Н. П. Царева

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> Коммунарское движение: факты >> Коммунарская конференция в Архангельске, сентябрь 2001 >> Н. П. Царева >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5A/23/4/2


Царева Надежда Павловна

кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой теории и практики воспитательных систем ЛОИРО

Сущность и эффективность коммунарской методики

"Коммунарская методика", как явление социально-педагогической инициативы, имеет достаточно солидный историко-педагогический возраст, множество толкований, подходов и оценок ее значимости. Бесспорными, однако, остаются узнаваемые среди прочего педагогического пространства сущностные признаки:

  • коллективная организация жизнедеятельности,
  • коллективная творческая деятельность,
  • содружество поколений, как ведущий тип воспитательных отношений.

Эти три кита коммунарской методики сливаются в единое целое только в том случае, если их стягивает стержень общей творческой гражданской заботы. Забота эта должна быть добровольной и бескорыстной по определению, направленной на улучшение окружающей жизни и самого себя, как творца и строителя интересной, наполненной созидательной жизни.

Таким образом ключевыми словами в характеристике сущности "коммунарской методики" являются:

  • забота,
  • творчество,
  • гражданственность,
  • коллектив,
  • добровольность,
  • бескорыстие.

Однако весь перечень становиться нейтральным, если убрать ведущее понятие - ЗАБОТА.

Считаю необходимым сделать некоторые уточнения, обратившись к истории зарождения коммунарской методики.

Игорь Петрович Иванов - ленинградский педагог и ученый - объединил в 50-е годы ХХ века в союз энтузиастов (СЭН) старших вожатых, пожелавших искать ответы на трудные вопросы. Самыми трудными для практиков были вопросы о том, как добиться инициативы и самостоятельности пионеров, и как побудить их думать над тем, как улучшить окружающую жизнь. Говоря современным языком - как рождается инициатива детей, на что направлена эта инициатива, кто песет ответственность, за результаты. Сэновцы, под руководством И П. Иванова обратились к опыту 20-х годов, школ - коммун того периода и, прежде всего, к опыту А.С. Макаренко.

В основу анализа положили опыт коммуны им. Дзержинского, так появился рабочий термин "коммунарский опыт организации жизни коллектива". Коммунарская методика - равно макаренковская методика. На этом И.П Иванов настаивал всю жизнь, утверждая истоки поиска в макаренковском наследии. Для коммунарского коллектива А.С. Макаренко характерны: 1) дела государственного значения, 2) самоуправление, где собрание - высший орган власти, а совет командиров и разные комиссии организуют повседневную жизнь, 3) особая позиция педагога в коллективе - а именно позиция старшего товарища, который вместе с ребятами и чуть впереди них борется за все идеалы передового советского учреждения.

Движение от источника размышлений к современному их значению и трактовке имело ряд этапов. Сэновцы дали конкретную детальную разработку организации жизни коллектива. Это и сегодня высочайший уровень демократической культуры, где каждому гарантирована воз-можность реализовать право на собственное мнение, на развитие, на творчество. Механизм широко известен, как коллективное планирование, коллективная подготовка, коллективное проведение, коллективный анализ. Это управленческий механизм, с которым четко связана организационная структура коллектива, который начинается с микроколлективов в 5-7 человек постоянного или переменного состава.

На данном организационном стержне в КЮФе (Коммуне юных фрунзенцев) стали отра-батываться дела. Их государственное значение, т.е. гражданственность выражается в умении заботиться.

Понятие "забота" осознавалось как ключевое с 1960 - 1963 года. Забота - стала нравственным стерженем любого коллективного творческого дела (КТД). Именно забота претерпела в последующие годы самые серьезные деформации. Причины этого процесса сложны и неоднозначны. Вторгаться в улучшение жизни через детскую инициативу оказалось по плечу немногим. Границы пространства заботы, где дети сами могли делать что-то значимое, определялись разведкой дел и друзей. Однако, КТД постепенно выдавливались из широкой жизни. С исчезновением КЮКов - КТД стали скорее развлечением группы ребят и постепенно перестали отвечать сущностным принципам коммунарской методики.

Теперь можно утверждать, что нравственная сущность КТД выраженная в заботе, дает внутреннюю силу жизни коллектива, утверждает осознанность деятельности. КЮКовский вклад в разработку коммунарской методики определяется глубинной, научно обоснованной разработкой воспитательных отношений и активным применением педагогики общей заботы.

Повторное овладение методикой коллективной организации жизнедеятельности - дело, надеюсь, недалекого российского будущего.Она будет востребована по мере действительной демократизации общества.

Целостность коммунарской методики предполагает органическое единство дел на пользу и радость людям, коллективную их организацию в содружество детей и взрослых. Это единство является главным условием эффективности. Умаление значимости какого-либо ключевого понятия незамедлительно ведет к снижению качества результата.



Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования