No 3 2002 год

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> СОЮЗНИКИ >> На путях к новой школе >> No 3 2002 год >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/7


"На путях к новой школе
- На стороне подростка"
╧ 3, 2002 год

    Привязка к местности

     

  • Михаил ЭПШТЕЙН (С-Петербург)   Необычные школы для обычных детей

    Какой быть школе, в которой учатся подростки, чтобы эта учеба соответствовала потребностям и возможностям возраста, как из обычной школы (с которой подростки обычно воюют) стать школой, помогающей развитию обычных подростков, - и в этом смысле стать школой необычной? С какими трудностями на этом пути встречается педагогический коллектив? Об этом размышляет Михаил Эпштейн, директор маленькой частной школы из Санкт-Петербурга, которая пытается изменить себя ради подрастающих ребят.


    Школа для подростка

     

  • Светлана КРИВЦОВА, Екатерина МУХАМАТУЛЛИНА (Москва)   Учитель и проблемы дисциплины или как приемлемо отвечать на неприемлемое поведение учеников

    Уже после первых дней своей работы в школе учитель знает, что у его учеников имеется сотни способов мешать уроку, "заводить" класс и исподтишка срывать объяснение материала. Тому, каким образом можно решать проблемы дисциплины с помощью стратегии поддержки, посвящено практическое руководство для педагога и школьного психолога "Воспитание: наука хороших привычек" Светланы Кривцовой и Екатерины Мухаматуллиной, выдержки из которого мы вам предлагаем.

     

  • Сергей ИВАНОВ   Историко-музыкальная школа смеховой культуры "Schola lusorum"

    В основе этой статьи - доклад, сделанный несколько лет назад на семинаре, посвященном альтернативному образованию в Санкт-Петербурге. Тогда школа, о которой идет речь в статье, еще работала. Сейчас, к сожалению, она существует лишь в воспоминаниях ее создателей, учеников и личных свидетелей ее деятельности. А ее инициаторы и организаторы, продолжая надеяться на возобновление работы школы как единого организма, пытаются ее идеи и находки реализовывать в других образовательных проектах.

    Паноптикум подростковых странностей

     

  • Валерий ПУЗЫРЕВСКИЙ (Санкт-Петербург)   "Костоломство" - кризис роста

    Подростковый возраст - период переломный. Кости интенсивно растут и в рисковых делах зачастую ломаются, голос тоже находится в процессе становления и ломается, а его индивидуальному величеству "Я" "в лом" делать то, что навязывают занудные взрослые." - В свойственной ему ироничной манере автор исследует кризис подросткового возраста и размышляет о роли взрослого, способного оказать поддержку, столь необходимую испытывающим эти нелегкие переживания.

     

  • Евгений КУЛЕШОВ (Санкт-Петербург)   "Рыцари" подворотни.   Заметки об уличных подростках города Тихвина

    Есть среди групп подростков такие, с которыми мы почти не соприкасаемся, о которых знаем очень мало, либо предпочитаем и вовсе не знать. Несколько ярких штрихов к коллективному портрету тех, кого в обиходной речи мы называем "шпаной" или "гопниками", - в статье ученого-исследователя подростковых субкультур Евгения Кулешова.

     

    Надстройка

     

  • Михаил ИВАНОВ (Санкт-Петербург)
      Записки классного руководителя
    Если в первую очередь думать о детях...

    Михаил Георгиевич Иванов - Петербургский ученый, который преподавал в школе (сначала в обычной, потом в физико-математической , затем в школе при Физико-техническом институте РАН, будучи одним из ее основателей). И сейчас, став директором физтеховской школы, он признается, что самое важное для него - общение с учениками. Разгребая выпадающие на долю администраторов дела, Михаил Георгиевич мечтает о классном руководстве.

     

  • Владимир ЛАНЦБЕРГ (Туапсе-Москва)   Педагогическая мифология

    Кто такой хороший учитель? На этот счет существует по крайней мере три мифа. Не поддерживая ни один из них, автор предлагает свое видение того, как стать успешной любой заурядной, но хорошей и добросовестной учительнице.

     

    Образование: символы, мифы имена

     

  • Джон ДЬЮИ (США)   Мое педагогическое кредо

    Предлагаем познакомиться с практически неизвестной для многих российских педагогов статьей Джона Дьюи, написанной им более ста лет назад. Этот текст - первая журнальная публикация на русском языке - стоит того, чтобы в него вчитаться. До сих пор актуальны и, к сожалению, мало где осуществлены в полной мере, те идеи которые легли в основу педагогического кредо великого американского философа и педагога.

     

  • Борис КУПРИЯНОВ (Кострома)   Мифы современного воспитания в зеркале народных традиций

    "Описания жизненного уклада русских крестьян, их праздников и развлечений натолкнули меня на мысль посмотреть на формы воспитательной работы с детьми как на модели жизнедеятельности крестьянских сообществ." - Оригинальный взгляд на методику воспитания предлагает педагог-ученый из Костромы.

    Я - свой? Для кого?

     

  • Наум ЦЕЙТЛИН, Виктория РЫСКИНА (Москва - Санкт-Петербург)   Бродячие журналисты

    Проблема беспризорности и безнадзорности не нова. Но надо сказать, что в 20-е годы социальных сирот почти не было. Какие же они были - беспризорники "новой России"? Об этом рассказывает их 94-летний современник. Воспоминания о дружбе с бродячими журналистами и поэтами, "мальчик из приличной семьи" пронес через всю свою жизнь.

     

  • Михаил КОРДОНСКИЙ (Одесса)   Авторская педагогическая программа "Площадка"

    "Площадка" - так называется новая социально-педагогическая программа Детско-юношеского культурного центра Жовтневого района Одессы. Ее цель: дать возможность молодым представителям самых разных течений познакомиться, выслушать и узнать друг друга, понять, почему молодежь не идет стройными рядами по одному "светлому пути", а рассыпается по подвалам, подворотням и прочим местам.

     

    Агентство педагогических приключений

     

  • Владимир ЛАНЦБЕРГ (Туапсе-Москва)   Кому это радость - "Костры"?

    Если вы и ваши воспитанники увлечены авторской песней, у вас есть уникальная возможность заочно побывать на одном из престижных и авторитетных в мире авторской песни слетов - "Костры". О том, как родился этот слет, "выращенный в пробирке" и что же он из себя представляет рассказывает один из его "отцов-основателей" известный бард Владимир Ланцберг.

     

  • Елена КАЗАКОВА (Павловск)   Школа отправляется в путь...

     

  • Сергей СКОРИКОВ, Юлия ФЕДОТОВА (Ростов на Дону)   Культура "опыления" или "опыление культурой"

     

    Путешествие во все времена было одним из самых захватывающих и вполне доступных приключений. Кроме того, это реальный выход за границы известного. А если его еще и специально организовать, то оно принесет не малую пользу, став образовательным событием и для взрослых и для детей. Авторы рубрики "Агентство педагогических приключений" формулируют принципы эффективного образовательного путешествия.

     

    Другими словами

    Нет такого места в России, где бы уже не жили "дети войны" - беженцы из горячих точек. И нередко в учительской возникают жалобы и пересуды, дескать эти дети не такие как все, с трудом учатся, плохо входят в контакт с одноклассниками┘ Да, наверное, не все они и далеко не всегда готовы к мирной размеренной жизни. А готовы ли мы учить их, общаться с ними, да и просто находиться рядом? Сегодня мы предоставляем слово тем, кто попробовал найти в себе силы стать на сторону этих детей и попытался понять их, исходя из реалий их жизни, из опыта их военного прошлого (и что страшно - возможно и будущего).

     

  • Татьяна БАБУШКИНА (Ростов на Дону)   Путевые размышления  (Владикавказ, Черкесск, Карачаевск, Нальчик)

     

  • Леонид КИТАЕВ-СМЫК, Егор БАЛТИЕВ   А теперь займемся воспитанием...
     (интервью Егора БАЛТИЕВА с известным ученым этнопсихологом)

     

  • Эльвира ГОРЮХИНА (Новосибирск)   Теперь мы знаем друг друга?   (главы из книги "Путешествия учительницы на Кавказ")

     

    Новости хрупкого мира

     

  •   Прощание с Танаисом

     


  • The contents and summaries in English

      Аннотированное содержание номера на английском языке.



"На путях к новой школе" - "На стороне подростка" ╧ 3 2002 г
Редактор - Михаил Эпштейн

Редактор
Михаил ЭПШТЕЙН

Над выпуском работали: Дарья ВОРОНА, Наталья КАСИЦИНА, Светлана КУДРЯШОВА, Юлия МАСЛОВА, Валерий ПУЗЫРЕВСКИЙ, Андрей РУСАКОВ, Тим СОЙЕР, Светлана ШАРОВА

Благодарим первых подписчиков нашего журнала за поддержку и доверие

Адрес редакции: 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а
Телефон/факс: (812) 444-38-62
E-mail: osvita@unitel.spb.ru

Организатор издания - Агентство образовательного сотрудничества.

С редакцией можно связаться через бюро Агентства в Красноярске sibbjuro@krsk.ru, Таганроге detsad_tag@mailru.com, Киеве sadok@1veresnya.com.ua, Москве detsad@online.ru, через Стаса Скибинского в Мюнхене sskibinski@hotmail.com и Сергея Михельсона в Нью-Йорке ssm21@columbia.edu.


Дизайн-макет: Татьяна Скроденис. Иллюстративный материал для оформления журнала любезно предоставлен: Егором Балтиевым (Таганрог), Анной Касициной (Краснодарский край), Владимиром Мельниковым, Еленой Мороз (СПб), Алексеем Подобиным (Кострома), Дмитрием Яновским (СПб) - фото; Григорием Иващенко (Новороссийск) - фото на обложке; Юлией Лушниковой (СПб) - илл. на обложке; Юлией Масловой (Таганрог), Владимиром Скроденисом (СПб), Юлией Созоновой (СПб) - рисунки. Использованы репродукции картин Н.П.Богданова-Бельского, Н.К.Рериха, Б.М.Кустодиева, С.Ковалева, фото из архивов школ "Эпишкола" и "Schola lusorum" (СПб), Сергея Скорикова (Р-Д).


© "На путях к новой школе" - "На стороне подростка"

Рег. свид. ╧ 069 от 24.09.1990 выдано исполкомом Ленсовета народных депутатов, ISSN 0869-690X

Учредитель Эпштейн М.М.

Издатель: АНО "Агентство образовательного сотрудничества", 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а. Лицензия ИД ╧ 04585



Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования