Как создать клуб?

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> НКО - некоммерческие организации >> Как создать клуб? >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5A/27/19


Гонина Надежда Валентиновна,

психолог Государственного учреждения социального обслуживания Московской области «Раменского Центра социальной реабилитации инвалидов «ЗАБОТА», организатор клуба «Взлет» для молодых людей с ограниченными возможностями.

Гонин Роман Львович,

научный сотрудник Психологического института Российской академии образования, руководитель экспериментальной площадки Психологического института РАО в ГУСОМО — Центре социальной реабилитации инвалидов «Забота».


Как создать клуб?

Практическое руководство к действию.

Прежде всего, давайте разберемся: а зачем нужен клуб? И кому нужен: участникам реабилитационных программ, психологу, соцработнику, администрации?

Очевидно, что человек может развиваться как активная личность только в социуме, среди людей. Для того, что бы возникли и поддерживались такие качества как умение общаться, умение учитывать интересы другого, умение давать и получать поддержку от других, необходимы другие люди, совместное бытие с ними. Тем более, что потребность в общении, потребность в социально значимой деятельности, признании, уважении и любви мы наблюдаем у каждого человека (независимо от его физиологических особенностей). Семья не может удовлетворить всех этих потребностей. Поэтому человеку необходимо иметь некоторое пространство, в котором он может полноценно общаться и расти как личность. И таким пространством может стать клуб.

Организатору клуба — психологу или другому специалисту — клуб принесет множество различных творческих озарений. Клуб это живой организм, в работе с которым возможны только неформальные, нестандартные подходы и решения. Кроме того, вы приобретете необходимый опыт работы с группой, на собственном опыте пройдя все стадии групповой работы от стадии «эйфорического слияния» через конфликты, «бунты» к новым формам объедения. Вы сможете на практике применить весь свой опыт работы с группой — от полученного в постановке школьного спектакля до приобретенного на тренингах по гештальт-терапии. Кроме того, если вы искренне желаете содействовать личностному становлению и социальной абилитации приходящих к вам за помощью людей — это один из наиболее действенных способов. А ваш личностный рост во время этой работы гарантирован.

Руководителю центра. Вы получаете от 10 до 25 участников реабилитационных программ, большинство из которых еженедельно с удовольствием приходят к вам в центр, относятся к нему, как к своему второму дому, участвуют во многих мероприятиях центра, нередко сами их и организуют. Материальные расходы на клуб минимальны (даже чай и печенье участники клуба приносят сами), а эффект от работы весьма значителен. Руководителей клуба (это обычно энтузиасты своего дела) работать заставлять не надо — имеет смысл лишь изредка их притормаживать. Фотографий, авторских программ и разного документального материала, рождающегося за год работы клуба — с лихвой хватит на много лет «отчетной работы» и удовлетворения многих «аттестационных комиссий».

Итак, вы решили, что клуб необходим вашему центру.


Вопрос второй: для кого делать клуб? Опыт показывает, что наиболее нуждающимися в такой форме реабилитации являются: подростки, молодежь и пожилые люди.

Большинство молодых людей с ограниченными возможностями подавляющую часть времени находятся в кругу семьи, т.е. в человеческой общности, которую по своему психологическому возрасту давным-давно переросли. Ощущаемый душевный дискомфорт, который испытывают почти все из них, очевидным образом связан с ощущением одиночества, отсутствием возможности реализовать себя в социальных отношениях и деятельностях, получать от других людей тепло, признание, уважение, любовь. Тот спектр «помощи», который «традиционно» предоставляет государство (посещение концертов и спектаклей, тренажерного зала и бассейна, участие в конкурсах по шахматам) — явно не достаточен для реализации выше названных душевных устремлений и удовлетворения психологических потребностей, свойственных возрасту.

Пожилые люди — это обычно люди с приобретенной инвалидностью, стремящиеся поддерживать тот активный образ жизни, который у них был до болезни.

Есть вариант создания клуба по форме физического ограничения: например клуб для колясочников или слабовидящих. Но обычно, эти люди и так включены в неформальные общественные объединения (например, общество глухонемых). И работать с ними придется, параллельно взаимодействуя со сложившейся уже структурой неформального сообщества (в которой уже существуют свои обычаи, правила, лидеры). А это уже другой формат работы.

В данной статье пойдет речь о том, как создать с нуля такое неформальное сообщество, которое по сути своей являлось бы и социальной развивающей средой, и реабилитационным пространством. Авторы статьи имеют опыт создания молодежного клуба. Об этом опыте в дальнейшем и пойдет речь.


Вопрос третий: кто может стать руководителем клуба? Тот, кто имеет достаточное желание и необходимые знания и навыки работы.

Достаточное желание — это, пожалуй, главный критерий успеха. 90% зависит именно от того насколько вы хотите создать и верите, что у вас это получиться. Если вы чувствуете, что вам хочется, но… Значит, ваше желание пока не созрело и не оформилось в решение. Поэтому лучше подождать. Один из авторов этой статьи — перед открытием клуба — мучился этим вопросом несколько месяцев, поэтому с пониманием относится к вашим колебаниям и сомнениям.

Знания и навыки: необходим опыт групповой тренинговой работы (по крайней мере, как участника тренинговой группы), знания о механизмах групповой динамики и стадиях развитии группы. Необходимо также помнить, что клуб — это не психотерапевтическая группа и правила работы в нем, некоторые особенности его развития, а главное — методы работы, будут отличаться от аналогичных характеристик психотерапевтической группы или группы личностного роста. Рекомендуем литературу на эту тему:

  • Кордонский М.Б, Ланцберг В.И. Технология группы (заметки из области социальной психологии неформальных групп). — Туапсе — 1996. (в Библиотеке Максима Мошкова)
  • Слободчиков В. И., Шувалов А. В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья // Вопросы психологии. — 2001. — № 4.
  • Гонин Р.Л., Гонина Н.В. Развитие субъективной реальности и становление личности в развивающемся сообществе (на примере молодежного клуба для лиц с ограниченными возможностями) //Российские подростки и юношество в социальной реальности XXI века (личностное самоопределение, самореализация, взгляд в будущее) — Психологический институт РАО  — 2007 (в печати).

А теперь несколько слов о личностных особенностях будущего организатора. Конечно, хорошо, если будущий организатор будет сам развитой во всех отношениях и интересной личностью. Идеал редко достижим. Но, по крайней мере, необходимо, чтобы у вас было: — желание общаться и узнавать других людей, проявлять интерес к их внутреннему миру, — иметь пересекающие интересы с той группой людей, с которой вы собираетесь работать.

Допустим, если вам за 50 и «Малахов» — ваша настольная книга, то вам подойдет клуб «Помоги себе сам» для пенсионеров. В вашей семье есть ребенок инвалид — вам будут близки проблемы родителей детей-инвалидов и соответствующее сообщество. Любите походы — возможно, ваш формат туристический клуб.

Выбирайте то, что вам близко и интересно, потому что клуб, если ему суждено быть, станет частью вашей жизни. И скорее всего очень значимой.

* * *

Если вы решили для себя все предыдущие вопросы, можно начинать организационную работу.

Этапы развития клуба похожи на вехи развития ребенка:

  • Первый этап — созревания намерения и подготовка.
  • Второй этап — рождение и становление клуба при активной поддержке организаторов.
  • Третий этап — клуб живет и развивается самостоятельно.
  • Первый этап. Читайте литературу, общайтесь с теми, кто уже ведет подобные клубы, определитесь, с кем вы будете работать. Желательно до первого собрания клуба познакомиться с большей частью будущих участников. Внимательно отнеситесь к различным физическим ограничениям участников (кто-то плохо видит, кому-то трудно говорить). Продумайте, кому какая помощь может быть нужна. Обязательно выберите себе помощника для ведения клуба либо из специалистов центра, либо из будущих участников клуба. Договоритесь заранее — кто и за что будет отвечать.

    А главное — создавайте радостный настрой у всех, кто будет связан с клубом, и прежде всего у себя.

    Второй этап — рождение и становление клуба. Клуб на этом этапе, как и только что родившийся ребенок, требует много сил и внимания от его организаторов. И основная деятельность в клубе, как и у ребенка — игровая: знакомимся, играем, пьем чай, общаемся. Основная ответственность за жизнь клуба лежит на плечах организаторов, остальные члены клуба пока еще пассивны и их позиция такова: «Я одинокий и надеюсь найти здесь понимание, уважение и любовь».

    Методы работы: психологические коммуникативные тренинги и игры, чаепитие.

    Главная трудность (в нашем случае) была в том, чтобы подобрать первые тренинговые упражнения и игры так, чтобы все участники могли с минимальной помощью в них участвовать. При этом необходимо было учитывать разнообразный характер ограничений участников клуба: кому-то трудно ловить мяч, кому-то трудно произносить слова. В нашем клубе на начальном этапе были полностью исключены упражнения, связанные с активным передвижением, так как среди участников были люди на колясках.

    Роль организатора — помочь каждому выразить, то что он хочет сказать, а группе — помочь услышать. Мы это делали, стимулируя интерес к рассказу с помощью вопросов, реплик, заинтересованного слушания. Главная задача в поддержке тех, кто не может или боится участвовать в разговоре или игре из-за своих физических ограничений.

    Организатор своим примером показывает, как можно помочь этим участникам. Постепенно им начинают помогать и другие члены клуба.

    Примерный план проведения встречи представлен в Приложении 1.

    Важные замечания:

  • время и пространство клуба должно быть стабильным (допустим каждая суббота в 15.00, в центре). Старайтесь не менять его, по крайней мере, в течение года. За это время клуб органично встроится в ваше жизненное пространство и жизненные пространства его участников.
  • периодичность встреч должна быть оптимальной: клуб не должен мешать другим жизненным интересам его участников, при этом эмоциональной настрой от одной встречи должен переходить на другую, уменьшая отчуждение и недоверие членов клуба друг к другу. Для нашего клуба на этом этапе оптимально было встречатья один раз в неделю.
  • Постепенно позиция большинства членов клуба «Я одинокий и нуждающийся в общении» меняется на позицию «Мы, общающиеся и играющие».

    Третий этап — клуб развивается самостоятельно. Заметить переход от предыдущего этапа становления клуба к его развитой фазе также непросто, как родителям увидеть в своем подростке взрослую самостоятельную личность. Что может служить сигналом для вас, что клуб вступает в переходный период? «Просто играть» становиться скучно. Хочется что-то делать. Возникает совместная деятельность. Изменяется отношение к клубу и позиция его участников. Мы не только готовы общаться и играть, но и готовы что-то сделать для того, чтобы нам всем было лучше. Еще на этапе становления у участников возникает инициативы по улучшению физического и эмоционального пространства клуба (возникают ритуалы дежурства, приветствия, совместное проведение праздников). На этапе развития инициатива и ответственность за поддержание традиций клуба все больше и больше берется самими участниками. Они постепенно сами становятся организаторами жизни клуба и совместного бытия в нем.

    Если раньше клуб жил «одним днем», от встречи к встрече, то теперь возникают проекты, реализация которых предполагает длительное время. Члены клуба, часто не говоря этого вслух, признаются друг другу в желании еще долгое время быть вместе — довести задуманное дело до результата, зная, что на это понадобятся значительные время и силы. Возрастает ответственность членов клуба друг перед другом и перед собой.

    Роль организатора заметить инициативу, дать потенциальным лидерам возможность проявить себя, передавая им часть ответственности за клуб. Очень важно позволить участникам пробовать свои силы, несмотря на их возможные ошибки. Самая большая ошибка в работе организатора на этом этапе — продолжать контролировать все организационные процессы, происходящие в клубе, не позволяя таким образом членам клуба приобретать собственный опыт лидерства и ответственности. В нашем клубе на этом этапе был принят устав клуба, а руководство из единоличного стало коллективным: все важные вопросы стали решаться голосованием на общем собрании. Этот этап сегодня у нас продолжается. В нашем клубе ведется работа по нескольким проектам, у каждого из которых есть свой организатор. Некоторые из этих проектов: постановка спектакля, многодневный туристический поход, выпуск собственной газеты, экологический проект (отчистка леса от мусора). Радостно сознавать, что некоторые из этих проектов связаны не только с улучшением пространства клуба, но и всего окружающего мира. Для нас, как организаторов, важен не столько конечный результат каждого проекта (например, хорошо поставленный спектакль или выпущенная газета), сколько опыт совместной деятельности и принятия авторской ответственности, который приобретает каждый из участников.

    Надо заметить, что развитие членов клуба происходит несинхронно: если один из членов клуба чувствует необходимость взять ответственность на себя за какой-то проект, то другой приходит в клуб чтобы пообщаться и попить чаю.

    На этом этапе возможны конфликты, борьба за лидерство, взаимная — порою неконструктивная — критика. Организатору важно способствовать переведению этих процессов в позитивное русло — мы для этого проводили групповые обсуждения существующих разногласий, стремясь к открытости и взаимопониманию.

    Примерный план проведения собрания клуба на этом этапе см. в Приложении 2.

    Обобщая опыт развития нашего клуба, соотнося его с аналогичным опытом других клубов, развивающих и реабилитационных сообществ, мы можем представить динамику развития клуба и эволюцию самоопределения членов клуба следующим образом (см. Таблицу 1, Приложение 3).

    Некоторые примеры проектов, составляющих жизнь Клуба «Взлет» представлены в Приложении 4.






     Приложение 1.

    Примерный план проведения встречи клуба на втором этапе развития клуба — «игровой» общности.

    1. Круг приветствия. Создание радостной обстановки ожидания.

    Входящий в комнату участник должен чувствовать: «его здесь ждут»

    Опрос ожиданий участников и определение окончательной программы встречи с учетом пожелания участников.

    2. Разминочные упражнения из коммуникативного тренинга .

    Например, «Здравствуй» (см., например, примеры тренинговый упражнений в книге Лидерса)

    «Выбери любого в группе, кто тебе интересен, перекинь ему мяч, поздоровайся»

    * Главная трудность была в том, чтобы подобрать первые упражнения так, чтобы все участники могли с минимальной помощью участвовать в этом действии. При этом необходимо было учитывать разнообразный характер ограничений участников клуба: кому-то трудно ловить мяч, кому-то трудно произносить слова. Для нашего клуба на начальном этапе были полностью исключены упражнения, связанные с активным передвижением, так как среди участников были люди на колясках.

    3. Расскажи о себе. Первый проект-игра в нашем клубе. Каждый из участников должен рассказать о себе на одной из встреч клуба. Желающий рассказать о себе заранее готовится к этому рассказу, приносит на клуб фотографии, личные вещи, все то, что он хотел бы показать остальным.

    Главная трудность в организации помощи участникам с речевыми проблемами — помочь ему выразить, то что он хочет сказать, а группе — помочь услышать. Роль психолога — в стимулировании интереса к рассказу с помощью вопросов, реплик, заинтересованного слушания.

    4. Игры — самопрезентации. Эти игры похожи на разминочные и могут встречаться как описание разминок в пособиях по коммуникативному тренингу. Основное их отличие от разминочных в наличие элементов творческого самовыражения и раскрытия своих личностных черт.

    Например, известная в молодежной и подростковой среде игра «Крокодил». Ведущий загадывает одному из участников предмет. Участник мимикой, жестами и телодвижениями должен изобразить предмет без помощи слов. Главная трудность в стимулировании тех, кто не может показывать предмет из-за своих физических ограничений.

    Психолог своим примером показывает, как можно помочь этим участникам. Постепенно им начинают помогать и другие участники клуба.

    5. Командные игры. Очень важно стимулировать непосредственное общение участников клуба с друг другом. Этому способствуют командные игры. Важно на начальном этапе предложить некое разнообразие командных игр для того, чтобы группа могла сама выбрать наиболее интересные. В нашем клубе прижился командный вариант «Крокодила».Вместо предметов загадывали детские сказки, фильмы режиссера Рязанова,.. Условие: в показе сценки должна участвовать вся команда.

    6. Завершающий круг. Как ты себя чувствуешь? Что тебе понравилось? Что тебе не понравилось? Что было легко, что трудно? Что-нибудь хочешь предложить? Задача психолога получить обратную связь от каждого участника, при этом не затягивая самого процесса обсуждения. Например, если кто-то из участников хотел бы предложить новую игру, можно ограничиться этой информацией, не спрашивая подробно о правилах игры. Это можно обсудить позже, например, за чаем.

    7. Чаепитие. Роль психолога — создание непринужденной и доверительной атмосферы. На чаепитии происходит снятие статусных ролей, всех объединяет одна деятельность: «пьем чай и разговариваем». На чаепитии происходит допереваривание эмоций, полученных в тренинге. Общение происходит, действительно в неформальной обстановке. Кто-то, наконец, решается что-то спросить и просто что-то сказать.

    Если дежурства еще не установлены можно стимулировать активность членов клуба вопросами: «Кто хочет помочь мне?» Желающих обычно много.



     Приложение 2.

    Примерный план встречи клуба на этапе самостоятельного развития клуба (реализации социальных проектов).

    1. Круг приветствия. Проходит в неформальной обстановке. Обычно не требует от психолога стимулирующих общение действий и больше похож на встречу старых друзей. Поддержка нужна только «новеньким» участникам.

    2. «Деловой» круг. На этом кругу члены клуба рассказывают о своей работе над проектом. Например, удалось сделать декорацию для спектакля или найти место для сбора мусора в лесу. Члены клуба, добровольно взявшие ответственность за выполнение этой части проекта делятся с другими о том, что им удалось сделать, какие возникли сложности, нужна ли им помощь. Роль психолога — стимулировать групповой процесс обсуждения, побуждая высказываться всех членов клуба.

    3. Опрос ожиданий и настроений. Как себя чувствуешь, что ждешь от сегодняшней встречи? Круг ожиданий заканчивается принятием группового решения о плане проведения сегодняшней встречи.

    4. Работа по текущему проекту. Один из самых больших проектов нашего клуба — спектакль по сказке Л. Филатова «Сказ про Федота-Стрельца, удалого молодца» .

    Работа над проектом включала в себя репетиции (2 раза в неделю), изготовление декораций и костюмов, музыкальное и световое оформление спектакля.

    5. Завершающий круг. Как настроение? Что удалось сегодня, что не удалось?

    Какие предложения? Какие планы на следующую встречу? Распределение ответственности за выполнение текущих дел. Задача психолога — стимулировать (но не принуждать!) членов клуба к проявлению инициативы, взятию ответственности. На этом этапе возможно выделение из членов клуба инициативных участников — лидеров проекта. Задача психолога — поддержка возможных лидеров проекта.

    6. Чаепитие. Чаепитие на данном этапе принципиально отличается от предыдущего только наличием дежурных. В остальном же — все тоже неформальное общение и допереваривание эмоций.

    7. Культурная программа. Не стоит забывать, что клуб — это не только общая социальная работа, но и общий досуг. Обычно после чаепития, мы проводили дискотеку. Летом такая длительная по времени программа встречи была возможна.

    Осенью стали разделять: рабочие дни — посвященные работе над проектом и дни отдыха- дискотека, поход в кинотеатр, прогулки.



     Приложение 3.

    Таблица 1. Индивидуальное развитие членов клуба как движение в пространстве, сменяющих друг друга событийных общностей

    Период жизни члена клуба(до/во время клуба)Со-бытийная общностьПозицияПсихологические аспекты деятельностиПредметное содержание деятельности
    До членства в клубеДетско-родительская общность в пространстве родительской семьиЯ одинокий (ибо уже психологически «перерос» пространство родительской семьи)  
    Я нуждающийся в общении, принятии, уважении, любви...
    Я готовый к общениюДейственный поиск места и возможности для общенияПосещение Центра, консультации у психолога, поиск друзей по интернету...
    Начальная фаза членства в Клубе (зарождение совместной деятельности, готовность к авторству и ответственности)Игровая общностьМы, готовые к общению-развлечению (игре, чаепитиям, рассказу о себе)Получение возможности ощутить себя значимым, вызывающим интерес у других, принимаемы и одобряемым другими людьми, группой.Игра, общение при чаепитии, психологические тренинги (преимущественно игрового и коммуникационного характера)
    Мы готовые действоватьГрупповые обсуждения дальнейшей жизни Клуба, развития клубной деятельности (сопровождаемые групповой рефлексией); первые действия по инициации новой клубной деятельностиИгра, общение при чаепитии, психологические тренинги + начальная ответственность за организацию «физического пространства клуба» (подготовка помещения перед началом собраний, подготовка чаепитий, информационная поддержка других участников Клуба — об изменениях и уточнениях расписания занятий и собраний)
    Я готовый действоватьИндивидуальное принятие ответственности за будущее Клуба, выражаемое в предложениях о развитии клубной деятельности (при групповой и индивидуальной рефлексии и согласовании с другими участниками); первые действия по ее инициации
    Фаза совместной деятельности, ориентированной (преимущественно) на благополучие группы (Клуба)Общность членов Клуба — единомышленников и организаторов Клуба (психологов)(общность сотрудничества) в инициации и реализации «маленьких» социальных проектовМы действующиеПоиск и освоение общих способов решения индивидных, а затем этических и социальных задач с помощью «общественного взрослого» — психолога, структурирующего и направляющего деятельность Клуба на данном этапе его жизниПостановка спектакля, экологические рейды, туристические походы
    Я действующийПоиск и освоение общих способов решения социальных и личностных задач (посредством взятия ответственности и участия в деятельностях-проектах в пространстве работы Клуба) Именно на этой ступени человек впервые осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее.Принятие персональной ответственности за какое-либо дело (или процесс) при осуществлении Клубных проектов (Постановка спектакля, экологические рейды, туристические походы)
    Фаза совместной деятельности, ориентированной (преимущественно) на благополучие всех, кто ощущает душевные страдания из-за своих физических ограничений (инвалидности) Общность членов Клуба — единомышленников, принявших ответственность за жизнь и развитие Клуба (общность сотрудничества)Мы действующие и помогающие другимНа этой ступени член Клуба осознает себя потенциальным автором собственной биографии, принимает персональную ответственность за свое будущее, уточняет границы самотождественности внутри совместного бытия с другими людьми.Организационная работа, проектирование будущего Клуба и выполнение намеченного. Помощь другим (не являющимся членами клуба людям с ограниченными возможностями (инвалидам)
    Я действующий и помогающий другим
    Фаза совместной деятельности, ориентированной (преимущественно) на благополучие МираОбщность авторов социальных проектов (не имеет четких границ в системе общественных отношений)Мы — авторы судьбы клуба и своих индивидуальных судебВоспроизводство и творчество в системе общественных деятельностей. Вступление в деятельностные отношения, опосредствованные системой общественных ценностей и идеалов.Помощь Клубу в его развитии, cоздание новых форм работы Клуба, автономных проектов, своего клуба.
    Я - автор своей судьбыИндивидуальная помощь Клубу (или другим клубам) в развитии, создание новых форм работы, автономных (самостоятельных) проектов. Возможно, человек создает свой Клуб.
    Я — включенный во всю полноту и все многообразие человеческой жизни, автор своих отношений с Миром и автор своей судьбыОбособляясь от оценок окружающих, преодолевая профессионально-позиционные или конфессионально-политические детерминации своего поколения, человек становится ответственным за собственную самость, которая зачастую складывалась не по его воле и без его ведома. 

    Представленные в таблице 1 периоды развития клуба установлены как путем обобщения эмпирического опыта, так и путем осмысления теоретических положений современной психологии, представленных в работах В.И. Слободчикова и О.В. Лишина.

    Продолжая линию исследования названных авторов мы экспериментально, на примере нашего клуба показали, что во встречных процессах (а) развития клуба и (б) вовлеченности, вхождения в жизнедеятельность клуба человека, происходят следующие интрапсихические процессы:

    • становление и развитие субъектности (становление субъекта, хозяина и автора собственной биографии),
    • гармонизация в сфере самоотношения (прежде всего возрастание самопринятия, становление адекватной самооценки),
    • возрастание оптимизма (и особенно социального оптимизма — формирование позитивного образа мира, социума и позитивное видение своего будущего в нем).
    • трансформация смысловой сферы и личностной направленности.

    Перечисленные позитивные изменения (и для психического, и для «личностного» здоровья; и для возможностей развития человека) могут произойти не в любой совместной деятельности и не в любой человеческой общности, эту деятельность осуществляющую.

    Деятельность, в которой эти позитивные изменения могут произойти — тем более эффективна, чем более она социально-актуальна.

    Человеческая общность, в которой могут эффективно произойти эти изменения, должна быть «со-бытийной». («К сожалению, в научной литературе это понятие начало приобретать вульгарный оттенок, когда любой житейский случай может быть обозначен как «со-бытие», а толпа зевак как «со-бытийная группа».)

    Мы понимаем со-бытийную общность как человеческую общность, характеризуемую:

    • возможностью свободного самоопределения каждого входящего в нее человека,
    • развитой формой человеческих связей и отношений.

    В нашем случае сообщество членов клуба выступает то как одна, то как другая со-бытийная общность для каждого из участников со-бытия. Для полноты картины мы рассматриваем и «до-клубный» период жизни членов Клуба, и предполагаемые (проектируемые) результаты развитых форм жизни Клуба и его членов.



     Приложение 4.

    Иллюстрации проектной деятельности Клуба


    Проект «Экологический рейд — очистка Раменского леса от мусора»

    Статья в газете «Родник» № 79-80 от 4 октября 2006г

    Идея родилась давно, а витала в воздухе еще раньше. Да наверное, она присутствует незримо везде уже много лет. Если с тротуарами и газонами городские службы по уборке мусора еще справляются, то до парка и леса «руки не доходят». Вряд ли я ошибусь, если скажу, что у человека, мимоходом пересекающего любой лесной массив нашего Раменского (и не только Раменского) возникает что-то типа: «И сюда добрались свиньи!», или: «Ну, неужели, трудно убрать за собой!» (возможны варианты). Возникать-то возникает, да только тут же и пропадает, поскольку дела, заботы и «сарай дерьмоедов на продажу» (М. Фрай, «Гнезда химер»). А что если остановить непрерывный бег суеты, выбрать время и вот так просто, с мешками для мусора и перчатками, выйти и сделать мир чище? Хотя бы там, где проходишь изо дня в день и постоянно огорчаешься из-за неприглядных и вонючих куч.

    И вот мы собрались. Мы — это пять человек из Раменского «центра социальной реабилитации инвалидов «Забота». Место выбрали, чтобы мусорные контейнеры были неподалеку. Захватили с собой кроме упомянутых мешков и перчаток еще чай с бутербродами и начали. Полчаса — и четыре мешка собрано. Перерыв на чай, а потом еще полчаса — и мешков стало десять. И это с маленькой полянки за профилакторием! Самая, как оказалось, долгая часть мероприятия — транспортировка этих мешков в контейнеры. Ну да теперь и это позади. Теперь мы знаем, что нельзя мешки сильно нагружать, а то мусор все время пытается вырваться наружу. Еще мы теперь знаем, что много мешков с мусором в контейнеры профилактория класть не приветствуется, что впрочем понятно, поскольку профилакторий платит за вывоз своего мусора, а этот мусор «не свой». Вот такое маленькое приключение. Ясно, что мы силами молодежного инвалидского клуба много убрать не можем, и что, даже если бы могли, то проблему транспортировки этого мусора в место, где он «приветствуется», нам не решить своими силами. Но теперь, проходя мимо профилактория, каждый из нас может посмотреть на эту полянку и отметить что она чище других. Надолго ли?…»

    Клуб «Взлет», Андрей Фоменко.



    Поэтический проект

    Стихи членов молодежного клуба «Взлет»

    Наступили холодные дни
    А я по-прежнему одинок
    И нету близкого человека,
    Который согрел бы меня в холодные дни
    И кто бы поддержал меня в трудную минуту
    Я только мечтаю о хорошем будущем,
    О верной и хорошей девушке,
    Которая понимала и поддерживала
    Меня в трудную минуту,
    Но это вряд ли случится со мной
    В этой жизни

    Roman


    Туристический проект

    Совместный проект с подростковым лагерем «БЕРЕГ» (экспериментальная площадка Психологического Института Российской Академии образования)

    Калужская область, Бабынинский район, близ д. Высокое.

    Цель: интеграция молодых людей с ограниченными возможностями в социум посредством их совместной деятельности со здоровыми подростками. При этом решаются задачи нравственного и личностного развития обеих социальных групп.


    Проект: постановка спектакля

    По сказке Л. Филатова «Сказ про Федота — Стрельца Удалого Молодца»

    «Искусство — древнейшая форма социализации и одухотворения человека. Занятия искусством могут быть основой не только коррекции, но и развития человека. Поэтому творческая реабилитация может стать составной частью социальной реабилитации». (Из программы творческой реабилитации «Надежда. Вера. Любовь»)


    Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

    Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования