Не школой единой

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Неформальная педагогика >> Не школой единой >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5A/28/32


От редакции. Разговор о создании неформальной группы родителей с целью дистантного дополнительного образования и воспитания своих детей начался на форуме нашего сайта. ЗДЕСЬ интересующийся читатель сможет найти еще много подробностей и включиться в дискуссию.


Анатолий Макаровский

Не школой единой

Мы живём в маленьком городке. Настолько маленьком, что даже в спортшколу я вожу ребенка в соседний город два раза в неделю...

Я имею опыт кружковой работы с молодежью в 80-х и сталкиваюсь с тем, что сейчас этот опыт мало применим. Мне кажется, что современная разобщенность и удаленность родителей, сильно обеспокоенных будущностью своего чада (типа нас с женой) почти исключает физическое объединение в группы. С другой стороны, Интернет позволяет нам объединиться виртуально вопреки географии.

Именно поэтому, а еще исходя из своего опыта преподавания и неформальной работы с подростками, я пытаюсь создать дистанционный «клуб» таких родителей. Т.е. выработать сообща принципы и инструменты целенаправленного воспитания. Создать место, где родители могут научиться и получить готовые рецепты. Для этого нужно, прежде всего, найти как можно больше таких обеспокоенных родителей и интересующихся такой идеей педагогов. Признаться, пока я мало преуспел в этом деле. Большинство опрошенных мной, отвечают что прямых ответов на мои вопросы не знают, но охотно дают советы, где и как мне их получить....

Моя затея относится к категории «дополнительное образование», так как я хочу не заменить школьное образование, а лишь предварить и дополнить его. Я не отрицаю создания такого сообщества родителей «в реале», но он-лайн компонента неизбежна в наше время — люди сейчас слишком загружены, чтоб встречаться постоянно. Существуют положительные примеры полувиртуальных объединений родителей, я даже знаком с некоторыми лично. Например — вокруг домашних родов.

Необходимых условий успеха несколько, и хорошая идея не главное из них. Личность организатора, выгода, престиж, возможность самореализации — вот некоторые из важных факторов. Вероятнее всего, люди, которым это нужно есть, просто мы не можем найти друг друга.

Постараюсь изложить свои идеи поподробнее, в надежде на то, что эта публикация поможет найти единомышленников.


* * *

Начну с того, что целью моей инициативы ни в коей мере не является массовая педагогическая работа. Наоборот — мои мысли касаются только тех родителей, которые обеспокоены будущностью своих детей настолько, что готовы положить немалые ЛИЧНЫЕ усилия на воспитание своего чада. Таким образом, не особо касаясь обычного образования, предлагается создать систему и методу семейного воспитания-обучения.

Задача этого воспитания — создание предпосылок к тому, чтобы ребенок, став взрослым, мог большей частью ощущать себя счастливым (ни больше, ни меньше!) от собственной успешности. Точнее от того, что ему удается самореализоваться (как мне кажется, успешная самореализация — это наиболее «долгоиграющая» компонента личного счастья). Т.е. я предлагаю похерить идею «счастливого детства» (не впадая в крайности, разумеется) в пользу счастливой взрослой жизни.


* * *

Отступление. Будучи вполне «городским» с детства, я много наблюдал жизнь крестьянских детей. С одной стороны, общие условия их воспитания и постоянный труд по хозяйству с раннего возраста, явно не способствуют творческому и интеллектуальному развитию, с другой стороны — они избегают многих проблем, свойственных городским детям. В частности — выраженных экзистенциальных переживаний в период полового созревания. Из этих наблюдений я вынес мысль, что многие (хоть и не все) проблемы воспитания подростков происходят от недогруженности обязательной занятостью. Именно ОБЪЕКТИВНО ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ, т.е. необходимость которой не вызывает у ребенка сомнений.


* * *

Зададимся вопросом, что обычно является препятствием к успешной самореализации?

1. Объективные случайные неудачи (а. физического свойства — травмы, болезни; б. обстоятельства жизни — их не трогаем)

2. Неспособность объективно и позитивно воспринимать действительность и оценивать последствия событий (например, стеснение перед публикой).

3. Субъективное несоответствие личных «инструментов» и амбиций.

4. Врожденные недостатки физического, психического или физиологического свойства.

5. Конкуренция.

Для более вероятного достижения «взрослого» успеха воспитание должно выявить и скомпенсировать врожденные существенные недостатки ребенка и дать ребенку четыре инструмента:

1. Привычки и навыки, которые сведут к минимуму вероятность неудач и проблем физического свойства

2. Систему адекватного позитивного восприятия окружающего мира

3. Интерес к знаниям и привычку учиться

4. Навыки успешной конкуренции


* * *

Отступление. Моя одноклассница с 5-6 лет занималась спортивной гимнастикой. Во втором классе, на глазах половины школы, ее сбил грузовик. Она отлетела и упала на шпагат. Нормальный (неподготовленный) ребенок после этого остался бы инвалидом на всю жизнь, а она вскочила и побежала в школу. Похожий опыт есть и у меня — студентом я увлекался скейтбордингом, лет в 30, зимой, я поскользнулся и падал головой на металлический столбик, но благодаря прошлой тренированности увернулся и восстановил равновесие, даже не коснувшись руками земли. По моему мнению, это говорит о колоссальном значении некоторых видов тренировки для выживания и сохранения здоровья.

Реализуя эти идеи, я предпочел бы, вопреки распространенной идее «раннего интеллектуального и творческого развития личности» больше внимания уделять раннему физическому развитию ребенка и тренингам, вырабатывающим у ребенка четкие рефлексы, навыки и т.п. Т.е. тот фундамент, на который можно потом положить более сложные конструкции.

Эта позиция сформирована наблюдением за результатами «раннего развития» и проявлением талантов — в абсолютной массе дети «подвергавшиеся» раннему творческому и интеллектуальному обучению уже в начальной школе нивелируются с необученными детьми, а в последующей жизни ранее развитие совсем не сказывается (я говорю о норме, а не исключениях). С другой стороны, подавляющее количество талантов проявилось не благодаря, а вопреки официальным педагогическим методам «творческого развития». Исключения из обоих наблюдений носят откровенно случайный характер и потому, тратить силы, на то, что вероятнее всего не пригодится, игнорируя то, что пригодится с огромной вероятностью, я считаю неразумным. Объем возможных вложений сил и времени в воспитание ребенка не так велик, чтобы им можно было разбрасываться.


* * *

Отступление. Есть и еще одна «точка опоры» моей идеи — собственно, мне нравится, как я воспитан и образован, хотя, я вижу и недостатки — как в результатах, так и в процессе моего воспитания. Воспитывая своего ребенка я хотел бы просто повторить лучшее, исправив ошибки. Основное препятствие на этом пути — колоссальное изменение окружающего мира, произошедшее с моего детства — индустрия развлечений, социальные ориентиры и ценности, образ жизни... Даже если я сумею оградить ребенка от компьютерных игр и плоских мультфильмов, то не смогу воссоздать атмосферу семьи моих родителей. Они жили под необходимостью ходить на работу и это создавало ощущение, что в мире есть вещи, которые абсолютно важнее желаний человека. А мы с женой свободные обеспеченные люди, занимающиеся вполне творческими проектами, и не связанные необходимостью ходить на работу. Как в этих условиях объяснить ребенку, что есть что-то объективное, превыше субъективных желаний, я пока представляю слабо.


* * *

Сейчас я стою перед необходимостью детализировать задачу по всем 4-м направлениям и создать набор методик, реализующих ее достижение:

1. Классифицировать и диагностировать существующие недостатки систем воспитания (физические, психических или физиологических) и набор методов их компенсации

2. Выработать принципы универсальной физической подготовки

3. Выработать принципы поддержания здоровья в течение всей жизни и методы приучения к этому.

4. Сформулировать принципы объективного позитивного восприятия мира, и методы его формирования.

5. Подобрать приёмы, формирующие привычку читать и учиться.

6. Определить факторы социальной конкуренции и подобрать методы подготовки к ним.


Собственно, что называется, начать и кончить.

Заметьте, в большинстве случаев я напираю не на создание нового, а на подбор и систематизацию из уже существующего. Кое что в этом направлении я уже сделал и надеюсь продолжить эту серию публикаций.

Обсудить на форуме  |   Обсудить в ЖЖ



Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования