https://altruism.ru/sengine.cgi/5A/24/6
(Мы сохраняем авторское написание слова "андеграунд", убедившись, что оно является одним из словарных и употребляемых в других источниках - ред.)
Из казенной благодати да в андеграундАльтернативная музыка? Что это? Чему она является альтернативой? Это то же самое, что и рок-андеграунд? Абсолютно точных определений этим явлениям нет, но тем не менее - факт их существования остаётся неоспоримым. Говорят, что рок-музыка - это фольклор двадцатого века. С этим можно поспорить, но некоторые признаки стихийного народного искусства здесь налицо - это и упрощенность музыкальных форм, доступность их для массового слушателя, это и возможность творческого процесса в достаточно широких слоях непрофессионалов или полупрофессионалов, это и передача рок-произведений, что называется "из уст в уста". Не буду пересказывать историю мирового рок-н-ролла и рок-движения от Чака Берри до Курта Кобейна, благо эта тема в критической литературе освещена достаточно широко. Попытаемся оглянуть окрест просторы нашего Отечества и ближайшего к нам Дальневосточного региона. Итак, сам термин "АНДЕГРАУНД" - в переводе с английского "подполье", "подземный этаж". Термин "альтернативная музыка" относится к любой рок-музыке некоммерческого толка, несущей достаточную долю экспериментирования с формой и звучанием. Зачастую он применялся для названия более нового музыкального направления относительно существующих до него модных и коммерчески успешных стилей. "Андеграунд" же всегда был социален по своей сути и звучал контртезой существующему социальному укладу, формам искусства, одобренным свыше. Такое творчество не вписывается в существующие каноны либо по содержанию текстов, либо по форме и своему эмоциональному содержанию. В СССР под термин "андеграунд" до определенного момента подпадала практически вся рок-музыка, кроме рок-экспериментов официально признанных профессиональных композиторов, или модернизированных ВИА , вроде "Землян" (хотя грань между ВИА 70-х и рок-музыкой 80-х тоже достаточно размыта). Два центра рок-андеграунда 70-х - Московский и Ленинградский выпестовали множество команд первой отечественной рок-волны, приобретших всесоюзную славу. Правда, самые концептуальные и некоммерческие из этих ребят, например "Мухоморы" (Москва), "Автоматические удовлетворители" (Ленинград) до сих пор известны лишь особо интересующимся. На Дальнем Востоке в конце 70-х начале 80-х то здесь то там появлялись люди, играющие рок в полуподпольных условиях, но выхода на большую аудиторию у них практически не было. В середине восьмидесятых волна тотального увлечения молодежи рок-музыкой докатилась и до нас. В городах стали возникать неформальные и полу-формальные рок-клубы. Остановимся подробнее на этой первой волне музыкального андеграунда. Магаданский рок-клуб дал миру такие команды, как "Восточный синдром" (растворились в Санкт-Петербурге, став лауреатами фестивалей и членами Ленинградского рок-клуба), "Миссия-антициклон", "Доктор Тик" (растворились во Владивостоке). О "Докторе Тике" хотелось бы сказать подробнее. Андеграунд не только музыка, андергаунд - стиль жизни. Эти апологеты хиппи-рока решившие сократить до минимума зависимость от тоталитарного государства, жили своим хутором-комунной с начала 80-х, выращивали под Магаданом картошку. Были, конечно и издержки такого "островного" житья-бытья - у Эда, лидер-гитариста группы сын до 12 лет не имел возможности ходить в школу:После снятия с Владивостока статуса закрытого города в 1987 году группа "Доктор Тик" перебралась туда. Благовещенский рок-клуб появился в середине 80-х, для меня он известен тем, что при нем устраивались неоднократно рок-фестивали, да ещё на слуху команда патриархов благовещенского рока - группа "Кол". Благовещенский рок-андеграунд изобиловал акустическими проектами, что не требовало дорогостоящей техники. Косвенное отношение к рок-клубу имели и очень интересные андеграундные исполнительницы "второй волны": Н. Захарова и О. Госькова. Южно-Сахалинск открыл для панков России неподражаемую группу "Йеху", а город Комсомольск-на-Амуре прославился (в масштабах Дальнего Востока) командой "Не ваше дело!". Хабаровск знаменателен своими "металлистами". И очень много лет в этом городе существует группа "Трек". Наш Биробиджан может гордиться тем, что здесь родился и учился Анатолий Погодаев, лидер группы "Бунт Зёрен" (Владивосток - Москва), "Зерна" (Москва). Это один из самых энергичных и результативных дальневосточных рок-музыкантов. Его коллективом выпущено в Москве несколько альбомов, последний из которых молодежный журнал "Cool" в 2000 году назвал ретро-открытием, не уступающим таким известным группам, как "Сплин": Не уезжая из родного города, с 1992 года в Биробиджане работает группа "Пятница на солнце". Владивостокский рок-клуб возник в 1985 году. Поскольку автор этих строк долго жил и работал во Владивостоке, то на примере Владивостокского рок-клуба будет проще показать эволюцию андеграунда с 1985 года до нашего времени. Андеграунд - обычно промежуточное состояние группы или исполнителя. "Первое поколение" групп рок-клуба Владивостока было воодушевлено неоромантикой Ленинградских музыкантов. Группы, составлявшие тогда костяк рок-клуба, писали свои альбомы на студии "Декада". Среди них был и самый "лёгкий" по тогдашним рок-стандартам, но умеющий завести толпу "Муммитроль", ставший потом широко известным и отнюдь не "андергаундным" "Мумий Троллем". Остальные, на мой взгляд не менее талантливые ребята, такой славы не приобрели. "Туманный Стон" по следам "Мумий Тролля" записал альбом в Лондоне, но после этого так и остался во Владивостоке. После почти что десятилетнего молчания выпустила сигнальным тиражом свой компакт и легендарная "Третья стража". А помнится, на концертах этой группы в году эдак восемьдесят девятом, весь зал, затаив дыхание, внимал загадочным словам их песен, в паузы врывались восторженные голоса поклонниц, а в самые трогательные моменты этого действа народ в зале зажигал огоньки - свечи, спички - у кого что:Очень популярен был сочинитель жестких блюзов Александр Дёмин, в это время он познакомился с М. Науменко и записал альбом с ленинградской группой "Зоопарк". Вот такие были времена. Иных уж нет, а те - далече: Вторая волна андеграунда - это начало девяностых, пик популярности группы "Гражданская оборона" (Омск). Во Владивостоке тогда "сияет" панк-рокер всесоюзного масштаба Ник Рок-н-Ролл со своей группой "Коба". Сейчас Ник живёт в Тюмени, нынешней "столице" российского андеграунда, является почетным директором рок-центра. А в то время на этой волне возникают группы "Мамин угол", "Клади", "Город Зет" и др. Третья волна - культ Курта Кобейна и странные группы подражателей с названиями наподобие "Припадок Гумберта": Если не придерживаться хронологии возникновения групп и к "четвертой волне" отнести существующие на настоящее время, то рок-сцена Владивостока поделена следующим образом: с одной стороны, это движение "Пацифик", объединяющие концертирующие альтернативные группы, рассчитывающие все же на коммерческий успех, например, "Тендем", "Карамазоф Байк", "Иван Панфиlove", "Мексиканские Пчёлки-Убийцы"; с другой стороны - "глубокий андеграунд". Здесь знамя непримиримого андеграунда на протяжении многих лет держит "Острожещина" с отчаянными текстами и уклоном в русское язычество. Можно отметить так же полуакустические группы "Арт-этаж", "Азбука Морзе", сюрреалистический проект А. Дерябина "Пагода", рок-одиночку Горыныча. Зачастую для андеграунда нашего времени характерно акустическое звучание, поскольку в условиях рынка у некоммерческих музыкантов нет денег на аппаратуру, и к какому-либо клубу, как при "советах", прибиться тоже нельзя. Говоря о эволюции групп, можно предположить, что часть из них рано или поздно коммерциализируется, а часть - канет в лету, как и многие до них. Но если смотреть на это дело, как на процесс, то печалиться на стоит - в творческом котле андеграунда что-то варится, что-то из этого получится: Вообще у рок-музыканта лишь два пути - либо пытаться стать кумиром толпы и в сущности, быть экстравагантным эстрадником, либо, в процессе роста прикоснуться к "большой" музыке - фольклору, джазу, классике. В любом из путей андеграундная позиция способствует большей независимости творчества от диктата сиюминутной конъюнктуры. И поддержка андеграундного творчества как и любого экспериментального искусства, необходима. Только вот постоянно жить "в подполье" тяжело.
|