Кому и зачем нужно альтернативное образование?

  Альтруизм RU : Технология Альтруизма >>   Home  >> БИБЛИОТЕКА МАРГИНАЛА >> СОЮЗНИКИ >> На путях к новой школе >> No 1 2005 год >> Кому и зачем нужно альтернативное образование? >>
https://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/19/10


Надстройка

Сфера управленческих идей и решений вокруг образования — вроде бы не основная для подростковой темы. Скорее она выглядит этакой дополнительной пристройкой или (если угодно) НАДСТРОЙКОЙ к ней. Но совсем без обсуждения этих вопросов не обойтись. Большинство возможных и родительских, и педагогических решений, так или иначе, нуждаются в увязывании с подобными надстроечными механизмами.

Образование: город в поисках альтернативы

К подростковому возрасту обычно нарастает кризис отношений ребенка (и его семьи) со школой. Чаще всего в такие ситуации попадают юноши, но и многие девушки их не минуют. И тогда для многих родителей встает вопрос — если в этой школе у моего ребенка не получается, то, может быть, есть где-то школа (или иное место), где ему каким-то образом помогут получить образование?

Михаил ЭПШТЕЙН, Марина ВОЛЬФСОН

С.-Петербург

Кому и зачем нужно альтернативное образование?

Каким-то образом... А что, существуют какие-то иные пути образования, кроме традиционно понятного и массово принятого? И вот тут родители — если они этого не сделали до начала школьной жизни сына или дочки — вынуждены задуматься о возможных разнообразных способах получения образования, о существующих альтернативах, об альтернативном образовании.

Сегодня государство официально предлагает родителям наравне с ним принять участие в финансировании образования своих детей. А это значит, что родители (по идее) смогут выбирать, в какой школе и по какой программе будет учиться их ребенок, и за что они будут платить деньги.

Только вот есть ли из чего выбирать? Любой выбор подразумевает наличие альтернативы, нескольких равновозможных вариантов. А существует ли реальная альтернатива традиционному способу образования, предлагаемому основной массой школ?

Фактически родители в большинстве школ и сейчас, так или иначе, платят за обучение своих детей. Но понимают ли они за что платят? Удовлетворены ли процессом образования, в который включены их дети? Знают ли об имеющихся альтернативах? Готовы ли «свернуть с проторенного пути» и вложить в это собственные средства?

Какие ценности при выборе образовательного маршрута своему ребенку для них приоритетны? Готово ли общество поддерживать развитие альтернативного образования?

Все эти вопросы требуют подробного исследования. Первый шаг на этом пути в Петербурге был сделан 24 ноября 2004 года. В этот день в рамках форума «Социальный Петербург: новые решения» состоялся «круглый стол» на тему «Альтернативное образование: кому и зачем оно нужно?».

Участникам форума и «круглого стола», в частности, было предложено стать участниками небольшого социологического исследования и ответить на несколько вопросов по альтернативному образованию. Оговоримся, что это исследование никак нельзя назвать всеобъемлющим, пока мы только пытаемся обратить внимание на проблему и очертить круг вопросов, но, как известно, правильно заданный вопрос часто содержит ответ. Итак, перед вами наиболее интересные и показательные данные.

Под альтернативным образованием большинство опрошенных понимает «образование, строящееся на нестандартных, новаторских методических принципах» и «иные, чем традиционные, общепринятые, способы получения образования», в частности, негосударственное образование.

С тем, что в нашем городе есть потребность в альтернативном образовании, так или иначе согласны более 80% опрошенных.

Участники исследования считают, что альтернативное образование нужно, в частности:

  • детям, которым хотелось бы больше свободы и уважения — 40% опрошенных;
  • детям со специальными интересами (например, музыкальными, спортивными, научными и т.д.) — 38%;
  • детям с ограниченными физическими возможностями — 29%;
  • ученикам, имеющим проблемы с учебой — 29%;
  • одаренным детям — 25%

и т. п.

И если бы негосударственное образование было бесплатным, отдали бы своего ребенка в альтернативную школу более 60% участников опроса.

При этом заметим, что сейчас в негосударственных школах в Петербурге учится ничтожно малое количество детей, буквально несколько процентов от общего числа всех школьников. И альтернативных школ (где «образование строится на иных, чем общепринятые, принципах») среди негосударственных не так много. По крайней мере, среди тех, кто открыто об этом заявляет.

В чем тут дело? Только ли в том, что цены, которые вынуждены устанавливать частные школы, для абсолютного большинства родителей неподъемны? Или большинство родителей города вполне удовлетворяют свои (и своих детей) запросы на альтернативное образование в рамках государственной системы? Может быть, негосударственные школы на самом деле в основном нисколько не альтернативны общепринятой системе обучения и обращающиеся туда в поисках иного образования родители просто в них разочаровываются? А может быть, дело в том, что частные школы, как чутко реагирующие на рыночную конъюнктуру образования, улавливают, что родители на самом деле в массе своей не готовы отдавать ребенка в систему, строящуюся на принципах и методах работы, отличающихся от тех, с которыми они сталкивались, когда сами учились? Наверняка могут быть еще и иные варианты объяснения сложившейся ситуации.

Однозначных ответов у нас сейчас нет. Для выяснения возможных причин сложившейся ситуации и поиска путей развития альтернативного образования необходимо проведение более обстоятельного исследования, которое только начинается.



Altruism RU: Никаких Прав (то есть практически). © 2000, Webmaster. Можно читать - перепечатывать - копировать.

Срочно нужна Ваша помощь. www.SOS.ru Top.Mail.Ru   Rambler's Top100   Яндекс цитирования