https://altruism.ru/sengine.cgi/5/7/8/17.html/14
2.9. Об "опытной станции"(о явлении, которое отражает это понятие и о специфике "Первой опытной станции по внешкольному воспитанию")В тексте пособия часто употребляется термин "Опытная станция по внешкольному воспитанию". Это "авторский термин", предложенный и введенный в научный оборот автором данного пособия несколько лет назад. Точнее, это авторская модернизация термина, предложенного в самом начале века известным отечественным социальным педагогом С.Т Шацким, "опытная станция по народному образованию". Оба термина включают в себя сочетание слов "опытная станция" и это роднит их по смыслу, но есть и различия. С.Т. Шацкий, предложивший этот термин и реализовавший то, что он под ним понимал в социально-педагогическом комплексе (получившем в 1919 году название "Первая опытная станция Наркомпроса по народному образованию"), объяснял следующим образом суть своей опытной станции: "Элементы, из которых складывается работа системы учреждений станции: непосредственная педагогическая работа с разными возрастами, связанная с широкой общественной работой, - практика; непрерывная курсовая работа, дающая возможность педагогу в процессе работы проверять свой опыт, пополнять свой запас знаний в зависимости от выдвинутых жизнью моментов, - курсы; учет, анализ опыта, подготовка материала для научной обработки, изучение среды, изучение психофизических особенностей ребенка в его проявлениях и др. - исследование; организация использования опыта станции в массовой работе, работа с широкими кругами педагогов и населения - пропаганда". Говоря современным языком, С.Т. Шацкий дает деятельностно-структурное определение опытной станции. С деятельностной стороны опытная станция - это сочетание практической воспитательной деятельности с научной работой, сочетание деятельности по повышению педагогического мастерства с деятельностью по пропаганде полученных результатов. В организационно-структурном аспекте: опытная станция - это научно-практический и одновременно учебно-пропагандистский педагогический комплекс. Говоря об опытной станции по внешкольному воспитанию, мы имеем в виду все эти виды деятельности в их сочетании в научно-практическом учебно-пропагандистском комплексе, но при этом подчеркиваем, что это осуществляется не в учреждении основного образования, а в структуре досугового центра социализации, т.е. учреждения внешкольного воспитания. В этом и заключается модернизация термина. Этот модернизированный термин понадобился для отражения реального феномена, который является, по сути, опытной станцией, но со своей спецификой (это не опытная станция по народному образованию, а опытная станция по внешкольному воспитанию). Другими словами, эта опытная станция определяет свое предметно-объектное поле не полным объемом наполнения "элементов", а их частью. Во-первых, берется не весь комплекс образовательных структур, как это было у С.Т. Шацкого, а лишь их часть (данный комплекс не включает школу и бытовые структуры, заменявшие детям в опыте С.Т. Шацкого семью) - социальные институты внешкольной (и внесемейной) социализации детей. Во-вторых, берется не весь спектр образовательно-воспитательных видов деятельности, а преимущественно воспитательные его виды. При этом отчетливо осознается тот факт, что по отношению к более целостной системе социализации детей в опытной станции по народному образованию С.Т. Шацкого, предлагаемая нами опытная станция по внешкольному воспитанию является частичной системой. Она не может заменить семейное воспитание и школьное обучение детей, а может лишь частично компенсировать их недостатки. Но задача подмены семьи и школы и не ставилась. Эта модель изначально проектировалась и создавалась именно как воспитательная. Это было вызвано стремлением дополнить социальные институты семьи и школы так, чтобы, не изымая детей из привычной им городской среды, не лишая повседневного общения с родными и близкими (а это было чуть ли не главной особенностью опытной станции С.Т. Шацкого), компенсировать дефицит недостающих социализационных структур и дефицит недостающих социализационных воздействий (преимущественно воспитательного характера). Такой наш подход объясняется работой при других, нежели у С.Т. Шацкого, объективных условиях. (Мы и наши коллеги не имеем возможности увезти воспитанников клуба из города и создать там для них "моноколлектив" интернатного типа.) Уступая во многом целостной воспитательной системе школы-колонии "Бодрая жизнь" опытной станции С.Т. Шацкого (прежде всего в интенсивности воспитательно-обучающего воздействия и скорости такого воздействия), опытная станция по внешкольному воспитанию имеет и преимущество - она может быть реализована в условиях обычного жилого микрорайона современного большого города. Дети не отрываются от родителей, близких, друзей и им не грозит (как воспитанникам С.Т. Шацкого и А.С. Макаренко после их возвращения в "обычную среду обитания") проблема реадаптации к условиям "наличного бытия". Хотя "коэффициент полезного действия" при такой системе воспитания значительно ниже, чем в воспитательной системе С.Т. Шацкого. Таким образом, термин "опытная станция по внешкольному воспитанию" и, прежде всего, отражаемый им феномен действительности - Первая опытная станция по внешкольному воспитанию, - заключает в себе соединение и традиционного (во всяком случае, ранее известного и бытовавшего), и новаторского (не имевшего ранее аналогов, спроектированного и реализованного). При этом традиционное повторяется по сути (учебно-практический и учебно-методический комплекс), а новаторское проявляется как модификация, придающая явлению специфику. Поэтому авторским в данном проекте является не социальный институт опытной станции вообще (как научно-практический, учебно-воспитательный комплекс и одновременно целостная образовательная система) а его разновидность - социальный институт опытной станции по внешкольному воспитанию (как научно-практический и учебно-методический комплекс и одновременно частичная образовательная система), как учреждение дополнительного воспитания. Данное пособие - не плод кабинетных размышлений, оно - продукт авторского обобщения многолетнего опыта. В особенности - непрерывного (практически каждодневного на протяжении почти десяти лет) реального опыта функционирования досугового центра социализации детей, подростков и молодежи, созданного в качестве общественной организации - Первой опытной станции по внешкольному воспитанию. Описываемое в этом пособии общественное учреждение "дополнительного воспитания" (внесемейного и внешкольного) было названо "Первой опытной станцией по внешкольному воспитанию" не случайно. Во-первых, это первая экспериментальная площадка организации-учредителя - общественной исследовательской Ассоциации "Воспитание". Во-вторых, с момента учреждения станции в 1990 г. на базе детского многопрофильного клуба "Ровесник" (созданного по инициативе членов этой Ассоциации, ее членами еще в 1986 г. и являвшегося фактически уже тогда экспериментальной площадкой Ассоциации), она рассматривалась Ассоциацией как первая "опытная модель" новой разновидности внешкольного и внесемейного воспитательного института. Предполагалось, что после отработки и проверки этой модели в экспериментальных условиях ее можно будет сделать столь "технологичной", что станет возможным создавать ее модификации и присваивать этим опытным станциям порядковые номера в соответствии с очередностью возникновения. Наша Ассоциация учитывала известную потребность общества и государства в пополнении системы учреждений дополнительного образования новыми их видами, которое сформулировано в Решении Коллегии Министерства образования РФ следующим образом: "Принять меры к дальнейшему сохранению и развитию видового многообразия сети учреждений дополнительного образования детей". (Из Решения Коллегии Министерства образования РФ "О стратегии развития государственных и муниципальных учреждений дополнительного образования детей" #12/1 от 25.05.94)... << К оглавлению | Конец публикации. К списку литературы. >>
|