https://altruism.ru/sengine.cgi/5A/22/11
ИВАНОВСТВО - ЭТО БОЛЬШЕ, ЧЕМ КОММУНАРСТВООднажды Игорь Петрович Иванов решил перечислить все методы коммунарского воспитания. Составил он большой список, все разложил по полочкам, по классам. Но вот один метод никак ни в какую рубрику не попадал: личный пример. "Может это - товарищеское побуждение?" - думал Иванов, - "Или, нет - убеждение? Или - приучение?" Никуда не попадал этот несчастный личный пример. Так и оставил его в конце концов Иванов вне схем и классификаций. И вот читаем мы на странице 55 книги "Методика коммунарского воспитания" в последнем абзаце: "Особую роль (!) в воспитании играет товарищеский личный пример как комплексный метод воспитательной заботы о других людях - заботы прямой и по преимуществу скрытой. Товарищеский личный пример - это метод товарищеского побуждения и приучения в их единстве". Мало кому из тех, кто не сталкивался с Ивановым никогда лично, по настоящему понятны слова "заботы прямой и по преимуществу скрытой". А ведь здесь, вне всяких рамок и категорий - автопортрет самого Иванова. Ведь он увлекал окружающих его людей (прежде всего - детей, но и взрослых тоже) самим собой, тем, что он носил в своей душе. А носил он идею заботы об окружающих людях, заботы "прямой и по преимуществу скрытой". И прежде чем стать коллективной заботой, она уже была его личной заботой. Потом она (методом заражения) становилась личной заботой ряда окружающих его людей, тех, кто столкнулся с Ивановым, увидел, что в нем, и решил стать таким же. Ведь в душе каждого человека живет потребность быть выше, и когда он видит, что рядом человек высокого настроя, он говорит себе: "А я чем хуже?". Мобилизует все свои способности к добру и к самоотверженности - просто из зависти. И переключается, как переключатель на высокий стиль жизни - на коммунарский "дух". И вот только потом идет "коллективная" забота. Когда уже возникает коллективчик из таких вот зараженных. "Раскрывая динамику воспитательного процесса,- пишет Иванов,- его этапно-циклический характер, заметим, что на первом, предварительном этапе каждого цикла воспитательный процесс представляет собой самовоспитание воспитателя... Этот этап - начало развития воспитательного коллектива как ядра в первом цикле его жизни... На втором этапе воспитательный коллектив уже непосредственно действует в качестве ядра воспитательного коллектива". Последняя фраза кажется опечаткой или ошибкой. Нет, не ошибка: речь и на самом деле идет о двух воспитательных коллективах: уже зараженном, и еще только начинающем заражаться духом заботы. Сложно. Почти как у Гегеля. Я пытаюсь разобраться в "механике" Ивановской педагогики, идущей гораздо глубже в душу каждого человека, чем многим кажется. Ведь мы говорим "коллективная" творческая забота, мы говорим "коммунарство" (а коммуна - это коллектив), и складывается мнение, что коллектив выше индивидуума, важнее. На самом деле в коммунарской методике (я это утверждаю, зная, что многие "фанаты" меня не поймут и, возможно, осудят) коллектив и (о, ужас!) коммуна - вторичны и имеют статус "средства" и "фазы" в развитии отдельной личности. Как мы видим в том числе и из приведенных цитат, коммунарская методика начинается с индивидуума (с воспитателя). Но она - и заканчивается индивидуумом. Личность - ее альфа и омега. Ребенок развивается, повторяя все стадии развития общества. Многие тысячелетия жило человечество при первобытном коммунизме (в "локальных" обществах, в общинах). В подростковом и юношеском возрасте людям естественно пройти путь предков. Повторяющийся в современном урбанизированном обществе, постоянно то вспыхивающий, то уходящий вглубь, но не гаснущий конфликт поколений - это непрерывная борьба человечества со своим прошлым, постоянная проблема "взросления" и "инфантилизма". Без учета этой стороны дела невозможно понять, ни тургеневских "Отцов и детей", ни ленинской "Искры", когда двадцатилетнего будущего вождя называли "Старик", ни хиппи, ни панков, ни современных подростков, ни - коммунарского движения 60-х годов. Нынешнее "взрослое" общество неоднородно, чрезвычайно разнообразно. Именно поэтому настоящее воспитание, настоящая "социализация" (включение в социум) не может закончиться коммуной, детским или юношеским коллективвом. Даже если мы признаем ведущую роль и необходимость воспитательного коллектива на вполне определенной стадии жизненного пути человека, все же "коммунарская" педагогика должна быть лишь этапом, частью более широкой индивидуальной педагогики, цель которой можно выразить так: выжить в обществе в одиночку и сохранить в душе "коммунарские" идеалы. Потому что если ты добр и заботлив только в коммуне, только рядом с Ивановым, то ты просто планета, которая светит отраженным светом. И легко быть сильным, когда рядом - плечи друзей. Быть по-настоящему высоким, нести чувство заботы и тогда, когда ты один, когда проблем выше головы, когда жизнь требует сосредоточиться на собственном выживании, что уж тут думать о других, когда сам тонешь - вот это действительно трудное дело. Все мы, кто в разные годы общался с выдающимся русским ("советским") педагогом Игорем Петровичем Ивановым, понимали, что его "личный пример", не укладывающийся в прокрустово ложе его же собственных классификаций, был гораздо шире распространенного и тогда, и сейчас механического представления о коллективизме и о методике коллективных творческих дел. Поэтому теперь, когда изданы главные теоретические работы Иванова, мы не удивляемся сходству некоторых формулировок Иванова и... Льва Толстого. Оба мыслителя утверждали проcтую и ясную вещь: уровень человека зависит от меры заботы к другим людям, которая исходит из его души. И это понятно - доброта, она и в Африке доброта. Вот потому-то Иванов и "ивановство" - явление не только и даже и не столько социалистической педагогики, сколько общечеловеческой. Опубликовано в газете "Первое сентября" 27.10.98
|