https://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/22/5/5/5/1
Андрей Русаков. Эпоха великих открытий в школе 90-х годов. Прологи из начальной школы. Возвращение грамотности. Евгений Шулешко. Клубок в разрезе. Долгосрочная программа: пятилетие ровесничества«Долгосрочной» перспективой программы «Обновление и самообразование» можно считать этапы нормального проживания детьми своего возраста. С учётом того, что проживают они свой возраст внутри педагогически организованных ровеснических отношений и в постоянных ситуациях освоения общекультурных навыков. Деление на отличников и неудачников постепенно превращается в анахронизм, когда педагогическая работа нацеливается на выстраивание дружеских и деловых отношений детей друг с другом, на обращение к их собственному опыту, когда учебная и неучебная жизнь, дела, разговоры уравниваются друг с другом. При таком взгляде педагогу уже не нужно метаться в выборе, на кого ориентироваться: на лидеров или на отстающих? — а важно уметь неустанно организовывать такие педагогические ситуации, где дети могли бы послужить друг для друга помощниками, советчиками, знатоками, соисследователями... Свойства ровесничества здесь измеряют по нескольких осям:
Старшая группа детского сада: эра почемучек. В первый год становления ровесничества педагогический потенциал предстает в форме живой симпатии к разным детям. Общение у пятилеток происходит через перемены в составе пар, троек, четвёрок играющих детей. Дети выступают как почемучки — стремясь за счет инициативных вопросов не дать ограничить себя чужими разговорами. Подготовительная группа: умельцы. Шестилетки, общаясь, уже не ограничиваются выражением симпатии; они уже стремятся в деловых отношениях определить свой уровень успеха среди ближайшего окружения. Дети демонстрируют себя друг другу как умельцев в разных видах деятельности (включая и умение напевно прочесть текст, и знание разной символики, и знание редких сведений и терминов и мастерство в письме, в сооружении поделок, в изобретении опытов). Доминирует групповая симпатия, выражающаяся, например, в желании выступать от имени своей группы и в необходимости отлаживать на этой основе внутригрупповые отношения. На седьмом году жизни дети способны согласовывать свои представления настолько, что складывается поза пишущего как высшая степень координации в работе пером умения одновременно и видеть, и слышать, и говорить, и действовать. Первоклассники: текстовики и советчики. В первый год обучения в школе дети выступают друг для друга прежде всего как советчики, демонстрируя при этом способность скоординировать темп общей работы. Знакомые и прибавившиеся к ним малознакомые дети по-новому сближаются между собой в рамках класса, по-новому утверждают себя в разных сферах деятельности. Первоклассники осваивают природу порождения текста: состав речи, употрёбимосаъ слов, интонационые способы передачи настроений и I намерений, диалогическую и повествовательную запись. Второклассники: книжники, помощники, рассказчики. Во втором классе дети приобретают черты» книжников — сообща выбирающих книгу, её обдумывающих и ставящих в связи с ней новые вопросы. Они постоянно проявляют себя как помощники: выясняя собственные силы через умение оказать поддержку товарищу. Они стараются быть интересными рассказчиками, умеющими найти слушателей и достичь их признания. Из самодостаточной замкнутости класса дети выходят на инициативную организацию встреч с другими классами. Третий класс: царство любознательных сочинителей. На завершающем, пятом году становления ровесничества дети увлечено интересуются различным отраслям знания и практики, к людям различных профессий; у них возрастает стремление к встречам с учителями-предметниками, к специальным темам, к своеобразной терминологии научных дисциплин. С другой стороны, всё более очевидным становится стремление выразить себя в собственных сочинениях и изобретениях (мерой здесь становится умение разработать замысел и его воплотить: речь идет не только о литературных текстах, но и о театрализованных представлениях, экспериментах, технических изделиях). На десятом году жизни у ребят рождается стремление к выходу из статуса обучаемых в разряд вольнодействующих за пределами школы, к свободному выбору внешкольных приятелей. Так может разворачиваться детская жизнь в старших группах детского сада и в начальной школе. Вряд ли многие станут спорить с тем, что прохождение такой программы всеми детьми обеспечивает и полноценность проживания ими этого пятилетия, и готовность к следующему, подростковому этапу своей биографии. Здесь не предполагается ничего нарочитого; и без «шулешкинс-ких» методик многие дети получают подобный жизненный опыт; но обычно это происходит вопреки саду и школе, за счёт семейных или дворовых отношений. Можно подробно рассматривать, как обычная практика тотального разобщения детей в образовательных учреждениях разрушает подобное смысловое пространство, отталкивает большинство ребят от нормального хода жизни. Но любой заинтересованный учитель может научиться и быть внимательным к происходящему с детьми, и привыкнуть увлечённо общаться с ними. Может привыкнуть ценить не то, какими конкретно умениями овладели дети — а их интерес к делу, готовность включаться в него, умение находить партнёра, войти в общий темп работы, поддерживать совместные усилия, сохранять рабочую позу, следовать своему и общему замыслу вплоть до достижения цели. Впрочем, обсуждение учителями и воспитателями этих особенностей уже смыкается с их заботами на уровне программы среднесрочной, без которой долгосрочная перспектива оставалась бы абстракцией.
|