Технология альтруизма
Оглавление раздела
Неформальная педагогика

Последние изменения
Неформальные новости
Самиздат полтавских неформалов. Абсолютно аполитичныый и внесистемный D.I.Y. проект.
Словари сленгов
неформальных сообществ

Неформальная педагогика
и социотехника

«Технология группы»
Авторская версия
Крошка сын к отцу пришел
Методологи-игротехники обратились к решению педагогических проблем в семье
Оглядываясь на «Тропу»
Воспоминания ветеранов неформального педагогического сообщества «Тропа»
Дед и овощ
История возникновения и развития некоммерческой рок-группы
Владимир Ланцберг
Фонарщик

Фонарщик — это и есть Володя Ланцберг, сокращенно — Берг, педагог и поэт. В его пророческой песне фонарщик зажигает звезды, но сам с каждой новой звездой становится все меньше. Так и случилось, Володи нет, а его ученики светятся. 


Педагогика Владимира Ланцберга


Ссылки неформалов

Неформалы 2000ХХ

Елена Лебедева, Виталий Лебедев
Москва

Школьный театр как транслируемая система

Вообще, достаточно сложно представить себе тот или иной вид искусства как систему. Еще сложнее представить себе технологию транслируемости искусства, так как под искусством, в первую очередь, подразумевают экспликацию субъективного переживания творца, и поэтому словосочетания «системность искусства» и «транслируемость искусства» более подходят на роль оксюморонов, чем понятий. Поэтому, рассуждая о массовом образовании в области театрального искусства, уместнее вести речь не об искусстве как таковом, а о создании условий для участников образовательного процесса, позволяющих развить те самые творческие способности, которые позволят субъектам образно осмыслить и представить окружающую действительность. С этой точки зрения театральная педагогика отличается от педагогики в области наук лишь экспликацией: если в первом случае это субъективный образ, то во втором — к экспликации предъявляются требования четкого соответствия базису конкретной научной модели. Указанная общность позволяет вырабатывать и использовать единые методические подходы к образовательному пространству школы, уточняя конкретные методики для каждого из образовательных направлений.

Очевидно, что продуктом деятельности школьного театра является спектакль, поэтому школьные театральные педагоги уже давно используют компетентностный подход через практико-ориентированную деятельность — те педагогические направления, которые (вполне заслуженно) стали столь популярны в образовательной среде в последнее время. Однако то, что театральная деятельность в школе традиционно относится к кружковой работе, что не позволяет набрать достаточного штата, переводит этот вид образования из массового в эксклюзивный. (Действительно, сколько ребят может задействовать в постановке один кружковод и сколько спектаклей он способен поставить в течение года?)

Можно возразить, что театральная деятельность и должна относиться к эксклюзивному образованию, ведь не каждому дано стать актером или режиссером! Но здесь можно заметить, что в театральной деятельности, кроме указанных, есть еще множество направлений — авторство, работа по свету, звуку, сценография, конструкторство декораций, производство костюмов, грим и так далее и что развитие творческих навыков и умений сопереживать, быть внимательным, чувствовать других людей, принимать на себя чужие роли и действовать сообразно обстоятельствам — должны составлять часть образования всех людей, а не только профессиональных театралов. Именно поэтому такое образование должно быть массовым!

Разрешить противоречие между нехваткой кадров и необходимостью массовости возможно, если адаптировать методики технологии коллективного образования к специфике театральной деятельности. Примерами таких методик и подходов могут стать метод проектов, методика коллективных творческих дел, принцип «дети детям», установка на социальную направленность деятельности и ее продуктов.

Далее мы рассмотрим один из вариантов такой системы в качестве примера. Он взят из опыта детской организации «Остров Сокровищ» 45-й Московской гимназии. Описанные принципы могут быть использованы для построения и других систем с учетом специфики конкретного образовательного учреждения.

Основные принципы, на которых строится описываемая система это:

— устойчивость годовой циклограммы театральной деятельности,

— взаимное обучение учащихся,

— постановка — коллективный проект.

Годовая циклограмма включает в себя следующие мероприятия:

— Концерт «Шаг на сцену»,

— Театральный фестиваль для 5-7 классов,

— Классический бал,

— Выездные сборы в каникулы,

— Постановка крупных спектаклей,

— Тематические концерты и показ тематических композиций,

— Посещение театров и разбор спектаклей,

— Обучение театральным специальностям,

— Работа профильного театрального отряда в летнем лагере.

Каждый из элементов годовой циклограммы выполняет определенную функцию в формировании образовательного пространства.

Главным принципом концерта «Шаг на сцену» является то, что номер концерта должен быть подготовлен специально для него, а участники каждого номера не могут выступать в той же роли, в которой они выступали на предыдущих концертах. То есть постановка каждого номера — это прежде всего поиск ребенком того, что же он еще может сделать для хорошего выступления. Работу со смешанными коллективами 5-7 классов осуществляют старшеклассники, а начиная с 8 класса ребят работают самостоятельно. После подготовки номеров их показывают педагогу, который корректирует их по необходимости. «Шаг на сцену» служит стимулом для занятий творческой деятельностью, привлекает новых ребят в систему.

На Театральном фестивале работа происходит уже по классам. Каждый из 5-7 классов ставит небольшой (15-30 минут) спектакль, а старшеклассники работают с этими спектаклями в качестве режиссеров, организаторов, костюмеров, декораторов и так далее. Педагогами осуществляется только разрешение творческих и организационных проблем. Фестиваль не только способствует формированию общности школы и является красивым действием, но и формирует классные коллективы как рабочие творческие группы.

Классический бал, как правило, посвящается дню святого Валентина. В процессе подготовки старшеклассники ежедневно (в течение примерно 1,5-2 месяцев) осуществляют репетиции классических танцев для желающих, и, с наступлением праздничной даты, проводится сам бал. Задачей бала является не только развитие пластики ребят, но и подготовка средних школьников к репетиционному процессу, который при постановке крупных спектаклей требует отдачи и самодисциплины.

На творческих выездных сборах ребята в маленьких разновозрастных отрядах ежедневно придумывают и ставят небольшое представление по заданной тематике. Особенностью этих постановок является то, что они готовятся в ситуации максимальной свободы, что позволяет ребятам искать новые формы представления и, через ежедневный коллективный анализ, адекватно оценивать свою деятельность и ее результаты.

Крупные спектакли являются квинтэссенцией театральной деятельности в течение года. Каждый спектакль (а их бывает от одного до трех в год) разбирается инициативными группами, в результате чего формируется заказ на написание стихов и музыки, костюмы, декорации, постановку танцев и другие виды работ, который передается остальным ребятам. С помощью педагога каждый из заказов находит своего исполнителя (в том случае, если среди школьников таких людей не находится, всегда можно обратиться к выпускникам). Ставят спектакли педагог и выпускники школы, однако иногда привлекаются и профессиональные режиссеры из числа знакомых и родителей. Спектакли (помимо нравственного осмысления участниками проблемы спектакля) позволяют полученным ранее умениям ребят сформироваться в навыки и являются одними из главных дел, привлекающих ребят к театральной деятельности.

Также в течение года проходят тематические концерты, номерами которых являются театральные миниатюры или отрывки из спектаклей, которые позволяют охватить широкий спектр нравственных проблем и усовершенствовать различные навыки ребят.

В летнем лагере гимназии постоянно работает профильный театральный отряд, в который попадают старшеклассники, которые хотели бы заниматься той или иной театральной деятельностью более интенсивно, чем остальными. В этом отряде происходит совершенствование навыков, что позволяет его членам выступать в роли лидеров в работе в течение учебного года. Ведет работу профильного отряда педагог.

Обучение театральным специальностям также происходит в рамках летнего лагеря, где профильный отряд не только знакомит ребят с различными видами деятельности в театре, но и проводит театральные тренинги. Обучение позволяет восполнить те пробелы в понимании сути театрального искусства, которые возникают в практической деятельности в течение года.

Посещение профессиональных театров позволяет увидеть образцы театрального искусства и, через анализ постановок, приобрести нравственный опыт, а также познакомиться с приемами, использованными в постановках.

Реализация всех дел, входящих в циклограмму, была бы немыслима силами одного-двух (и даже пяти) педагогов, поэтому крупная часть работы выполняется старшеклассниками, выступающими в качестве режиссеров, организаторов, авторов и так далее. Однако это не главный аспект! Существенно важнее то, что в процессе взаимодействия ребята обучают друг друга, и накопленный каждым опыт передается в непосредственной деятельности, что, с одной стороны, развивает ребят более интенсивно, а с другой стороны, позволяет этой образовательной системе быть устойчивой.

Каждая миниатюра, сценка или отрывок, каждый спектакль является коллективным проектом, то есть наполняется содержанием и планируется группой людей, объединенных общей целью и общими представлениями об этике, где каждый несет ответственность перед другими за свой участок работы, будь это работа актера или изготовление декораций. Так как таких проектов очень много в течение учебного года, то уровень сложности и ответственности в каждом из них выбирается индивидуально: в этом спектакле ты — в главной роли, а в следующем ты занят в массовке или отвечаешь за свет. Проектный подход позволяет не только структурировать работу (коллектив разновозрастной, и даже выбор времени репетиций может оказаться проблемой), но и выводит ребят с позиции участников в позицию созидателей и авторов спектакля.

Может возникнуть резонный опрос: а где же, собственно, театральное искусство? А оно возникает позже, когда выпускники приходят в творческие студии, студенческие театры, становятся музыкантами, фотографами и иногда даже актерами; когда они возвращаются в школу в качестве режиссеров, чтобы помочь ребятам поставить очередную сказку или отрывок, написать новую песню, поставить танец… Искушение творчеством в детском возрасте не может не дать своих плодов во взрослой жизни.

2012 год.

Обсудить на форуме  |   Обсудить в ЖЖ



Для печати   |     |   Обсудить на форуме



Комментировать:
Ваш e-mail:
Откуда вы?:
Ваше имя*:
Антибот вопрос: Сколько лет длилась столетняя война?
Ответ*:
    * - поле обязательно для заполнения.
    * - to spamers: messages in NOINDEX block, don't waste a time.

   


  денис Wed 01-Sep-2021 15:15:45  
   Санкт-Петербург  

отличная статья, я ее бы на своем сайте http://site439.ru перепостил, если вы не против



  Никаких прав — то есть практически.
Можно читать — перепечатывать — копировать.  

Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования  
Rambler's Top100