https://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/4/11
Орден Стерегущего ЛьваФОРПОСТ КУЛЬТУРЫ √ детская общественная организация, созданная в Санкт-Петербурге в 1986 году. Инициаторами появления к жизни этой детской организация были участники педагогического отряда "Звезда". В первое десятилетие ФОРПОСТ КУЛЬТУРЫ действовал как моноколлектив, группы - составные части - которого базировались в одном месте, и приоритетными были общие дела. ФОРПОСТ жил и действовал на базе подросткового клуба во дворах Васильевского острова, на самом берегу Финского залива. С 1997 года ФОРПОСТ КУЛЬТУРЫ становится союзом различных групп-отрядов, работающих на разных базах в разных частях города. Группы объединяются по программам, на основе которых работают. Практическая цель деятельности ФОРПОСТА КУЛЬТУРЫ √ совместная деятельность детей и взрослых по сохранению и освоению культуры. Методической основой деятельности форпостовских групп является сочетание методики коллективной творческой деятельности ("коммунарской методики") и длительной воспитывающей игры ("скаутская методика"). В частности, программами ФОРПОСТА КУЛЬТУРЫ являются "Петербургские странники" и "Союз питерских львят". Активные участники этих программ входят в постоянное форпостовское объединение "Орден Стерегущего Льва". Все эти годы Командор ФОРПОСТА КУЛЬТУРЫ √ Александр Трапер. В этом номере журнала мы хотим более подробно познакомить читателей с ФОРПОСТОМ КУЛЬТУРЫ. С этой целью предлагаем вашему вниманию фрагменты из Положений о программах ФОРПОСТА, внимательное знакомство с которыми позволит лучше понять, как живет ФОРПОСТ. А также представляем новый проект ФОРПОСТА √ "Лаборатория педагогических приключений". Члены Форпоста предлагают к нему присоединяться. "Петербургские странники"Тема длительной игры. 2.1. Длительная игра. Иннокентий Жуков писал о длительных воспитывающих играх: "Неизмеримо большее педагогическое значение имеют длительные воспитывающие игры, сливающиеся с самой жизнью и превращающиеся в организованную жизнь детей, насыщенную трудовыми и воспитательными процессами..." "Длительная игра есть разностороннее развертывание в психике детей названия игры и девиза. Чем интереснее, чем заманчивее для ребят название игры и девиз, тем легче она развертывается в разных направлениях. Термин "длительная игра" не вполне удовлетворителен: в обычном представлении игра противопосталяется жизни, труду. В длительной же игре она отождествляется с жизнью, создавая организованную жизнь детей, праздничную, но не праздную." (1925 г.) 2.2. Кто такие странники? Когда появился первый отряд, мы объяснили это так: "Странник √ от слова "странствовать"; то есть путешествовать; это человек, бывавший в разных сторонах. Но на Руси странниками называли не всех путешественников, а только тех, кто странствует в поисках духовности, красоты, мудрости; √ и от слова "странный" √ не такой, как все. Мы называем себя странниками, во-первых, потому что мы стремимся много путешествовать и, главная цель странствий √ открытие мира, постижение его красоты и мудрости. И еще: мы странствуем, чтобы совершать добрые дела, как в старину странствующие рыцари √ подвиги. Во-вторых, мы многим кажемся странными, потому что свою жизнь мы строим не по принципу "как все", а так, как сами считаем нужным". 2.3. Для странника странствием является любое путешествие: поход в лес или поездка по городу, пешком или на транспорте, дальнее или близкое, с товарищами-странниками или в одиночку, с родителями или с кем-то еще... Странствие возможно не только в пространстве, но и во времени и в воображении. Оно может быть и в пространстве, где живут герои книг. Цели любого странствия: 1) открытие (познание): в себе, в товарищах и окружающих людях; открытие мира для себя через освоение культуры и общение с природой; 2) добрые дела. 2.4. Готовясь к странствию, странник изучает маршрут, исследует карту, старается больше узнать о месте путешествия. В странствии стремится увидеть все интересное. Свои впечатления заносит в путевые заметки. 2.5.Особенно удавшимся является странствие, в котором странник смог совершить доброе дело. Доброе дело √ это поступок, действие или слова, являющиеся проявлением заботы о близких, о своем коллективе, о незнакомых людях, о городе, о природе и т.д. Доброе дело не может совершаться по принуждению, по обязанности или ради похвалы и награды. Ребятам, даже со взрослыми товарищами, немногое по силам. В чем смысл совершения малых добрых дел, каждый странник решает сам. 2.6. Стерегущий Лев √ главный символ тотем странников. Образ Стерегущего Льва призывает беречь свой город и его культуру (см. "Послание Стерегущего Льва"). А также Стерегущий Лев напоминает, что странники являются тайными проводниками по Петербургу. 2.7. Для достижения своих целей странник учится:
В соответствии со своими интересами странник осваивает специальности. 2.8. По возрасту, странники делятся на следующие группы:
2.9. Профили странников:
Профиль означает, что к общей теме странствия добавляется еще своя подтема, и соответственная программа дел, знаний и умений. 4. Патруль (экипаж) странников.4.1. Странники, участвуя в движении, объединяются в группы. Малая группа называется "патруль" (у морских странников √ "экипаж"). Большая группа, из нескольких патрулей, - "отряд". 4.2. Патруль (экипаж) √ это группа друзей и товарищей, способная действовать организованно, признающая руководство своего командира и соблюдающая общие правила и законы. 4.3. Состав патруля:
4.4. Руководит жизнью и работой патруля командир √ самый опытный и авторитетный из странников. Командир может быть выбран странниками патруля и утвержден флагманом или органами самоуправления отряда, куда входит патруль; или командир назначается флагманом или органом самоуправления отряда. Период полномочий командира определяется в отряде. 4.5. Командир несет всю ответственность за жизнь и работу своего патруля и отчитывается перед сбором патруля, своим флагманом и отрядом. Главными задачами командира являются:
4.6. Командир патруля:
4.7. Командир руководит патрулем совместно со своим помощником, которого выбирает сам, с согласия своего патруля. 4.8. Командир не должен делать все сам за своих странников, а наоборот, должен стараться, чтобы жизнь патруля была коллективной заботой. Поэтому в патруле среди ответственных ребят (желательно не новичков, а имеющих звание "волонтер" и выше) распределяются следующие поручения:
(Примерный перечень обязанностей по поручениям см. в Приложении.) Отдельные поручения могут сменяться через короткие периоды. Для странствий и на период лагеря могут вводиться временные поручения:
4.9. Работа патруля проходит в виде патрульных сборов, странствий или операций (добрых дел), а также как участие в отрядных и других форпостовских делах. Патруль проводит свои дела самостоятельно, но с ведома и согласия флагмана. Особенно это касается странствий и других выездных дел √ командир заранее должен получить у флагмана разрешение на выезд и своевременно сообщить о завершении странствия. 4.10. Патруль, при нормальной работе, собирается не реже одного раза в неделю на свой сбор, странствие или другое дело. На обычном патрульном сборе проводится:
4.11. Совет патруля √ это часть сбора патруля, на котором решаются важные вопросы:
Совет проходит при участии всех членов патруля, в том числе и новичков, но при принятии решения голосуют только имеющие звание "волонтер" и выше. 4.12. Прием в патруль проходит на основании решении совета патруля простым большинством. Сначала новичок зачисляется в патруль со званием "искатель". Затем, после прохождения соответствующих испытаний, после нового решения совета патруля (при 2/3 "за"), утвержденного флагманом, искателю присваивается звание "волонтер". Он проходит торжественное посвящение в члены патруля (соответственно имени патруля: например, в "медведи", в "нерпы", в "сфинксы" и т.д.). Не может быть ограничений при приеме в патруль ребят в связи с местом их учебы, жительства, рода занятий их родителей, равно как по национальной и религиозной принадлежности. 4.13. Патруль имеет имя-тотем. Оно выбирается или заслуживается, согласно традиции отряда. У петербургских странников тотем √ это одно из "городских" животных, запечатленных в камне или в металле в убранстве нашего города. У морских странников √ морское существо. У зеленых странников √ представитель флоры или фауны своего края. 4.14. Другие символы патруля:
4.15. В патруле накапливаются свои традиции: приветствия друг друга, начала и окончания сбора, посвящения, праздники патруля и др. Могут быть приняты свои дополнительные законы и правила. 4.16. Патрулю странников, принятому в Орден Стерегущего Льва, вручается вымпел, который является главным символом чести патруля. 4.17. Патрульный вымпел носит командир на своем посохе. В лагере вымпел может быть поднят на мачту. Патруль во всех странствиях и делах выступает со своим вымпелом; исключением может быть городское странствие (например, в музей, в театр) или тайная операция. 4.18. Жизнь патруля, его история отражаются в патрульном альбоме. Союз питерских львят и других зверят1. Общие положения. Символы. 1.1. Союз питерских львят и других зверят (СПЛ) √ это автономное объединение групп мальчиков и девочек от 8 до 12 лет и их старших товарищей, входящее в состав детской общественной региональной организации "ФОРПОСТ КУЛЬТУРЫ" и участвующее в движении юных странников. 1.2. Деятельность Союза является внешкольной воспитательной работой. Цель деятельности √ создание условий для самореализации личности и приобщение детей к петербургской культуре через соответствующие возрасту формы. 1.3. Основная форма деятельности групп СПЛ √ это игра. Тема главной общей игры: питерские львята √ это мальчишки и девчонки 8-12 лет √ маленькие помощники Стерегущего Льва, его "львята". Стерегущий Лев с Адмиралтейской набережной стережет наш Город и дает поручения своим "львятам".
1.4. "Другие зверята" - это группы детей того же возраста, входящие в СПЛ, но имеющие свою игровую постоянную тему и, соответственно, другие названия (например, команда морских волчат "Маркизова Лужа", трудолюбивые пчелки группы "Веселый улей", защитники природы √ нерпята команды "Балтийская Нерпа"). В то же время "другие зверята" так же, как львята, стараются расти настоящими петербуржцами, и в основе программ этих групп лежит программа знаний и умений питерских львят. 1.5. Законы питерских львят и других зверят:1.5.1. Закон ДОМА √ львенок бережет свой дом, помогает по хозяйству, заботится о членах своей семьи. 1.5.2. Закон ГОРОДА √ львенок любит и бережет свой Город, стремится больше о нем знать. 1.5.3. Закон ФЛОРЫ и ФАУНЫ √ (Ф-Ф) √ львенок бережет растения и в городе и за городом, не обижает животных и птиц. 1.5.4. Закон КУЛАКА √ львенок не дерется по пустякам. 1.6. Большое обещание питерских львят: "Обещаю любить и беречь свой ДОМ и ГОРОД, растения и животных и быть хорошим товарищем". 1.7. Девиз питерских львят: "Львята, будьте лучше!", ответ: "Приложим все силы!". 1.8. Клич питерских львят, услышав который львята отвечают и бегом собираются в круг: "Еуу-уух!" (звукоподражание львиному реву). Ответ львят: "Мяу-уух!". 1.9. Салют питерских львят √ раскрытая ладонь, поднятая к плечу, как будто лапа льва, поднятая для приветствия. Львята отдают салют:
4. Звания и программы питерских львят.4.1. Звания питерских львят не показывают старшинство одного перед другим, а отражают, насколько мальчик или девочка стали членами коллектива, и степень приобретения опыта, знаний и умений. 4.2. Звания-ступеньки питерских львят: 4.2.1. Посвященный в члены команды √ в каждой команде называется по-своему, в зависимости от имени команды (например, "львенок-гаванец", "львенок-адмиралтеец" и т.д.), посвящение проходит в команде по своим традициям. Посвященный имеет право носить униформу и знаки отличия команды, отдавать салют. Посвящать надо того мальчика или девочку, которые реально участвуют в жизни команды не менее одного месяца и участвовали в одном путешествии. 4.2.2. "Львенок-одноглазка" √ тот, кто действительно стал членом команды, соблюдает законы львят, участвует во всех делах и сборах команды не менее трех месяцев и прошел испытания на "одноглазку" (как бы у львенка прозрел еще один глазик), побывал в одной групповой роли и участвовал в двух больших путешествиях. "Одноглазка" проходит одно львиное посвящение и дает Большое обещание. Носит галстук-косынку, эмблему львят, знает пароль и другие "львятские" тайны. Отличительный знак √ одна звездочка над левым карманом рубашки. 4.2.3. "Львенок-двуглазка" √ это тот, кто реально входит в актив команды, прошел испытания на "двуглазку" (оба глазика прозрели), побывал не менее чем в двух игровых ролях, участвовал в 4-х больших путешествиях по городу и 2-х √ за город. Отличительный знак √ 2 звездочки. 4.2.4. "Львенок-гривастик" √ тот, кто фактически является помощником предводителя команды и готовится стать странником, прошел испытания на "гривастика" (у львенка как бы пробивается грива, как у взрослого льва). 4.3. Питерские львята в ходе игр, состязаний, путешествий и других получают знания и умения по следующим направлениям:
Программа знаний и умений разбивается на 3 уровня, соответственно званиям. В командах, имеющих свою игровую тему, в программы 2-го и 3-го уровней добавляются знания и умения соответственно своей теме; при этом направление "Про Петербург" упрощается.
|