https://altruism.ru/sengine.cgi/5A/18/7/41
Александр Карнишин. Будни директора школыПедсовет— ...И теперь для учителей начальных классов... Завуч зачитывала по своей тетради замечания, которые накопились у нее за прошедшую неделю, а остальные учителя шептались, создавая общий негромкий гул в недавно оборудованной учительской. Кто-то заполнял классный журнал, некоторые просматривали свои поурочные планы, и только директор в президиуме и молодая учительница, выбранная секретарем педсовета, вслушивались в то, что говорила завуч. Привычно-устало перешли к разделу «Разное», еще раз выслушали «накачку» по поводу организации выхода классов в раздевалку после окончания уроков. Привычно покричали с места на привычный же последний вопрос: «Нет вопросов, нет!». Наконец, зашаркали, зашумели, вставая и расходясь. За окном было совсем темно. Педсоветы проводились каждую неделю. Школа работала в две смены, потому что «расписание по-другому составить невозможно». Поэтому педсовет проводился после окончания уроков во второй смене. Учителя, отработав свое, сходив домой, вынуждены были возвращаться, дожидаться педсовета, а потом сидеть на нем, слушая, записывая, отвечая на вопросы, задавая свои... И так — каждую неделю. — А что я тут делаю, на педсовете? А? — спросил директор школы, когда все ушли. — Ну, как же... Вы руководите педсоветом, ведёте его. Опять же, вы выступаете... — Но сегодня я не выступал, а сказать, кому и за кем говорить, мог бы любой... А вообще, скажите мне такую вещь: везде ли эти педсоветы — еженедельно? — Я лично не знаю, но у нас так всегда было. Потому что есть претензии у администрации к учителям, потому что есть текущие вопросы... — Но, погодите. Я как-то раньше всегда думал, что педсовет — он какие-то педагогические вопросы обсуждает, принимает решения, обязательные для исполнения всеми учителями... — А разве не так? — Так, ведь, больше половины сегодня, да и каждый раз так, мы говорим об итогах работы за неделю. А под итогами опять же понимаем не кто и как работал, а какие претензии у нас, у администрации, есть к учителям. — Но это и есть наша работа! Контролировать и направлять! — А что, вот так ставить, как сегодня, и объяснять ошибки и погрешности — это обязательно надо делать при всех? — ... — Не понимаете, ладно. Я еще подумаю над этим. Давайте, уж, по домам. Поздно. Ждут всех. Директор был недоволен собой. Он не смог объяснить завучам, чем именно не доволен. И это было самое плохое. Выходной день прошел быстро, а в понедельник он был уже готов к принятию решения. — Значит, так, дорогие мои правая и левая руки... — А кто — какая? — кокетливо спросила одна из завучей. — Да, какая разница, в сущности? Дело-то в другом: хочу с вами еще раз поговорить о педсоветах. — А что у нас с педсоветами? — Понимаете, это — не педсовет. Это рабочее совещание. Оно нужно, я не спорю. Много есть всего, что можно и нужно учителям высказать. Но вот когда мы говорим о начальной школе — это совершенно не интересно старшим. И наоборот. Давайте-ка для начала отделим начальные классы. У них своя методика. У них своя специфика. Пусть лучше занимаются с детьми. А будем их вызывать на общий педсовет только раз в четверть, когда итогами занимаемся, когда задачи ставим. — Это, наверное, разумно? — одна взглянула на другую. — Но как же тогда текущие вопросы? — А по текущим вопросам, которые касаются только их, будем собирать только их. Там, в начальных классах. А если в какой-то момент будет необходимость в моем присутствии — пригласите и меня для авторитета. Вот вас и назначаю вести такие рабочие совещания от имени администрации. — И-и-и-и... Как часто? — А по мере необходимости. Зачем нам график и обязанность еженедельная или ежемесячная, если все в порядке? По мелочам вы можете и один на один учителю высказать, так ведь? — Ну, в принципе, верно... * * *В эту пятницу на привычном еженедельном педсовете коллектив был взбудоражен отсутствием учителей начальных классов. И поэтому, когда после раздела «Разное» опять поднялся директор и предложил задавать вопросы, первым вопросом было: — Скажите, а почему нет учителей начальных классов? — А мы с ними обсудили все в рабочем порядке, вопросов к ним нет, вот их и нет, — улыбнулся директор. Он ждал этого вопроса и знал, что за этим последует. — Как? А к нам, выходит, вопросы есть? — Вы понимаете, — встала завуч. — У них своя методика работа, свои требования. Расположены они отдельно от вас... — ...И поэтому они уже дома, а мы — здесь... — Мы в чем-то виноваты, что ли? — Но у нас же есть система педагогических советов, которые по традиции проводятся еженедельно.... — Да, какие это педсоветы? Это совещания с руководством! Мы и не принимаем тут никаких решений! Какой мы педсовет? Вторая из завучей попыталась заглушить возмущенный шум: — Как вы не понимаете... — А вот и не понимаем! Нас тоже ждут дома! У нас тоже есть дети! * * *После окончания педсовета, распустив всех по домам, завучи сели перед директором: — Вот, видите, что получается! — А что, собственно? — Ну, шум этот... Вон, как раскричались наши... Это ужас просто какой-то. — Но они же в чем-то правы, нет? — Как это? — Ну, подумайте. Сегодня мы занялись тем, как классные руководители пятых классов заполнили свои журналы и как они после уроков провожают своих школьников. Так? Потом мы обсуждали вопросы уборки в коридорах и дежурство. Потом вернулись к дисциплине и обсудили, кто и как ведет детей в столовую. Вот, у меня все записано, я слушал. Я и сам выступал, когда надо было «навертеть хвоста» кое-кому... А разве это вопросы педагогического совета? А? — А как же... Мы, что, не должны эти вопросы обсуждать? — Как не должны? Обязаны! Но почему надо ждать до пятницы, если нарушение какое-то, вот вы говорили о столовой, произошло во вторник? — Мы же должны отреагировать? — Да. Но только — сразу. Чтобы тут же нарушение отметить, пресечь, и чтобы такое не повторялось. Давайте-ка так. С понедельника вы не записываете и не откладываете на педсовет, а сразу после уроков собираете нужную вам параллель и даете им дрозда. Если что-то серьезное — тащите меня. Я постучу кулаком по столу, постращаю. Хорошо? Зато мелочевку на педсовет не потащим... — Да, это, пожалуй, правильно, — согласились завучи. * * *— Предлагайте вопросы для завтрашнего педсовета. У вас что? — Да, у нас-то, вроде, все решено. — То есть, начальная школа — в порядке? — Ну, да. — Так. Хорошо. Что у нас в средней школе. Пятые-восьмые? — На педсовет — ничего. Вот, разве вопросы методической работы... — Постойте. Для этого есть методические объединения учителей. Это — туда. Что в старшей школе? — Проблемы текущие решены. Вы и сами приходили, когда мы тут разбирались с выпускными классами. — Подвожу итог: завтра педсовет не проводим. — Как? Но у нас же график! — График сочинили мы. Мы его и отменим. К следующей неделе еще посмотрим... Но мне кажется, что совещания по параллелям и по предметам заменят нам эти еженедельные сборища. А общий педсовет будем проводить раз в четверть. И готовить его — по-настоящему.
|