Социально-педагогическая помощь старшеклассникам - представителям юношеских субкультур

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Неформальная педагогика >> Социально-педагогическая помощь старшеклассникам - представителям юношеских субкультур >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5A/28/12


Сенченко Николай Александрович

Социально-педагогическая помощь старшеклассникам - представителям юношеских субкультур

Чтобы легче понимать, о чем говорят наши дети, заглядывайте в «Словарь молодежного сленга».

На правах рукописи

13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в общеобразовательной и высшей школе)

Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Кострома, 2007

Работа выполнена на кафедре социальной педагогики Государственного образовательного учреждения Высшего профессионального образования Костромской Государственный Университет им. Н. А. Некрасова

Научный руководитель:
кандидат педагогических наук, доцент Куприянов Борис Викторович

Официальные оппоненты:
доктор педагогических наук, профессор профессор Демакова Ирина Дмитриевна
кандидат педагогических наук Григорьев Дмитрий Васильевич

Ведущая организация: Воронежский государственный педагогический университет


Общая характеристика работы

Актуальность исследования социально-педагогической помощи старшим школьникам — представителям юношеских субкультур обусловлена рядом взаимодополняющих обстоятельств.

Во-первых, юношеские субкультуры стали одним из существенных факторов социализации городских школьников. Данные социологических исследований подтверждают, что значительная часть учащихся старших классов идентифицирует себя с той или иной субкультурой, и определенное количество старших школьников испытывает на себе ее ощутимое влияние.

В то же время воздействие на учащихся ряда неофициальных юношеских культур таит в себе социальные опасности, так как одни субкультуры транслируют идеи экстремизма, расовой и национальной дискриминации, другие — проповедуют криминальный образ жизни, третьи — пропагандируют употребление психоактивных веществ и т.д. Данные субкультуры создают риск для социализации учащейся молодежи. Представители таких субкультур достаточно часто выходят за рамки установленных правил, совершают эксцентричные поступки.

В связи с этим реакция официальных органов власти, общественности, педагогов даже на безобидные проявления юношеской субкультуры зачастую бывает крайне жесткой. Нередко у воспитателей, учителей возникают сильные негативные эмоции, препятствующие самоопределению и построению конструктивного взаимодействия с представителями юношеских субкультур. Кроме того, педагоги, вынужденные ежедневно иметь дело с учащимися, которые ярко демонстрируют субкультурную принадлежность, в большинстве случаев лишены четких ориентиров при конструировании профессиональной деятельности.

Из выше приведенных доводов следует, что современная социально-педагогическая практика нуждается в воспитательных технологиях, обеспечивающих свободу выбора школьника в пространстве влияния разнообразных культур, позволяющих осуществлять нравственную поддержку в ситуациях многочисленных культурных интервенций, направленных на личность со стороны как агентов субкультур, так и субъектов социального, семейного и конфессионального воспитания.

Во-вторых, необходимость помощи школьникам представителям юношеских субкультур осознается достаточно давно. Достаточно широко распространены в нашей стране различные по масштабу рок-фестивали («Прорыв», «Окна Открой!», «НАШЕствие», «Крылья» и другие), являющиеся для юношей и девушек площадками самовыражения в сфере субкультуры. В деятельности Костромского клуба старшеклассников несколько лет назад появилась такая новая форма работы, как фестиваль молодёжной культуры «Стрит-Вей», где подростки имеют возможность танцевать брейк-данс официально, «на большой сцене», кататься на роликах и рисовать граффити. В частности, работа с представителями неофициальных юношеских субкультур осуществляется в таких формах, как формирование «уличных площадок» для предъявления подростками себя как представителей субкультур в г. Одессе (опыт работы М.Б. Кордонского). В то же время, целостного осмысления отечественной практики социального воспитания старшеклассников в данном контексте не производилось, несмотря на наличие соответствующего опыта.

В-третьих, изучение субкультур — относительно новое, но активно развивающееся направление в отечественных гуманитарных науках. За последние два десятка лет по этой тематике было защищено около сорока диссертаций, наиболее многочисленными являются исследования молодежной субкультуры, раскрывающие социально-философские (С.И. Левикова), эстетические (Э.А. Раманаускайте), социологические (Д.В. Петров), лингвокультурологические (М.А. Солодова), социально-управленческие (Г.М. Иващенко), социально-психологические (Л.В. Шабанов) аспекты данного феномена. Изучены также отдельные разновидности молодежных субкультур (И.И. Клявина, Б.В. Куприянов, А.Е. Подобин, С.В. Родионов, Т.Б. Щепанская), процессы их становления (И.Э. Петрова), взаимодействие молодежных субкультур с социальными институтами (А.А. Артюх, С.А. Воронина) и формами общественного сознания (Ю.А. Сошин), региональные характеристики субкультурной дифференциации молодежи (М.В. Блохина).

Одним из отправных моментов теоретического обоснования социально-педагогического взаимодействия субъектов воспитания с представителями юношеских субкультур является концепция педагогики социальной работы (В.Г. Бочарова, Б.П. Битинас), где социальное воспитание трактуется как педагогически ориентированная и целесообразная система общественной помощи, необходимая подрастающему поколению в период его включения в социальную жизнь.

В педагогической науке понятие «помощь» стало активно исследоваться с середины 90-х годов. Л.Ф. Спирин, О.Л. Базарова, Г.Л. Павличкова — Индивидуализированная помощь.

Изучение педагогической помощи детям осуществлялось в трех аспектах: в связи с отклонениями в физическом и психическом развитии (Л.И. Аксенова, К.Е. Глазунова, А. Воронецка-Боровска, Н.И. Костюнина, И.А. Юдина); в аспекте решения различных социальных проблем (Т.Н. Поддубная, С.Н. Семенкова, А.С. Ткаченко), в аспекте направленности работы с определенной категорией детей, подросткам без указания на проблему (О.И. Сдобникова, Л.Ф. Сербина, Н.Ф. Смурыгина, В.Н. Власов).

Существенную роль в понимании педагогической помощи играет концепция О.С. Газмана и работы его последователей Н. В. Касициной, Н.Н. Михаиловны и С.М. Юсфина.

Оригинальную концепцию индивидуальной педагогической помощи создал А.В. Мудрик. В ней определены сущность, типы задач, условия эффективности помощи. Сторонники данного подхода (Б.В. Куприянов, О.В. Миновская, М.В. Шакурова) разработали соответствующую методику. Взаимодействие субъектов социального воспитания с представителями юношеской субкультуры раскрывается в научной литературе на основе положений о психолого-педагогической помощи детям с девиантным поведением (М.А. Ковальчук, И.В. Кузнецова, М.И. Рожков).

Указанные обстоятельства позволяют выделить ряд противоречий:

— между широким распространением неофициальных юношеских субкультур, повседневным взаимодействием педагогов с их представителями — и преобладанием случайных практик в деятельности воспитателей в этой сфере;

— между необходимостью поддержать свободу самоопределения старшего школьника в юношеской субкультуре — и стремлением обеспечить учащемуся социально приемлемый выбор;

— между наличием в практике социального воспитания примеров профессионального взаимодействия с представителями юношеской субкультуры — и недостаточным осмыслением имеющегося опыта в научной литературе;

— между наличием широкого круга гуманитарных и социальных исследований, посвященных изучению молодежных субкультур, между обоснованием идей индивидуальной педагогической помощи — и недостаточной разработанностью теории и методики социально-педагогической помощи представителям юношеских субкультур.

Проблема исследования: при какой содержании и методике социально-педагогической помощи обеспечивается оптимальное разрешение проблем в социализации школьников — представителей неофициальных юношеских субкультур?

Цель: выявить содержание и обосновать методику социально-педагогической помощи школьникам — представителям неофициальных юношеских субкультур.

Объектом исследования является социализация школьников — представителей неофициальных юношеских субкультур.

Предмет исследования: социально-педагогическая помощь школьникам — представителям неофициальных юношеских субкультур.

В качестве гипотезы мы сформулировали следующее предположение: социально-педагогическая помощь обеспечит разрешение проблем социализации школьников — представителей неофициальных юношеских субкультур, если:

— педагог владеет референтным для воспитанников видом деятельности, его имидж адекватен юношеской субкультуре,

— старшеклассник участвует в клубном сообществе, созданном на основе юношеских субкультурных практик,

— взаимодействие педагога и старшеклассника представляет собой конструктивный диалог.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:

1) выявить специфические проблемы школьников — представителей неофициальных юношеских субкультур, обусловливающих необходимость социально-педагогической помощи;

2) определить содержание социально-педагогической помощи школьникам — представителям неофициальных юношеских субкультур;

3) охарактеризовать деятельность педагога в процессе оказания социально-педагогической помощи школьникам — представителям неофициальных юношеских субкультур.

Методологической и общетеоретической базой исследования являются классические и новейшие положения и выводы философии, социологии, психологии и педагогики о социализации человека, детерминированности этого процесса содержанием и характером взаимодействия и отношений с окружающим миром. Исследование также опирается на концепцию социальной идентичности Э. Эриксона, концепцию социального воспитания А.В. Мудрика и ее реализацию в работах Б.В. Куприянова, О.В. Миновской, М.В. Шакуровой, совокупность гуманистических концепций и взглядов на процесс воспитания (В.П. Бедерханова, О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин), положения педагогической герменевтики (И.Д. Демакова), технологию социальных проб (М.И. Рожков). Исходные теоретические позиции базируются на совокупности представлений об особенностях социализации старших школьников И.В. Дубровиной, И.С. Кона, А.В. Мудрика, В.И. Слободчикова; на идеях Д.И. Фельдштейна и Б.Д. Эльконина о посреднической позиции взрослого сообщества в освоении ребенком социального окружения. Исследование опирается на теоретические и практические разработки Д.В. Григорьева, М.А. Ковальчук, А.Е. Подобина.

В работе использовались теоретические и практические методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы, моделирование социально-педагогических процессов и явлений; методы эмпирического уровня: изучение и обобщение опыта социального воспитания, анкетирование, интервьюирование, социологические опросы, включенное наблюдение, опытно-экспериментальная работа.

Социологическая часть исследования проводилась на базе общеобразовательных школ города Костромы № 17, 22, 24, 25, 34, 35, 38 (727 учащихся 10-11 классов). Эмпирическим исследованием было охвачено 127 учителей общеобразовательных школ города Костромы и Костромской области. Отдельной экспериментальной группой выступили 42 ученика старших классов — воспитанники Центра детского творчества «Ипатьевская слобода», посещавшие студию игры на гитаре. Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в Областном лагере старшеклассников «Кентавр» 1999- 2004 гг. (396 школьников).

Этапы исследования. В ходе проведенного исследования можно выделить три основных этапа. На первом этапе (1999-2001 гг.) определялись основные подходы к разработке концепции исследования, были проведены первичные исследования направленные на изучения субкультурных предпочтений школьников, начата опытно-экспериментальная работа. Второй этап исследования (2001-2002 гг.) был посвящен анализу философской, психологической и педагогической литературы, а также изучению существующих программ социально-педагогической помощи, были внесены корректировки в содержание опытно-экспериментальной работы. На третьем этапе (2002-2004гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа на базе образовательных учреждений, в лагере старшеклассников «Кентавр», обобщались результаты научного исследования, определялась эффективность разработанных методик. Были уточнены основные положения диссертационного исследования, намечены направления дальнейших исследований.

Наиболее существенные результаты работы, полученные соискателем, их научная новизна и теоретическое значение проявились в следующем:

— выявлены специфические проблемы школьников — представителей неофициальных юношеских субкультур, вызывающих необходимость социально-педагогической помощи;

— изложены идеи о специфике социально-педагогической помощи, возникающей на границах стихийной, относительно управляемой и относительно социально-контролируемой социализации, и более или менее сознательного самоизменения человека;

— определены и эмпирически проверены существенные взаимосвязи между оптимальным разрешением проблем социализации старшеклассников — представителей неофициальных юношеских субкультур и содержанием, приемами, формами осуществления социально-педагогической помощи.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования могут быть использованы педагогами при организации внеучебной деятельности в образовательных учреждениях, в процессе подготовки студентов педагогических специальностей, в институтах повышения квалификации работников образования. В результате проведенного исследования разработаны: программа диагностики субкультурных предпочтений школьников; методические рекомендации по социально-педагогической помощи школьникам-представителям неофициальных юношеских субкультур. На факультете по переподготовке специалистов КГУ им. Н.А. Некрасова (специальность «Социальная работа») внедрен в учебный процесс спецкурс «Социально-педагогические основы работы с представителями молодежных и юношеских субкультур».

Апробация результатов исследования осуществлялась на протяжении всего периода исследования. Основные теоретические положения и выводы были изложены автором на конференциях «Молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы» (Москва, 2000), «Педагогические технологии воспитательной деятельности» (Рязань, 2000), «Психологическое сопровождение процессов модернизации образования и профессионализации кадров» (Кострома, 2002), «Управление системой социальных ценностей личности и общества в мире изменений» (Кострома, 2003), «Гуманизация учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе» (Кострома 2004), в ходе работы «Школы молодых ученых» — Информационно-Издательский Образовательный Центр «Вестник Евразии» (Санкт-Петербург, Кострома 2002), на заседаниях и методологических семинарах кафедры социальной педагогики Костромского госуниверситета.

Диссертационное исследование выполнялось в рамках грантов Российского гуманитарного научного фонда (проекты №№ 02-06-0193а, 04-06-00222а), а также задания Министерства образования РФ на тему «Исследования состояния и прогнозирование развития системы воспитания в учреждениях общего и профессионального образования».

Достоверность результатов исследования обеспечивалась последовательной реализацией исходных методологических положений, комплексным анализом проблемы на междисциплинарном уровне, применением совокупности разнообразных, взаимодополняющих методов сбора и обработки эмпирического материала, использованием методик диагностики, адекватных изучаемой проблеме, целям, задачам работы.

Положения, выносимые на защиту

1. Специфическими проблемами, возникающими в процессе социализации старшеклассников — представителей юношеских субкультур, являются: компенсация негативного отношения к себе крайним преувеличением и мифологизацией своей инаковости; выбор определенного внешнего субкультурного образа, подменяющего ценностное самоопределение при отсутствии у воспитанника соответствующего социального опыта; конфликтность взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, вызываемое провоцирующим имиджем и некомпетентностью в общении.

2. Социально-педагогическая помощь обеспечит разрешение проблем социализации школьников — представителей неофициальных юношеских субкультур, если: педагог владеет референтным для воспитанников видом деятельности, его имидж адекватен юношеской субкультуре; старшеклассник участвует в клубном сообществе, созданном на основе юношеских субкультурных практик; взаимодействие педагога и старшеклассника представляет собой конструктивный диалог.

3. Методика оказания социально-педагогической помощи старшеклассникам — представителям юношеских субкультур требует соединения групповой и индивидуальной форм работы.

Социально-педагогическая помощь в групповой работе реализуется через создание в группе позитивного эмоционального климата; через получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими; через расширение представлений о способах и вариантах самопрезентации; через приобретение опыта самовыражения в комфортных условиях в данной группе; через освоение способов обсуждения, осмысления и понимания значений символов и смыслов, присущих различным субкультурам, а также через понимание своих индивидуальных особенностей.

Социально-педагогическая помощь в индивидуальной работе включает уточнение самоопределения воспитанника, осуществление посредничества в конфликтах с взрослыми, содействие в разрешении индивидуальной проблемы, в том числе — в самостоятельной гармонизации отношений с взрослыми.

Работа состоит из Введения, двух глав и Заключения. Во Введении обозначены актуальность и научный аппарат исследования. В первой главе — «Юношеская субкультура как фактор социализации старших школьников» — сформулированы актуальные задачи и тенденции социализации старшеклассников, выявлены подходы к определению специфики влияния субкультуры на социализацию, определена специфика проблем представителей неофициальных юношеских субкультур, обусловливающая оказание им социально-педагогической помощи, описана методика исследования влияния юношеской субкультуры как фактора социализации старшеклассников.

Во второй главе — «Социально-педагогическая помощь старшим школьникам — представителям юношеской субкультуры как научная проблема» — охарактеризована сущность и обоснованы условия оказания социально-педагогической помощи старшим школьникам-представителям юношеских субкультур, осуществлен анализ соответствующего отечественного и зарубежного опыта.

В третьей главе — «Эмпирическое исследование социально-педагогической помощи старшим школьникам — представителям юношеской субкультуры» — определены и эмпирически проверены педагогические условия оказания социально-педагогической помощи старшим школьникам-представителям юношеской субкультуры, представлена соответствующая методика социального воспитания. В Заключении сформулированы основные выводы работы.

Основное содержание диссертации

Одним из факторов социализации традиционно считается юношеская субкультура. Существуют три основных подхода к трактовке субкультуры: сфера культуры внутри господствующей культуры (Н.Г. Багдасарьян, С.Н. Иконникова, Л.И. Михайлова), социальная коммуникативная система (В.П. Конецкая, Е.Л. Омельченко, В.В. Туев), система ценностей и норм (Г. Беккер, А. Коен, А.А. Курбанова, В.Т. Лисовский).

В соответствии с характеристикой сущности субкультуры данной А.В. Мудриком, юношеская субкультура определяется как движущая сила, обусловливающая характер процесса социализации и отдельные его черты. Некоторые положения работ В.В. Абраменковой, Н.Л. Денисова, Н.П. Петровой позволяют выделить источник влияния юношеской субкультуры на социализацию старших школьников — обеспечение реализации потребностей старшеклассников (защита возрастной автономии, регулирование поведения, эмоциональная поддержка, самовыражение).

В субкультуре реализуется одна из основополагающих потребностей учащихся — выстраивание образа «Я». Влияние субкультуры связано с трансляцией определенного привлекательного для подростков и молодежи субкультурного образа, присвоение только внешней формы подменяет зачастую ценностное самоопределение старшеклассника. Анализ социологической, культурологической и психологической литературы дает основание в качестве важного элемента неофициальных субкультур выделить социокультурные контексты: «радикально-силовой» (скинхеды, футбольные фанаты), «либеральный» (хиппи, ролевики), «радикально-протестный» (панки) и другие. Здесь можно говорить о наличии резонанса между состоянием человека и социокультурным контекстом субкультуры, который помогает человеку справиться с внутренним конфликтом или найти объяснение своего состояния. Так эмоциональная неуравновешенность, склонность к агрессии резонируют с радикально-силовым контекстом субкультур.

Как показывает анализ научной литературы, влияние неофициальной юношеской субкультуры обеспечивает компенсацию негативного отношения к себе, низкого уровня самоуважения, непринятия образа собственного тела (несоответствия внешнего вида эталонам маскулинности и феминимности). Компенсация происходит благодаря крайнему преувеличению и мифологизации своей непохожести, исключительности. Субкультура выступает также как форма самопредъявления человека на культурно-эстетическом уровне, когда человеку нравится, прежде всего, музыка, одежда и т.д.

Эмоциональная привлекательность «неформального» (иного, отличного от насаждаемого взрослыми) стиля жизни нередко снижает значимость целенаправленной деятельности (учеба, хобби), способствует размыванию жизненных перспектив. Предпосылками к таким обстоятельствам является академическая неуспешность в школе. Данная проблема возникает также в связи с отсутствием у воспитанника опыта самопонимания и самоопределения.

Кроме этого, у старшеклассников — представителей неофициальных юношеских субкультур возникают осложнения во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками, вызываемые как провоцирующим имиджем, так и некомпетентностью в общении. Рассогласования в сфере общения, усиливаются после того, как школьник начинает предъявлять себя как представитель субкультуры.

Субкультура чаще всего определяется через группу, являющуюся носителем данной локальной культуры, Нахождение в субкультуре способно блокировать самостоятельность человека, вызывать поведение «ведомого» и таким образом выступать для молодого человека или девушки психологической защитой.

Наряду с источником влияния юношеской субкультуры можно условно выделить три вероятностных последствия для социализации:

— позитивная тенденция (освоение социальных ролей в группе сверстников, социальное и культурное самоопределение на основе социальных проб и экспериментирования),

— социально-негативная (наркотизация, принятие идеологии национализма, экстремизма, приобщение к криминальному образу жизни),

— индивидуально-негативная (мораторий на социальное и культурное самоопределение, самооправдание инфантилизма и эскапизма — «бегства» от социальной реальности).

Эмпирические исследования, проведенные нами в 2000-2004 гг., включали в себя изучение проблем и противоречий социализации представителей субкультур. На основе анализа социологических и культурологических исследований были уточнены описания семи юношеских субкультур: рокеров, панков, хиппи, футбольных фанатов, пацанов (гопников), скинхедов, реперов. Описания признаков этих субкультур были предъявлены студентам младших курсов Костромского государственного университета как экспертам; на основании обобщения результатов экспертизы нами были разработаны опросные материалы для школьников. Следующий блок исследований предполагал изучение субкультурных предпочтений старшеклассников (10-11 классы школ г. Костромы). В результате двух опросов более 727 старшеклассников из семи городских школ были получены следующие данные.

Количество учащихся старших классов, идентифицирующих себя с представителями той или иной неофициальной юношеской субкультуры, колеблется в разных образовательных учреждениях от 11 до 59%, примерно столько же (от 12 до 52%) тех, кто сознательно не относит себя ни к одной из неофициальных юношеских субкультур. Число учащихся, не в полной мере определившихся с ответом, составляет от 6 до 42%. При этом желание идентифицировать себя с определенной субкультурой заявили 56,6%, не высказали такого стремления 30,2 % опрошенных, неопределенную позицию в выборе субкультуры продемонстрировали- 13,2 %.

Сравнение результатов изучения старшеклассников — представителей юношеских субкультур с остальными сверстниками позволяет констатировать, что у представителей субкультур в 2,68 раза ниже уровень направленности на социально приемлемую деятельность в 1,7 раз меньше претензий на лидерство в группе, в 2 раза слабее, чем у сверстников представлена субъективная значимость занятий по интересам.

При изучении юношей и девушек — представителей субкультуры рокеров (16,7% от общего числа опрошенных), явная угроза негативных тенденций социализации не проявилась. Также весьма благополучной группой могут считаться реперы (13,5%). Среди футбольных фанатов, составляющих от общего числа респондентов 11,9%, проблемы в социализации могут быть зафиксированы в основном у девушек. Явно обозначившейся проблемой у представителей субкультуры скинхедов (5% всех участвующих в опросе) является склонность к неконтролируемой агрессии и эмоциональная неуравновешенность (юноши — 44%, девушки — 20%). Обобщение полученных результатов позволяет назвать среди наиболее типичных проблем социализации для девушек — представителей неофициальных юношеских субкультур: непринятие образа собственного тела, низкая мотивация учебной деятельности (скинхеды, футбольные фанаты). Еще одной общей чертой является то, что образ отношений с юношами лишен романтизма (футбольные фанаты). Специфичной характеристикой может быть названа слабая ориентированность на сферу деловой активности у девушек-скинхедов. Среди респондентов — учащихся старших классов г. Костромы наименее массовыми являются такие субкультуры, как «панки» и «хиппи» — по 1,7%.

Таким образом, на материале исследования удалось уточнить характер проблем, возникающих у старшеклассников представителей юношеских субкультур.

Исходя из социально-педагогической концепции А.В. Мудрика, социально-педагогическую помощь можно трактовать как внешнее действие, которое придает личности ресурс, недостающий в какой-либо конкретной социальной ситуации. Помощь становится движущей силой процесса активизации ресурсов, управления его использованием (Б.В. Куприянов, О.В. Миновская).

Социально-педагогическая помощь старшеклассникам — представителям неофициальных юношеских субкультур возникает на границах стихийной, относительно управляемой и относительно социально-контролируемой социализации, и более или менее сознательного самоизменения человека; имеет характер диалектического компромисса:

— при безусловном принятии воспитанника, какие бы идеи он ни разделял, информирование его о возможных социальных санкциях,

— при выстраивании диалога между культурой и субкультурой, предъявление общепринятых образцов,

— при организации движения мысли в диалоге от субъективных смыслов школьника к социокультурным значениям, оснащение воспитанника недостающими средствами понимания и самовыражения.

На основе идей педагогической герменевтики И.Д. Демаковой представляется возможным сформулировать еще одно условие социально-педагогической помощи старшеклассникам — представителям неофициальных юношеских субкультур — адекватность имиджа педагога — субъекта помощи юношеской субкультуре, владение педагогом референтной для старшеклассников деятельностью.

Внешний вид педагога должен соответствовать основным тенденциям моды, чтобы привлечь и расположить к себе учащихся, однако, элементы одежды не должны выражать предпочтительного отношения к какой-либо из субкультур. Умение словом и действиями настроить человека на себя — является важными составляющими имиджа. В нашем случае необходимо говорить о так называемой стилизованной коммуникации. Это умение педагога использовать адекватные для молодежной субкультуры способы передачи информации, получения ответов, налаживания взаимоотношений, обмена мнениями. Стиль поведения педагога не должен вступать в противоречия с основной целью оказания социально-педагогической помощи. Его манера действий должна внушать воспитанникам доверие, чувство безопасности, ощущение порядочности педагога, компетентности.

Социально-педагогическая помощь будет осуществляться эффективно, если педагог владеет каким-либо видом занятий значимым для представителей юношеской субкультуры (игра на гитаре, какой-либо вид спорта, брейк-дэнс, граффити, ролевые игры и т.д.). Кроме этого, педагог может владеть смежными с субкультурными видами деятельности, например: акробатический рок-н-ролл, художественная гимнастика, спортивная аэробика, дизайн и другое.

Необходимым условием успешности социально-педагогической помощи старшим школьникам — представителям неофициальных юношеских субкультур является характер взаимодействия педагога и старшеклассника — конструктивный диалог что предполагает:

— наличие договора как культурного механизма, регулирующего отношения между педагогом и старшеклассником (С.М. Юсфин),

— общение строится исходя из безусловного принятия воспитанника, какие бы идеи он не разделял и не пропагандировал,

— консультирование воспитанника о возможностях социальной среды, учреждений в разрешении проблем социализации;

— эмоциональная поддержка как самого акта, и так и принципа свободы выбора.

— оснащение воспитанниками недостающими средствами самопонимания.

Важным условием эффективности социально-педагогической помощи старшеклассникам — представителям юношеских субкультур является создание клубного сообщества на основе юношеских субкультурных практик, что содействует:

раскрепощению, принятию воспитанником себя,

— овладению школьником различными вариантами самопредъявления в социально приемлемых формах,

— освоению воспитанником способами решения коммуникативных задач (в том числе конструктивного диалога со взрослыми, с представителями других субкультур).

Организация экспериментирования и самовыражения в сфере юношеской субкультуры осуществляется посредством конструирования своеобразных «карнавальных» площадок, где в ходе различного рода забав, игр, конкурсов, шествий участники могут экспериментировать со своим внешним видом, примерять атрибуты представителей той или иной субкультуры. На карнавальных площадках важную роль играет социально-психологическая атмосфера раскованности, которая обеспечивается защитой школьников от санкций со стороны субъектов социального воспитания и агентов субкультур. Для полноценного экспериментирования, самовыражения воспитанников в сфере юношеской субкультуры воспитатель должен принимать стилистику субкультуры как модель самореализации учащихся (Р.В. Соколов).

Как показало данное исследование, в значительной части общеобразовательных учреждений создание площадок для экспериментирования на материале юношеской субкультуры затруднено вследствие особенностей сложившегося быта воспитательной организации, поэтому данная составляющая может быть реализована во внешкольной среде (загородный детский центр, учреждение дополнительного образования, учреждение социального обслуживания молодежи).

Опытно-экспериментальная деятельность по разработке и внедрению методики социально-педагогической помощи проводилась в лагере старшеклассников «Кентавр» в 1999-2004 гг. в рамках тематических смен «Диалог Культур», «Перекрестки миров». Основным содержанием деятельности являлось: работа с песнями популярных у старшеклассников групп и исполнителей, конструирование площадок для экспериментирования воспитанников с внешностью (прическа, одежда), организация диалоговых форм — обсуждение различных аспектов повседневной культуры современных старшеклассников.

Основная часть опытно-экспериментальной работы осуществлялась на базе студии игры на гитаре (Центр детского творчества «Ипатьевская слобода») в 2001-2004 гг.

Методика оказания социально-педагогической помощи старшеклассникам — представителям юношеских субкультур требует соединения групповой и индивидуальной форм работы. Это связано с тем перечнем задач, которые решаются в рамках каждой из форм и не могут быть решены лишь в одной из них. Так, организовать экспериментирование воспитанников в способах самовыражения можно лишь в групповой работе; обсуждение смысла значений, текстов субкультур наиболее эффективно осуществляется в полилоге. В то же время ситуация каждого из старшеклассников особенна, возникающее у него противоречие требует конфиденциальности обсуждения, что возможно в рамках индивидуальной работы педагога с воспитанником.

Деятельность педагога по оказанию социально-педагогической помощи в групповой работе может быть раскрыта через перечень педагогических задач, направленных на:

— создание в группе позитивного эмоционального климата;

— получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими;

— расширение знаний о способах и вариантах выражения, представления себя другим;

— приобретения опыта самовыражения в этой группе;

— освоение способов обсуждения, осмысления и понимания значений символов и смыслов, присущих различным субкультурам, осознание своих индивидуальных особенностей.

Создание в группе позитивного эмоционального климата важно для того, чтобы школьники чувствовали себя комфортно, относились друг к другу терпимо, не боялись рассказывать о себе, не стеснялись экспериментировать.

Получение подростком опыта конструктивного взаимодействия с окружающими предполагает организацию общения с целью формирования готовности у воспитанников к осуществлению конструктивного диалога с представителями других субкультур, проявлению толерантности к культуре другого человека.

Расширение представлений о способах и вариантах самовыражения представляет собой консультирование учащихся с целью избежания воспитанником негативных реакций со стороны окружающих.

Приобретение учащимися опыта самовыражения в группе — здесь были сконструированы площадки для реализации фантазий, самовыражения воспитанников в сфере юношеской субкультуры. Проводились ролевые игры, инсценировки, демонстрации. Воспитанникам предоставлялась возможность в процессе освоения игры на гитаре разучивать и исполнять песни, выступать на концертах.

Освоение способов осмысления ценностных ориентиров субкультуры, а также понимания себя, соотношения представлений о себе с характеристикой субкультуры — в итоге получение подростком опыта понимания себя как представителя субкультуры. Здесь нами была организована работа с текстами песен с помощью таких процедур как: контент-анализ текстов, осмысление собственной позиции по отношению к тексту, написание рецензий и эссе, поиск единомышленников и оппонентов, установление взаимопонимания, обсуждение. В процессе работы этих площадок нами был организован ценностно-смысловой диалог.

Социально-педагогическая помощь в индивидуальной работе включает: содействие воспитаннику в самоопределении, посредничество в конфликтах с взрослыми и сверстниками, содействие в проявлении инициативы и осуществлении самостоятельных действий направленных на гармонизацию отношений с окружающими.

Индивидуальная работа с воспитанником осуществляется в такой последовательности: установление личностного контакта между педагогом и воспитанником; поиск и прояснение взаимных интересов; прояснение ситуации и намерений каждой стороны; заключение договора о взаимодействии в целях разрешения индивидуальной проблемы воспитанника; разработка соответствующего плана действий; реализация плана, текущий анализ и коррекция деятельности; рефлексия произошедших изменений; определение последствий и перспектив развития индивидуальной ситуации ребенка. После реализации договора возможен переход к новому договору и новому этапу работы по обоюдному желанию воспитанника и педагога.

Эмпирическими доказательствами правомерности данных выводов является наличие значительного числа воспитанников, у которых разрешение проблем социализации осуществилось оптимальным способом. В частности у участников экспериментальной группы, значительно снизился уровень тревожности, отмечался рост самоуважения, интеллектуальной самостоятельности, повышение уровня сложности и дифференцированности культурных интересов, наблюдалось возрастание показателей по шкале интернальности, улучшился характер общения и межличностных отношений. У старшеклассников, принимавших участие в опытно-экспериментальной работе, значительно сократилось число столкновений с представителями власти, были зафиксированы социально одобряемые жизненные планы, позитивная социальная идентификация. Указанные факты приведены в описаниях индивидуальных историй школьников-участников экспериментальной группы. Всего в тексте диссертации приведены 15 описаний — 13 юношей и 2 девушки.

В целом наше исследование подтверждает обоснованность выдвинутого в гипотезе предположения и позволяет сделать ряд выводов:

1. Специфическими проблемами, возникающими у старшеклассников — представителей юношеских субкультур являются: компенсация негативного отношения к себе крайним преувеличением и мифологизацией своей инаковости; выбор определенного внешнего субкультурного образа, который подменяет ценностное самоопределение при отсутствии у воспитанника соответствующего социального опыта; конфликтность взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, вызываемое провоцирующим имиджем и некомпетентностью в общении.

2. Социально-педагогическая помощь обеспечит разрешение проблем социализации школьников — представителей неофициальных юношеских субкультур, если:

— педагог владеет референтным для воспитанников видом деятельности, его имидж адекватен юношеской субкультуре,

— старшеклассник участвует в клубном сообществе, созданном на основе юношеских субкультурных практик,

— взаимодействие педагога и старшеклассника представляет собой конструктивный диалог.

3. Деятельность педагога в процессе оказания социально-педагогической помощи школьникам — представителям неофициальных юношеских субкультур предполагает: создание в группе позитивного эмоционального климата; содействие учащимся в приобретение необходимого социального опыта (конструктивного межличностного взаимодействия, самовыражения в группе, обсуждения, осмысления и понимания идеологии субкультуры и понимания себя), расширение представлений о способах и вариантах самовыражения, помощь воспитаннику в самоопределении, осуществление посредничества в конфликтах со взрослыми и сверстниками.

4. Изложенные в исследовании выводы и рекомендации не претендуют на окончательное и исчерпывающее решение заявленной проблемы. В частности, в более детальном изучении нуждаются вопросы:

— дифференциации социально-педагогической помощи школьникам — представителям юношеских субкультур в зависимости от социокультурных особенностей (региона, типа поселения, образовательного учреждения и т.п.),

— подготовки и переподготовки кадров для осуществления социально-педагогической помощи школьникам — представителям юношеских субкультур.

Основные результаты диссертационного исследования отражены вследующих публикациях:

  1. Сенченко Н.А. Изучение влияния отечественной рок-культуры на сознание студенческой молодежи // Молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы: материалы научно-практической конференции — Москва, 2000. — С. 125-126.
  2. Миновская О.В., Сенченко Н.А. Педагогическое обеспечение использования ситуационно-ролевой игры в условиях временного объединения старшеклассников // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: Научно-методический журнал. — 1999. — Спец. выпуск 2 (№ 24). — С.45-48.
  3. Сенченко Н.А. Сленг как зеркало молодежной субкультуры (на примере ролевого движения) // Психологическое сопровождение процессов модернизации образования и профессионализации кадров: Материалы межд. симпозиума. — М; Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002.- Часть II.- С.73-77.
  4. Сенченко Н.А. Социально-педагогические и психологические аспекты влияния отечественной рок-культуры на сознание учащейся молодежи // Социальное воспитание в общеобразовательной и высшей школе: Сб. науч. ст. аспирантов и молодых ученых. — Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. — С.102-104.
  5. Сенченко Н.А. Социально-педагогическая помощь школьникам — представителям юношеских субкультур // Социокультурная имитация в социальном воспитании учащихся: Сборник статей / Под ред. Б.В. Куприянова. — Кострома; 2004. — С.53-63.

Всего автор имеет 11 опубликованных работ.


Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования