https://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/1
"На путях к новой школе" N_1Привязка к местности Педагогу, путешествующему по стороне подростка, есть смысл для начала немного сориентироваться или, как говорят туристы, привязаться к местности. Надо сказать, что в виду отсутствия удобной в пользовании подробной карты этой стороны-страны, особенно ценными представляются "путевые заметки" и "этнографические исследования", а также некоторые советы для тех, кто рискнет отправиться в путь в страну подростка на стороне подростка.
Школа для подростка На границе 5-6 классов для школьных педагогов заканчивается благостное, относительно благополучное время общения с младшими школьниками. Этот период вроде бы и ожидаем, но при этом, всегда неожиданен для педагогов. Они не узнают спокойных и милых малышей в столь активных, часто агрессивных и вечно проказничающих 5-6-7-классниках. Такое ощущение, что злой джин, доселе томившийся в бутылке, вдруг вырвался наружу. Именно в это время и начинается ВЕЛИКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ ШКОЛЯРОВ И ШКОЛЫ, много раз описанное в мировой литературе. К этой ситуации можно относиться по-разному: Одни считают, что такое поведение подростков ненормально - дети должны быть дисциплинированными, а всякие их поползновения против заведенных в школе порядков - происки, распущенность, плохое воспитание┘ Другие могут думать, что это нормально - подросткам для их развития нужно иметь среду сопротивления и школа ее создает. Третьи, скажут, что все-таки это ненормально, видимо школа в чем-то не соответствует потребностям и природе подростков, и надо что-то менять в самой школьной жизни. Наверняка существуют и другие взгляды. Но, так или иначе, мы из двух возможных углов зрения ("Подросток для школы" или "Школа для подростка") выбираем второй. И в этой рубрике предлагаем всем нашим читателям и потенциальным авторам принять участие в обсуждении - какой должна быть школа ДЛЯ подростка.
Паноптикум подростковых странностей "Паноптикум (лат.) - собрание разнообразных необычайных предметов, причудливых живых существ┘" (Советский Энциклопедический Словарь) "Дети испортились" - говорят педагоги. "Я не узнаю своего ребенка" - вторят им родители. Ленивый, вспыльчивый, наглый, задира, не уважает старших, сам себе на уме... - такими и многими другими характеристиками награждают взрослые своих доселе милых, добрых, любвеобильных по отношению к взрослым учеников и детей. Да, ребята становятся странными, - говорим мы, или просто может быть, другими, нам не всегда понятными. У них появляется своя собственная жизнь, новая жизнь нового поколения, не всегда доступная пониманию взрослых. Но это и есть особенность подросткового возраста. Задача взрослых попробовать понять ребят - что с ними происходит, почему это происходит, какие они - эти странные подростки. В нашей рубрике "Паноптикум подростковых странностей" мы будем представлять и пытаться осмысливать факты их "странной" жизни.
Образование: символы, мифы имена Иногда, чтобы разобраться в частном, нужно увидеть общее - целостный образ; или проследить историю возникновения (расцвета, умирания) того явления, которое пытаешься понять; или уловить нечто главное, важное, стержень проблемы, попробовать отыскать корни проблемы; или выслушать того, чье имя стало неоспоримым авторитетом по данному вопросу. А порой наоборот - нужно ухватиться за деталь, артефакт, набор парадоксальных суждений, чтобы определить свое собственное отношение. Все это мы будем стараться представить в рубрике "Образование: символы, мифы, имена".
Агентство педагогических приключений Многие педагоги находятся в состоянии поиска новых форм сосуществования взрослых и детей, адекватных ребенку вообще и подростку в частности. Форм совместного существования, отвечающих потребностям подростков в романтике, в преодолении трудностей, в сообществе СВОИХ, в свободе, в возможности ощутить себя взрослым, сильным. Так появляется множество мест, где взрослые помогают ребенку строить собственный мир и состоятся в этом мире, стать в нем хозяином хоть на какое-то время. Для взрослого, работающего с подростками, это тоже становится незабываемым приключением. Собирая информацию о сообществах взрослых и ребят, попробуем начать составлять подробную карту возможных "маршрутов путешествий" подростков, что увеличит возможности каждого из нас, позволит обмениваться опытом и идеями при проведении "путешествий". Так, общими усилиями, у нас, быть может, и появится настоящее Агентство педагогических приключений┘
Другими словами Ну вот, дорогой читатель, Вы и познакомились с большей частью материалов нашего журнала. Перед Вами предстали некоторые штрихи к портрету подростка, Вы услышали мнения и советы, зарисовки и размышления людей, неравнодушных к судьбам современных подростков. И, завершая этот номер, хочется снова обо всем этом поговорить, но только "Другими словами" - на языке художественных образов.
"На путях к новой школе" - "На стороне подростка" ╧ 1 Учредитель Эпштейн М.М. Издательство: АНО "Образовательный центр "Участие" 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а Лицензия ЛП ╧ 000218 от 20.07.1999. Редактор Михаил ЭПШТЕЙН Над выпуском работали: Егор БОЛТАЕВ, Наталья КАСИЦИНА, Вера КРЫЛОВА, Андрей РУСАКОВ, Елена САМСОНОВА, Татьяна СКРОДЕНИС, Светлана ШАРОВА, Елена ЮШКОВА Адрес редакции: 195196 Санкт-Петербург, ул. Стахановцев, 13а При подготовке номера использованы материалы сборников "Проблемы преемственности и непрерывности в образовании и психическом развитии детей// Москва- Красноярск, 1999", "Подросток на перекрестке эпох//"Генезис", - М., 1997"
Благодарим ГАГАРИНСКИЙ ФОНД за поддержку проекта "На путях к новой школе", в рамках которого выходит журнал.
|