистантного образования тоже представляет собой "барьер". Нужно научить учеников учиться дистантно, и это вполне может делать и школа, и частный учитель, и кружок, и клуб. Если захотят. Именно это и было в числе основных задач "Смайлика".
Человек, умеющий учиться дистантно, для повышения узкой квалификации или изучения какого-то одного не слишком объемного предмета вполне может обойтись и без очных занятий. В Сети существует огромное количество относительно недорогих (30-70$) и даже бесплатных курсов, 100% дистантных, без очной части, но высылающих бумажной почтой полноценные дипломы. Небольшая коллекция из нескольких таких свидетельств уже имеет вес при найме на работу на Западе и в богатых регионах России. При поиске дистантной работы (в случае, когда живешь здесь, а работаешь там) список этих дипломов перечисляется в резюме, а работодатель имеет возможность проверить истинность документа по Сети. Что и происходит.
Для иллюстрации данные несколько таких дипломов одного из активных членов клуба ЗДЕСЬ.
Вы еще не забыли, что все это было "во-вторых"? А вот сейчас - во-первых.
Клуб, состоящий из детей с домашними компьютерами, создан, прежде всего, для того, чтобы избавиться от самой дорогостоящей части бюджета образования: капитальных сооружений. А для нашего ремесла - еще и от стоимости компьютерной техники и ее обслуживания. И чтобы мягко перенести расходы на образование детей в семью, потому что больше некуда. Хотя процесс деградации культуры в нашем обществе и замедлился по сравнению с бурным послереволюционным периодом, мы все равно остаемся типичной слаборазвитой страной. И никто нам не поможет кроме нас самих. То есть всей стране-то и мы не поможем, а вот себе, своей семье - это в наших силах.
Компьютер и Интернет - дорогие игрушки. ЕСЛИ ЭТО ИГРУШКИ. Сколько десятков раз за время существования "Смайлика" я видел: как только родители убеждались, что ребенок учится серьезному ремеслу, а особенно когда он сам зарабатывал хоть несколько долларов, находились в семье деньги на Интернет, апгрейд, новый модем, монитор и прочее. Да, это трудно: семья отказывала себе в чем-то другом сиюминутно-приятном или престижном. И не обязательно из духовных, а из чисто прагматических соображений. Ребенок, овладевающий нашим ремеслом, сможет найти себе работу даже здесь, а тем более ТАМ, за бугром. Прагматичные родители, таким образом, делают вклад в свое будущее: кто будет кормить их в старости? Сбережения в банке, хотя бы пол-литровой? Так их хранить опасно, да и с долларом бог знает, что может произойти.
Я глубоко убежден, что у подавляющего большинства наших семей, даже небогатых, ЕСТЬ ВЫБОР. Стиральная машина примерно равна по стоимости компьютеру б.у., а если не только стирать руками, но и размораживать старый холодильник вручную, то хватит и на недорогой, но новый компьютер. На водку население России тратит, мягко говоря, больше, чем на Интернет. А если обойтись самогоном?.. Ну и т.п., идея понятна, да?
Кроме того, психологически для людей очень важна не только цель, но и форма вложения денег. Вместо того, чтобы нести их куда-то (в частную школу, на компьютерные курсы) семья покупает СВОЕМУ ребенку СВОЙ компьютер, платит за СВОЙ СЕМЕЙНЫЙ Интернет.
Через год работы с каждым клубным поколением эти проблемы исчезали: ребенок как бы сам себе зарабатывал, уж на Интернет и на пиво - точно. Некоторые, особо талантливые, - и на большее. Но если считать не "как бы", а точно и честно, то образование - это всегда расходная часть бюджета. Только теперь уже не государства, а семьи. Концепция "Смайлика" позволяет в принципе обойтись без всякого государства, создать самодостаточную структуру, состоящую из детей, семей и педагога. Реально в "Смайлике" еще сохранялись кое-какие атавизмы дореволюционного государственного дополнительного образования: бесплатное помещение и зарплата педагога - 9 долларов в месяц. Но по месту жительства такое помещение детского клуба, как у нас было: в подвале, обшарпанное, с одним 486 компьютером и модемом на 14400... Да на несколько часов на один раз в неделю найти такое не проблема. Мы специально экспериментировали, тренировали ситуацию, когда помещение заберут (почти все остальные детские клубы уже забрали, наш - из последних). Собирались в дешевых интернет-кафе, в школах (директоры записывали в отчет наш кружок как свой и не брали арендной платы). Да и на квартирах друг у друга собирались. Ну, 15 человек, в тесноте, да не в обиде. Родители чаем поили. В общем, помещение и компьютерный класс вычеркнуть из сметы очень легко.
Есть гораздо более сложные социально-экономические вопросы.
В "Смайлик" часто приходили дети, имеющие компьютеры и телефоны, но не имеющие модема и Интернета.
Это зависит от социально-экономической обстановки в ареале вокруг клуба и от степени интернетизации. Цены на Интернет постоянно падают, и эта ситуация сглаживается. И все же пока остается.
Но главные барьеры и здесь не экономические, а психологические. Дешевый б.у. модем равен по стоимости разнице между лучшей и худшей парой обуви. Проблема выбора. Но какова бы ни была природа барьера, преодолевать его надо.
Решение в "Смайлике" было такое: у нас были ресурсы для новичков на первое время. Предоставляли их меценаты, спонсоры, неформальные сообщества (конкретно - ФИДО), просто альтруисты-одиночки. Очень важно, что не в денежном виде. Это, прежде всего, часы Интернета. Еще такие мелочи как хостинг. Еще фидошники по нашему призыву притащили в клуб даром десяток устаревших (2400), но рабочих модемов.
Всем желающим Смайликам давался в бесплатный прокат такой модем на одном условии: через определенное время после получения модема ты должен подключиться к ФИДО. Это бесплатная сеть, но настройка программного обеспечения для нее гораздо сложнее, чем для сети Интернет. Естественно, всем помогали настроить; это делали и фидошники, и педагог, и сами дети друг другу.
Уже на этом этапе из 30-40 новичков оставалось 10-15. Это был своеобразный тест на дееспособность для тех, кто, уклоняясь от активного выбора, предъявляет псевдобедность.
Параллельно с отладкой связи по ФИДО Смайлики научались основам HTML, немножко графике и делали пробные простенькие WEB-странички в локальном режиме. Следующий этап - выполнение каких-то заданий по WEB-дизайну уже не учебных, а, с точки зрения учащихся, бартерных. Смайлик, взявшийся за такую работу, получал "аванс" в виде какого-то количества часов Интернета, а в случае успешного и своевременного выполнения - и "расчет".
Все вышеприведенные упоминания о том, что дети сами зарабатывали вебством деньги, относятся к более позднему периоду, когда они уже научились. А в первый год обучения за работы, которые они делают, никто платить не будет даже бартером. Часы Интернета дают меценаты, вполне сознавая, что это - пожертвование на образование. Платят, но неявно, родители: за компьютер, электроэнергию и телефон. А как только увидят на сайте в Интернете работу за подписью своего ребенка, так уже готовы платить и явно. На этом этапе большинство родителей купили нормальные модемы, а прокатные фидошные вернулись в клуб дожидаться следующего поколения.
Некоторые цифры и подробности. Меценат - фирма-провайдер Интернет "Пако линкс" - выделял Смайлику три круглосуточных unlimited аккоунта. Каждым аккоунтом пользовалось несколько Смайликов. Программное обеспечение провайдера не позволяло работать двум пользователям на одном аккоунте одновременно. Их приходилось делить по времени, чтобы они не мешали друг другу. Опыт показал, что на одном аккоунте могут быть максимально 6 человек, при этом аккоунт загружен на 70% - то есть занят 16-17 часов в сутки. Оптимально же на одном аккоунте должны работать 3-4 человека, загрузка при этом 30-50%. Три по 70% нужны только первые два месяца после набора в клуб новичков, потом можно оставлять 2 по 30-50%, к концу первого года достаточно одного аккоунта. Если набор новичков ежегодный, то цикл повторяется. Эти часы Интернета и составляют 90% стоимости ресурсов, получаемых клубом такого типа от внешнего мира.
Строго говоря, такое словосочетание - нонсенс, поскольку не соответствует смыслу слов. Если исходить из смысла слов, то получится так: "Невозможно воспитать слесаря и выучиться на подлеца." (В.Ланцберг)
Но это словосочетание - и сленг, и литературный прием для привлечения вашего, читатель, внимания к данной проблеме.
Ремесло - один из способов надежно заработать на кусок хлеба, а в богатых странах и на комфортную жизнь "среднего класса". А возможности нашего ремесла вебмастера, учитывая нынешнюю глобализацию, позволяют еще и работать в богатой стране, живя в бедной.
Это один из способов, но не единственный. Зарабатывают на жизнь и ученые, и деятели искусства, и менеджеры, и предприниматели, и политики. Да, среди них тоже есть "творцы" и "ремесленники". В какой-то мере все нижесказанное относится и к ним. Но, в основном, речь идет все-таки о ремесленных профессиях.
Человек, кормящийся ремеслом, кроме чисто технологической возможности выполнения задачи может еще вот что:
Эти параметры принципиально отличают труд ремесленника от труда научного сотрудника, к примеру. Ученый ДОЛЖЕН искать Истину, действовать только правильными научными методами. В науке официально признается отрицательный результат. И вообще результат, а вовсе не продукт.
Вот сами и решайте: отличается ли воспитание ученого от воспитания ремесленника.
Конечно, здесь описан только "черно-белый" вариант, без полутонов. Однако наука во всем мире финансируется из бюджета или через гранты, и даже юридически эти принципиальные различия учтены. С другой стороны, при самом махровом социализме сапожнику или сантехнику платят после того, как подошва пришита и труба поставлена, а не вместо того. Затяжка сроков - да, это в странах с неэффективной экономикой обычное дело. Но как только начинаешь общаться с заказчиками-американцами, даже с теми, кто еще пару лет назад были русскими, - они этого уже не понимают. Сменили менталитет вместе с гражданством. А может, и прикидываются, но за опоздавшую работу все равно не платят.
В "Смайлике" с самого начала, с "бартера", парадигма ремесленника разыгрывалась на уровне ролевой игры. (Вообще-то любой клуб можно рассматривать как дискретную ролевую игру.) Но очень жестко! Условия работы - сроки, качество - оплата. Через год такого обучения плюс воспитание можно смело брать коммерческий заказ на создание сайта от любого, даже западного заказчика: сделают.
По моему глубокому убеждению, ремесленное обучение с помощью выполнения учебных, "ненастоящих" работ малоэффективно. Я не буду здесь ссылаться на научные труды, они по этому вопросу противоречивы. Есть и такие, и этакие. Мое убеждение строится исключительно на двадцатилетнем опыте практической работы педагогом. Это - эмпирическое знание.
Высокая эффективность, то есть получение максимума умений, знаний и навыков с минимальными затратами времени, особенно важна для дополнительного образования. Дети могут уделить нам только часть времени, оставшегося от школы и семейных обязанностей. Значит, нужно "уложиться" в этот остаток, используя его как можно рациональнее. Однако закон сохранения в технологии говорит, что всегда что-то делается за счет чего-то. За счет чего клубное обучение становится на порядок более эффективным, чем традиционное?
Да, да, и сна тоже. Помните, я рассказывал, что аккоунт был загружен не менее 16 часов в сутки? Днем - школа, значит, кто-то работал и ночью. Так это еще цветочки, для новичков. Как только Смайлики начинали сами зарабатывать, они первым делом покупали самый дешевый доступ к Интернету. Его в просторечии называют "студенческим" - естественно, не потому, что у студентов есть льготы. Провайдеры продают такую услугу, чтобы заполнить ночные часы простоя оборудования и каналов. У нас это стоило 6-10 $/месяц. За 6$ - с 01.00 до 06.00, за 10$ - с 00.00 до 08.00.
Тем читателям, кто уже рвется бороться за права бедных Смайликов, подвергщихся жестокому обращению: электронные адреса несчастных жертв психологического насилия вы можете найти ЗДЕСЬ.
Для остальных скажу, что, чтобы "заставить" их так трудиться, никаких специальных действий предпринимать не нужно. Это происходит само собой. Психологи, наблюдавшие "Смайлик" и другие клубы, объясняли все это очень подробно, говоря про мотивационные структуры. Я это понимаю, но не настолько глубоко, чтобы кому-то пересказывать.
"Смайлик" - учреждение ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО образования. Ремесленное ремесло вебмастера сейчас есть у каждого выпускника в дополнение к его основной профессии. Все бывшие Смайлики поступили в ВУЗы, большинство - на программистов или системщиков, но есть и социологи, педагоги, менеджеры, и даже один студент Юридической академии - будущий следователь. И ему мирная профессия может пригодиться, в случае чего...
Вернемся, однако, к методике обучения.
Совсем без учебных заданий обойтись невозможно, есть какой-то набор знаний для новичка, который приходится преподавать классическими способами. А в дальнейшем время от времени встречаются "барьерчики". Все это мы старались свести к минимуму, а 95% обучения проходило так.
1. В телеконференции публикуется перечень РАБОТ: требования заказчиков, технические условия, сроки исполнения, оплата. В перечне находятся работы разной сложности, длительности, цены. Срок исполнения чаще всего - неделя, реже - три дня или две недели.
2. В течение суток с момента публикации ученики в той же конференции публикуют заявки на выполнение этих работ. Они сами решают: "потянут" ли эту работу по сложности, есть ли у них сейчас свободное время или лучше пропустить, дождаться следующей серии.
3. Если на одну работу поступило несколько заявок, то педагог проводит нечто вроде конкурса. Чаще всего выигрывает тот, кто опубликовал свою заявку раньше.
4. Ученик, выполняющий работу, находится в приоритетном консультационном режиме: он может обратиться за помощью в конференцию, лично к педагогу по телефону, к другому Смайлику. Обучение новичков и консультации тоже считаются работой и вознаграждаются. Чаще всего ответы на вопросы публикуются в конференции, чтобы их могли прочитать все. Таким образом, автоматически выявляются типичные трудности, возникающие при овладении тем или иным технологическим процессом. Бывает, что вопрос ("барьер") приходится разрешать в очном режиме; обычно это делается дома либо у ученика, либо у учителя (в качестве которого может выступать другой ученик).
5. Если ученик не справляется с работой в срок, ему помогают, берут на себя часть работы, иногда дублируют. Часть зарплаты он получает только в том случае, если обратился за помощью заблаговременно, до срока выполнения работы. А если просто опоздал, то не только не получает ни цента, но и на какое-то время теряет право брать платные и бартерные работы. Пока на бесплатных не докажет, что _может_ справляться.
Вот и вся, собственно, система организации образования. Что, слишком просто? Да. Попробуйте, у вас получится. Без иронии: получится.
Если.
Если в этой игре Вы сможете сыграть роль окружающей жизни. А она жестока. А Вы как, добры?
Не через Интернет. Не знаю почему, но наш опыт проб и ошибок именно это показывает. Через обычные СМИ: газеты, телевидение. Хотя это не доходит до детей напрямую, но им передают родители. Еще можно распространять информацию через школы и другие внешкольные учреждения, через дружественные клубы.
Ни в коем случае не разглашать публично место еженедельной клубной тусовки: его заполнят пустозвоны. Есть несколько других вариантов. Публикуется адрес электронной почты с указанием, что "вступительный экзамен" в клуб проводится по EML. Собственно, все испытание состоит в проверке факта, что человек не только отправил одно письмо, но и ждет ответа. Даже при отсутствии модема, сделать это можно в интернет-клубе, у мамы на работе, у кого-то из знакомых. Фактически проверяются не умения и навыки человека, а его дееспособность и целеустремленность. Другой вариант: публикуется место и точное время встречи претендентов, но не территория клуба, а место проведения ролевой игры. Одна такая называлась "Улыбка планеты", проводилась в районном Доме творчества в течение 8 часов (бутерброды с собой). Компьютеры и Интернет мы туда на это время притащили.
Но самым удачным ходом оказалась городская Олимпиада по Интернету среди школьников. О ней можно писать отдельную статью, а то и книгу, это в другой раз. Все подробности есть на сайте www.olymp.odessa.ua. Здесь важно, что из первой двадцатки лидеров Олимпиады 15 стали членами клуба.
Чтобы не было проблем с поисками работы, следует помнить, что жизнь ремесленника, в отличие от творца, делится на две неравные части: работа и, собственно, сама жизнь. На работе делают то, что нужно заказчику (рынку, как сейчас говорят), и получают за это деньги на жизнь. В самой же жизни есть семья, отдых, досуг, в том числе и клуб. Часть досуга можно использовать для реализации своих творческих способностей. Но денег за это не платят, наоборот, самому нужно тратиться: например, художнику - на краски, писателю - на издание своих книг и т.п.
Попытки совместить творческую самореализацию с оплатой не являются невозможными, но выходят за пределы парадигмы ремесленника, которую мы сейчас рассматриваем. С другой стороны, клуб является не только обучением, но и досугом и местом творчества. Потому и клубное время, и клубные работы делились на две категории: платные и... творческие. Иногда некоторый компромисс составляют бартерные заказы. Строго говоря, неизбежен еще какой-то минимум заданий категории "учебные".
Платные заказы найти так же легко, как и трудно. Достаточно преодолеть очередной психологический барьер, а других на этом пути нет. Есть гигантская незанятая ниша рынка: изготовление дешевых низкопробных сайтов. Не в смысле содержания низкопробных, не порнографических каких-нибудь. А вот таких, как китайские товары: очень дешевых, но с достойным соотношением цена/качество. Для ремесленного обучения и воспитания эти работы вполне годятся. Для того чтобы приступить к поиску таких заказов, нужно иметь какое-то количество уже сделанных сайтов и предъявлять их потенциальным заказчикам: "А вот что я умею."
Когда список готовых сайтов растягивается на экран, можно начинать рыскать по "доскам объявлений" в Интернете, по форумам, обсуждающим поиск удаленной работы, по сайтам кадровых агентств. Сам по себе поиск работодателей, установление контактов и взаимного доверия с ними, отработка способов взаимодействия представляют собой достаточно сложную и трудоемкую работу. Это не тема нашей статьи, но информации об этом опубликовано предостаточно.
Первоначальный список представляют сайты, сделанные бесплатно. Но для сторонних заказчиков. В этой точке интересы маркетинга и педагогики совпадают. Как показывает опыт, наш потенциальный работодатель не в силах разделить в сознании качество нашей работы и содержание сайта. Например, как бы шикарно ни была оформлена личная страница, так называемая homepage, работодатели не воспринимают это всерьез. И наоборот, достаточно скромно сделанный сайт солидной легальной организации, на котором мы числимся веб-дизайнерами, вызывает уважение. Может быть, здесь играет роль и то, что работодатель-то не знает, что сайт сделан бесплатно.
Первый шаг на этом пути мы сделали еще до "Смайлика" в предыдущем клубе "Версия". Дело было в 1996 году, когда количество СМИ, имевщих интернет-версию, во всем русскоязычном Интернете можно было пересчитать по пальцам. В буквальном смысле: их было не больше двадцати. Бесплатных хостингов тоже еще почти не было. Мы вместе с нашими меценатами - фирмой-провайдером - предложили местным газетам и журналам делать их электронные версии. Тогда Одесса на какое-то время стала третьим после Москвы и Питера городом в Рунете по количеству электронных версий СМИ.
Во времена "Смайлика" мы подвергли дизайн этих изданий кардинальной переделке. Сделали несколько сайтов для благотворительных организаций, НКО и даже коммерческих фирм (уже не совсем бесплатно, не без элементов бартера). Сами придумывали поводы для создания сайтов с солидной видимостью. Например, акция по публикации в Сети молодых одесских поэтов и художников. На мероприятия такого рода несложно найти длинный список учредителей (они же ничего не платят!): горисполком, университет, музей. Да и любая коммерческая фирма, если спонсорский взнос сделать почти символическим. Еще немножко игры с размером и цветом шрифтов на экране, и для потенциальных покупателей перечень учредителей воспринимается, как перечень заказчиков. Фактически мы используем их авторитет для своей "раскрутки".
Бесплатные заказы мы и относим к категории "творческие". Строго говоря, это не совсем так. Чистое творчество √ это ситуация, когда Ван Гог двадцать раз рисует один букет подсолнухов, выбрасывая неудачные холсты, и даже гениальный ум художника не в состоянии помыслить, что каждый из этих черновиков будет собирать состояния на аукционах будущего. Но в пределах ремесленной парадигмы и провинциального творческого уровня такая неточность вполне приемлема. Бесплатные заказчики и навязывают достаточно требований, чтобы отработать на них модель "внешнего заказчика", и оставляют на наше усмотрение почти все, касающееся художественного оформления и конструкции, и не настолько жестоки к срокам исполнения работы. Существуют какие-то вполне естественные, но не административные ограничения. Например, если бумажная газета выходит еженедельно, то опоздание электронной версии на неделю, само собой, выглядит дико. Графоманы - участники нашего "Проекта "ОдИн" - задалбывали нас звонками и приходами: "Так когда же я буду в Интернете?" А именно сроки - один из самых трудных элементов ремесленного воспитания. Даже от самых способных к обучению новичков добиться коммерческой точности сроков нам почти никогда не удавалось. А чтобы новичок стал старичком... ему нужно что-то делать. Бесплатные заказы позволяют разрывать этот замкнутый круг.
Следует заметить, что именно в этой точке находится самое слабое место всей концепции клуба. Продолжается коммерциализация общественного сознания. Люди согласны бесплатно учиться и даже платить за обучение, если их посадить за парты и читать лекции. Но они не хотят бесплатно "работать на дядю", производить продукты и услуги, не получая оплаты. Отмазки типа "ты платишь своим трудом за свое обучение" не помогают. Расчеты и сравнения "стоимости" клуба с ценой платных курсов убеждают только "прагматическую" часть сознания, они как бы "от ума", а словосочетание "бесплатная работа" вызывает эмоциональное отвращение. Действует очередной психологический барьер. Мы четко заметили увеличение этого барьера за три года существования "Смайлика", с 1998 по 2000. И это в провинции. Даже в этот период вряд ли можно было воспользоваться этой разработкой в Москве.
Я надеюсь, что эта проблема может быть решена, есть несколько проектов. Но в этой статье я описываю только уже установленный опыт, а все, что уже было, естественно, отчасти устарело: время не стоит на месте.
С другой стороны, средства связи дешевеют, охватывают малозаселенные территории, появляется возможность удаленной работы - это следствие процесса глобализации. А изменение общественного сознания всегда происходит медленнее, чем развитие технологии. Так что русская глубинка, по-моему, может пользоваться проектом "Смайлик" еще многие годы.
С третьей (или четвертой?) стороны, провинциальным педагогам следует учесть другую крайность, связанную с содержанием коммерческих, платных заказов: оно иногда находится на пределе совести. Смайликам приходилось делать сайты с рекламой вечных двигателей, ищущих спонсоров молодых актрис, безработного кинорежиссера в США - бывшего русского националиста, лекарств из Мертвого моря и многоуровневого маркетинга.
Наверное, в каждом регионе и каждом конкретном случае можно найти какой-то баланс этих противоречий.
Вот именно "честно", а не "правильно". В стране, где способов исчисления налогов ровно столько же, сколько налоговых инспекторов, можно говорить только о согласии с собственной совестью.
В "Смайлике" был один генеральный и очень простой способ. При выполнении работ каждый ученик (или его родитель) вступает в юридические отношения с работодателем как частное физическое лицо. Если работы выполняет группа детей, то трудовое соглашение с заказчиком заключает кто-то из родителей по очереди. Педагог играет роль координатора и менеджера на общественных началах. Таким образом, принцип распределенного обеспечения ресурсов распространяется и на сложную и трудоемкую процедуру вычисления и внесения налогов. Каждый родитель или учащийся (если он уже совершеннолетний) сам заполняет свою налоговую декларацию.
Все сопутствующие этому тонкие вопросы - вроде "а не считаются ли помогающие тебе друзья наемными работниками", - должны быть приведены в соответствие с совестью каждого гражданина по его личному усмотрению.
Что касается совпадения нашей совести с аналогичным личным местом (карманом) работников фискала, то наши заработки настолько мелки, что, похоже, не внушают надежды что-то с нас поиметь. Никто нас не трогал, чего и вам желаю.
Интернет - многоликое чудо, более того - чудище нашего времени.
Это и пресловутая виртуальная реальность, дотошно исследуемая психологами и блестяще описанная в фэнтези Сергея Лукьяненко.
Это и искаженное информационное пространство, где есть свои знаменитости, неизвестные в реальном мире. Впрочем, и реальный информационный мир представляет из себя комбинацию множества информационных пространств, искаженных каждый по своему: много ли общих знаков у читателей "Новой газеты", "Лимонки" и "Альфа и Омега"? Но Интернет - самое большое из маргинальных сообществ.
Это и электронная почта, уже ставшая таким же типичным атрибутом организации, как факс, даже в слаборазвитых странах.
Это, увы, и порнография.
Это политическое влияние и пропаганда: даже в слаборазвитой России все, даже мелкие политически партии вынуждены учитывать Сетевой электорат как значимую цифру и делать свои сайты.
Это и сотни миллиардов долларов ежегодных продаж товаров, причем эта цифра за последние четыре года учетверяется ежегодно.
Это и огромный объем коммерческой рекламы; по некоторым подсчетам ею занято 80% всех интернет-ресурсов.
Что мы со Смайликами выбрали для себя из этого всепланетного Диснейленда? Ответ очевиден: мы клеим куклы, шьем костюмы, строим лодки, прокладываем рельсы и подметаем мусор после миллионных толп посетителей. Мы - рабочие этого мира добрых гномов, отважных мышей и ужасных монстров. Мы живем в реальном мире и пьем при встречах настоящее пиво. Если вам, читатель, покажется, что население планеты делится на две неравные части, для большей из которых Интернет - мистическая ирреальность, а для меньшей - место виртуального обитания, вспомните и о нас.
Декабрь 2001
Exam: Visual Basic 6.0 Brainbench Certification
Name: Andrew Stopakevich
E-Mail: stopakevich@hotmail.com.
Country: Ukraine. City: Odessa.
Individual Assessment Results
Module: Visual Basic 6.0 Long. Scored higher than 81 percent of all previous examinees.
Demonstrates a solid understanding of core concepts within this topic.
Appears capable of working on most projects in this area.
Date: 2000-10-12
Exam: VbSscript Brainbench Certification
Name: Andrew Stopakevich
E-Mail: stopakevich@hotmail.com.
Country: Ukraine. City: Odessa.
Individual Assessment Results
Module: VbScript. Scored higher than 95 percent of all previous examinees.
Demonstrates a solid understanding of core concepts within this topic. Appears capable of working on all projects in this area.
Date: 2000-10-12
Exam: HTML 4.0 Brainbench Certification
Name: Andrew Stopakevich
E-Mail: stopakevich@hotmail.com.
Country: Ukraine. City: Odessa. Individual Assessment Results
Module: HTML4. Scored higher than 80 percent of all previous examinees. Demonstrates a solid understanding of core concepts within this topic. Appears capable of working on all projects in this area.
Date: 2000-10-14
Exam: E-Commerce Concepts Brainbench Certification
Name: Andrew Stopakevich
E-Mail: stopakevich@hotmail.com.
Country: Ukraine. City: Odessa.
Individual Assessment Results
Module: E-Commerce Concepts Long. Scored higher than 43 percent of all previous examinees.
Demonstrates a solid understanding of core concepts within this topic. Appears capable of working on most projects in this area.