Андрей Русаков. Эпоха великих открытий в школе 90-х годов. Прологи из начальной школы. Возвращение грамотности. Евгений Шулешко. Клубок в разрезе.
Среднесрочная программа:
освоение языковой и речевой культуры как культуры человеческого достоинства
Акцент на среднесрочной программе — особенность шулешкинского подхода. Ведь обычно программы обсуждаются или как заявления долгосрочных целей в многолетней перспективе — или как краткосрочные планы с точки зрения конкретных дел на конкретные дни.
О перспективах двух-трёх месяцев, о возможностях ожиданий не мгновенных — но и не очень отдалённых, обычно умалчивается. Но именно такие временные мерки позволяют в педагогике удерживать чувство отдачи от своих усилий, именно на таком объёме дел и событий вырабатываются представления о взаимозависимости различных явлений и усилий.
Именно «среднесрочная программа» связывает между собой долгосрочные планы и ежедневную работу по насыщению жизни детей увлекательными событиями.
И именно в ней особенно выразительно раскрывается то, понимание грамотности, которое и восстанавливает система Шулешко — грамотности, как опыта признания человеческого достоинства:
«Нам представляется, что важнейший водораздел между разными подходами к образованию состоит в том, к какому образу поведения они склоняют детей: к приспособленчеству относительно задаваемых взрослыми правил — или к самопроявлению своих возможностей в кругу ровесников.
Закрепление готовности приспосабливаться — это первая привычка человека быть иждивенцем, а не личностью. А иждивенцу трудно уважать себя и ценить других.
Ведь грамотность — не набор умений. Это прежде всего уважительное отношение к своим возможностям, предпочтениям, намерениям. Это признание за собой достойной роли в восприятии традиций своего народа, причастности к наследию его культуры. А вместе с тем — признание такого равного человеческого достоинства за всеми другими грамотными людьми».
Среднесрочная программа — это вроде бы о «стиле ведения занятий». Но на самом деле, она о принципах понимания взрослым того, как ему найти своё место в детской жизни.
Она подчеркивает, от чего надо решительно отказываться, а в какую сторону надо стараться двигаться в своих и детских оценках ситуаций.
Она предполагает полный отказ от негативных установок. У негативных подходов будут и негативные итоги. Например: никакого движения от плохих оценок к хорошим не должно быть; плохим оценкам детских успехов — вообще не место в этом возрасте. Первые оценки, на которых стоит задерживать внимание детей — хорошие. А продвижение происходит от оценки явлений как хороших — к оценке их как нормальных, естественных, привычных.
Путь от прошлого к настоящему прокладывается через ободрение (разговоры о неизвестном и абстрактном для ребёнка будущем, неизбежно оборачиваются укоризной настоящему; а это совсем ни к чему).
Путь от запретного для ребёнка к разрешённому идёт через утверждение его разрешённым для всех. Путь от невозможного к возможному — через удивление.
Педагог не должен приказывать и просить, укорять и наэидать, отделываться от детских забот и отмалчиваться в ответ на детские недоговоренности... Его дело — предоставлять детям возможности и укреплять их веру в свои силы. Когда педагоги следуют за ожиданиями детей, то их среднесрочная программа позитивна и не даёт сбоев.
Через освоение такой практики прошли тысячи педагогов в самых отдалённых уголках страны. Главной трудностью для них было изменить свою позицию, уйти от регламентации, инструкций и диктата, убрать откровенную манеру учить и сменить её на манеру слушать и слышать детей, доверять им, помогать по их просьбе, а не по своему желанию, предоставить им право самим учиться и учить друг друга.
«Условия воссоздания связей удачных и неудачных выборов значимых дел» — центральная тема среднесрочной программы. Именно в них — средоточие общего успеха. Сам же этот целостный успех педагогической работы сплетается, подобно ткани,» из тонких ниточек многочисленных детских удач.
«Полнота дня жизни — это новизна проживания своих ожиданий и исполненных, замеченных, признанных другими умений...
Задача взрослых — увидеть удачливых и подметить, за счёт чего человек ловит удачу... Обнаруживать способности друг у друга — это дело детей. Но воспитатель как бы «обнаруживает это обнаружение» и не даёт ему проскользнуть мимолётно, публично привлекает к нему внимание и подчеркивает его значимость...
Следует учить детей наблюдать за действиями других, описывать их действия словами и, значит, самому овладеть особенностями этих действий. И когда воспитательница или учительница ведёт свой дневник впечатлений («дневник детских удач»), обсуждает его со своими коллегами, то через некоторое время замечает, что каждый из детей успел оказаться удачливым, сумел найти ту сферу, где демонстрирует свои таланты».
Акцент на среднесрочной перспективе смыкается с характернейшим методом шулешкинской педагогики — работой в микрогруппах:
«В жизни по срочности реализации человеческих усилий мы можем различить три возможные случая. В партнёрской, парной деятельности выполняемые намерения краткосрочны. В среде многих лиц, в переменном кругу участников от нескольких десятков человек возможность видения общих перспектив становится долгосрочной.
А в групповой жизни из-за особого состава групп наблюдается усреднение времени активности каждого её участника по посильности для всей группы удержать свои намерения, выполняя их. В этих условиях различимы среднесрочные процессы выполнения намерения».
Оказывается, что акценты на слове «грамотность)/ и образе грамотно действующего лица, на речевой культуре и на перемене в стиле отношений, на переосмыслении возможности детей и на принципе их постоянного общения в «микрогруппах» — это один и тот же акцент. Перед нами просто разные грани того, в чём лежит сущность успеха, за счёт чего закономерно срабатывает эта программа воодушевления детей и самих себя.
...На сложном рисунке «тетраэдра понятий», с помощью которого Шулешко попробовал отобразить свою среднесрочную программу, вершиной, к которой сходятся все линии, обозначен слух: «Жизнь разворачивает вслушивание во все стороны, добиваясь кругового обзора событий. Потеря слуха — это потеря обзора, его сужение до узкого сектора «я говорю тебе». Это ущерб и в слухе, и во взоре, и в телесном контакте. Человек сохраняет себя, если имеет возможность действовать просторно, без ограничений своих выборов с кем и с чем связаться. Это выражается в понятном и заметном для всех уровне инициативы и инициативности ребёнка».
Этот принцип открытого кругозора и служит тем ключом, при котором работают и выстраиваются «краткосрочные программы» по наполнению жизни детей событиями из разных родов деятельности.