https://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/6/4
Они не узнают спокойных и милых малышей в столь активных, часто агрессивных и вечно проказничающих 5-6-7-классниках. Такое ощущение, что злой джинн, доселе томившийся в бутылке, вдруг вырвался наружу. Именно в это время и начинается ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ШКОЛЯРОВ И ШКОЛЫ, много раз описанное в мировой литературе. Одни в этом винят подростков, другие считают, что это нормально, так и должно быть. Мы предлагаем подумать над тем, что нужно изменить в самой школе, для того, чтобы она стала ШКОЛОЙ ДЛЯ ПОДРОСТКА.
Избыточность как минимальное условие вероятностиОрганизация культурно-информационной среды (КИС) в школе Вероятностного образования
БИБЛИОТЕКА В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ1 Это библиотека, включающая в себя множество смыслонесущих предметов - множество избыточных предметных факторов, которые обычно в школе сводятся до минимума. "Смыслонесущий" характер предметов КИС означает то, что у предметов формируется "шлейф" эмоциональной истории, каждый предмет обрастает своими легендами, своей мифологией. Задача библиотечной каталогизации этой предметной среды предполагает постепенное описание и каталогизацию личных смыслов, связанных с теми или иными предметами. Процесс такого рода эмоционального аннотирования предметной среды - важная образовательная деятельность в пространстве "Вероятностное образование" (деятельность, осуществляемая совместно педагогами и учениками). Предметная среда "Вероятностное образование" нарастает стихийно - пространство, в котором происходит образовательный процесс, постепенно обрастает множеством избыточных предметных подробностей. У этой среды нет определенного автора - есть множество "авторов", привносящих и оставляющих в этой среде те или иные предметы. Процесс личностного аннотирования и каталогизации этой предметной среды - важный образовательный проект.
2 Это библиотека, включающая в себя множество личных и коллективных архивов, накапливающихся в течение многолетней образовательной деятельности того или иного класса (детско-учительского коллектива) - архивов на бумажных (учебные листы - метки прошедших уроков; детские авторские тетради), фото, аудио, видео и электронных носителях. Прежде всего - это архив меток, с помощью которых зафиксированы те или иные вероятностные траектории образовательного процесса в данном классе и создаваемый на основе этого архива каталог деятельностей. У каждого класса - своя образовательная траектория и своя индивидуальная образовательная история. И, соответственно, свой деятельностный архив. Возможен диалог архивов (специально выстроенный методологически и образовательно)
3 Это культурно-информационная библиотека на бумажных, электронных, видео и аудио-носителях - постоянно расширяющаяся модель "большой" культуры. Что из этого следует?
МОДЕЛЬ КАТАЛОГА КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫКаталог КИС строится как непрерывно расширяющийся диалог личных взглядов на элементы этой среды. Создание каталога является одновременно содержанием и результатом (непрерывно изменяющимся) совместного (детей и взрослых) исследовательского движения по КИС (и ее каталогизации). Любой элемент КИС может явиться предметом авторского аннотирования как со стороны взрослых, так и детей. При этом возможно создание разных систем индивидуальных маркеров (оснований для каталогизации). На какой-то ступени начинается диалог аннотаций, спор аннотаций, а также диалог авторских маркировочных систем. Аннотирующее (диалогическое) движение по КИС - это и есть образовательная модель, модельная основа Вероятностного образования.
Элементы базовой маркировки: 1. Книга (автор, название), CD-ROM, аудио или видеопленка 2. Месторасположение (модуль, стеллаж, полка) 3. Группа индивидуальных маркеров (постоянно расширяющаяся). Каждый ребенок или взрослый имеет право предложить свой маркер как основу упорядочения и каталогизации библиотеки. Например, расположить книги по размеру (при этом очень скоро возникает содержательный вопрос: а как определить размер книги? Исходя из количества страниц? Из толщины? Внешней величины фолианта? Веса? Количества печатных знаков? - понятно, что все это разные основания и разные схемы упорядочения. Понятно также, что это вполне исследовательский проект. 4. Группа опирающихся на предложенные индивидуальные маркеры индивидуализированных каталогов (индивидуальные "библиотеки в библиотеке") 5. Постепенно расширяющаяся группа участников того или иного "маркерного проекта" 6. Индивидуальные аннотации - на любой элемент КИС. Диалог аннотаций. 7. Коллективные рейтинги элементов КИС 8. Экспертиза аннотаций и рейтингов
Правом задавать свою систему каталогизирующих маркеров (в любом количестве), писать аннотации на любой элемент КИС (и в любом количестве) и принимать участие в составлении коллективного рейтинга обладает любой участник образовательного процесса. Право экспертизы делегируется лишь представителям "взрослого" мира. Электронный путеводитель Интерактивный путеводитель, позволяющий вступать в виртуальный диалог с библиотечным пространством и строить множество авторских моделей каталогизации библиотечной среды (множество виртуальных личных библиотек), а также создавать множество аннотаций на каждую книгу или другой информационный носитель. Каждый создатель личной виртуальной библиотеки создает свою систему маркеров, свою систему упорядочения и каталогизации (свою систему расстановки книг или других информационных носителей по виртуальным полкам). На каждую книгу может оказаться написано множество аннотаций; каждая книга может оказаться "членом" множества личных виртуальных библиотек. Важно, чтобы любая книга, описываемая и каталогизируемая в виртуальном библиотечном пространстве, существовала в реальности - в открытом библиотечном доступе.
Кроме того создается видео-, аудио и электронный архив модельных практикумов и семинаров как культурно-избыточная среда педобразования (библиотека практикума). Создаются архив модельных "образовательных событий" для педагогов с электронным путеводителем и интерактивная библиотека самообразования. ВТОРАЯ ИПОСТАСЬ ПЕДАГОГАБыть педагогом Вероятностного образования - это значит обладать высокой гибкостью и динамичностью в открытом диалогическом взаимодействии как в детском, так и в профессиональном педагогическом сообществе. Педагогу Вероятностного образования необходимо уметь организовывать свою деятельность как в урочном, так и во внеурочном пространстве. В первом случае он ориентирован на формирование новой образовательной предметности в формальных границах урока. Во втором случае он выступает как организатор избыточной культурно-информационной среды (и соответствующей этой среде взросло-детской деятельности) в заведомо внеурочном пространстве. Причем он пытается представить эту деятельность как целостную общеобразовательную - ведь работа с неким достаточно обширным и специально формируемым культурно-информационным пространством - это и есть по сути "общее образование". Таким образом, педагог Вероятностного образования может существовать в нескольких ипостасях:
|