Как дойти до такой жизни (часть I)

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Неформальная педагогика >> Как дойти до такой жизни (часть I) >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5A/28/58


Виталий Лебедев
Москва

Републикация с разрешения автора. Оригинал здесь.

Как дойти до такой жизни
...или о газете «Остров» и обо мне

Часть I

Вначале было детство

Говорят, что выбирая профессию мы тем или иным образом реализуем свои комплексы. Кто-то, в последствии, их переживает и изживает, кто-то остается с ними на всю жизнь…

Моим комплексом, который в конце школы заставил меня серьезно задуматься над профессией педагога, позже привел в вожатский отряд и, наконец, забросил в конце института (совершенно не педагогического) в школу было страстное желание не расставаться с детством.

Детство — оно такое многогранное. Мне повезло с детством! Нет были в нем и горькие слезы от несправедливости, и не взятые высоты, и разочарования — наверное, также, как и у всех, но было в нем и то, что захватило меня в возрасте 11 лет и не отпускает до сих пор. И имя ему — коммунарство.

Кто знает, как повернулась бы моя жизнь (хотя я уверен, что случайности бывают только закономерными), если бы в 5 классе меня не пригласил поехать в Лагерь Пионерского Актива наш вожатый — Андрей (тогда еще просто Андрей) Валерьевич Белов, ставший для меня на многие годы Учителем и Другом.

Именно там, в лагере я увидел, почувствовал и принял для себя иной, нежели в школе тип отношений, где ценным оказывалось не то кто ты, а то что ты делаешь, где деятельность была интересной и творческой в какой бы области она не лежала: разучивания барабанных маршей или выпуска газеты, прополки овощных культур или обучения…

Позже я понял причину этого интереса — вся деятельность была исключительно добровольной, в результате этой деятельности получался какой-либо продукт и, что самое важное, этот продукт был востребован, был реально кому-то нужен. Даже на учебе было совершенно очевидно, что те знания и умения, которые мы приобретаем нужны для вполне конкретных дел, и что уже завтра мы применим их для написания сценки, выпуска газеты или организации праздника для малышей.

Волей случая моей пионерской специальностью стала редактор газеты. Я прошел курсы повышения квалификации (которые тогда назывались просто учебой редакторов) и возвратившись в школу стал выпускать периодическую стенную газету. Не могу вспомнить и оценить, насколько она была качественной и насколько интересной, но очень четко помню, как поменялось мое отношение к литературе, русскому языку и рисованию, насколько интереснее мне стало на этих уроках, я перестал ходить на эти уроки, как на учебную повинность — у меня проснулся интерес к ним. И на уроках и после я стал мучить учителей вопросами, которые рождала во мне работа над газетой. Я по-новому посмотрел на своих одноклассников и других школьников — меня беспокоил вопрос, насколько интересна им моя газета, хотелось, чтобы читателей было как можно больше и это привело к тому, что я стал знакомиться с интересами других ребят и открывать их для себя с новых, иногда, совершенно неожиданных сторон. Скоро в редакцию «поросились» еще несколько человек… Я не могу вспомнить деталей: ни тем статей, ни рисунков, ни, даже, логотипа той детской газетки, но очень четко помню ощущение огромной радости, которое я ощущал делая общее и нужное (в чем я тогда был искренне убежден) дело.

Андрей часто интересовался, как идут дела в газете, но никогда не писал статей, не рисовал и не верстал газету, но при этом у меня всегда было ощущение, что он один из нас — тех кто ее выпускает. В основном, он задавал вопросы: а почему мы делаем так или иначе, а читали ли мы вот такую книжку, которая перекликается с темой очередной статьи, почему выбран именно этот жанр для этой статьи… И хотя ответы на эти вопросы приходилось искать самим, но этот поиск был намного интересней, чем если бы он просто рассказал что и как надо делать по уму…

Именно тогда у меня сформировались некие образы, которые впоследствии я смог формализировать в понятия Учитель и Ученик.

Учитель — тот, кто создает образовательную среду. Среду в которой возникает мотивация Ученика в деятельности, в которой тот может присвоить себе некоторые знания, развить умения и получить навыки и через вполне реальную практическую деятельность сформировать у себя компетенции в совершенно разных областях, в которой формируются его базовые нравственные основы. И ключевыми элементами этой среды являются творчество, свобода и ответственность как неотъемлемая часть свободы.

К моему глубокому сожалению, та образовательная среда, которая существовала в коммунарских лагерях моего детства, практически не востребована современным образованием. Конечно существуют отдельные очаги с схожими подходами: парк-школы, Школа самоопределения, школы Щетинина, вальдорфские школы; существуют отдельные учителя и группы учителей, реализующие эти подходы в рамках обычных школы, но процент этих школ и учителей ничтожно мал… В массовой же школе процветает безответственность (как результат оценки качества образования по количественным показателям положительных отметок), оторванность от реальных неутилиарных потребностей учеников (где естественные потребности детей в деятельности, в творчестве, в общении, в удовлетворении познавательного интереса не только не находят своего места в образовательном процессе, а, напротив, гасятся, так как входят в противоречие с внешними признаками классно-урочной системы), прагматизм и утилитаризм (когда формальным результатом образования становится поступление в ВУЗ, а не реальное развитие человека, чему, в свою очередь, не могло не поспособствовать введение ЕГЭ), взаимное неуважение учеников и учителей…

В современной образовательной науке накоплено уже достаточно теоретического и практического материала, которые смогли бы изменить столь плачевную ситуацию, но это потребовало бы серьезных изменений существующей системы и повышенного внимания других государственных структур к образовательным проблемам.

    В частности:

  • постепенное повышение статуса учителя, через ужесточение требований к компетенциям учителя и одновременным повышением его уровня доходов,
  • изменение системы оценки качества образования, которое позволяет получить то или иное образовательное учреждение: существование независимых оценочных комиссий, оценка образовательной среды школы, а не отметочных результатов выпускников,
  • перенос акцента в оценивании учеников с отдельных ЗУНов в область компетенций по решению комплексных учебных задач, в частности развитие проектного подхода и критериального оценивания,
  • изменение системы промежуточного оценивания учеников: повышение значимости общеучебных навыков, социального развития, кругозора, уровня решаемых проблем,
  • гуманизация образования, как создание мотивационной среды для формирования и удовлетворения познавательного, коммуникативного, творческого и деятельного интереса учеников, фактически переход на практико-ориентированный подход с поливариантом выбора ближайшей зоны развития, как инструмент формирования индивидуальной траектории развития ученика,
  • смещение содержания образования в область социального и художественного развития,
  • формирование института методического обеспечения, как инструмента разития школы и неотъемлемой части ее образовательного пространства.

Однако, вышеизложенные подходы (пусть и объективно реализованные в отдельных школах), при проекции на наш менталитет сразу выглядят утопичными… Поэтому каждый учитель сам для себя определяет долю своей ответственности перед будущим общества и будущим конкретных учеников и сам выбирает тот участок работы, который оказывается ему по силам и соответствует его нравственным убеждениям.

Я выбрал детско-юношескую организацию «Остров Сокровищ».

Островок детства и что было до рождения «Острова»

«Остров Сокровищ» начался с мечты… Двадцать лет назад мы с Димкой Путимцевым сидели ночью у костра нашего последнего Лагеря Пионерского Актива и мечтали. Страну все сильнее захлестывал водоворот перемен и было совершенно очевидно, что старая форма пионерской организации себя изжила, а значит, что и нашему коммунарскому детству пришел конец… Мы сидели и мечтали, как было бы здорово сделать свой лагерь, а еще лучше свою детскую организацию, в которую мы возьмем все то хорошее, что было в нашем детстве, а формализм, которого тоже было достаточно, как в школе, так и в пионерской организации брать не будем…

Может быть для меня это и осталось бы навсегда мечтой, если бы через 3 года Дмитрий (а тогда еще просто Димка) Александрович Путимцев — учитель, а в последствии директор 518-й школы не вывез маленькую группку ребят (всего 16 человек) в свой первый трудовой коммунарский лагерь, а через год не позвал меня туда работать.

В тот год, прямо в лагере и родилось его название, которое в последствии стало названием всей нашей деятельности — детско-юношеской организации «Остров Сокровищ».

Тот лагерь был не просто отголоском нашего детства, а желанием подарить радость нашего детства другим ребятам. Он же стал отправной точкой деятельности и в школе. Постепенно желание ребят делать что-нибудь полезное, начало приобретать структуру и в 96 году, по инициативе ребят, ездивших в наш лагерь было принято решение о том, что с сего момента мы являемся детской организацией. (К тому моменту лагерь заметно «подрос»: в него ездило уже около 80 человек из 518 школы и гимназии 45, где я работал.)

Для ребят деятельность обрела форму, а для нас — педагогов организации настал период проектирования педагогического пространства нашей организации. Это пространство включало в себя цели, законы и принципы организации, а также систематическую деятельность, все это в совокупности приводило к формированию ценностей, как цели практически любой социальной технологии.

Оценивая широкий спектр всевозможных направлений мы решили остановиться на следующих:

  • педагогика, как реализующая формирование востребованных навыков будущих родителей и как вид деятельности, развивающий ответственность, терпимость, самостоятельность и организационные навыки;
  • журналистика и издательство, как практико-ориентированная площадка таких предметов, как русский язык, литература, технологии и информатика, позволяющая отрабатывать навыки групповой работы и планирования (впрочем, групповая работа и планирование присутствуют во всех направлениях);
  • туризм, как направление развивающее ребят в области самообеспечения, культуры по отношению к природе, медицины;
  • театр, как среда коллективной деятельности с множеством социальных ролей (актер, режиссер, декоратор, автор песен, рабочий сцены, осветитель и так далее), активизирующая познавательный интерес в области литературы и МХК,
  • ролевые игры, как площадка для реализации интегрированных предметных знаний и развития социальных навыков.

Направления деятельности — это не кружки по интересам. Все члены «Острова Сокровищ» участвуют во всех направлениях и только к старшим классам немного профилируются и начинают уделять одному-двум направлениям несколько больше внимания; все эти направления являются гранями единой деятельности.

Через год от памятного решения, как реализация направления «Журналистика и издательство» была создана газета «Остров».

Чтобы было понятны те принципы, которые были заложены при проектировании «Острова» стоит остановиться на истории газетного дела в Гимназии 45.

Итак, в конце 80-х годов, на волне повальной «демократизации» и «свободы слова» по инициативе и под руководством старшеклассница Марии Школьник начала выходить газета «Голос». По свидетельству ее главного редактора газета должна была будоражить умы школьников и учителей и в основу этого будоражения был положен принцип скандальности. Правда, особой скандальности не наблюдалось, но острые материалы порою встречались; в остальном всего было в меру — и юмора, и аналитики, и интересных фактов, и описания школьной жизни. Однако волна массовой «демократизации» вместе со «свободой слова» постепенно начала утихать, вместе с этим главный редактор закончил школу и газета перестала существовать.

Следующая попытка огазетить школу была предпринята директором Лицея (наша гимназия тогда существовала в статусе «Учебного комплекса» и объединяла детский сад, начальную школу, гимназию (5-9 классы) и лицей (10-11 классы)) Андреем Валерьевичем Беловым. В 1995 году появилась на свет газета «Поверх барьеров». Перед газетой ставилось несколько задач: создание общего дела для старшеклассников, как поля для самовыражения и организация диалога между поколениями. В отличие от «Голоса» газета позиционировалась как аналитическая, поэтому в начала практически каждый номер содержал материал-размышление кого-нибудь из учителей. Начиная с 6 номера (а всего вышло 14) главный редактор покинул свой пост, так как должность администратора накладывала определенные ограничения на работу главного редактора, а газету хотелось видеть свободной от любых ограничений… Управление перешло полностью в руки учащихся и издание превратилась из «Свободной газеты учеников и учителей» в «Свободную газету учеников». Со сменой власти уменьшилось количество учительских размышлений, зато размышлений учеников стало несколько больше. Однако через год своего существования газета практически перестала публиковать аналитику и превратилась в винегрет из школьных и околошкольных материалов. Факт существования газеты, выпускаемой более полугода исключительно учащимися, на мой взгляд стал возможен не только благодаря возникновению команды-редколлегии, но и по причине организации с самого начала газеты системы выпускающих редакторов; и этот факт достоин всяческого уважения. Потеря изначальной концепции и «расплывание» тематики последних номеров мне видится в отсутствии четкой формулировки этой самой концепции и того, что основным двигателем концепции был ее главный редактор, а ребятами из редколлегии она так и не была принята, как своя. С уходом же главного редактора осталась форма и принципы работы, но исчезло целеполагающее содержание. Надо отметить, что последние номера «Поверх барьеров» уже полностью выпускались на компьютере, а не методом ножнице-клейной верстки, как выпускались газеты до этого.

В следующем учебном году, в октябре 1996 года, бывшим сотрудником редколлегии «Поверх барьеров» Сергеем Полетаевым была создана газета «VOX». Пожалуй, эта газета первых двух лет своего существования могла бы дать фору многим школьным печатным изданиям и, если бы, Всероссийский Конкурс Школьных Изданий возник на 6 лет раньше, то, «VOX» безусловно был занял одну из первых строчек в списке победителей. Но у истории нет сослагательного наклонения…

«VOX» очень сильно отличался от предшественника. Во-первых, это была не коллективная, а авторская газета, с выраженной содержательной позицией главного редактора, во-вторых, она имела четкую рубрикацию, в-третьих, достаточно четко определялась структура номеров (каждую неделю выходили тоненькие обзоры новостей, а каждый месяц выходила «толстушка» с аналитическими, информационными и обзорными материалами, в-четвертых, газета делалась по всем канонам полиграфического искусства и большое внимание в ней уделялось дизайну каждого номера. В постоянный состав редакции входило всего несколько человек с четко разделенными функциями, а основная масса пишущих привлекалась со стороны по мере необходимости.

Под руководством Сергея газета просуществовала 2 года: когда он был в 11 классе и на 1 курсе журфака МГУ. Видимо, не желая, чтобы газета умерла вместе с уходом Сергея (а рано или поздно это должно было случится) администрация гимназии выделила ему «помощника» из числа вновь пришедших учителей в статусе «руководитель проекта». Произошел содержательный конфликт (мнения на то, что и как надо писать оказались далеко не близкими), Сергей покинул школу, газета «VOX» умерла. Нет-нет, формально газета под названием «VOX» при поддержке школьной администрации просуществовала аж до ноября 1999 года, под руководством нового главного редактора, но та интересная, неоднозначная и красивая газета, которую выпускал Сергей Полетаев умерла с его уходом. Последние номера выходили нерегулярно, были построены по принципу «с миру по нитке…» и наполовину представляли из себя перепечатку из уже существовавшей тогда газеты «Остров».

В «VOXе» были достаточно высокие требования к материалам и, как я уже писал, достаточно четкая концепция. Далеко не все желающие принять участие в газетном деле вписывались в эту концепцию, поэтому часть старой редакции «Поверх барьеров» оказалось несколько не у дел. К тому же «VOX» позиционировалась как газета для старшеклассников и учителей, а к тому моменту начала активно развиваться деятельность нашей детской организации, то есть возник еще один социальный адресат, интересы которого не были представлены в «VOXе». И в марте 97 года бывшим членом редколлегии «Поверх барьеров», островитянином Геннадием Кушниром (который учился тогда в 8 классе) была предпринята попытка создать газету «Остров» как печатный орган детско-юношеской организации «Остров Сокровищ».

К сожалению, эта попытка провалилась, вышел всего один номер. Причины этого провала мне видятся в отсутствии организационной формы и коллектива, которому был бы интересен выпуск этой газеты.

Но необходимость такой газеты (во всяком случае нам — педагогам детской организации) была очевидна и ближайшие несколько месяцев были посвящены проектированию новой газеты детской организации.

Мы строили, строили и наконец построили…

Проанализировав опыт «Поверх барьеров» и «VOXа» были сформулированы следующие принципы и подходы:

  • «подготовь себе смену» и отсутствие специализации (все делают всё), как основные инструменты жизнеспособности газеты,
  • простота дизайна и четкость рубрик, как инструмент быстрого вхождения любого новичка в газетную деятельность,
  • профильный журналистский отряд в летнем лагере, как инструмент формирования ядра коллектива, который будет работать в течение учебного года и основное время повышения квалификации,
  • «газета должна выйти» — как инструмент формирования производственной дисциплины.

«Подготовь себе смену» — это один из педагогических принципов всей детской организации. Это не просто вывод сотрудников газеты в педагогическую позицию, но и формирование ответственности за будущее газеты. «Все делают всё» — позволяет иметь стопроцентную заменяемость в случае болезни или не самой высокой ответственности того или иного сотрудника, но, что более важно, позволяет ребятам освоить самые разные «газетные» специальности.

Намеренная упрощенность в дизайне, четкость рубрик и не самые высокие требования к содержанию материалов дают возможность ввести участие в процессе выпуска газеты в ближайшую зону развития ученика: при минимальном обучении любой человек становится готовым взять на себя практически любую функцию в газете. Совершенствование умений происходит непосредственно в работе. Однако, это совершенно не означает, что любой каприз любого, кто пришел и сказал «хочу выпускать газету» удовлетворяется — нет: надо вписаться в рубрику, надо соответствовать цели материала, которую формулирует выпускающий редактор, надо вписываться в предполагаемый объем, надо подобрать графику и так далее. Просто каждое из этих «надо» реально достижимо, хотя и требует некоторых усилий. Вот на соотношении желания, видимости достижимости и усилий, прикладываемых для удовлетворения «надо» и происходит развитие.

Эти три принципа, безусловно, ухудшают качество газеты. Пишут, редактируют, верстают не те, кто это делает наилучшим образом, а те, кто в данном номере за это отвечает, в номер идет не материал того, кто учит, а материал того, кто учится… Недореализованный потенциал качества — неизбежная плата за надежность передачи опыта и многолетнее существование и обновление коллектива газеты.

Выпуск газеты только процентов на тридцать процесс творческий, а на все остальные проценты — процесс производственный. Ни один долгосрочный надежный производственный процесс немыслим без коллектива, который его реализует. Причем, под коллективом я имею в виду исходное значение этого слова — группу людей в общей деятельности, с общими принципами и общей целью. Поэтому коллективу до начала производственного процесса надо сработаться, выработать эти самые общие принципы, сформулировать для себя эту общую цель… или же уйти из коллектива. Внутри производственного процесса легко перенимать опыт, но сложно освоить что-то совершенно новое. Эти задачи мы ставим перед профильным журналистским отрядов в летнем трудовом лагере. Принципиальное отличие работы школьной редакции от редакции (отряда) в лагере в том, что в лагере создается авторская газета, то есть, вопрос концепции, дизайна и содержания — полностью проект членов отряда. Именно за счет творческой свободы и происходит процесс освоения чего-то нового.

Ну, и наконец, принцип «газета должна выйти». Безусловно, это вопрос дисциплины. Но не только. Соблазн повышения качества газеты для старших ребят достаточно высок, поэтому, в рамках «подготовь себе смену» и «все делают всё» каждый номер можно совершенствовать до бесконечности… Материалы устаревают — надо писать новые, новые материалы — новая графика (снять, нарисовать, обработать), материалы естественным образом начинают тяготеть к неактуальным, которые неважно в какой номер ставить — риск газетного коллапса становится велик, газета начинает тяготеть к журналу, а то и вообще к непериодическому изданию, новички перестают себя видеть в ней и газета медленно умирает… Так что, газета должна выйти! В срок! Ведь есть еще много потенциальных выпускающих редакторов, корреспондентов, которые в предыдущих номерах не успели написать, верстальщиков, которые еще не начали верстать и так далее…

Может возникнуть вполне резонный вопрос: а где же в изложенных подходах читатель? А его там нет! Потому как ориентация на читателя есть более глобальный вопрос. И этот вопрос лежит не в сфере конкретного направления, а во педагогических вопросах всей деятельности «Остров Сокровищ» — ориентация на социального адресата. Любое дело должно быть кому-то нужно. Без этого просто нельзя — загнивание самих в себе и смерть, поэтому вопрос удовлетворения запросов читательской аудитории лежит вне принципа существования газеты, а в области нравственных ценностей ее создателей. Как добиваться формирования этих ценностей — отдельный и сложный вопрос…

Если говорить об этапах проекта «Газета «Остров»», мы планировали приблизительно следующие:

  • работа взрослой (учительско-студенческой) команды, с постепенным привлечением на разовые дела учащихся — примерно 1 год,
  • работа детской группы под руководством взрослого — 1 год,
  • работа детского коллектива под руководством взрослого — 1 год,
  • работа детского коллектива при сотрудничестве со взрослым — 2 года,
  • самостоятельная работа детского коллектива.

Первый этап необходим для формирования содержательной традиции газеты, демонстрации того, что это реально для любого школьника и отработки основных содержательных и производственных технологий. Вспоминая какой винегрет из материалов наставал сразу после ухода взрослого руководителя у наш двух предшественников, исходно хотелось предпринять усилия для того, чтобы этого не произошло. А традиции — мощная штука! Если ты вдруг решил написать в газету, которую перед этим неоднократно читал, то и стиль и тема твоей статьи, хочешь — не хочешь, а будут стремиться к стилю и содержанию этой газеты. А если вдруг ты согласился помочь и написать статью или сверстать полосу, то будешь воспринимать то, как с тобой работали по усовершенствованию статьи и учили верстке, как некое правило и, в дальнейшем, будешь стараться действовать также (когда придет твоя очередь работать с материалом молодого корреспондента и учить верстать.

К тому же, среди нас на тот момент не было ни одного профессионала ни в журналистике, ни в полиграфии и нам самим надо было понять и отработать механизмы выпуска газеты.

После того, как производственная технология освоена, приходит время для формирования педагогической технологии. Для этого достаточно всего одного взрослого. К тому же, предполагалось, что число разовых помощников ко второму году существования газеты возрастет и им станет просто тесно вместе с учителями и студентами.

На третьем году должно произойти качественное изменение в отношениях редакции — ребятам должно стать тесно в рамках исполнителей и группа, работающая в газете должна сформироваться в коллектив. По идее, уже здесь можно было бы перейти с роли руководителя на роль сотрудника, однако высока опасность неудержания педагогических принципов, в частности, тех самых «подготовь себе смену» и «все делают всё». И роль взрослого здесь, как раз в том, чтобы эти принципы были не просто восприняты, но и присвоены ребятами. Стали неотъемлемой частью системы и переросли в традицию (так было всегда!).

Следующие два года взрослые посвящает формированию традиции «борьба с традицией». Дело в том, что трансляция — почти самый простой способ детского творчества (ну, конечно, после «делаю, что захотела моя левая нога»). Именно поэтому есть риск уйти в циркулирующие из года в год темы и однообразие жанров — став, в результате, пародией на самоё себя и окончательно потеряв читательский интерес. Поэтому в традицию должно войти поиск нового: формы, тем, дизайна, в конце концов. На этом этапе роль взрослого — раздражитель: «а давайте попробуем так», «а что будет если», «а я вот тут смотрите что сваял»…

Ну, и последний этап — самостоятельное плавание, взрослая жизнь газеты, так сказать…

Приведенные сроки — некая условность, потому, как каждый этап должен перетекать (и перетекал) в другой плавно. Прошло столько лет, и я мог напутать 2 или 3 года планировалось на четвертый этап, 1 или 2 на третий, приведенные сроки — это то, как получилось в реальности.

И в этой реальности в октябре 1997 года вышел первый номер печатного органа детско-юношеской организации «Остров Сокровищ» газета «Остров


Продолжение готовится к публикации

Обсудить на форуме  |   Обсудить в ЖЖ



Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования