https://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/7/4
"Костоломство" - кризис ростаПодростковый возраст - период переломный. Кости интенсивно растут и в рисковых делах зачастую ломаются, голос тоже находится в процессе становления и ломается, а его индивидуальному величеству "Я" "в лом" делать то, что навязывают занудные взрослые. Ломки, конечно, боятся, но еще больше ее хотят. Подросток находится в экстремальных отношениях со всем миром. Дух захватывает - и в этом полнота жизни, ощущение того, что перерос-таки заборчик детского сада и увидел┘ Увидел, что с имеющимися силенками можно ломать уже не те игрушки, а другие, построенные взрослыми для нужд делового мира. В ходе все более активной социализации подросток, ощущая себя частью этого мира, невольно - и оттого, наверное, смело - ломает и себя. Точнее, свои кости и кости своих сверстников. Рост-то ведь и радует, и пугает. Хочется не быть как все - "высунуться" - и все же не быть "белой вороной". Того, что можно ломать вдруг стало много, и почему бы этим не воспользоваться. Бывают, конечно, "обломы" в ломании чего-нибудь, но ведь еще чаще случаются "обломы" в правильном созидании. Ломать - все же не строить. "Будь проще, и люди к тебе потянутся". Хотя некоторые из подростков, бывает, получают удовольствие, ломая свою дурь в творческом созидании, в редком духовном восхождении. Им проще идти напролом. Они играют открыто и грубо и потому по-хулигански циничны. Их цинизм не потому, что у них за спиной силы власти, а потому, что - сожженные мосты, ведущие из мира детства. Их категоричность оценочных суждений и нетактичность шокирует. Но они всегда готовы сказать: "Шок - это по-нашему". Переубедить их можно, разве что, с помощью холодного и острого лезвия логики, ибо металл и остроты - в их стиле. Педагоги же - люди чувствительные и зашоренные штампами своих учебных предметов. Они не выдерживают подросткового цинизма и впадают из менторства в истерику. "Ну, ты и дрянь! Какой наглец! У тебя совесть есть?!" - возмущаются училки. Возмущаются и убегают принимать карательные меры. Училкам нужна психологическая уверенность в себе и терпимость к иному, которых-то у них и нет. Они полагают, что подросток просто обязан быть джентльменом (gentle+man), тогда как его время быть стикменом (stick+man). Что девушка должна быть скромной, тогда как объективные физиологические процессы призывают ее быть не у кромки, а в центре внимания парней и подруг. А чтобы быть в центре внимания, нужно не придерживаться стереотипов правильного поведения, а ломать их. Отсюда-то трагикомедия внутреннего противоречия между потребностями в разрушении и созидании и внешне экстремальное его выражение. Так, "костоломство" - хотим мы того или не хотим - оказывается занятием более предпочтительным. Футбольные фанаты, неонацисты, антиглобалисты, представители "новой атлетики" (сноубордисты, горные велосипедисты, скейтбордисты и т.д.), просто пьяненькие - вот лишь некоторые общеизвестные "исполнители" и "жертвы", страдающие от такого "не-дуга", как "костоломство". Пиратский символ "Веселый Роджер" - выражает суть этой "недугости", то есть - угловатости. Угловатость подростковой моторики понятна: например, когда очень быстро из костяшек домино начинаешь возводить домик, то, как правило, очень быстро его и ломаешь. Структура переходного периода неустойчива и потому требует подпорки. Подростки не брезгуют никакими подпорками для удержания своей костной "Пизанской башни" и смело садятся на стол, подоконники в школе, ступеньки эскалатора, шеи родителей и т.д. Это еще ничего. Хуже, когда ломается духовно-личностный остов. Тогда-то в поисках духовных протезов прибегают к таким суррогатам, как наркотики и садятся аж на иглу. Такая подпорка, врастая в плоть и кровь, заменяет уже всё. И врачам тогда приходится ради спасения взламывать черепную коробку, чтобы нейтрализовать это страшное привыкание к наркотической подпорке. Подростку нужны подпорки, и здесь взрослому надо безусловно ценностно принять растущую личность такой, какой она есть и суметь открыть ей в ней самой те внутренние здоровые психосоматические подпорки, которые развиваются по неискаженным цивилизацией эколого-космическим законам самоорганизации природы и общества. Это принцип ненавязчивой поддержки. Дело же за тем, чтобы освоить опыт действенного пребывания в личностной или в личностно-профессиональной позиции фасилитатора. В школе она возможна как "сталкерская" позиция, но при этом школа представляется живущей не по законам классно-урочной системы, а по законам саморазвития. Короче говоря, подросток - это как костлявая рыба, которую не стоит ловить, чтобы есть и не стоит содержать в аквариуме, а стоит не загрязнять ту водную стихию, где она живет. Даешь "Гринпис" для подростка!
|