https://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/7/13
Кому это радость - "Костры"?Опыт социотехнического проектирования
I. К ИСТОРИИ ВОПРОСАИстория начинается с географии: дело было в 25 км от Туапсе (это скорее Краснодар, чем Турция, хотя все уверены, что Китай) летом 1987 года. В лесу, в горах, на ручье Кабачок нами (группой товарищей) проводился социопсихологический семинар для руководителей клубов самодеятельной песни (КСП) одной большой страны (СССР). Цель - показать, что в рамках движения КСП существуют самые разные по своим нравственным ценностям клубы - настолько разные, что объединяющий их интерес к песне не способен не только по-настоящему их объединить, но даже бессилен перед их взаимными конфликтами и "языковой" разобщенностью. А попытки организовывать мероприятия (слеты, семинары, творческие мастерские), единые для всех, обречены на низкую эффективность из-за того, что нечто, интересное для одних, может быть совершенно безразлично для других, и не может быть единого стереотипного "джентельменского" содержательного набора соблазнов для всех. Иначе говоря, нужна адресность, а прежде - понимание самой идеи, суть которой в том, что на базе любого интереса, будь то старые автомобили, новые компьютеры или вечно молодая литература, возможно кучкование в принципе необъединяемых людей. И вот в ходе семинарской деловой игры посреди буйства субтропической зелени образовались несколько КСП: функционерский "Зеленый поезд", коммунарская "Зеленая гора", творческая "Зеленая лампа", клуб исследователей жанра "Зеленая карета", школа гитары "Зеленоватые слегка" и клуб, попытавшийся объединить достоинства всех направлений - "Зеленая радуга" (бр-р!), впрочем, естественно, распавшийся на третий день. Как и ожидалось, самыми сплоченными оказались "Гора" и "Лампа"; они не распались после окончания семинара. "Лампа" влилась в "Гору" и с "примкнувшими к ним..." образовала "Зеленую гору" - но уже не игровой клуб, а деловое содружество. И беря в руки сборники песен Кукина, Клячкина, Круппа, а также автора этих строк (изданные или те, что появятся в скором будущем в издательствах Москвы и Питера), знай, читатель, что в них есть доля труда многих и многих "горцев", собиравшихся в летних трудовых лагерях и на зимних сборах в 1988-1996 годах. И вот однажды летом 1988 года возникла идея "своего" слета - для себя и себе подобных. Ибо многих не устраивали ни атмосфера, ни к.п.д. известных подобных мероприятий. А эталоном для сравнения послужили атмосфера и к.п.д. "наших" сборов 1987-1988 г.г. II. ПРЕДИСЛОВИЕИ началось социотехническое проектирование. В нашем случае оно выразилось в тех словах, которые в огромном количестве были сказаны и написаны перед тем, как был проведен первый слет. Вот эти слова. 1. Для кого мы делаем слет? Для себя и таких, как мы. Кто мы и какие? Мы - добротные полуинтеллигенты и их дети. У взрослых, как правило, есть высшее образование. Авторская песня для нас - не столько предмет искусства, сколько условный знак и носитель ценностей. Принимается также определение, данное Булатом Окуджавой, - "думающая песня для думающих людей". Ибо мы - думающие. Мы раскрыты вовне. Высший кайф - сделать что-нибудь хорошее для другого человека. Попав в новую компанию, "наш" человек первым делом спрашивает: - Чем я могу помочь? Мы - коллективисты: любим что-нибудь поделать вместе, вместе решать деловые и творческие задачи, вместе обсуждать проблемы и принимать решения, по очереди руководить... Не приветствуем деления на "белых" и "негров" (предпочитаем все числиться в "неграх"), "талантов" и "поклонников". Не поощряем привилегий (для "более равных" среди прочих). В человеке особенно ценим не красоту или силу, не национальность или финансовую состоятельность, не должность или талант, а порядочность и надежность. Видимо, поэтому общаться предпочитаем не в салонной обстановке, а в процессе напряженной работы, в условиях, близких к экстремальным. Нам гораздо важнее, в какой компании делать дело, нежели то, какое дело именно - во всяком случае, на досуге. Мы любим природу, но странною любовью - не в виде букета в вазе, а "а ля натюрель", то есть в районе произрастания и в местах естественного размножения. Мы уважаем друг друга (да и вообще априори любого человека), посему не перебиваем чужой разговор и не мешаем чужому пению. Не любим "выступать", но ценим душевный разговор, в том числе и в песне. Все это можно назвать нашим социопсихологическим портретом (понятно, неполным). То, что мы таковы, естественно, не означает, что мы лучше других, но лишь - что мы таковы, странности свои осознаем и менять не собираемся. 2. Чего мы хотим от слета? Чтобы нам было хорошо. А если на слет попадет "не наш" человек - может ли ему быть плохо, а если да, то идем ли мы на это? Может. Но - идем. При этом стараемся "чужих" не звать, а также всех подряд предупреждать, чего от слета можно ожидать, а чего не следует. Какие задачи возлагаем на слет?
Какие потребности должен удовлетворить слет и насколько?
По сетке, используемой автором этих слов при проектировании им педагогических и иных систем:
Вопросы функционального порядка:
Это, так сказать, главные вводные данные. 3. Каким он должен быть по облику, содержанию и формам работы? Теперь уже можно сказать - есть - ибо с тем или иным успехом все запрограммированное получилось. Предоставляю читателю возможность самому соотнести те или иные параметры и характеристики слета с конкретными положениями вводных. Лирическое отступление: слет получил название "Костры". Слеты проводятся не регулярно раз в период, а по мере возможности и готовности: мы не функционеры, считающие, что надо получить "галочку" любой ценой. Инициатива организации очередного слета может исходить от кого угодно. Проведению слета предшествует ряд тусовок в городах, где группы актива наиболее многочисленны (в разное время это - Москва, Петербург, Екатеринбург, Харьков, Одесса...). По итогам тусовки активу рассылаются письма, в которых сообщается, кто участвовал (это важно для оценки легитимности тусовки), кто что предложил, что предлагается обсудить всем. По результатам нескольких тусовок вырисовываются контуры очередного слета, утверждаются координаторы, определяются место, сроки, команда, источники финансирования... На слет приглашаются не клубы (и т.п.), а отдельные конкретные люди; не по признаку принадлежности к движению КСП или жанру АП, а, практически, любые. Клубы слишком разношерстны внутри себя, а границами движения не исчерпывается наш интерес к тем или иным персонам. Индивидуальным ("штучным") характер работы с участниками остается на протяжении всего слета. Каждый может зарегистрироваться в штабе и узнать адрес любого другого участника. Около штаба стоит стенд с генпланом слета, на котором нанесены географические названия частей территории. Каждая палатка имеет свой номер и, соответственно, адрес, и по спискам (кто-кто в каком теремочке живет) можно найти знакомых и незнакомых. Последняя идея - писать, у кого какие интересы (педагогика, компьютеры, научная фантастика и пр.). Слет финансируется, в основном, на основе добровольных взносов участников и сочувствующих. То же касается матчасти: по ней можно изучать географию, как минимум, СССР. Соответственно, участники сборов по подготовке слета - отовсюду. Сам слет также ходит-бродит, оказываясь ближе попеременно то к одним, то к другим его завсегдатаям - Волгоград, Краснодар, Одесса, Йошкар-Ола... Команда - всегда сборная: Россия, Украина, Белоруссия, Кыргызстан, Израиль, Германия... Численность - от 200 до 1000, но не больше. Предпочитаем увеличивать количество слетов, чем посадочных мест на них. До 40% участников - дети до 18 лет. Так получается отчасти из-за того, что среди "наших" много педагогов или педагогически озабоченных, а также многодетных. Самый большой слет - 890 участников (из них - 380 детей) из 89 населенных пунктов земного шара. "Сухой" закон, строгая экология. Одно из главных мероприятий - трудовой десант, зачастую экологический: приходим на грязное место, оставляем чистое. В штате слета порядка 200 рабочих мест. Поработать в команде может любой желающий от минимума до максимума времени. При этом он чувствует себя уже не гостем, а хозяином на слете и потом нередко вливается в актив организации следующего. Есть Главный концерт и подобие отборочного конкурса, но нет привычного жюри с "генералами". Каждый участник может организовать свой отборочный пункт ("костер"), но обязательно - с какой-нибудь идеей, отличительным признаком. Жюри решает все голосование, но лучше (и, надо сказать, чаще) - решение на основе консенсуса. "Костер", собравший более 30 человек, подзвучивается мобильной автономной системой звукоусиления, так что человек с тихим голосом, дефектами речи и отсутствием сценических навыков становится слышен всем. Обстановка самая комфортная; начинают говорить даже те, кто до этого всегда молчал. Начинают котироваться не только выступающие, но и просто имеющие нетривиальное мнение - расширяется социальная база актива слета. "Номером" может быть не только песня, но и стих, короткая проза, рассказ, авторский рисунок, пантомима - все, что уместно и интересно. Опять же расширяется база... На Главном концерте каждый желающий получает анкетку, в которой отмечает или протыкает клеточки с номерами (цифры вывешиваются и меняются по ходу программы рядом со сценой). По результатам обработки анкет к следующему слету выпускается сборник лучших номеров предыдущего. Других призов, званий - нет. Мелькают знакомые лица: известные журналисты, чтогдекогдашники, серьезные ученые, управленцы, бизнесмены... Поют под гитару, собирают бумажки-стекляшки... Лиц с тупым выражением нет - такое впечатление. Тусовки и конференции - компьютерщиков, педагогов, толкинистов... В командах нередко работают дети. А однажды пресс-центр был исключительно детским. Слоняющихся детей практически не видно; малышня - не в счет. Возникают сборные творческие коллективы из людей, ранее не знакомых друг с другом. Жалуются на нехватку времени. На нее жалуются все. За четыре слета - один вынесенный за пределы территории пьяный, трое выгнанных за порубку зелени ПТУшников, один случай замечания за чересчур громкое пение. После слета под Краснодаром (3 дня, 500 человек) экологи полчаса убирали территорию "Костров" (мусора на биваках либо не было совсем, либо он был собран, тщательно упакован в пакеты и оставлен на видном месте) и полтора часа - территорию, где сутки резвилось 100 человек из одного краснодарского лицея. После волгоградского слета (300 человек, повышенная пожароопасность) комендантом было обнаружено всего 3 (три) кострища, сделанных не по правилам. Это, видимо, характеризует культурный уровень слета. Примечательно и то, что на самом маленьком слете под Одессой не ощущалась его малочисленность: выступлений было много и все - интересные. "Простой" советский человек, освободившийся от комплексов и не чувствующий давления на мозжечок стоящего рядом мэтра, расцветает и оказывается порой весьма непростым и прекрасным. Наоборот, случайно оказавшаяся на слете бард-звезда первой величины (многими, кстати, любимая) заметно выпала из стилевого ряда слета по причине "выступать", а не "разговаривать" песней. Курьез!
III. ПОСЛЕСЛОВИЕ"Костры" - слет, "выращенный в пробирке", что, как выяснилось, само собой еще не есть плохо. Наоборот, будучи адресным, он обрел комфортность, высокий к.п.д. для своей "клиентуры" и общую престижность и авторитетность в мире КСП. Многие после "Костров" на другие слеты ездить уже не хотят (по их выражению - "не могут"), и это не удивительно. А кто-то "не может" на "Костры" - и это правильно. Главное - МЕСТА НАДО ЗНАТЬ!
(С ударением на последнем слове).
|