https://altruism.ru/sengine.cgi/5A/23/7/24
О задачах органов местного самоуправления и образования по организации процесса воспитания детей и подростков в современных социокультурных условияхВ настоящее время, как никогда, сложились благоприятные условия для придания воспитанию статуса приоритета в образовании наравне с обучением детей, чему способствуют: во-первых, понимание и обществом, и педагогами, и властью необходимости серьезного подхода к формированию высоконравственной личности молодого человека, развивающегося в современной социокультурной ситуации; во-вторых, готовностью власти поддержать педагогов в формировании гуманистических воспитательных систем - по поручению областной администрации творческой группой при департаменте образования разработан проект программы воспитания в системе образования Архангельской области на 2002-2005 годы. Проект содержит меры организационного, кадрового, методического, информационного обеспечения организации процесса воспитания детей. Именно они призваны создать необходимые условия для повсеместного возвращения воспитания в школу. Прежде, чем определять свое место и роль в реализации данной программы, мы должны определиться с тем: личность - носителя каких качеств будем формировать. Это качества человека - гражданина, патриота Родины, малой родины, который ею гордится. Это качества человека, умеющего строить взаимоотношения с другими людьми, основанные на уважении и достоинстве, на знании и уважении норм права, это качества человека, ведущего здоровый образ жизни. Это человек, способный принимать решения, отвечать за эти решения и за свои поступки. Нашей задачей сегодня ≈ и в реализации Программы, и в формировании именно таких качеств личности - является определение в каждом муниципальном образовании идеи или концепции организации воспитательной работы с детьми: Я ≈ гражданин, Я ≈ северянин, Я ≈ патриот России. Задачами органов власти и образования являются:
В проекте программы предложены различные направления организации воспитательной работы в школах области. Это мероприятия и формы гражданского, патриотического и духовно-нравственного содержания, мероприятия, направленные на творческое, интеллектуальное развитие личности. В формировании личности молодого человека неоценима роль коммунарской методики, главным воспитательным средством которой является коллективная творческая деятельность детей и взрослых - наиболее эффективная форма воспитания мировоззрения, ответственности и активной жизненной позиции. Актуальность коммунарской методики в воспитании детей и подростков именно сегодня заключается в самой сути ее - заботе о коллективе, о каждом члене этого коллектива, общей гражданской заботе - это забота о правах ребенка, о его достоинстве, самореализации, это воспитание ответственных людей, умеющих принимать решения и отвечать за них, это воспитание людей высоконравственных, умеющих жить и трудиться сообща, одновременно реализуя и развивая свой личностный потенциал. Поэтому мы поддерживаем проведение и традиционных КТД и таких новых форм коллективной деятельности формирования гражданской и политической культуры как молодежные парламенты и правительства, действующие в Архангельске, Котласе и других городах, становление детских общественных объединений: областного - "Содружество детей Беломорья", городских и районных - "Вилегжанка", "Устьянский Союз учащихся" и других, и выпуск областной детско-юношеской газеты "Вместе", учредителями которой выступили "Содружество детей Беломорья" и несколько структур областной администрации. По инициативе детско-юношеского центра г. Северодвинска в области раз в два года проводится российский фестиваль детско-юношеской прессы "Голос моря". С 2001 года в летних оздоровительных лагерях возрождены лидерские смены, в том числе в лагерях "Колос" и "Спутник" ≈ областные лидерские смены. Педагоги используют активные формы работы с детьми - дискуссии, семинары, разработку и защиту всевозможных проектов, экспедиции, экологические рейды, акции помощи ветеранам или детским садам и детским домам. Возрождаются клубные (в том числе семейные) формы работы, научные общества учащихся, работают органы ученического самоуправления. Все эти и другие деятельностные формы работы с детьми помогают формированию их мировоззрения, гражданско-нравственных принципов, ответственности за свои поступки.
Мы рассматриваем воспитание как неотъемлемую часть образования, как весь комплекс педагогического воздействия на личность ребенка средствами урочной и внеурочной деятельности, содержания урока, личностью педагога, атмосферой школы и ее окружения.
|