https://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/8/10
Педагогические парадоксы и прогнозы будущей педагогикиМосква, 1922 г.
ТЕЗИС 1. В настоящее время ни в одной стране мира, в том числе и в РСФСР, лица, стоящие во главе центральных ведомств просвещения, не являются хотя бы в малой степени близкими и дорогими духовному миру детей школьного возраста. Деятельность таких выдающихся работников просвещения, как т. Луначарский, импонирует лишь взрослым гражданам, оценивается только ими. Дети же школьного возраста, быть может, знают Луначарского по наслышке, но эмоционально далеки от него: он для них чужой, не родной, не близкий участник работы. Также чужда детям работа заведующих отделами Наркомпроса и работа заведующих соцвосами. ТЕЗИС 2. Поскольку деятельность Наркомпроса является не только просветительной, но и воспитывающей, необходимо, подобно тому, как в школе учитель не только учит, но и воспитывает, т.е. импонирует детям своим нравственным авторитетом, эмоционально влияет на них, - необходимо, чтобы Нарком или Завсоцвос также импонировали детям в государственном масштабе. Никто не станет отрицать, что Нарком, любимый детьми всей республики, был бы идеальным Наркомом просвещения, т.к. его воспитывающее влияние распространилось бы на детей школьного возраста, он был бы вождем детей, близким и старшим другом их. Желательность такого Наркома я считаю тезисом неопровержимым. ТЕЗИС 3. Так как должность Наркома, связанная в настоящее время с весьма сложной работой по управлению и руководству просветительными учреждениями, могла бы затруднить работу Наркома среди детей, то следовало бы для воспитывающей работы создать при Наркомпросе импонирующую детям школьного возраста (от 8 до 16 лет) должность "Робинзона Крузо". или "Вождя отважных", или "Старого волка", или "Капитана Гранта", или что-нибудь в этом роде. Само собой разумеется, эта должность должна быть предоставлена лучше всего молодому человеку в возрасте от 20 до 30 лет, физически крепкому, хорошему спортсмену (не специалисту), с твердым, но уравновешенным характером, доброму и благожелательно относящемуся к детям. ... ТЕЗИС 6. Если педагогическая ценность кратковременных игр была давно уже признана в педагогике, то во много раз более ценным приобретением педагогики являются длительные воспитывающие игры детей в масштабе города, в масштабе государства и в масштабе всего мира. ...Эта игра (или, вернее, организованная жизнь детей) или другая, еще более яркая, чарующая и притягательная, в будущем должна вовлечь в водоворот детей всего мира. ... ТЕЗИС 12. А причем же тут "Робинзон Крузо" ? - "Робинзон Крузо" или "Вождь отважных" будет руководить этой мировой игрой детей. Но, конечно, если бы теперь Нарком Просвещения представил бы в бюджетно-финансовую комиссию Наркомфина представление об утверждении при Наркомпросе штатной должности "Робинзона Крузо" и его помощника "Пятницы", то Наркомфин отправил бы в Наркомздрав представление о назначении комиссии психиатров для освидетельствования умственных способностей Наркома просвещения и автора проекта.
Волюнтарная интернациональная педагогика стучится в Двери Наркомпроса.
|