"На путях к новой школе
- На стороне подростка"
N 4, 2002 год
- Иннокентий ЖУКОВ,г. Чита, 1918 г. "Школа и два пути развития"
Этой статье, написанной одним из самых известных русских скаут-мастеров начала прошлого века, почти сто лет. Но предложения автора по реорганизации школы до сих пор актуальны.
Школа для подростка
В этом номере основная часть материалов рубрики "Школа для подростка" посвящена феномену специализированных физико-математических школ. О том, что это за феномен, каковы его педагогические основания, как здесь живется подросткам, размышляют выпускники и педагоги этих школ из Санкт-Петербурга, Москвы, Киева и Одессы.
- Михаил ИВАНОВ, Михаил ЭПШТЕЙН (С.-Петербург) "Нормальная школа, какой она должна быть"
Интервью с Михаилом Георгиевичем Ивановым, бывшим учеником, затем - учителем знаменитой ленинградской физико-математической школы N239, а ныне - директором не менее известной физико-технической школы при ФТИ им. А.Иоффе.
- Сергей МЕНДЕЛЕВИЧ (Москва) "Несем ли мы ответственность за неудачи наших детей?"
Директор школы из г.Москвы считает, что главная задача педагогов этой школы - подготовить учеников к профессиональной интеллектуальной деятельности, то есть заложить в них "пуританский кодекс труда": "Мы занимаемся образованием. И не занимаемся социализацией, эстетическим развитием и бальными танцами."
- Михаил КОРДОНСКИЙ (Одесса) "Одесса, 116-ая"
Известной 116-ая одесской ФМШ уже нет на педагогической карте Украины, остались лишь воспоминания тех, кто был причастен к жизни этого уникального сообщества. О том, "как это было" рассказывает выпускник 116-ой, наш постоянный автор, педагог и журналист Михаил Кордонский.
- Анатолий ШАПИРО (Киев) "Поиски воздушного столба"
Как должно быть устроено физическое образование, какое место ему стоит уделять, в чем ему нужно быть единым, а в чем многообразным размышляет знаменитый киевский учитель, годовщину со дня смерти которого мы отметили в сентябре.
- Андрей ДОМБРОВСКИЙ (С.-Петербург) "Удивление - мать учения"
Записки - об удивительных открытиях, которые можно совершить занимаясь, к примеру таким простым, и в то же время таким философским занятием как папье-маше.
Паноптикум подростковых странностей
- Анатолий ГАРМАЕВ (Волгоград) "Не самоутверждение, а проявление самостоятельности"
Какой глубокий смысл таят в себе "подростковые странности"? Как нужно воспитывать отроков, чтобы вполне естественные для этого возраста проявления самостоятельности не превратились в неуправляемое самоутверждение, чтобы их взросление протекало красиво и безболезненно? Об этом рассказывает в своей проповеди для родителей и педагогов о. Анатолий Гармаев.
- Анжела ЗИЛЬБЕРГ (Туапсе) "Мам, глянь! Классно?"
Стоит ли всерьез реагировать на порой вызывающие попытки подростков кардинальным образом изменить свою внешность? Или даже и в этом случае возможно взаимопонимание? Давайте поразмышляем вместе.
Агентство педагогических приключений
- Иннокентий ЖУКОВ (Чита) "Экспедиционный корпус",
"Педагогические парадоксы и прогнозы будущей педагогики"
Эти две статьи Иннокентия Жукова не могут не поразить.
В далеком 1918 году в Чите он придумал и развернул удивительную по своей увлекательности игру для детей 10-14 лет. "Эта игра, едва лишь прикоснувшись к могучей силе природы в душе ребенка, сразу же развернулась в игру детей в масштабах города"
В 1922 году в фантастическом проекте Жуков выдвигает 12 тезисов в пользу создания при Наркомпросе штатной должности Робинзона Крузо.
- Михаил ЭПШТЕЙН (С.-Петербург) "Педагогика раскопов и отвалов "
Вряд ли археологический кружок Ленинградского дворца пионеров 70-90-х годов ХХ века, кто-то специально выстраивал по законам "подростково-педагогического" жанра. Но что удивительно - эти законы при зрелом размышлении там легко прочитываются. Недаром многочисленные воспитанники кружка до сих пор вспоминают былое, гордятся, пишут про это книги и статьи...
"...И тогда мы начинаем играть"Когда на шестом уроке в голову уже ничего не лезет, спасти положение может только игра. А если играя еще и удается изучить новую тему или повторить пройденное, то просто странно - почему на уроках так мало играют? Может учителя таких игр не знают? - могут подумать дети. Надеемся, опубликованные в номере игры пополнят педагогический багаж тех, кто собирается в путешествие на сторону подростка.
Новая рубрика в нашем журнале! Путеводитель по педагогическому интернету в этом номере поможет вам сориентироваться в сети внешкольных детских объединений посткоммунарского типа. Ведущий рубрики - Михаил Кордонский.
Другими словами
- Андрей ГЕЛАСИМОВ "Жанна"
Отклики на этот рассказ настолько полярны, что понимаешь - имеешь дело с произведением, не вписывающимся в стандартные рамки, а значит несомненно талантливым. Впрочем, судите сами.
- The contents and summaries in English
Аннотированное содержание номера на английском языке.
Привязка к местности
"На путях к новой школе" - "На стороне подростка" N 4 2002 г
|
Над выпуском работали: Нинель БЕРЕЖНАЯ, Дарья ВОРОНА, Наталья КАСИЦИНА, Мария КИСКО, Светлана КУДРЯШОВА, Юлия МАСЛОВА, Дарья МАТИЯСЕВИЧ, Валерий ПУЗЫРЕВСКИЙ, Игорь РЕМОРЕНКО, Андрей РУСАКОВ, Светлана ШАРОВА
Благодарим первых подписчиков нашего журнала за поддержку и доверие
Подписной индекс в каталоге "Роспечать" 14525
Адрес редакции: 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а
Телефон/факс: (812) 444-38-62
E-mail: osvita@unitel.spb.ru
Организатор издания - Агентство образовательного сотрудничества.
С редакцией можно связаться через бюро Агентства в Красноярске sibbjuro@krsk.ru, Таганроге detsad_tag@mailru.com, Киеве sadok@1veresnya.com.ua, Москве detsad@online.ru, через Стаса Скибинского в Мюнхене sskibinski@hotmail.com и Сергея Михельсона в Нью-Йорке ssm21@columbia.edu.
Дизайн-макет: Татьяна Скроденис. Рисунки: Екатерина и Виталий Белеьнкие , Юлия Маслова (Таганрог), Константин Мишин (СПБ), Тимофей Сырый (Таганрог). Фото: Анжела Зильберг (Туапсе), Григорий Иващенко (Новороссийск), Елена Мороз (СПб), Николай Химин (СПб), Дмитрий Яновский (СПб); из архивов: Михаила Иванова (ФТШ СПб), археологического кружка Ленинградского дворца пионеров и школьников, семейного архива А.Шапиро, клуба "Ордена Золотого Эмбера" (СПб); с сайтов: https://scoutmaster.ru , https://www.schooliofferssi.ru, https://club116.narod.ru .Использованы иллюстрации из сборника "Будь готов" (М., 1916) и брошюры В.А.Петрова и В.С Преображенского "Бой-скауты" (М., 1917).
© "На путях к новой школе" - "На стороне подростка"
Рег. свид. N 069 от 24.09.1990 выдано исполкомом Ленсовета народных депутатов, ISSN 0869-690X
Учредитель Эпштейн М.М.
Издатель: АНО "Агентство образовательного сотрудничества", 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а. Лицензия ИД N 04585