Сферы ответственности вожатого детского загородного лагеря: инвариант и варианты

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Неформальная педагогика >> Вариативность социального воспитания школьников >> Социальное воспитание школьников в загородном лагере >> Сферы ответственности вожатого детского загородного лагеря: инвариант и варианты >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5A/28/20/3/1


Б. В. Куприянов. Вариативность социального воспитания школьников

Сферы ответственности вожатого детского загородного лагеря: инвариант и варианты1

Нет ничего проще, чем давать советы
      (кто-то из великих)

Несколько лет назад, когда каждому новому поколению педагогов-организаторов лагеря ролевых игр «Кентавр» приходилось объяснять их обязанности в шутку родилась формула — «пирожок вожатого». Пирожок вожатого это образное изображение уровней ответственности педагога, работающего с первичным детским объединением. Почему пирожок, ведь сущностно, четыре уровня ответственности больше похожи на тортик? Сейчас уже трудно вспомнить, может быть среди студентов пирожок, более актуальное явление, чем торт, может проще и без непонятных изысков.

Итак, поговорим о четырех уровнях ответственности педагога-организатора (вожатого отряда, воспитателя временного детского коллектива).

Самая нудная и достаточно непонятная для начинающих вожатых (студентов младших курсов) тема это ответственность за жизнь и здоровье детей. Серьезность этой проблемы лучше понимают люди по старше, имеющие опыт воспитания собственных чад. Для студента «жизнь и здоровье воспитанника» мало доступны для настоящего понимания. Тем не менее, факт остается фактом родители доверяют работникам загородного детского центра самое дорогое — своих детей и задача начальника детского оздоровительного лагеря, руководителя программы смены, просто взрослого педагога-воспитателя в том, чтобы важность этого первого коржа пирожка вожатого и днем и ночью пульсировала в голове наших замечательных творческих вожатиков. Мой многолетний опыт работы в качестве вожатого, воспитателя, зам. начальника лагеря позволяет мне сформулировать несколько почти пустяковых советов.

Совет первый — «Ребята должны иметь представление о том, что такое опасность для жизни и здоровья». Конечно, можно нудно пробурчать правила техники безопасности, затем подсунуть журнал инструктажа и побыстрее забыть о «зря потерянном времени». Однако тогда в решении этой проблемы педагог рискует остаться один на один с необдуманными поступками своих подопечных. В тоже время устраивать из правил техники безопасности непременное шоу, викторину, театрализованное шествие вряд ли необходимо, да и сомнительно, чтобы названные формы позволили пробудить у ребят из отряда необходимое отношение к собственной безопасности. Думается, что лучше всего для такого разговора подойдет серьезный или чуть насмешливый тон, когда воспитанникам будут предложены некоторые правила-ограничения. В учебниках по педагогике вроде все описано как нельзя подробнее и про то, что выдвигаемые требования должны быть понятны, обоснованы, объяснены на примерах и тем не менее. Думается, что педагог вправе попросить ребят соблюдать эти правила, спросив, нет ли у них каких либо сомнений в их обоснованности, целесообразности. Простота и серьезность тона разговора должна убедить ребят в том, что в любом месте человека могут подстерегать риски и опасности, но не надо паниковать, нужно просто думать о том, как сохранить свое здоровье и жизнь. Есть педагоги, любители позапугивать ребят жуткими рассказами о том, что бывает с непослушными и неаккуратными воспитанниками. Думаю, что это излишне. Наоборот примеры должны быть без смакования подробностей, но вполне понятными. Лейтмотив может быть такой — «Каждый может остаться здоровым, если будет почаще думать о последствиях собственных действий».

Второй совет банален до скуки: «Познакомьтесь с медицинскими картами, детей, приехавших к вам в отряд». Нередко бывает, что медицинские карты, которые изымаются на регистрации детей лежат у педагога-организатора или лагерного медика невостребованными всю смену. Заболевания могут быть такими, что подросткам неудобно об этом говорить малознакомым взрослым людям, а именно так он воспринимает вожатого в первые дни смены. При заезде важно также переговорить с родителями о здоровье их детей. Целесообразно также напомнить родителям о том насколько они предусмотрели все варианты погоды. Заезд может осуществляться в жару, а буквально на третий день смен могут зарядить дожди. И если в чемоданах ребят нет непромокаемой обуви, теплых свитеров, курток, избежать простуды вряд ли удаться.

Здесь же нужно отметить, что важно помнить, что вожатый является посредником между ребятами и медиком, а отсюда следует непременно показать во время первой экскурсии по территории лагеря место, где находится медпункт. Еще один момент, касающийся младших ребят, на этапе адаптации к условиям проживания в лагере, могут возникнуть проблемы со здоровьем. Вожатому надо быть внимательным к жалобам и просьбам отвести малышей в к врачу. Никакие самые неотложные дела не могут быть оправданием, если больной ребенок не получит необходимой медицинской помощи.

Третий совет — «Периодически проверять площадки, на которых находятся воспитанники». Опыт свидетельствует, что наши дети подчас находят приключения с последующими травмами там, где взрослому просто не придет в голову залезть, усесться, прислониться, и проч. Поэтому вожатый, может, при этом, если хочет, поизображать телохранителя какой-то важной персоны, проверить потенциальную опасность площадки, на которую он собирается привести своих воспитанников. В перечень потенциально опасных предметов можно смело внести:

— торчащие из земли острые корни, арматуру;

— разбитое стекло, банки, бутылки, разбросанный строительный мусор, стекловату;

— лужи, разлитая вода, что-то другое, на чем можно поскользнуться;

— ветхие строения, незакрепленные ворота для мини-футбола (мне известно два случая, когда они привели к смерти подростков).

Очень важен этот совет, если решено провести тур-эстафету, ночную тропу испытаний или что-то подобное.

Четвертый совет. Для того, чтобы меньше беспокоиться об обеспечении жизни и здоровья воспитанников важно в каждый момент смены знать где находятся ребята. В одно время меня очень смешил иезуитский вопрос начальника лагеря адресованный вожатому: «Стесняюсь просить, где Ваши дети?». Сейчас уже не смешит. Контроль места нахождения детей может быть обеспечен договоренностями с воспитанниками о том, что они соблюдает такие правила как:

— находится по возможности со всеми ребятами;

— при необходимости отлучиться на территории лагеря получить разрешение от вожатого;

— при необходимости отлучиться за пределы лагеря получить разрешение от руководителей смены (лагеря);

— отказаться на время смены от употребления алкоголя, наркотических средств;

— не посещать опасные для жизни места — река, море, хозяйственный двор и т.п.;

— не разводить костров на территории загородного центра, не пытаться самостоятельно разбирается с электропроводкой (в комнатах отсутствуют розетки, и привезенные магнитофоны некуда включить, поэтому некоторые Левши из воспитанников, разбирают розетки, оголяют провода).

И, тем не менее, не стесняйтесь периодически пересчитывать своих подопечных (для этой цели существуют различные формы, можно придумать еще массу, но дело в том, чтобы проверить, где в данный момент находятся ваши воспитанники).

Пятый совет. Собираясь на какое-либо мероприятие (вечерний костер, вечерний ритуал или на военизированную игру на местности) важно проверить как одеты дети. Вообще у некоторых вожатых имеется иллюзия, что старшие подростки, старшеклассники уже достаточно взрослые, чтобы самостоятельно следить за своим внешним видом, гигиеной и проч. На самом деле даже взрослые люди забывают одеть теплую кофту, соответствующую сырой траве непромокаемую обувь. Предупредить ребят о том, как лучше одеться, нужно за 10-15 минут, напомнить наиболее невнимательным. Не помешает короткое напоминание о том: куда идем и о чем следует помнить, чтобы не заболеть. Бесшабашность некоторых ребят может удивлять, но с этим трудно что-то поделать. Поэтому напоминать, напоминать, напоминать. О том, что не надо хватать ползущих, прыгающих, бегающих животных.

Также не стоит стесняться напоминать о таких процедурах как чистка зубов, стирка носков (для юношей), вытрясание простыней. Даже взрослые дети, остаются детьми. А поэтому спокойно и целенаправленно!

И еще одно — прием пищи. Столовая не редко воспринимается вожатыми как тот редкий момент отдыха и возможность быть без отряда. Ан — нет! Педагог организатор в идеале должен представлять о том, как кушают его воспитанники. Лучше ненавязчиво пройти по рядам, рассаживающихся воспитанников, пожелать «Приятного аппетита!» и аккуратно посмотреть на то все ли хорошо за столами у ребят.

Во взрослых отряда есть еще такая особенность как работа с девушками. Трудно, если с летним объединением старшеклассников работает юноша вожатый, который еще не осознает важность физиологических особенностей для самочувствия девушек.

Шестой совет — «Опасность для воспитанников составляют люди, оказавшиеся на территории лагеря без соответствующих санкций!». Каким бы забором не был огорожен лагерь, попадание чужих на территорию полностью исключить почти не возможно. В этой связи важна позиция всех взрослых — «Простите, Вы к кому-то приехали? К кому? Здесь — территория детского оздоровительного центра и находится без специального разрешения запрещается. Оправданием не являются объяснения типа: «Я брат, сестра, лучший друг Васи Н. из Первого отряда!», « Я зашел посмотреть, я из санатория по близости!», «Мы приехали на дискотеку из города, с девчонками из лагеря познакомится!» и проч.

Естественно особую опасность представляют лица в нетрезвом состоянии, которых тянет на подвиги, а детский лагерь им кажется подходящим пространством для самоутверждения. Проблемы подобного рода призваны решать сотрудники охраны лагеря, но бывает, что вожатый вынужден быть стеной, преграждающей пьяному дебоширу путь к детским комнатам. Достаточно сложной являются ситуации, когда в нетрезвом состоянии пребывают родители, приехавшие за ребенок. Думаю, что вожатому надо сообщить в этом своим непосредственным начальникам, но не доверять ребенка родителям «навеселе».

В этом смысле сама территория лагеря, как правило, зонирована. Есть место — где обычно приехавшие к ребятам в гости могут пообщаться, имеется место ожидания, как правило, за забором.

Седьмой совет — «Внимательно следить за тем, что едят и пьют дети, вне стен столовой». Источником опасностей для воспитанников может служить пища и питье. Во-первых, это те запасы еды и напитков, которые ребята привозят с собой. Значительная часть продуктов уже на второй день пребывания в лагере непригодна для употребления в пищу. Непосредственное изъятие опасных продуктов не самый удобный в этическом смысле ход со стороны вожатого, поэтому ребятам вполне можно объяснить правило типа: «Не пей из лужи, козленочком станешь!».

Требующими пристального внимания взрослых являются несколько тенденций. Нередко мальчишки из старших отрядов то, что называется, не наедаются, следовательно, вожатым старших ребят следует в столовой договориться: «моим лбам, оставьте добавочки…». Если это действие не поможет, требуется организовать вечерний чай. Однако дело не только и не столько в количестве пищи, сколько в том, что домашний (извините за слово) рацион предполагает всякого рода вкусности, да и такую практику: «Захотел поесть, попросил у мамы или бабушки и те накормили». «Желудочная удовлетворенность» ребят не всегда написана у них на лицах, отсюда, лучше по чаще спрашивать как ребята себя чувствуют, наедаются ли они.

Объект особого внимания родительские гостинцы, привезенные в воскресные и субботние дни, а также в родительский день. Здесь всему педагогическому отряду придется отработать задачу — разъяснить родителям что следует, а что не следует привозить ребятам в лагерь. Особо тревожные родители стремятся привезти своему дитяте за один раз то, чего он был лишен в течение недели-двух. Огромное количество сладкого, острого, мясного или овощного может привезти к плачевным последствиям. Разъяснительную работу можно провести и с ребятами. Для этой цели можно вполне привлечь и медработников лагеря.

Особая тема — алкоголь. Сам по себе лагерь для подростков — время и место жизненных проб, кроме того, чтобы пробовать себя на сцене, в различных делах и ролях, у подростков возникает желание прикоснуться к запретному плоду. Пьяный подросток в лагере составляет опасность не только для себя, Нои для окружающих, а самое главное демонстрирует нежелательный пример для подражания.

Случается, что при попустительстве родителей, мальчишки привозят с собой горячительное. Победить эту беду — целая проблема. Посоветуем быть чрезвычайно внимательными при заезде, если сумки взрослых ребят подозрительно позвякивают, следует в режиме индивидуального разговора уточнить, что там находится, попросить продемонстрировать содержимое.

Есть несколько моментов, в течение смены, когда по откуда-то взявшейся традиции старшие воспитанники могут попытаться употребить запрещенные жидкости: это так называемый экватор и последняя дискотека. Источниками поступления запретных плодов являются друзья, приезжающие в гости к подросткам, находящимися в лагере, несанкционированные посещения магазина в соседнем населенном пункте или даже закупка в близлежащей деревни самогона. Наиболее опытные организаторы употребления нередко создают тайники.

Восьмой совет (совсем формальный, формализованный, а что делать?): «Не проявлять самодеятельности в нарушении инструкций и распоряжений руководителей в сфере безопасности». В частности — существует порядок организации купания детей, предусматривающий присутствие на пляже заместителя директора, медицинского работника, наличие плаврука на лодке за пределами сектора для купания и вожатых с детьми в воде (или по колено в воде, периодически подсчитывая). Прямо хочется обратиться к педагогам-организаторам, хочется, обращаюсь: «Ребята, многие инструкции выстраданы, написаны на основе многолетнего опыта работы, выполняйте их, несмотря на кажущуюся формальность предписаний!». Важно выработать у ребят конструктивное отношение к требованиям, не дай бог в целях получения дешевого авторитета у воспитанников демонстрировать пренебрежительное отношение к утвержденным ограничениям.

Девятый совет «Оперативно реагировать на возникающие обстоятельства, по возможности не паниковать!». Нередко бывает так, что в отряде есть такие персонажи, которые умудряются залезть на подоконник второго этажа спального корпуса, с книжкой, зачитаться и упасть со второго этажа в куст шиповника. Бороться с этими нарушителями спокойствия не возможно, просто необходимо держать их в поле зрения и время от времени тихонько «приводить в чувства». В целом же, при возникновении экстраординарных ситуаций действовать быстро, спокойно.

Десятый совет. Мудрые люди говорят: «Жизнь есть жизнь, всего не предусмотришь!» вполне может случиться такая ситуация, когда кто-то из воспитанников попадет в беду. Первое что надо сделать после того, как Вы по возможности сделали все, что могли в смысле непосредственной помощи ребенку — крайне необходимо сообщить своим руководителям. Дело не только в том и не столько в том, чтобы разделить ответственность с кем-то вышестоящим. Руководители обладают возможностями распоряжаться значительно большими материальными ресурсами: автомашина для того, чтобы доехать до ближайшей больницы.

Второй корж вожатской выпечки — ответственность за межличностные отношения, складывающиеся у ребят друг с другом. Здесь наиболее ярко проявляются способности вожатого видеть человеческие взаимоотношения. Есть люди, кто сам живет в отношениях, видит и понимает их тонкий язык взглядов, намеков, оговорок. Для такой категории вожатых все, что будет описано ниже совершенно излишне. Но не малое число организаторов детского летнего отдыха доходят по понимания межличностной ситуации значительными усилиями, напрягая свою наблюдательность, применяя логику, проводя микро-расследования и проч., проч., проч. Вот для последней категории надеюсь, этот текст будет полезным. Итак, что самое главное во втором корже? Самое главное — обеспечить благоприятный психологический микроклимат во временном детском объединении. О том, как этого добиться следующая порция наших советов.

Совет два-один — «Задавать позитивный тон взаимоотношений». Все люди заряжаются и заражаются друг от друга (положительными или отрицательными) эмоциями. Поэтому профессиональному вожатому просто необходимо следить за тем как он выглядит, что говорит. Нервозность, истеричность, уныние заносят в детские коллективы нередко сами педагоги, плохо отдавая себе отчет в своих проявлениях. Бывают, однако, и совершенно удивительные временные детские объединения. Вообще отряды чем-то похоже на семьи. Вот, например. Крики ребят слышатся издалека, однако ошибетесь, если посчитаете, что они ругаются, нет, это просто манера общаться. В один отряд подобрались импульсивные, эмоциональные подростки и они что называется «орут». А бывает отряд тихо, мало разговоров, ребята и вожатые как бы скользят друг мимо друга, а им интересно, они чрезвычайно увлечены подготовкой к какому-нибудь важному делу.

Заданию снисходительности, терпимости друг к другу содействуют многие испытанные приемы практической педагогики каникул. Широко известная норма — «закон доброго отношения к людям», или большое число разнообразных легенд, притч, имеющих различные оттенки, но говорящие о внимании к друг к другу, умении прощать, приходить на помощь и проч. обычных проявлениях обычной бытовой гуманности.

Вполне удачным приемом можно признать взаимную презентацию вожатыми друг — друга. Работая на одном отряде вожатые, при отсутствии напарника, начинают рассказывать о нем ребятам, формируя положительный образ интересного взрослого. Конечно, важно не переборщить. Ведь достаточно нескольких дней в лагере, чтобы распознать многие плюсы и минусы каждого человека.

Еще один удачный прием это игра «Мой тайный друг». Сущность игры состоит в том, что все в отряде делают друг другу сюрпризы, стараясь не выдать себя тайному другу. Сюрпризы, как правило, маленькие и точечные, то есть, направленные на то, чтобы вызвать наибольшие удовольствие. Эта игра наполняет жизнь ребят доброй тайной, вызывает размышления о том, что будет в наибольшей степени приятно тому человеку, которому ты делаешь подарки.

В заключении подчеркнем — важно помнить, что межличностные отношения в отряде определяют очень многое, в том числе и здоровье ребят и взрослых.

Совет два-два — «Внимательно наблюдать за отношениями». Для изучения межличностных отношений не редко применяется такая общеизвестная методика как социометрия. Нам представляется, что есть более простые и не менее точные средства. Если понаблюдать за ребятами, все отношения будут как на ладони. Наиболее важными показателями могут быть кто с кем сидит в столовой, кто с кем пытается сидеть в общем кругу. Но бывает так, что не все видно, когда не видно и не понятно, можно просто спросить. Высказав свою озабоченность отношениями, которые складываются в отряде, можно задать простой вопрос. Вообще индивидуальные разговоры играют значительную роль в работе по обеспечению нормальных отношений между ребятами. Индивидуальные разговоры могут быть и убеждающего характера, это могут быть и прямые требования (не делать чего-либо). Например, если вы заметили, что кто-то кого-то обижает, то индивидуальный разговор будет вполне уместен. Не надо спешить выносить увиденное вами на всеобщее обозрение. Ведь можно и ошибиться, а можно дать право на ошибку вашему воспитаннику.

Совет два-три — «Опираться на лидеров, поддерживать еретиков». В лагерь нередко приезжают ребята второй и третий раз, особенно, если мы рассуждаем про простой (так называемый профсоюзный) лагерь. Положение старичков в отряде совершенно особенное. С одной стороны они многое знают, многое умеют, с другой — они весьма критичны, нередко склонны сравнивать смены друг с другом. На первых порах просто необходимо наладить с ними продуктивный контакт. Здесь подойдет предоставление возможности рассказать о традициях лагеря, роль ведущих в различных ситуациях. Для того чтобы «старички» могли реализовать свои претензии на лидерство и при этом быть успешными, требуется специальная работа с ними: консультации, инструктажи, просьбы, которые помогли бы выполнить возложенные на него обязанности с блеском. С другой стороны, весьма важно поддерживать высокий социальный статус «старичков» публично демонстрируя уважительное к ним отношение. Не делая секрета из того, что с ними педагог-организатор советуется. Здесь важно уберечься от заискивания и чрезмерного преувеличения заслуг.

Совет два-четыре — «Защищать выпадающих» (аутсайдеров, изгоев и как не назовите). В любой человеческой группе есть люди, которые здесь оказались не принятыми. Причин этому так много, что даже перечислить их трудно. Укажем несколько наиболее серьезных. Иногда, родители не предупреждают вожатых о такой серьезной проблеме своих детей, как энурез. Энурез вполне может стать источником неприязни и брезгливого отношения детей к ребенку, страдающему этим заболеванием.

Особо хотелось бы оговориться о пользе «партсобраний». Это слово пришло в мой личный педагогический жаргон из любимого мной «Орленка» и показалось весьма адекватным для обозначения своеобразной формой. «Партсобрание» проводятся, как правило, вечером, в комнатах у ребят, когда, сама обстановка располагает к достаточно откровенному разговору. В отличие от огоньков или костров, партсобрание форма доверительного общения взрослого и детей, если хотите своего рода групповая форма, когда откровенно обсуждается «текущий момент», обозначаются проблемы, высказываются порой нелицеприятные мнения. Проблемы, обсуждаемые на партсобрании, не могут быть предметом общей открытой дискуссии. Например, почему не вызывает симпатии тот или иной человек и что теперь с этим делать. Особенностью партсобрания является то, что здесь «разнос» не подойдет, здесь скорее: «Народ, знаете, что меня смущает…» или «Девчонки, я хочу поговорить о таком щекотливом деле…», «Парни, есть разговор, надеюсь, я могу быть достаточно откровенным…», далее высказываются соображения, касающиеся межличностных отношений. Иногда, такой разговор может затянуться, поэтому хорошо было бы продумать варианты окончания. Обязательным условием эффективности «партсобрания» является обсуждение вопроса, монолог здесь будет бесполезным. Более того, если настоящего доверия между вожатым и подростками не возникло, то к данной форме прибегать бессмысленно.

Совет два-пять. «Не надо влюблять воспитанников в себя». Бывают такие вожатые, которые, признаются себе в этом или нет, но стремятся входе смены влюбить в себя своих ребят. Не знаю, в праве ли я так рассуждать, но считаю этот вариант несколько примитивным. Думается, что просто у девушки или молодого человека, ставшего вожатым, имеются психологические проблемы со сверстниками, а решать их с воспитанниками, таким образом, представляется дурным тоном. Вожатому, наверное, как и родителю не обязательно подчеркивать свое превосходство, стремится поддерживать имидж небожителя, если со всей ответственностью относиться к своей работе, то некое подобие нимба постепенно появляться. Можно предложить несколько иной подход — совершенно искренне говорить о том, что получается, а что нет. Говорить о своих ошибках, просчетах, недостатках, спокойно, буднично, «без фанатизма».

Достаточно сложной проблемой является возникающие симпатии и искренние юношеские чувства. Здесь советовать легче, чем потом реализовывать самые гениальные советы. И все же. Разговора с воздыхателем избежать не удастся, поэтому придется быть очень аккуратными, чтобы не нанести моральную травму ребенку при первой его влюбленности.

Совет два-шесть. «Выяснять причины детских слез, просьб детей перевести в другой отряд, вызвать родителей, забрать из лагеря».

Детские слезы, жалобы и просьбы вещь для лагеря обыденная. Однако каждый случай достоин того, чтобы вожатый остановил самые важные и необходимые действия и начал разбираться в том, что происходит. Не всегда просто понять что явилось причиной переживаний ребенка и тем не менее совершенно необходимо сделать несколько вещей. Начинать лучше с того, чтобы успокоить плачущего, для этого важно сделать так, чтобы ребенок смог вас услышать, затем следует предложить пройтись, или наоборот остаться в комнате без лишних глаз и ушей. Через некоторое время уже можно начинать разговаривать. Вопросы следует задавать не на прямую, так это может спровоцировать вновь слезы. Можно спросить о состоянии здоровья, предложить выпить чаю и каким-то другим способом успокоить и переключить ребенка. Следующим шагом может быть вопрос о том, хочет ли ребенок поговорить о том, что происходит, или разговор нужно отложить.

Достаточно сложная ситуация возникает когда в родительский день родители к ребенку обещали приехать и не приехали, эту ситуацию можно прогнозировать. Вообще вожатый в лагере, вполне может быть тем взрослым, который учит ребят готовиться к следующему дню, прогнозируя многие события.

Явление это редкое, но не сказать о нем нельзя. Это дети- интриганы. Да, такое случается, когда внешне незаметно, в коллективе начинают происходить странные события. Вдруг девочки из одной комнаты, просят родителей забрать их из лагеря, или перевести в другой отряд. Оказывается, что одна 12-летняя девочка, сначала подговорила всех девочек из комнаты объявить бойкот. Когда стали разбираться с этой историей, оказалось, что маленькая организаторша выселений, была предусмотрительна. Она договорилась даже с теми, против кого интриговала, что они не будут рассказывать взрослым о сути проблемы. Так как причиной бойкота объявлялось воровство, обвиненные стеснялись рассказывать педагогам о том, что происходит.

Совет два-семь. «Ничего не содействует так хорошим межличностным отношениям как хорошо организованная совместная деятельность». Конечно, деятельность — это не панацея, вообще в педагогической деятельности не бывает панацей. И все же… совместная деятельность определенным образом заставляет ребят сотрудничать, искать точки соприкосновения. Однако, есть и обратная сторона, не успешность в деятельности может сформировать негативное отношение к одному из ребят, стать причиной обидного прозвища и т.п. поэтому при продумывании каждого дела, вожатому просто необходимо увидеть на фоне этого мероприятия всех ребят из отряда, попытаться предупредить противоречия и конфликты, которые могут быть вызваны столкновением интересов в совместной работе. В обсуждаемом нами контексте хорошо организованная деятельность это такая, где каждому есть место, которое позволяет проявить себя с лучшей стороны, испытать успех, быть высоко оцененным окружающими.

Совет два-восемь. «Дети всякие нужны, дети всякие важны!». Достаточно большие сложности вызывают чрезвычайно капризные, неуравновешенные, избалованные дети. К сожалению, бывают случаи, когда подросток приезжая в лагерь начинает третировать своих сверстников и вожатого угрозами о самоубийстве. То, что этой категории детей приходится уделять огромное количество внимания. Здорово, когда в лагере есть свой психолог, или медик способен разобраться в проблеме психического здоровья ребенка. Оказавшись в подобной ситуации, мы сразу вызвали маму мальчика, который, сразу после приезда в лагерь стал кричать, что он пережжет себе вены, убежит и утопиться в речке. Приехавшая мама ошеломила нас своим ответом: «Да, что вы переживаете, у него эти угрозы с пяти лет!». Видимо постоянные угрозы, стали для ребенка средством детского вымогательства, а для родителей привычными. Нам пришлось убеждать маму, что ребенку, который ведет себя подобным образом не место среди обычных детей, которые просто пугаются от страшных обещаний.

Совет два-девять «Культивировать терпимость, уважение к различным культурам, верованиям, национальностям!». Серьезной проблемой, подрывающей межличностные отношения в отряде, могут стать социальные, культурные, национальные отличия. Действительно, если в одном коллективе оказываются воспитанники детского дома и домашние дети, представители разных национальностей, отношения между которыми во взрослом мире весьма неоднозначные. Самое главное для вожатого занять взрослую позицию ответственности за то, что сейчас он, желая или не желая того, формирует будущее — те отношения, которые будут связывать или разъединять представителей разных национальностей. Единственное самое точно пожелание — быть мудрым в оценках, высказываниях и просто даже в мимических проявлениях.

Третий уровень ответственности отрядного вожатого это — организация деятельности временного детского объединения. На первый взгляд очевидна как задача, так и способы ее решения — коллективная организация деятельности. Однако позволим себе дать несколько советов и по этому поводу.

Совет три-один — «Поделись заботою своей». Определить меру делегирования полномочий по организации своим воспитанникам». Заметим, прежде всего, что отряды все разные2. Возможность ребят самих организовывать свою жизнь зависит от многих причин. Ну, без сомнения, возраст — чем старше ребята, тем в большей степени готовы к самодеятельности. Однако не все так просто. На отсутствие энтузиазма в плане самоорганизации может повлиять напряженные экзамены только что сданные в школе и еще много всяких причин. Вполне может так сложиться, что вам достанется коллектив, не очень способный и настроенный на самоорганизацию. Это не хорошо и не плохо, это просто — факт, и с этим самым фактом предстоит работать всю смену. Конечно, какие-то небольшие ростки самостоятельности могут прорости и здесь, но только небольшие ростки. В этом случае вожатому придется всю смену совмещать роли и лидера, и организатора, и взрослого. Практика делегирования полномочий по самоорганизации не может не учитывать того, что в течение смены желание организовывать свою жизнь у ребят несколько изменяется. В начале смены не редко — гигантский интерес, а вот в конце смены энтузиазм в самоорганизации может падать.

Совет три-два — «А если поделиться местом на капитанском мостике?». При всех наших рассуждениях о делегировании полномочий мы упустили одно, что делегировать права на организацию совместной деятельности следует не всем, а совершенно особой группе ваших воспитанников. Про эту группу мы уже не много говорили это — лидеры, те, за кем идут остальные. Для того чтобы у вас появились настоящие помощники, совершенно необходимо учить лидеров организаторской деятельности. Честно говоря, ничего лучше книги А.Н. Лутошкина «Как вести за собой» мне на эту тему прочитать не удалось. Поэтому берите классику и дарите каждый день своим помощникам открытку с емкой фразой замечательного методиста. Вообще про самоорганизацию детских коллективов написано не мало замечательных книг и в любом случае мы рискуем не сказать ничего нового.

И, тем не менее, самоорганизация жизни временного детского коллектива может быть построена по нескольким схемам. Возможно создание кратковременных групп, которые организуют те или иные мероприятия (своего рода проектный подход, есть дело, есть группа). Однако, если в детском коллективе есть достаточно яркий и пользующийся значительным авторитетом вожак (вожаки) можно выбирать командиров на неделю. Однако в любом случае, демократизм, сменяемость, выборность и отчетность совершенно необходимы.

Сегодня уже мало известной является такая форма самоорганизации как чередование традиционных поручений. В этом случае весь коллектив следует разделить на несколько микрогрупп (звенья, звездочки, кружки и т.п.), затем можно выбрать несколько обязательных составляющих общей жизни: дежурство, информация, участие в общелагерных делах, сюрпризы. Дня на три-четыре каждой микро-группе поручается одно из традиционных направлений, затем (через три — четыре дня), подводятся итоги и происходит смена поручений.

Совет три-три — «Ты, кто? А я — ежик!». Большую роль в самоорганизации играет представление отряда о том, кто они такие. На четвертом уровне ответственности мы поговорим о вариантах существования временного коллектива. Сейчас же нас интересует мнение самих ребят, ответ на вопрос: «Кто мы такие?». Ответ на этот вопрос позволяет выстраивать совместно отношения к происходящему вокруг, планировать смену, подводить итоги, поддерживать свое единство. Понимая, кто мы такие, можно разработать несколько сценариев самоорганизации. Например, сценарий «Дача»3 — мы каждый сам по себе, наш отряд — место совместного проживания. В отряде существует журнал, в котором ребята записываются когда и куда уходят. Сценарий «Сбор» когда ситуации коллективной совместности преобладают над ситуациями свободного самоопределения. Наиболее известный и классический сценарий самоорганизации в рамках педагогики общей заботы И.П. Иванова. Когда на вопрос кто мы такие — есть ответ — мы те, кто отвечает за все что происходит в этом лагере, мы те, кто определяет адреса заботы и в процессе деятельности на благо окружающих, мы растем и развиваемся, становясь лучше и интересней.

Совет три-четыре — «А культура начинается с нормы». «Чтобы организовывать людей, следует формировать организующую их культуру». Организованность отряда зависит от наличия корпоративной микрокультуры — системы знаков, символов и их значений. Символы могут быть музыкальными — отрядные песни, визуальными — эмблемы, словесными — девизы, речевки, названия, предметными — атрибуты, действенными — ритуалы. Для полноценной корпоративной культуры отряда, все пять групп символов, должны быть представлены. Многочисленные символы объединены общим значением, которое задает стиль сообщества. При разработке символики, очень важна адекватность современным представлением детей и подростков, соотнесение слов, знаков, звуков с актуальными субкультурными явлениями. Как и любую работу — выработку символики следует начинать своевременно, когда ребята понимают важность и нужность этого занятия. Придумывание названия, и всех символических атрибутов может стать весьма веселым и захватывающим занятием.

Совет три-пять — «Включаем всех!» «Искать и найти пути включения всех воспитанников в совместную деятельность». Выполнение вожатым своих функций на третьем уровне — уровне организационной ответственности требует обеспечить включения каждого ребенка в деятельность. Для этого можно рекомендовать рекламировать ребятам занятия, предлагаемые программой лагеря. Особого разъяснения нередко требует польза для воспитанника той или иной деятельности. Полезным может оказаться разговор о личных возможностях заниматься той или иной работой. Несколько лет назад мы придумали забавное действо, которое назвали яблоней возможностей. Суть «Яблони возможностей» состоит в том, что все то, что может дать то или иное дело, записывается на картонные яблоки и вывешивается на небольшое дерево. Затем, каждый может посмотреть и подумать, какие из фруктов окажутся наиболее важными для него самого. Значимость того или иного занятия значительно возрастает, когда в отряде это занятие становится предметом обсуждения.

Совет три — шесть. Приучение в начале смены — залог спокойной работы. В плане организации следует помнить, что для спокойного выполнения воспитанниками многих организационных мелочей их следует терпеливо приучать. Особенно важны в этом смысле первые три-четыре дня (орг-период или период адаптации к лагерю). В это время закладываются такие нормы как общий сбор перед выдвижением в столовую, на общие мероприятия. Наверное, в редких случаях возникает необходимость ходить по лагерю парами или строем, однако передвижение такой тесной толпой, плотной кучей, просто необходимо. Такая простая, но необходимая вещь, как идти всем вместе, ждать тех, что немного опаздывает, слушать и слушаться дежурного.

Совет три-семь. — «Дом это там, куда готов ты возвращаться вновь и вновь!». При организации жизни временного коллектива не маловажную роль играет место общего сбора. Для того, чтобы воспитанникам нравилось собираться вместе, нужно, чтобы место общего сбора вызывало положительные эмоции. Здесь должно быть удобно сидеть, должна быть какая-то информация, периодически сменяемая. Оформление отрядного места целесообразно превратить в общее творческое дело, через эту деятельность вполне можно сформировать атмосферу общности4.

Совет три-восемь. Оперативно информируй ребят о том, чего и когда следует ожидать. Любой человек, (в том числе и дети из вашего отряда) хотели бы знать, что будет через 5, 10, 15 минут, через час, после ужина, завтра и т.д. Поэтому совершенно необходимо периодически сообщать воспитанникам о том, что происходит, что планируется. Конечно, для этого существует утренние и вечерние ритуалы (линейка отряда, утренние и вечерние отрядные круги). Так как днем такой устойчивой формы организации совместной деятельности не выработано, то вожатому придется изобретать это самому. Например, послеобеденная летучка. Очень важно сообщая оперативную информацию, определенным образом настраивать ребят на восприятие предстоящих событий. Например, в лагерь приехал какой-то коллектив, и вечером ожидается показ концерта, спектакля и тому подобное. Конечно, можно сетовать, что вот не сообщили своевременно чего ожидать и кто приедет, а можно совершенно естественно обсудить с ребятами возникающую ситуацию. Принять решение, если мы хотим узнать побольше о грядущем выступлении гостей, то нужно провести небольшую разведывательную операцию. Нет сомнений в том, что ребят такая затея очень даже понравиться. Еще один момент связан с планом-сеткой на смену. С ним необходимо работать, обращая внимание ребят на то, какие значительные события грядут через день, два, три.

Совет три-девять. — «Не нарушать эмоциональную партитуру дня!» Сегодня никого не надо убеждать в том, что один из важных требований к работе педагога является своевременность. Своевременность состоит в чередовании моментов наивысшего эмоционального подъема с относительно спокойными периодами жизни отряда. Дело в том, что эмоциональная жизнь коллектива похожа на синусоиду и группа не может надолго зависнуть в одной точке. Эмоциональные состояния чередуются подобно маятнику. Вожатый в этом смысле должен воспринять этот маятник как своеобразные качели-лодочку: при помощи его усилий эмоциональность может увеличиваться, а может снижаться, поэтому необходимо выбрать оптимальный ритм. А главное не пытаться резко изменить психологическое состояние воспитанников. Во-первых, для психологического самочувствия это может оказаться не безопасным, а во-вторых, может не получиться и вы попадете в глупое положение.

Существенно настроить ребят перед общелагерным мероприятием, а после него дать выговориться. Особенно важны «проговоры» (обсуждения) после вечернего дела, когда чувства переполняют ребят, а время близится к отбою.

Совет три-десять — «Не бросай одного, его». Многолетний опыт работы показывает, что даже в случае, когда, кажется все воспитанники, выведены из корпуса, после многочисленных напоминаний, рано или поздно кому-то из детей срочно понадобиться вернуться в спальные комнаты за забытыми вещами. Поэтому, пред тем, как Вы с отрядом отправляетесь в актовый зал, на стадион, на обще-лагерную линейку и т.п., следует объявить: «Народ! Вспомните, пожалуйста, не забыли ли вы самые необходимые вещи: фотоаппарат, сюрпризы для соседнего отряда и мыльные принадлежности, без которых не обойтись на линейке!». И, тем не менее, может такое случиться, что кто-то что-то забудет несмотря ни на что. В этом случае, следует проводить забывчивого до корпуса. Поверьте, именно при перебежках случаются самые непредвиденные и неприятные события. Дело в том, что, выводя ребят из корпуса, следует закрыть помещение, чтобы обеспечить сохранность детских вещей (одежду, сотовые телефоны, фотоаппараты, и проч.). Как только выявились те, кому срочно необходимо вернуться за забытым предметом, вожатым придется разделиться (один возвращается в корпус, другой остается с отрядом). Если же напарник на выходном, а подменного вожатого вам не дали, просчитайте необходимость возвращаться в корпус и договоритесь с вожатыми соседнего отряда о том, что они приглянут за вашими в те несколько минут, которые вы будете отсутствовать.

Перейдем к самому верху нашего пирожка вожатого — четвертому уровню функций. Верх — это своего рода украшение, без него можно, но с ним пирожок выглядит более привлекательным. Можно считать уровнем высшего пилотажа, если вожатый берет на себя ответственность за решение задач социального воспитания как такового. Конечно, все предыдущие уровни ответственности тоже воспитывают, и может быть весьма существенно: формируют опыт определенного поведения в группе, содействуют освоению умений следить за собой, поддерживать свое физическое состояние и т.п.

Реализация четвертого уровня ответственности педагога-организатора временного детского объединения возможна в рамках трех фигур высшего вожатского пилотажа.

Фигура «Сам себе трамвай». В этом случае вожатый строит свою работу достаточно автономно всей остальной деятельности в лагере. То есть для данного отряда происходит как бы своя маленькая тематическая смена. Осуществить эту фигуру высшего вожатого пилотажа может либо очень опытный вожатый, достаточно авторитетный в лагере. Несколько проще, если напарников двое, вот тогда, даже в обычном профсоюзнике они могут сделать очень даже много. При формулировке собственно воспитательных задач вожатый может не особенно беспокоится с согласованием их с целями и задачами, которые записаны в обще-лагерной программе.

Фигура — «Организовать и возглавить». Эта фигура подходит к ситуации, когда речь идет о самом старшем в лагере отряде — как правило, это первый отряд, а сам по себе порядковый номер чего-то, да значит. Тогда вожатый, вместе со своими воспитанниками как бы подменяет в организации различных видов совместной деятельности педагогический коллектив. Целевая составляющая в случае реализации второй фигуры высшего пилотаже состоит в формировании у воспитанников опыта организаторской деятельности. Опыта коллективной самоорганизации, опыта ответственного поведения.

Фигура — «Первые среди равных». Выполнение этой фигуры высшего пилотажа предполагает участие временного коллектива во всех обще-лагерных мероприятиях. Подходы к организации жизни лагеря могут разными, но часто бывает, когда план сетка предполагает ежедневное дело (а то и не одно), рассчитанное на участие всех детских объединений. В отличие от второй фигуры, здесь нет выхода в позицию инициатора- организатора, отряд просто активный участник общей деятельности.

Говоря о содержательных вариантах реализации четвертого уровня педагогической ответственности можно нарисовать пять картинок5

Картинка первая — «Школа». Представим себе вожатого эдакого «ботана» (в хорошем смысле этого слова) — молодого человека, безумно увлеченного какой либо наукой, искусством, спортом. Вся жизнь такого временного коллектива превратиться в тренировки, репетиции, познавательные минутки. В условиях лагеря в непринужденной обстановке, рядом с добрым увлеченным взрослым — совершено разные дети могут освоить то, чего не смогли весь учебный год.

Наиболее вероятно, что такая картинка будет реализована в ходе тематической, специализированной смены, либо в лагерь приехал коллектив хореографический, спортивная команда, юношеский театральный коллектив вместе со своими педагогами (тренерами, балетмейстером). Если вожатому достался отряд — коллектив это и сложно и просто одновременно. Сложно, так как нужно срочно искать взаимопонимание с тем взрослым, который привез в лагерь своих питомцев.

Картинка вторая — «Клуб». Типаж вожатого должен быть также весьма определенным — это тусовщик, болтун и затейник, человек быстро увлекающийся чем-то. Такой вожатый может подкидывать ребятам те или иные идеи, приводить интересных людей, создавать разговорное пространство, из которого вырастает общее дело. Возможно, конечно, что ребята приедут на смену со своими хобби, либо так совпадет, что во временном объединении найдется значительное число увлеченных похожими занятиями. Вот на них и стоит сориентироваться в случае клубного стиля жизни отряда. Разновидность второй картинки — волонтерский клуб. Такой отряд выбирает объект общей заботы, планирует совместную деятельность, проводят ее, анализируют. Специфика волонтерского клуба состоит в обращенности всех участников объединения к нравственным проблемам. Такое чувство, что все и вожатый и дети, все время разрешают проблему: «Что такое хорошо? Что такое плохо?».

Картинка третья — «Милитари». Такое временное объединение живет военизированной игрой, может быть что-то вроде скаутинга или «Новой цивилизации». Совершенно, не обязательно точно копировать эти замечательные варианты. Пусть это будет своя игра. Кстати, по большому счету игра в тимуровцев, в пионеров, также имеет военизированную окраску. содержательная сторона совместных занятий в этом случае будет включать военные игры на местности, походы, рейды, спортивные тренировки и т.п. оживание этой картинки связано как правило с тем, если юноша- вожатый недавно возвратился после службы в Вооруженных силах и его армейский запал требует выхода. Здорово, если такую картинку реализует молодой человек, связанный с разного рода силовыми структурами (МЧС, МВД и т.п.).

Если стиль «милитари» привлекает вожатого, было бы хорошо вкопать у корпуса свой отрядный флагшток и каждое утро поднимать флаг- штандарт своего отряда. Кстати слово «отряд» лучше всего подходит именно для такой организации жизни детского коллектива.

Картинка четвертая — «Студия». Не трудно представить себе вожатого, заражающего новой затеей всех окружающих, создающих своеобразное энергетическое поле вокруг себя. Он режиссер, художественный руководитель, главный редактор лагерной газеты и т.д. и т.п. вся жизнь отряда превращается в гигантский творческий процесс. Причем сам процесс творчества важнее результатов. При таком подходе к жизни отряда ареной творчества должно становится все, что делают ребята. Например, дежурство по столовой. Такой коллектив будет сидеть два-три дня, пока не придумает чем удивить лагерь. Ведь эта такая же важна сторона творчества, чтобы все посмотрели и удивились. Достаточно частая форма существования такого отряда — мозговой штурм.

Картинка пятая — «Фирма». Для реализации такого варианта просто необходимо выбрать какую-либо фирменную деятельность. Это может быть концертно-исполнительская, театральная, редакционная (изготовление обще-лагерной газеты), производственно-трудовая и т.п. В основе фирменной деятельности — работа по производству полезного товара или услуги. Такая деятельность задает особый стиль взаимоотношений, функциональная взаимозависимость воспитывает ответственность, взрослость.

Известен беспрецедентный случай осуществления фирменной модели существования временного летнего объединения — «дворники» города Комсомольский (педагог И. Хуснутдинова, ВДЦ «Орленок», 1989 г.). Ребята взяли на себя функцию наведения порядка на территории лагеря, то есть, играя в дворников (общая игра называлась «Город Комсомольский») старшеклассники вставали до подъема и подметали дорожки, убирали урны и т.д.

Итак…. Вот перед вами пирожок вожатого. Вещь серьезная и ответственная, и если четыре уровня окажутся не под силу начинающему вожатому — студенту младших курсов, в лагере должен найтись взрослый настоящий педагог, который сумеет подстраховать, взять на себя те коржи, которые недостаточно пропечены молодым коллегой.




1.Текст опубликован:

Куприянов Б.В. Будь готов! // Народное образование. – 2007. – № 3. – С. 120–127.

Куприянов Б.В. Советы отрядному вожатому детского загородного центра // Воспитание школьников. – 2007.– № 5. – С. 49–58.

Куприянов Б.В. Поговорим об обязанностях отрядного вожатого…// Дополнительное образование и воспитание. – 2007. – № 5.– С. 16–22.

Куприянов Б.В. «Пирожок вожатого»: обязанности отрядного вожатого в детском загородном лагере // Вожатый века: общественно-педагогический журнал. – 2006. –№ 4 –. С. 32–37.

Куприянов Б. Восемь правил отрядной педагогики // Первое сентября – №12 (1446), 24.6.2006, суббота.

2.  Особенно это заметно, когда работаешь в «Артеке», «Орленке» или «Океане». И ты вроде тот же, и возраст у твоих подопечных такой же, и лагерь не особенно изменился, а приезжают ребята и ничего похожего на предыдущий отряд.

3.  Здесь идея Н.Б. Крыловой, даже, по-моему, она на кого-то ссылается.

4.  Ю.С. Мануйлов когда-то написал целую кандидатскую диссертацию на тему как, всем вместе оборудуя окружающую среду временному детскому коллективу сделаться значительно более сплоченным.

5.  Эти картины мы сформулировали на основе замечательной книги «Технология группы» (авторы В.И. Ланцберг и М.Б. Кордонский), эту идею мы развивали в наших собственных публикациях:

Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ Б.В. Куприянов, Е.А. Салина, Н.Г. Крылова, О.В. Миновская; Под ред. А.В. Мудрика. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

Куприянов Б. В. Модели социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей // Внешкольник. Воспитание и дополнительное образование детей и молодежи. – 2005. – № 12.

Куприянов Б.В. Модели социального воспитания//Вожатый века: ежеквартальный общественно-педагогический журнал.– 2004. – № 3 (14), осень


Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования