https://altruism.ru/sengine.cgi/5A/28/20/4/1/8
Б. В. Куприянов. Вариативность социального воспитания школьников. Формы-представления в воспитательной работе классного руководителя8. Созерцание-размышление«Яблоня возможностей» предполагает самостоятельное осмысление проблемы выбора, эту форму хорошо использовать как средство проблематизации перед началом нового учебного года, когда проблема формулируется так: «Что мне может дать будущий учебный год?», или наоборот, «Что мне дал прошедший год?». «Яблоня возможностей» может использоваться в практике работы классного руководителя и в свете введения профильной и предпрофильной подготовки. Для проведения мероприятия выбирается небольшое закрытое помещение. В его центре устанавливается дерево с висящими на нем «яблоками», выполненными из бумаги. На оборотной стороне каждого яблока имеется надпись, формулирующая возможность — определенный «успех», который можно достичь при участии в большой игре. Каждый участник рассматривал яблоки, не переговариваясь при этом с другими. Присутствующий педагог может только лаконично отвечать на адресованные ему вопросы. Рассмотрев яблоки, подросток имеет право выбрать наиболее привлекательное и унести его с собой. В случае, если участник не находит привлекательных вариантов, он может придумать свой и надписать его на оборотной стороне «чистого» яблока. Чтобы сформировать у воспитанников состояние сосредоточенности, настроить их на созерцание и осмысление предложенных вариантов участия в совместной деятельности, целесообразно использовать особенности освещения (сумеречное время суток, свечи), музыкальное оформление, а также ритуальные моменты. Так, при входе в помещение подростков могут встретить педагоги или старшеклассники, исполняющие роль сказочных мудрецов, которые объяснят цель посещения каждым «Яблони возможностей», правила работы. Момент входа в помещение был оформлен как ритуальное действие с предметами, символизирующими разные пути в достижении цели. После проведения «Яблони возможностей» можно провести огонек или другой вариант беседы.
|