Как дойти до такой жизни (часть II)

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Неформальная педагогика >> Как дойти до такой жизни (часть II) >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5A/28/59


Виталий Лебедев
Москва

Републикация с разрешения автора. Оригинал здесь.

Как дойти до такой жизни
...или о газете «Остров» и обо мне

Часть II

(Первую часть можно прочитать ЗДЕСЬ).

Этапы жизненного пути

Наверное, жизнь «Острова» принципиально не отличается от жизни любой другой школьной газеты… Рождались и умирали рубрики, сменялись поколения ребят, привнося с собой в газету нечто новое, бывали и конфликты со школьной администрацией…

В начале своего существования газета была направлена только на островитян и соответственно, основная масса материалов представляла интерес только для них: ставились и обсуждались острые вопросы организации, освящалась ее деятельность. Первые конфликты с администрацией гимназии начались тогда, когда была предпринят попытка поставить на повестку дня вопросы общешкольного масштаба: взаимоотношение учителей и учеников, какие положительные и отрицательные стороны несет в себе ремонт школы в урочное время, функции и полномочия охраны школы и так далее… Два раза газету обещали даже закрыть, однако запрет на использование школьного оборудования не смог бы привести к прекращению ее выхода, так как газета издавалась одновременно на материально-технической базе двух школ (гимназии 45 и средней школы 518), а также на домашнем оборудовании членов редколлегии, думаю, что и педагогическая миссия газеты была очевидна, поэтому угрозы закрыть так и остались угрозами. Однако эти конфликты не прошли даром и, с течением времени подобного рода материалы просто исчезли из газеты, уступив место описательным или проблематике более общего масштаба, не касающейся напрямую школы или затрагивающей только внутриостровные вопросы.

Сроки жизни рубрик варьировались от нескольких месяцев до нескольких лет. Постоянно шел мониторинг читательского интереса, в основном, через анкеты, которые распространялись вместе с номерами свежего выпуска. Через анкеты получали обратную связь не только по качеству материалов, но и по их тематике. Наибольшей популярностью в течение долгого времени пользовались такие рубрики, как «Литературная страничка», рубрики с историческими материалами («История», «Музей победы»), «Проблемы», которая с течением времени, по уже изложенным причинам преобразовалась в рубрики «Размышления». Вторыми по уровню популярности всегда были рубрики с новостными материалами, содержащими, в основном описания и фоторепортажи дел, которые проходили в «Острове Сокровищ» и школе. С разной периодичностью возникал интерес к интервью и портретным очеркам, направленным на знакомство с персоналиями (рубрики «Наш человек», «Учитель», «Наш класс»). Последние несколько лет стали пользоваться популярностью материалы с описанием различных мест мира («Terra incognita»), а также литературные и кино обозрения. В свое время был всплеск интереса к статистическим материалам, которые публиковались, в основном, в рубрике «Проблемы» и представляли из себя выжимку из социологических опросов самого широкого спектра тем: от «Какие подарки дарят на восьмое марта?» до «Какие проблемы школьной жизни вас волнуют?».

Наверное, особое внимание стоит уделить рубрике «Обо всем». В свое время встала проблема, что в газет совершенно нет места материалам от самых младших гимназистов -пяти и шестиклассников, тогда как интерес у этих параллелей к газетной деятельности наблюдался весьма большой. Попытки привлекать их к написанию материалов в рамках существующей концепции потерпели неудачу: с одной стороны, ребята не справлялись с минимально-требуемым уровнем качества материалов, часто писали и вовсе не по заданной теме; с другой стороны, желающих было существенно больше, чем планируемых материалов. В результате очередного заседания редколлегии было принято решение о создании специальной рубрики «Обо всем» для небольших материалов произвольной тематики, позиционируемой, как площадка для самореализации развития молодых журналистов.

Внутри редакции эта рубрика называется «Кошки». У этого неофициального названия весьма смешная история. Дело в том, что при обсуждении концепции рубрики постоянно вставал вопрос о том, что же интересует 5-6-тиклассников и о чем они будут писать, если дать им полную свободу выбора. Конец осуждению положила фраза одного из членов редколлегии: «Так они же все про свою любимую кошечку напишут!», после чего все согласились с тем, что тема про кошечек, нисколько не противоречит предполагаемому содержанию рубрики, главное чтобы кошечек было не более одной на номер, рубрику утвердили и стали с тех пор именовать ее не иначе как «Кошки». Кстати, опасения не оправдались и рубрика получилась вполне себе планируемой, а материалы в ней в духе общего содержания газеты, просто заметки были почти крошечными, что никоим образом не умаляет их значимости.

С течением времени трансформировалась и цель, которую ставили перед собой издатели газеты.

В период основания газеты основная идея была в организации диалога сначала между островитянами, несколько позже между всеми школьниками и учителями. К сожалению, диалога на страницах газет не получилось… Нет, это не означает, что публикуемые материалы оставляли читателей равнодушными! После очередной публикации разворачивалось достаточно оживленное обсуждение, правда, где угодно, но не на страницах газеты. Учителя предпочитали личное общение, администрация, как правило, просила зайти в тот или иной кабинет, школьники дискутировали в кулуарах или в интернете. Обращения с просьбой изложить свою позицию на страницах газеты отклика не встречали… Если во всех остальных аспектах жизни газеты для меня практически все прозрачно, то вопрос, почему при столь активной реакции почти никто ничего не отвечал на страницах газеты — для меня до сих пор остается предметом поиска…

Но коль диалогов развернуть не удалось, то цель изменилась с интерактивной, на провокационную — ставить вопросы над которыми есть что подумать, ну, и в плюс к этому, конечно, традиционный список задач практически любого школьного издания: расширять кругозор читателя и (исторически-архивный аспект) освящать события школы и организации.

Примерно, с осени 2003 года де факто (а с 2005 года де юре) «Остров» превращается из газеты детской организации «Остров Сокровищ» в общешкольную газету Гимназии 45. Причинами этому послужили временная приостановка деятельности организации в 518-й школе, а чуть позже, возникновение в ней собственной школьно-островной газеты «Начало отсчета»…

Развитие газеты в первые семь лет жизни, пожалуй не представляют большого интереса... Нет, это не означает, что было скучно, напротив, было очень интересно, но весьма предсказуемо. Последние два из этих семи лет (2003-2005 гг.), руководство газеты осуществлялось исключительно главным редактором, моя же роль сводилось к редким советам, поддержкой материально-технической базы и помощи главному редактору в организации и проведении анализа и рефлексии после выхода очередного номера. Несмотря на незначительную мою роль в газете в тот период основные технологические и педагогические принципы оставались практически неизменными за счет той самой традиционности, о которой я писал ранее.

Единственным принципиальным нововведением того периода стал частичный переход при подготовке очередного номера в интернет. Эта мера была вызвана усложнением расписания учащихся, делавшая очную встречу всех членов редколлегии практически невозможной...

Я завел форум для подготовки материалов в сети. Так появилась у нас первая интернет-версия редакционно-издательской системы (РИС). Опыт работы оказался настолько удачным, что уже буквально через 2 года практически все дела «Острова Сокровищ» готовились при помощи форума (не только газета, но и ролевые игры, творческие дела на сборы и для школы, подготовка летнего лагеря, работа профильных отрядов, подготовка сценариев и текстов печен для спектаклей). Переход на форум позволил не только сэкономить время на подготовку очередного выпуска и сделать возможной «встречу» всех членов редакции, но и вернуть в жизнь газеты выпускников, как основных помощников в работе с корреспондентами над качеством материалов.

Примерно, в 2005 году произошла окончательная сегрегация, когда ко мне подошел главный редактор и попросил совсем не участвовать в процессе подготовки и анализа газеты. Этот период жизни газеты представляется для меня наиболее интересным: насколько детским коллективом будет удержана педагогическая концепция газеты, как изменится содержание, какие появятся, а какие отомрут технологические приемы.

С опаской я ожидал, что старшие ребята начнут перетягивать «одеяло» на себя в ущерб развитию младших и качество газеты станет более значимой, чем развитие членов коллектива. В чем-то мои опасения оправдались, в чем-то нет…

Нет, освободившись от взрослого влияния ребята не стали коренным образом реформировать газету — принципы ее существования основывались далеко не только на традиции, но и на осознании ее педагогической миссии; однако для удержания и передачи этой миссии более младшему поколению, видимо, ребята оказались еще не готовы…

Я не считаю это моим педагогическим проколом, скорее это неизбежная плата за «взрослую жизнь» газеты. Газета выросла и «ей» постепенно стало скучно в школе… Вот уже полгода выпускники выпускают свой «Живой Остров» в виде блога в интернет — одно качество перешло в другое. Не стоит думать, что кризис катастрофический — нет, газета по прежнему выходит, даже качество материалов, пусть и просело в последний год, но не сильно. Важнее другое, что в период после сегрегации потенциальная энергия возможностей газеты стала переходить в кинетическую энергию качества, в настоящий момент этой потенциальной энергии уже практически не осталось…

Так как газета «Остров» — интеграционная часть педагогического пространства под название детско-юношеская организация «Остров Сокровищ», то на ее развитие не могли не повлиять и другие процессы, происходящие в организации.

Думаю, что по качеству газеты только опытный эксперт сможет определить ее кризис, так как внешне газета мало изменилась, но внешнее, как известно, далеко не всегда совпадает с внутренним…

Все это заставило меня некоторое время назад написать открытое письмо ко всем островитянам, которое, думаю, будет представлять интерес не только для нас, но и покажет некоторые тенденции и опасности в развитии газеты как таковой.

О кризисах подросткового возраста

Я привожу это письмо полностью, так как считаю, что рассмотрение нашего кризиса может стать опытом и для других школьных изданий. Я несколько сгущаю краски, но это исключительно для акцентирования проблемы, которая может перерасти из кризиса в коллапс.

История — то, что позволяет понять, прежде всего, не то, что было так или иначе, а то, почему происходило так и что ожидает нас в ближайшем будущем.

...Газете «Остров» 13 лет. Подросток, со всеми характерными для подросткового возраста свойствами: эйфорией и апатией, «маятниковым настроением» — от восторженного, побуждающего (действовать, творить) до полного отрицания и нигилизма.

Как часто в этом подростковом возрасте совершаются поступки, которые закладывают основу для всего нашего будущего под названием «взрослая жизнь». Эти поступки вкладывают новые кирпичики в фундамент будущего, но и, иногда, разрушают то, что уже было положено в основу...

Думаю, ни для кого не секрет, что сейчас в газете идет очередной подростковый кризис... Хочу верить и надеяться, что подростковый, а не системный...

Всё мое существо сопротивляется тому, чтобы сесть и все разложить по полочкам: какие предпосылки существовали для этого кризиса, как он развивался и к чему приведет впоследствии...

Однако, несмотря на мое эмоциональное нежелание, видимо, пришла пора сесть и задуматься. Потому как (опять же, неясно, на уровне ощущений) вырисовывается не очень веселая картинка, более похожая на тот подростковый поступок, о котором придется жалеть в будущем.

Итак, на мой взгляд непрофессионального историка, предпосылки были следующими:

  • сегрегация,
  • ориентация на производственный результат,
  • затехнологизированность производства,
  • бурное развитие ролевых игр.

Первые три я отношу к внутренним, последнюю к внешним (по отношению к работе редакционного коллектива).

Теперь попробую чуть подробнее.

Период активной сегрегации проходил примерно 5 лет назад и имел, в первую очередь, весьма положительные последствия. Коллектив газеты (а был именно коллектив) стал практически полностью самостоятельным и в минимальной степени зависящим, как от технического участия более старшего поколения, так и от содержательного. Однако вместе с этим произошел и некоторый отрыв от традиции, коей следовала газета до этого, смена технологии и практически полный отказ от содержательного влияния взрослых вообще и меня, в частности.

Данный переход ознаменовался положительным качественным изменением газеты: материалы стали интересней, газета стала выходить в два раза чаще, возрос полиграфический уровень.

Произошел, на мой взгляд, переход потенциальной энергии в кинетическую.

Но, несмотря на эти, безусловно, положительные сдвиги кое-что стало уходить на второй план и, с течением времени, практически исчезло. Это «кое-что» я бы определил, как коллективная творческая деятельность. Коллективные планерки (когда коллектив встречался и обсуждал план номера, содержание статей следующего выпуска и долгосрочные содержательные планы газеты — наполнение рубрик, интересные темы «про запас») стали всё реже и реже, а после и вовсе прекратились.

А ведь эти планерки подспудно выполняли еще несколько важных функций:

  • для новичков и «пограничников» давали ощущение активной причастности к общему делу,
  • реализовывали принцип «к общению через деятельность»,
  • давали возможность обсуждать и анализировать то, что уже сделано, а не только то, что планируется сделать,
  • и, как ни странно это может показаться, давали мощную основу для реализации принципа «подготовь себе смену».

Постепенно исчезла тусовочность (в хорошем смысле этого слова), атмосфера, заинтересованность в общем результате. Короче, из «к общению через деятельность» осталась только «деятельность»... Усилилась содержательная роль выпускающего редактора, но ему оказалось негде набираться опыта, так как анализ вышедших номеров перешел из коллективной стадии в стадию индивидуального обсуждения с главредом (что тоже неплохо, но существенно менее эффективно, чем коллективное обсуждение + менее индивидуально (если осталась необходимость)).

Грубо говоря, работа в газете стала скучнее для новичков и «пограничников». (Понятно, что для людей с высоким уровнем потребностей (в пирамиде Маслоу) интерес заключается в социальном результате, а не в процессе. Однако здесь важно понять, что в нашем конкретном случае этим социальным результатом и является долговременный интересный и полезный процесс. Он и есть та потенциальная энергия, о которой я писал раньше.)

Ориентация на производственный результат... Кто ж не знает, что проще сделать самому, чем добиться качественного результата от «глупого пятиклассника»?! Соблазн делать хорошо велик, но он соответствует животному «выживает сильнейший», а не гуманитарному «всем есть место под солнцем». С течением времени в «ядре» газеты «выжили» самые сильные: интеллектуальные, совестливые, работящие... (Под ядром я понимаю людей, кто добровольно принимает на себя ответственность за жизнь газеты.) Но их мало. На сегодняшний день, я бы сказал, что из школьников — это только Лера (главный редактор — примечание автора).

Консерватизм всегда противодействует прогрессу — это очевидно! Но он же противодействует и регрессу...

Безусловно, эта и предыдущая предпосылки коррелированны, ориентация на процесс — есть педагогическая задача, и сегрегация от старшего поколения (что в данном случае эквивалентно педагогическому составу) естественным путем приводит к повышению качественного уровня продукта, но и тем же самым естественным образом закладывает «мину замедленного действия» для любого будущего дела, так как смещается акцент с самореализации новичка к самореализации старичка.

Конечно, педагогическая рамка — это задача педагога, а не коллектива и главреда. Самонадеянно уверовав в то, что система самодостаточна для производства и самовоспроизводства, я упустил тот момент, когда было необходимо внести нужную долю консерватизма и либо не допустить сегрегации, либо вернуться в коллектив в ином функциональном качестве, но удерживая при этом свою педагогическую функцию...

Скачок в развитии газеты рекуррентно (то есть, стал возможен благодаря... и одновременно повлиял на...) определил новую технологию производства: основная часть работы была перенесена в интернет. Вместе с предыдущей предпосылкой он дал те изменения, о которых я уже писал: повысилось полиграфическое и содержательное качество, уменьшился период выпуска газеты; вместе с этим новая технология позволила больше привлекать выпускников — появилась удаленная редактура и корректура. Но, к сожалению, новая технология оказалась технически прогрессивной, но совершенно не гуманитарно-ориентированой. Из газеты постепенно ушел Человек. Человек превратился в функцию (автора, редактора, корректора и так далее). Это еще одна причина перехода от коллектива единомышленников к производственному коллективу. Однако уже давно известно, что первичной мотивацией существования производственного коллектива в современном обществе является материальное стимулирование... То есть, не наш вариант. Совершенно не наш, противоречащий идеологии «Острова Сокровищ», как. Что еще может быть мотивом производственного коллектива? Вспоминая советское прошлое, с уверенностью могу сказать, что идеология (сколько великих свершений было сделано под девизом «Даешь!» и флагом Родины, во имя которой!..) Однако, когда идеология входит в прямой конфликт с реальностью, возникает личностный коллапс. К примеру, (говорят) человек, придумавший трубочкообразные бумажные упаковки для мерного сахара, покончил с собой, узнав, что люди разрывают его пакетики с краю, а не по его идее — в центре. Что будет с Вами, если Ваш продукт окажется никому не нужным, а тем более вредным и не реализует ту идею, ради которой он был задуман и произведен? Ну, потеря мотивации, как минимум.

Думаю, все со мной согласятся, что ориентироваться на востребованность школьной газеты, как социального продукта (если газета, конечно, не является экстравагантной, скандальной (что, в свою очередь просто невозможно в нашей школе)), несколько наивно. Именно поэтому мотив в работе в газете принципиально не может быть построен на идеологической основе. Или, лучше сформулировать так — редакция школьной газеты не может существовать как производственный коллектив!

Но из этого совершенно не следует делать вывода о том, что газета — только лишь средство для удовлетворения интересов и амбиций ее издателей. Все дело в балансе! В балансе социального и личного интересов. Можно сказать так: центром школьной газеты является социально-ориентированый Человек. То есть, смысл существования школьной газеты это интересы, амбиции и развитие ее издателей, а вот центр внимания ее издателей — потребности социума. Но это уже педагогическая, а не производственная задача.

Я с печалью оглядываюсь назад и пытаюсь разглядеть тот момент, когда мной была упущена педагогическая рамка, когда самореализация членов коллектива в качественном продукте стала превалировать над самореализацией новичков и «пограничников». Когда Газета, как продукт, вытеснила из процесса ее создания Человека.

В итоге качественного повышения уровня газеты возникла «мина замедленного действия», которая постепенно превратила коллектив в группу, сделав практически невозможным реализацию принципа «подготовь себе смену».

Ролевые игры... Бурное развитие этого направления привело к оттоку из газеты людей. Это вполне естественный результат. В доролевой период за удовлетворением своих интеллектуальных потребностей островитянин шел в газету. Теперь у него есть возможность реализовывать себя в ролевых играх. При этом в RPC присутствуют практически все основные мотивы: коллективная деятельность, креативная деятельность, театральная деятельность, интеллектуальная деятельность. Короче — мощнейший конкурент!

Но почему тогда не происходит оттока из театральной деятельности?

А кто сказал, что не происходит? Происходит! Просто уровень театральной деятельности в настоящий момент достаточно высок, и ролевые игры пока не могут конкурировать с ней по качеству продукта (что для продвинутых островитян является достаточно мощным мотивом). Высок, но доступен! В газете тоже высокий уровень, но его полнофункциональность доступна в настоящий момент 2-3 людям из числа школьников.

Остановлюсь подробнее на сравнении театральной, ролевой и издательской деятельностей.

Газетная и театральная деятельность схожи в своей глобальности. Несмотря на то, что и в той и в другой есть проектный подход, тем не менее, оба направления требуют регулярной длительной работы, взятием на себя долгосрочных обязательств, в том числе, за существование проекта, как такового. В отличие от них современное состояние RPC (Role Playing Course, программа деятельности ролевого отряда — примечание автора) позволяет ограничивать проект месячным сроком, но, что более существенно, игры RPC независимы друг от друга, то есть, ответственности за долгосрочный процесс RPC ни у кого, кроме топ-организаторов, не присутствует (и не тяготит, соответственно). Газета, как периодическое издание, не может существовать без долгосрочных обязательств, любой спектакль — тоже.

Невысокий уровень теории и навыков при современном состоянии ролевых игр у нас также делает их очень привлекательными. В газете для того, чтобы добиться хороших результатов, необходимо некоторое время учиться. В театре это реализуется через увеличенное время репетиций для тех, кто необходимыми навыками не обладает и отбором (пусть и минимальным), а также, достаточно мощным бэкграундом в виде КТД-шек (коллективных творческих дел — примечание автора) и ежегодных театральных фестивалей, которые дают ту самую подготовку, без которой плодотворная работа в театре просто немыслима. Для разработки ролевой игры можно прийти с «нуля» (с точностью до опыта работы в отряде (лагерном или на сборе) и в орг. группе, однако, специальной дополнительной подготовки не требуется).

Эти три фактора: краткосрочность проектов, независимость проектов друг от друга и отсутствие требований к специальной подготовке, — делают ролевые игры весьма привлекательными (рыба ищет, где глубже, человек, где лучше, а подросток, где проще). В ролевых играх сейчас проще, с одной стороны, с другой стороны, присутствуют все мотивационные составляющие.

Я не берусь рассуждать, плоха или хороша сложившаяся ситуация. Почему она сложилась именно так, а не иначе. Она такая, какая есть. Она — есть реальность.

Теперь, когда предпосылки (где-то и причины) кризиса изложены, самое время сделать выводы, принять решения и наметить пути!

Только вот что-то не намечаются у меня пути. И решения не принимаются. Ощущение какой-то запутанности. Приходят какие-то импульсивные решения-фантазии, которые при взвешивании оказываются скорее фантазиями, чем решениями. Например, свернуть со следующего года проект под названием «Газета Остров» и замутить новый проект, типа «Журнал Остров»... Но начинаю раскладывать по составляющим и получается, что это импульс, а не решение.

Не знаю, что делать... Правда, не знаю...

Но хоронить газету тоже не хочу. Она ж еще подросток. А хоронить детей — это неправильно. Законам нормальной жизни противоречит.

P.S. Если у кого возникнут какие мысли — пишите. Может, что коллективно и придумаем...

Реакция на письмо от выпускников последовала незамедлительно, практически от всех экс главных редакторов и многих экс-членов редакции. Это радует. Значит, газета была и остается значимой частью их жизни. Причем, что особенно важно, газета как педагогический процесс, а не столько как продукт, а это значит, что желание подарить другим кусочек счастья своего детства является не только моим субъективным переживанием, но воспринят и транслируем нашими выпускниками…

Не знаю, что конкретно получится из уже развернувшегося обсуждения развития газеты, какие решения будут приняты в профильном отряде летом, предстоит мне вернуться в газету или она преодолеет кризис самостоятельно или за счет потенциала выпускников… Да, наверное, эта конкретика и не столь важна, а важна та живая жизнь, внешним результатом которой является наша газета. Я уверен, что так или иначе этот кризис будет преодолен и что случится еще не один болезненно переживаемый кризис, но ведь, болит, значит живет!...

20 лет детства

Наверное, можно было бы и закончить предыдущим разделом, так как непосредственно о газетно-издательском деле сказать уже нечего, но я уверен, что любое педагогическое действо (а я рассматриваю процесс школьного издательства именно как педагогическое действо) немыслим без осмысления себя, как педагога в этом действе.

Можно конечно написать, что работа над газетой дает возможность ребятам самореализоваться, развивает навыки групповой работы, учит ответственности, формирует нравственные принципы, что различают профориентационные и общеразвивающие школьные издательские проекты, и все это будет правдой… Но эта правда будет не совсем полной…

У меня в этом году личностный юбилей — 20 лет в педагогике… За это время я принял на себя массу педагогических ролей: вожатый, руководитель, учитель, инструктор, супервайзер, консультант. Все эти роли живут во мне одновременно и заставляют действовать сообразно каждой конкретной педагогической задаче, которые встречаются на моем пути. Но эти роли — всего лишь методы из которых практически невозможно понять идею каждого конкретного педагога. А без идеи не бывает Педагога!

Вообще, рассуждая о то том, что есть настоящий Педагог нельзя обойтись без пафосности — роль такая. Педагогичность, на мой взгляд, есть некое миссионерство, трансляция и репродукция Идеи подрастающему поколению. Без Идеи остается только функционерство. Это миссионерство таит в себе и опасность — так легко спутать то что нужно Ребенку с тем, что нужно конкретно тебе от ребенка, но это вопрос исключительно совести и постоянного саморазвития, как критического взгляда на собственную совесть.

Моим комплексом, крестом, миссией, Идеей всегда было Детство. То детство, которое позволяет быть счастливым, позволяет открывать в себе, в окружающем мире что-то новое, радоваться этим открытиям и, в конечном итоге, научаться радоваться от процесса дарения себя, своего творчества и труда другим. То детство, которое позволяет стать счастливым взрослым.

Наверное, моя Идея не была всегда такой; наверное, она еще измениться с годами; но в настоящий момент я искренне верю, что прошедшие 20 лет были посвящены именно ей. И все спектакли, которые я поставил, газеты, в создании которых участвовал, ролевые игры, тематические дни, которые разрабатывал и проводил, проведенные лагеря, походы, сборы и уроки — есть ничто иное, как инструменты реализации этой Идеи.

В последние годы окрас этой Идеи несколько сменился, если раньше моим страстным желанием было вместе с коллегами создавать такие педагогические системы, которые не только реализуют Идею, но и смогут существовать самостоятельно, без ее создателей, то сейчас, в очередной раз столкнувшись с реалиями нашей страны, я начал мыслить более приземленно и прагматично — задача минимум, чтобы «Остров Сокровищ» просуществовал в нынешнем педагогическом качестве хотя бы еще 20 лет, до тех пор, пока мои собственные дети не пройдут все этапы этой системы.

Очень хочу «…сил, чтобы сделать то, что могу, смирения принять то, чего не в силах изменить и мудрости отличить одно от другого», а еще, очень хочу, чтобы моя Идея жила! В учениках! Иначе, зачем все это?

Обсудить на форуме  |   Обсудить в ЖЖ



Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования